108 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
УДК 502.3:37 ББК 20.1
ДИСЦИПЛИНА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
С.В. Крайнева, доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,
e-mail: [email protected]
Н.М. Цейзер, доцент ФГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье исследуется роль дисциплины «Концепции современного естествознания» в формировании общекультурных компетенции бакалавров технического профиля.
Ключевые слова: концепции современного естествознания, компетенция,
компетентностный подход, бакалавр.
Ускорение темпов изменений, происходящих в обществе, влияет на требования к качеству естественнонаучного образования. Естествознание является важнейшим звеном в неразрывной цепи фундаментального образования1, в процессе своей длительной эволюции оно выработало такие методы, приемы и способы познания, которые служат эталонными нормами не только для науки, но и для человеческой культуры в целом.
Учебная дисциплина «Концепция современного естествознания» предназначена для реализации Федеральных государственных стандартов высшего (профессионального) образования (ФГОС В(П)О) по многим направлениям подготовки как специалистов, так и бакалавров, у которых данная дисциплина не входит в профессиональный цикл основной образовательной программы (ООП). Отсюда форма подачи информации и ее содержание (базирующиеся на современных исследованиях ряда наук: физики, астрономии, химии, биологии, экологии, биоэтики и ряда других наук естественного и технического направления) должны быть доступны обучающимся и способствовать формированию предусмотренных ООП компетенций2.
Компетентностный подход, реализуемый в высшем образовании, предполагает технологичность учебного процесса, результатом которого является выпускник («продукт»), качество которого определяется качеством сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. На основе структуры и параметров критериев качества именно этот подход дает возможность оценивать воздействие технологии на качество подготовки бакалавров3.
При компетентностном подходе основным результатом образовательной деятельности становятся общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие выпускникам максимально раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности, быстро и однозначно социализироваться4, вписаться в реалии современного информационного общества5.
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 109
Анализируя перечень компетенций, приведенных в стандартах, и формируемых в процессе изучения «Концепции современного естествознания» становится понятно, что в изменяющихся информационных и социально-экономических условиях, бакалавру обеспечена разносторонняя фундаментальная подготовка, стремящаяся заложить основы теоретических и методологических знаний в области:
- естественнонаучных исследований;
- современных представлений о строении и свойствах материи;
- представлений о пространстве и времени;
- основ существования живой материи;
- основ строения биосферы и проблем, связанных с ее функционированием;
- основ биологических знаний.
Для организации изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» логично использовать блочно-модульный метод, включающий шесть блоков.
Блок-модуль 1. Особенности современного естествознания. Структура и методы естественнонаучного познания.
Блок-модуль 2. Современные науки о Космосе и о Земле
Блок-модуль 3. Жизнь как планетарное и космическое явление. Развитие жизни на Земле и эволюционная теория.
Блок-модуль 4. Живой организм как саморазвивающаяся, саморегулирующаяся система.
Блок-модуль 5. Генетика - наука о наследственности и основные ее концепции.
Блок-модуль 6. Экология и глобальные проблемы современности.
Блоки представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени и способствуют формированию таких общекультурных компетенций, как:
- ОК-6 - способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовность приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения.
- ОК-3 - готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способность привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» характеризуется высокой степенью развития самостоятельности обучающихся за счет применении частичнопоискового и исследовательского методов, кейс-метода и интерактивного общения с преподавателем на основе выполнения разноуровневых заданий и посещения тематических экскурсий, краеведческой направленности. Именно самостоятельность в освоении содержания дисциплины и формирования общекультурных компетенций позволяет привить обучающимся интерес к вопросам региональной экологии и устойчивого развития Челябинской области6, что выражается в улучшении показателей усвоения компетенций,
таких как:
110 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
1) владение знаниями:
- основных теорий и концепций всех наук о живой и неживой природе;
- основных направлений развития естественнонаучной мысли человечества;
- основных направлений интегрирования естественнонаучных знаний о природе вещей в теорию и практику;
- теоретических закономерностей устройства и функционирования сложных живых и неживых систем;
2) владение умениями:
- применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности;
- свободно и обоснованно оперировать естественнонаучными понятиями и терминами в любой ситуации, в том числе при работе с естественнонаучной информацией;
- использовать естественнонаучные методы анализа современных проблем общества;
3) владение способностью к поиску инновационных идей при проектировании, разработке, экспертизе в профессиональной деятельности с опорой на естественнонаучные знания'.
Изучение дисциплины «Концепция современного естествознания» в образовательной организации высшего образования строится на основе различных педагогических технологий и форм организации учебного процесса: лекций (визуализация, проблемная) и практических занятий (конференция, защита исследовательских работ и докладов). Реализация идей, заложенных в рабочей программе дисциплины «Концепция современного естествознания», разработанной нами для студентов технического профиля, увеличивает интерес к вопросам современного естествознания, что выражается в улучшении показателей усвоения компетенций отдельно взятого студента и отражается в его портфолио.
Примечания 1
1 Крайнева, С.В. О современных тенденциях преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания» / С.В. Крайнева // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2014 г.: в 14 частях. Ч. 10. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014.С. 68-71. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/rybakov_m.d._statya_7_2014.pdf
2 Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания / С.Х. Карпенков / [Электронный ресурс]:URL: http://www.bibliotekar.ru/estestvoznanie-2/2.htm
3 Чурляева, Н.П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода / Н.П. Чурляева: Дисс ... д п.н.:13.00.01. - Красноярск, 2008. - 409 с.: 10 ил. РГБ ОД
4 Коробейникова, И.Ю. Аспекты подготовки бакалавров через инспирацию компетенций / И.Ю. Коробейникова, О.Р. Шефер //Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических наук: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов г. Челябинск. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. - С. 185-189.
5 Шефер, О.Р. Образование в информационном обществе / О.Р. Шефер // Материалы ХХ Международной научно-практической конференции: Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов г. Челябинск. - Челябинск: Край Ра, 2013. - С. 15-23.
6 Цейзер, Н.М. Преемственность экологического образования / Н.М. Цейзер, С.В. Тряпицына // Вестник Челябинского государственного университета. -2008. - № 4. - С. 121-123.
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 111
7 Крайнева, С.В. Участие дисциплины «Концепции современного естествознания» в формировании мировозрения обучающихся / С.В. Крайнева // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов. г. Челябинск. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. - С. 189-192.
THE DISCIPLINE "CONCEPTS OF MODERN NATURAL SCIENCE" AS A TOOL OF FORMATION OF CULTURAL COMPETENCE
S.V. Krayneva, teacher, South Ural Institute of Management and Economics,
e-mail: [email protected]
N.M. Tzeyzer, teacher, Chelyabinsk State University, e-mail: [email protected]
Abstract
The article considers the competence approach in higher education. The influence of the discipline "concepts of modern natural science" on the formation of common cultural competence of bachelors of technical profile.
Keywords: concepts of modern natural science, competence, competence approach, bachelor.