Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
физическая культура РФ / спорт РФ / Росспорт / спорт приморский край / спорт среди населения / организация спорта / современное состояние спорта в приморском крае / physical culture of the Russian Federation / sports of the Russian Federation / Rossport / sports Primorsky Krai / sports among the population / sports organization / the current state of sports in Primorsky Krai

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебеденко А.А.

В статье, анализируется и дается оценка организации физической культуры и спорта в Приморском крае. Рассмотрена правовая основания организации спорта в РФ. Рассмотрена система органов власти участвующих в организации физической культуры и спорта среди населения. Дана оценка современному состоянию организации физической культуры и спорта в Приморском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG THE POPULATION IN PRIMORSKY KRAI

The article analyzes and assesses the organization of physical culture and sports in Primorsky Krai. The legal basis of the organization of sports in the Russian Federation is considered. The system of authorities involved in the organization of physical culture and sports among the population is considered. The assessment of the current state of the organization of physical culture and sports in Primorsky Krai is given.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ»

УДК 796.011

Лебеденко А.А. студент БОР-15

Владивостокский университет экономики и сервиса

г. Владивосток

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ Аннотация. В статье, анализируется и дается оценка организации физической культуры и спорта в Приморском крае. Рассмотрена правовая основания организации спорта в РФ. Рассмотрена система органов власти участвующих в организации физической культуры и спорта среди населения. Дана оценка современному состоянию организации физической культуры и спорта в Приморском крае.

Ключевые слова: физическая культура РФ, спорт РФ, Росспорт, спорт приморский край, спорт среди населения, организация спорта, современное состояние спорта в приморском крае

Lebedenko A. A.

Student BOR-15 Vladivostok University of Economics and service

Vladivostok

ORGANIZATION OF WORK IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG THE POPULATION IN PRIMORSKY

KRAI

Annotation. The article analyzes and assesses the organization of physical culture and sports in Primorsky Krai. The legal basis of the organization of sports in the Russian Federation is considered. The system of authorities involved in the organization of physical culture and sports among the population is considered. The assessment of the current state of the organization of physical culture and sports in Primorsky Krai is given.

Keywords: physical culture of the Russian Federation, sports of the Russian Federation, Rossport, sports Primorsky Krai, sports among the population, sports organization, the current state of sports in Primorsky Krai

Согласно Федерального закона88 к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно- технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно- государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно- прикладным видам спорта; 1.1) спортивные федерации;

88 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.

2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

3) оборонные спортивно- технические организации;

4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;

5) Олимпийский комитет России;

6) Паралимпийский комитет России;

7) Сурдлимпийский комитет России;

8) Специальная олимпиада России;

8.1) Российский студенческий спортивный союз;

9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;

10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта89.

Такое многообразие субъектов физической культуры находит свое отражение в существовании различных органов управления рассматриваемыми видами деятельности. Управление физической культурой определяется как целенаправленная, планомерно осуществляемая на основе объективных закономерностей ее социально- экономического развития деятельность, направленная на обеспечение эффективного функционирования сферы физической культуры и спорта в интересах физического совершенствования людей90.

Развитие исследуемой сферы в Приморском крае регулируется Государственной программой Приморского края «Развитие физической культуры и спорта Приморского края» на 2013- 2020 гг. (далее - Программа)91

Ожидаемые результаты реализации государственной программы состоят в том, что в результате реализации государственной программы будет обеспечено92:

89 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.

90 Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Проблемы институционализации правовой политики современного Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. - 2009. - № 2. - С. 17.

91 Щукин И. А. Совершенствование системы управления физической культурой и спортом // Социум. 2018. С. 34.

92 Там же

- увеличение доли населения Приморского края, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Приморского края к 2021 году до 38,6 процентов;

- увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта к 2021 году до 44 процентов;

- увеличение количества спортивных сооружений к 2021 году до 176,8 единиц на 100 тыс. человек населения;

- увеличение доли обучающихся и студентов Приморского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов Приморского края к 2021 году до 80,5 процентов;

- увеличение количества квалифицированных тренеров и специалистов Приморского края в области физической культуры и спорта, работающих по специальности, к 2021 году до 3500 человек;

- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Приморского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Приморского края к 2021 году до 14,9 процентов;

- увеличение доли граждан, выполнивших нормативы комплекса ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов комплекса ГТО, к 2021 году до 29 процентов;

- увеличение численности детей и подростков Приморского края, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (ДЮСШ, СДЮШОР) к 2021 году до 31900 человек;

- увеличение доли граждан, занимающихся в спортивных организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6 - 15 лет к 2021 году до 50 процентов;

- увеличение численности спортсменов Приморского края, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации к 2021 году до 150 человек; увеличение количества занятых призовых мест спортсменами Приморского края на всероссийских и международных спортивных соревнованиях к концу 2020 года до 300;

- увеличение к 2021 году реальной среднемесячной заработной платы работников краевых государственных учреждений физической культуры и спорта в 1,5 раза.

Физическая культура и спорт в Приморском крае характеризуется взаимосвязанными показателями, отражающими сформированную систему привлечения населения края к занятиям физической культурой и спортом, а также систему подготовки спортсменов от новичка до спортсмена высокого класса.

