УДК 37
Арсеньева Н.Ю.
воспитатель ГБОУ № 601 (ОДО) Приморского района (г. Санкт-Петербург, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: данная статья посвящена влиянию двигательной активности на жизнь ребенка. В статье разбираются важные и необходимые двигательные активности.
Ключевые слова: двигательная активность, ранний возраст, дошкольный возраст, двигательный режим группы, комплекс гимнастики.
Для всех детских возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности.
Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности?
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство. А, значит, важное значение в работе с детьми должно уделяться разумной организации двигательной активности детей в течение дня, обеспечению удовлетворения потребностидетей в двигательной активности. В случае же неудовлетворения
этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности дети быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Я работаю в старшей оздоровительной группе для ослабленных и часто болеющих детей, где особенно важно проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей в детском саду.
Чтобы дети группы были здоровы и жизнерадостны, я поставила перед собой следующие задачи:
- наладить разумный двигательный режим группы,
- повысить и разнообразить двигательную активность детей,
- создание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей,
- учитывать индивидуальные особенности детей и их физическую подготовленность,
- развивать и корректировать основные виды движений,
- проведение оздоровительных процедур в группе.
Разрабатывая двигательный режим группы, руководствовалась следующими рекомендациями:
- общая продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования ребенка,
- содержанием двигательного режима является двигательная деятельность разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам деятельности,
- определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения на коррекцию систем и функций организма, которые включаются в организованные и индивидуальные формы работы с детьми.
Чтобы повысить двигательную активность детей, я стремилась заинтересовать их в разных видах движений, наполнить их жизнь разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными
движениями под музыку, хороводными играми. Эмоционально окрашенная деятельность вносит разнообразие в жизнь детей, доставляет им радость и удовольствие.
Использование на занятиях разнообразных двигательных действий и заданий (пальчиковые игры и упражнения, динамические паузы, игровые упражнения на развитие общей моторики, психогимнастические упражнения и игры) предупреждает появление утомляемости у детей и повышает их умственную работоспособность.
Пальчиковые игры и упражнения, используемые на занятиях по изодеятельности, дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают ловкость, гибкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять эмоциональное напряжение. Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по изодеятельности, но также на занятиях по математике, развитию речи, физкультурой. Что касается физкультуры, то гимнастика для пальцев вполне может войти в состав общей гимнастики.
Используя пальчиковые игры на занятиях, я учитывала следующие рекомендации:
- после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук),
- пальцы рук лучше нагружать равномерно.
Двигательные паузы включала в любые занятия независимо от характера материала, который осваивается детьми. Они способствуют психофизической релаксации, повышению работоспособности, эффективному переключению ребят с одних видов деятельности на другие.
Игровые упражнения на развитие общей моторики - движений рук, ног, туловища учат детей совершенствовать свои движения, развивать их выразительность, точность, разнообразие. Дети учатся управлять своим телом.
Психогимнастические упражнения решают комплекс следующих задач:
- развитие воображения, которое обеспечивает не только создание новых образов, но и специфическое вхождение ребенка в эти образы, а через них - и в целостное психосоматическое состояние, способствующее успешному решению на занятиях тех или иных задач,
- психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности,
- гармонизация отношений с другими людьми (детьми и взрослыми),
- воспитание способности к самопознанию и самосозиданию, выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе и т. д.
Чтобы повысить двигательную активность детей также создан физкультурный уголок в спальной комнате, оснащенный разнообразным физкультурным инвентарем: мячи резиновые и пластмассовые разных размеров, кегли, обручи, скакалки, веревки, деревянные ребристые доски, кольцебросы и т. д. Выполнение вместе с детьми физических и игровых упражнений в физкультурном уголке, участие в играх малой подвижности помогает развивать и поддерживать интерес детей к разнообразным движениям. Физкультурный уголок используется также для развития и коррекции основных видов движения.
