Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ В MS EXCEL'

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ В MS EXCEL Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНЕЙНОЕ И ЦЕЛОЧИСЛЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ И ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ / LINEAR AND INTEGER PROGRAMMING / TRANSPORT AND PROBLEM OF ASSIGN

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Имомов А.И.

В статье решаются задачи исследования операций в MS Excel, такие как: линейного программирования, целочисленного программирования, транспортная задача, задача о назначениях. Для этого используетсяНадстройка MS Excel Поиск решение.In this article, is solved problems of operations research in MS Excel such as : linear and integer programming, transport problem, problem of assign. For that it is used search solving command of MS Excel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Имомов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ В MS EXCEL»

интереснее её прочтение. Чем богаче и сложнее мир, который предлагает нам автор - иллюстратор, чем он убедительнее и совершенней пластически -тем больше поводов для размышлений. Книга становится любимой тогда, когда мы размышляем о ней и возвращаемся к ней в разные периоды жизни, и каждый раз она даёт нам новую пищу для размышлений и помогает понять то. что происходит в нашей жизни - откровения в искусстве для тех, кто их умеет считывать, не заменимы ничем.

Мы изучили информация об иллюстрациях современности. Раскрыли основные положения иллюстраций в современных странах. Какую ценность они представляют они для современного человека. Как влияют они на общество.

Использованные источники:

1. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991

2. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

3. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., 1992

Имомов А.И., к.физ.-мат.н. старший приподаватель кафедра "Прегладной математике" Наманганский государственный универститет

Узбекистан, г. Наманган ОРГАНИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ

В MS EXCEL

В статье решаются задачи исследования операций в MS Excel, такие как: линейного программирования, целочисленного программирования, транспортная задача, задача о назначениях. Для этого используется Надстройка MS Excel Поиск решение.

In this article, is solved problems of operations research in MS Excel such as : linear and integer programming, transport problem, problem of assign. For that it is used search solving command of MS Excel.

Ключевые слова: линейное и целочисленное программирование, транспортная и задача о назначениях.

Key word: linear and integer programming, transport and problem of assign.

1.Задача линейного программирования [1,2].В MS Excel решим задачу:

L(x) = 3xl + 4x2 ^ max, xl + 2x2 < 4, xl + x2 < 3,2xl + x2 < 8, xi > 0, i = 1,2

В окне электронной таблицы построим таблицу:

А B C D Е F

1 Задача лин прог-я

2 Переменные x1 x2

3 значения переменных 2 1

4 целевая функция 3 4 10 0

5 ограничение 1 1 2 4 4

6 ограничение 2 1 1 3 3

7 ограничение 3 2 1 5 8

В ячейки Е4,Е5,Е6,Е7 записываем следующие формулы: Е4:=3*В3+4*С3 (целевая функция), Е5:=В3+2*С3, Е6:=В3+С3, Е7:=2*В3+С3 (ограничения ). В ячейках F5:F7 записываем правые части ограничений.

В диалоговом окне Поиск решения задаём значения параметров.

1) в площадке "оптимизировать целевую функцию" задаем ячейку-Е4(

$Е$4).

2) в площадке "изменяя ячейки переменных" указываем ячейки -$В$3:$С$3.

3) в площадке "в соответствии с ограничениями"задаём ограничения задачи.

Нажимая кнопку Найти решение получаем решение задачи. В ячейках В3:С3 даны оптимальное решение, а оптимальное значение Цх) дано в ячейке Е4.

В окне "Выберите метод решение" имеется список трёх методов:

1) Поиск решения задачи линейного программирования симплекс методом.

2) Поиск решения методом ОПГ-для гладких задач,

3) Поиск решения эволюционным методом-для негладких задач..

2. Решение задачу целочисленного линейного программирования.

При задании ограничений в диалоговом окне Поиск решение можно потребовать значения переменных, чтобы они были целочисленными. Это требование можно задавать после нажатия кнопку Добавить. Рассмротрим следующую задачу целочисленного программирования:

Ь(х) = 2х + 4х2 ^ тах,2х + х2 < 19/3,х + 3х2 < 3,х > 0 — целое,I = 1,2

Эта задача решается как и предыдущая задача, с той указанной разницей._

А B C D Е F

1 Задача лин прог-я

2 Переменные x1 x2

3 значения переменных 1 3

4 целевая функция 2 4 14

5 ограничение 1 2 1 5 6,33

6 ограничение 2 1 3 10 10

В окне Параметры поиска решения задаём следующие параметры:

№ Основные операции Значения в ячейке таблицы

1 Ячейка значения целевой функции $E$4

2 Максимум или минимум Максимум

3 ..изменяя значения ячеек $B$3:$C$3

4 ограничения $В$3=целое,$В$3>=0,$С$3=целое,$С$3>=0, $E$5<=$F$5,$E$6<=$F$6

5 Способ решения Симплексный метод

Решение получилось целочисленным: х (Хрх2) (1,3)^(х) З.Транспортная задача. Рассмотрим следующую задачу:

m n n m

L(x) = EEcvxv ^ min,EX = ai'Exv = bj'xv ^ 0

¿=i j=i j=1 ¿=i .

