Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы как составляющая профессиональной адаптации будущих менеджеров'

Организация самостоятельной работы как составляющая профессиональной адаптации будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕНЕДЖЕР / 1С: ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аушева Н. Н.

В статье рассмотрены условия рациональной организации самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий, в частности программы «1С: Финансовое планирование». Применение подобных программ при подготовке специалистов по финансовому менеджменту, экономическому анализу, маркетингу служит тренажером для изучения компьютерных технологий, ориентированных на решение задач менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views the conditions of rational organisation of students' independent work using information technologies, particularly the programme "1C: Financial Planning". Usage of similar programmes serves as a simulator for studying computer technologies oriented to management task solution in training specialists in financial management, economic analysis and marketing.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы как составляющая профессиональной адаптации будущих менеджеров»

Н. Н. Аушева

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. Б. Узденова

В статье рассмотрены условия рациональной организации самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий, в частности программы «1С: Финансовое планирование». Применение подобных программ при подготовке специалистов по финансовому менеджменту, экономическому анализу, маркетингу служит тренажером для изучения компьютерных технологий, ориентированных на решение задач менеджмента.

The article views the conditions of rational organisation of students' independent work using information technologies, particularly the programme «1C: Financial Planning». Usage of similar programmes serves as a simulator for studying computer technologies oriented to management task solution in training specialists in financial management, economic analysis and marketing.

Главное направление парадигмы образования помимо воспитывающего и обучающего воздействия педагога на обучаемого направлено на личностное, ин-

теллектуальное и деятельностное развитие, оно в то же время служит основой самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Организация самостоятельной работы как составляющая профессиональной адаптации..

Современный выпускник-менеджер должен уметь качественно и профессионально выполнять поставленные перед ним задачи. Наиболее важной задачей для предприятия является обеспечение оперативности, точности, упорядоченности в получении данных по результатам производственной деятельности. Проблемой вуза становится подготовка специалиста, способного решать такие задачи, а проблемой преподавателя - воспитание у студентов потребности в самостоятельной планомерной работе.

Обучение студентов предполагает активную работу всех участников процесса обучения, взаимодействие обучающегося как с обучающим, так и с другими обучающими, более того, их взаимопомощь в процессе обучения, обмен опытом, общение, дискуссии. Наиболее благоприятные условия для такого обучения формируются в среде информационных технологий.

Их использование при подготовке специалистов по финансовому менеджменту, экономическому анализу, маркетингу служит тренажером для изучения компьютерных технологий, ориентированных на решение задач менеджмента.

В этой связи прежде всего стоит обратить внимание на программу «1С: Финансовое планирование». Она может быть использована в процессе обучения специалистов по финансовому менеджменту современным информационным технологиям не только как инструмент подготовки и контроля исполнения финансовых планов предприятия, но и как средство решения широкого круга задач экономического анализа.

Базовая комплектация программы увязывает основные используемые показатели с аналитическим балансом. Поэтому составление и контроль исполнения финансовых планов на их основе позволяет сразу же рассчитать основные показатели и коэффициенты, используемые

для анализа финансового состояния предприятия и тенденций его изменения, доходности и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности, деловой активности и эффективности использования капитала. При этом в ряде отчетов приводятся не только сами показатели, но и даются содержательные текстовые расшифровки их значений, позволяющие начинающему пользователю интерпретировать экономический смысл полученных данных.

Благодаря этому программу можно рассматривать не только как средство для выполнения расчетов, но и как методическое пособие по изучению техники проведения экономического анализа. Программа «1С: Финансовое планирование» может быть использована и как средство изучения порядка применения современных методов математической статистики для формирования прогнозов изменения экономических показателей, выявления зависимостей их изменения друг от друга и внешних факторов.

Практика показывает, что во время выполнения лабораторного практикума на сквозном примере осваиваются основные элементы технологии решения типовых задач составления и балансировки финансовых планов, контроля и анализа их исполнения в среде программы.

Параллельно с рассмотрением основных элементов пользовательского интерфейса здесь дается подробное разъяснение методологии ее использования при практическом решении задач планирования и управленческого учета. Наряду с задачами финансового планирования, на занятиях большое внимание уделяется технике решения задач экономического анализа в компьютерной среде, даются пояснения о порядке интерпретации выводимых программой показателей по отдельности и во взаимосвязи, закрепляются знания по экономическому анализу начального уровня.

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Деятельность в среде информационных технологий определяется прежде всего принципом приоритета самостоятельного профессионального обучения студента. Самостоятельная деятельность обучающегося неизбежно является индивидуальной. Естественно, он опирается на профессиональный опыт обучающегося, поэтому большое значение имеет принцип контекстности обучения.

Кроме того, огромное значение для самостоятельной деятельности студента имеет и его установка на безотлагательное применение полученных им знаний, умений, навыков и качеств в последующей профессиональной деятельности.

Время, которым располагает студент для выполнения учебного плана, складывается из двух составляющих: одна из них - это работа в вузе по расписанию занятий, другая - внеаудиторная самостоятельная работа.

Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль над самостоятельной работой, а также оказывает помощь студентам по правильной организации работы.

Ритм в работе - это ежедневные самостоятельные занятия, желательно в одни и те же часы, при целесообразном чередовании занятий с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. Как только человек втянулся в работу, принуждение снижается, возникает привычка, работа становится потребностью.

Освоение типовых приемов работы с модулями «1С: Предприятие» обеспечивает профессиональную адаптацию будущих специалистов.

Студентов следует знакомить с различными составляющими информационных технологий, применяемых на пред-нологиям требует проработки широкого

приятиях. Такими составляющими являются:

• надежные компьютерные системы;

• современное программное обеспечение;

• специализированное торговое оборудование.

Если обеспечено наличие этих составляющих и порядок в работе, ритм ее определен правильно, студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.

Таким образом, первая задача организации вне аудиторной самостоятельной работы - составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение, работа за компьютером).

Начиная работу, не нужно стремиться делать вначале самую тяжелую ее часть, надо выбрать что-нибудь среднее по трудности, затем перейти к более трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую не столько больших интеллектуальных усилий, сколько определенных моторных действий.

Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание студента к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться.

Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом, когда есть четкая мотивация. Переход к новым информационным тех-спектра как научных, так и практических

задач, связанных с разработкой методического, информационного и программного обеспечения, решения организационно-технологических и других задач.

Применение комплекса новых информационных технологий профессионального назначения в образовательном процессе вуза может существенно повысить качество подготовки будущих специалистов. При этом эффект должен повышаться с повышением уровня преподавания.

Для получения и отработки глубоких и профессионально востребованных знаний, устойчивых навыков работы в сфере информационных технологий, мотивации к дальнейшему самообучению необходима устойчивая связь производства и обучения. Такая связь позволяет своевременно корректировать учебные планы, расставлять обоснованные акценты в обучении и воспитании будущих менеджеров, выпускать дееспособных и востребованных производством специа-

листов.

Стратегия развития современных информационных технологий определяется направлением от информации к знаниям. Компьютерные программы являются носителями знаний в том смысле, что они включают не только информацию в той или иной форме, но и алгоритмы преобразования информации, обеспечивающие достижение определенных целей.

Существуют устоявшиеся формы обучающих программ, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен такой программный продукт.

Для грамотного решения обозначенных в нашем исследовании задач необходима согласованная работа всего педагогического коллектива, ориентирование преподавателей не только на достижение успехов в обучении отдельным дисциплинам, но и на согласованную работу и тесную взаимосвязь между различными учебными циклами и кафедрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.