Необходимо хорошо знать и учитывать индивидуальные особенности детей: состояние здоровья, физическую подготовленность, продолжительность и интенсивность двигательной активности в течение дня, вид темперамента. Наблюдения за детьми показали, что можно выделить три группы детей: большой, средней и малой подвижности.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Среди них выделяются дети с несколько повышенной или сниженной интенсивностью двигательной активности, не сказывающейся на их общем поведении. Такие дети самостоятельно активны.
Дети большой подвижности всегда особо заметны, отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается «малая степень ее осознанности». Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности необходимо уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.
Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В отличие от подвижных детей, умеющих найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, часто отказываются идти в детский сад. У малоподвижных детей отмечается целый ряд неопределенных движений. Например, медленное продвижение за счет скользящего шага вперед или в сторону, движения типа «полуходьбы» (шаг - остановка - полшага или шаг на месте - снова остановка).
У малоподвижных детей стремилась воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Вначале необходимо выяснить, чем объясняется малоподвижность ребенка: дефицит условий для движений, слабые двигательные умения и навыки, состояние здоровья или же ребенок приучен к малоподвижному образу жизни. В играх и упражнениях объединяла детей не только с различным уровнем развития движений, но и с одинаковым. В первом случае, когда объединяются дети с разным уровнем развития двигательных умений, возможно взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного. Дети наблюдают удачные приемы действий. Во втором случае, когда двигательные умения сходные (они могут быть как низкого, так и высокого уровня), играющие имеют равные возможности добиться успеха.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости от проявленных двигательных действий. Детей привлекают совместные, дружеские движения.
После дневного сна проводятся оздоровительно-закаливающие мероприятия:
- бодрящая гимнастика,
- воздушные ванны, бег, ходьба, ходьба по тропе «Здоровья»: ходьба по ребристой доске, обручу, топтание на полотенце, намоченном в соляном растворе, ходьба по сухому полотенцу, ребристой доске (5 раз).
Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки. Поднятию мышечного тонуса способствует, кроме физических упражнений, контрастная воздушная ванна и специальные водные закаливающие процедуры. Настроение детей зависит от того, как они выспались и от эмоциональной обстановки. Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся ребенку. Они должны доставлять ему радость и удовольствие. Следует избегать всякого принуждения. Если ребенок отказывается от гимнастики, не стоит настаивать, необходимо выяснить причину.
Варианты проведения гимнастики после сна:
- разминка в постели,
- танцевальные упражнения под музыку,
- хороводная игра,
- игра малой подвижности,
- упражнения, развивающие двигательное воображение.
В комплекс гимнастики после сна может быть включена также и пальчиковая гимнастика.
Подбирая комплекс гимнастики после сна, учитываю предыдущую деятельность детей. Например, если в этот день дети занимались в физкультурном зале, то гимнастика после сна проводится в игровой форме, с
небольшой нагрузкой. После гимнастики проводятся водные закаливающие процедуры.
Считаю, что в результате проведенной работы удалось повысить двигательную активность у детей средней подвижности, вызвать и поддерживать интерес к разнообразным движениям у малоподвижных детей, привлечь их к совместным действиям со сверстниками. Дети большой подвижности начали проявлять интерес к физическим упражнениям с разнообразными предметами. Наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность. В подвижных играх дети стараются не нарушать правила, проявляют терпение, выдержку. Планируемые задачи на будущее:
- дальнейшее укрепление здоровья детей, закаливание и развитие двигательной активности,
- использование в работе с детьми релаксационных упражнений,
- продолжать предупреждать детскую утомляемость разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха,
- укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах,
- обогащать представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливания,
- развивать сотрудничество с семьей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» (3-7 лет);
2. Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей» (35 лет);
3. В.А. Шишкина «Движение и движения»
Arsenyeva N.Yu.
School No. 601 (St. Petersburg, Russia)
ORGANIZATION OF RATIONAL MOTOR ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: this article is devoted to the influence of motor activity on a child's life. The article examines important and necessary motor activities.
Keywords: motor activity, early age, preschool age, group motor mode, gymnastics
complex.