Здесь принимаем m=3,n=4. В таблице MS Excel имеются 3 пункта отправления (ПО) и 4 пункта прёма (1111), m<=10,n<=10.

Таблица MS Excel и окно Поиск решения заполняетсяя следующим образом:

1) Матрица платежей рассполагается в диапазоне B3:K12.

2) В ячейках B13:K13 записаны возможности пунктов отправления.

3) В ячейках L3:L12 записаны возможности пунктов приёма (1111).

4) В диапазоне B14:K23 записаны компоненты плана.

5) В ячейку B24 запишем формулу =сумм(В14323), и скопируем ё в ячейки С24:К24.

6) В ячейку L14 запишем формулу =сумм(В14:Ю4), и скопируем ё в ячейки L15:L23.

7) Значения целевой функции суммируется в ячейке H2: =суммпроизв(В3 :К2;В14:К23).

8) Входим в диалоговое окно Данные^Поиск решение , где выбираем значения параметров так: "оптимизировать целевую функцию $H$2 до минимума, изменяя ячейки переменных $B$14:$K$23. В соответствии с ограничениями $B$24:$K$K24=$B$13:$K$13,$L$3:$L$12:$L$14:$L$23".

9) На вопрос "Выберите метод решения" выбираем "Поиск решения лин.задач симплекс методом" и нажимается кнопка "Найти решение". Решение задачи появляется в окне электронной таблицы. Оптимальное значение целевой функции возникает в ячейке Н2. Оптимальное решение плана перевозок пояляется в диапазоне В24: К23.

Диалоговое окно Поиск решения заполняется согласно следующей таблице:

№ Основные операции Значение ячейки

1 Ячейка значения целевой функции $ВД2

2 Максимум или минимум Минимум

3 ..изменяя значения ячейек $B$14:$K$23

4 Ограничения $B$24:$K$24=$B$13:$K$13, $L$3:$L$12:=$L$14:$L$23

5 Метод решения Симплексный метод

Электронная таблица имеет следующий вид:

Оптимальное решение получено в ячейках В14:03, Н2.

4. Задача о назначении. Эта задача отличается от транспортной

а = 1,6 = 1,1 = \.т.] = 1..п

задачи, тем что здесь

.Изобразим решение на экране:

1 Задача о назначении

2 Данные

3 Пункты отправления 4 <=10

4 Пункты приёма 4 <=10

5 Матрица оценок ПП1 ПП2 ППЗ ПП4

6 П01 2 10 0 0 0 1 1 1

7 П02 15 4 14 8 0 1 0 0 1 1

0 ПОЗ 13 14 11 11 0 0 1 0 1 1

П04 4 15 13 19 1 0 0 0 1 1

10 26

11 1 1 1 1

Диалоговое окно Поиск решения заполняется следующим образом:

№ Основные операции Значение ячейки

1 Ячейка значения целевой функции $1$А10

2 Максимум или минимум Минимум

3 ..изменяя значения ячеек $G$6:$J$9

4 ограничения $G$11:$J$11=$G$12:$J$12, $L$6:$L$9:=$M$6:$M$9

Использованные источники:

1. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании: Учеб.-2-е изд,испр.- М.: Дело, 2001. — 688 с.

2. Таха Х.А. Введение в исследование операций, 7-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. — 912 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каштанова И. И., к.филол.н.

доцент

кафедра лингвистики и перевода Некрасова И. И. студент 5 курса факультет иностранных языков МГПИ им. М. Е. Евсевьева Россия, г. Саранск ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения говорению на основе модели коммуникативной ситуации в средней общеобразовательной школе. МКС представляет собой учебную речевую ситуацию, имитирующую реальную ситуацию с помощью средств комплексной зрительно-слуховой наглядности и побуждающую учащихся к высказыванию. В статье подробно разбираются этапы и формы работы с МКС по теме «Музыка», которые могут быть рекомендованы для использования на старшем этапе обучения английскому языку.

Ключевые слова: обучение языку, говорение, модель коммуникативной ситуации, наглядность, речевая ситуация.

Abstract. The article deals with challenge of teaching secondary schoolchildren to speak English using a model of communicative situation. A model of communicative situation is a training speech situation that simulates a real one with the help of complex visual and auditory aids and stimulates students to speak out. The paper presents the stages and methods of using a model of communicative situation on the topic "Music" that can be recommended for the senior stage of the English language teaching at school.

Key words: language teaching, speaking, model of communicative situation, visual and auditory aids, speech situation.

В современной методике принято говорить о коммуникативной направленности обучения иностранному языку. Однако, распространенной практикой на уроках английского языка стала подмена обучения устной речи серией лексических и грамматических упражнений, тренировкой умения понимать устный и письменный текст, а также обучение умению создавать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.