По состоянию на 1 января 2019 г. численность регулярно занимающихся физической культурой и спортом в Приморском крае составляла 511 711 чел. - это 26,3 % от общей численности населения края. Данный показатель улучшен по отношению к предыдущему периоду на 2,2 % (рис. 1).

26.5 26 25.5 25 24.5 24 23.5 23

1/1/2018 1/1/2019

% населения

Рисунок 1 - Количество занимающихся, от общего населения, % В настоящее время на территории Приморского края получили развитие 86 видов спорта. Наиболее массовыми видами спорта в Приморье являются: футбол - 29 500 занимающихся, баскетбол - 23 509, волейбол - 23 319, легкая атлетика - 10 998 и хоккей - 5 772 занимающихся. Все остальные виды спорта имеют число регулярно занимающихся - до 5000 человек.

Государственная поддержка развития видов спорта оказывается краевым спортивным федерациям по видам спорта, имеющим государственную аккредитацию.

Базовыми видами спорта в Приморском крае являются 6 видов спорта, утвержденных Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 7 мая 2013 года № 244 «О порядке утверждения базовых видов спорта», из них, летние виды спорта: бадминтон, гребля на байдарках и каноэ, парусный спорт, тхэквондо (ВТФ), тяжелая атлетика; зимние виды спорта: конькобежный спорт (шорт- трек).

Система подготовки спортсменов от новичка до спортсмена высокого класса в Приморском крае включает 53 учреждения спортивной направленности, в том числе:

- 50 муниципальных детско- юношеских спортивных школ и центров спортивной подготовки;

- краевая комплексная детско- юношеская спортивная школа;

- краевой центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства;

- федеральное образовательное учреждение «Приморское училище (техникум) олимпийского резерва».

- Общая численность спортсменов, занимающихся в данных учреждениях, составляет 33 217 человек.

В целях развития инфраструктуры массового спорта в 2017- 2018 гг. осуществлялась государственная поддержка строительства 23 спортивных объектов муниципальной собственности. Из них в 2018 г. построены и введены в эксплуатацию 5 спортивных объектов, в том числе:

- спортивный зал в г. Дальнереченске,

- спортивный комплекс «Шахтер» пос. Липовцы;

- спортивный комплекс в г. Спасске- Дальнем;

- стадион «Юбилейный» в с. Вольно- Надеждинское;

- спортивный комплекс в с. Хороль.

В заключении хочется акцентировать внимание на основных задачах по развитию спорта в Приморском крае на 2019 год и вопросах, требующих первоочередного решения:

1) Развитие детско- юношеского спорта, включая поддержку и развитие муниципальных детско- юношеских спортивных школ, укрепление их материально- технической базы.

2) Привлечение населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе посредством развития доступной материально- технической базы, прежде всего на территории образовательных учреждений и в жилых массивах.

3) Развитие государственно- частного партнерства в вопросах создания и эксплуатации спортивной базы в Приморском крае.

4) Привлечение средств федерального бюджета на строительство спортивных объектов для массового спорта, в том числе:

- строительство стадиона школы № 6 в г. Партизанске;

- реконструкция стадиона ДЮСШ в г. Большой Камень.

5) Поддержка адаптивной физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, решение вопроса о создании базы круглогодичной подготовки для спортсменов данной категории.

6) Обеспечение мероприятий по реализации Всесоюзного физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на территории Приморского края.

7) Повышение уровня эффективности работы с аккредитованными краевыми общественными спортивными организациями - федерациями по видам спорта.

8) Поддержка спорта высших достижений, в том числе, обеспечение предолимпийской подготовки спортсменов Приморского края.

9) Решение вопроса о создании на территории Приморского края при участии федерального бюджета базы подготовки сборных команд России к летним Олимпийским играм 2020 года в Японии.

На сегодняшний день для поддержки отрасли спорта только бюджетных финансовых средств недостаточно. Ежегодные расходы бюджетов всех уровней составляют около 0,7% к общей сумме расходов и, согласно данным федерального бюджета РФ на 2017-2019 гг. , предполагается уменьшение

доли финансирования физической культуры и спорта на 0,6% к ВВП. В свою очередь, Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г. предполагает увеличение количества людей, занимающихся спортом, с 15 до 40%, количество стадионов, спортивных комплексов и спортивных площадок.

В этих условиях осуществляется активный поиск дополнительных средств для строительства спортивных объектов, повышения эффективности использования бюджетных средств на эти цели и обеспечения эффективного сочетания интересов бизнеса и государства.

В качестве такого инструмента на первый план выдвигается государственно - частное партнерство.

Использование механизма ГЧП позволяет:

1 ) Осуществить более качественное и более комплексное развитие физической культуры и спорта в России.

2) Повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли.

3) Снизить долю государственных затрат на финансирование физической культуры и спорта.

4) Уменьшить временные рамки на осуществление политики по развитию отрасли.

Для того чтобы увеличить вовлеченность населения в занятия спортом, необходимо также понимать мотивацию населения.

Использованные источники:

1. Анненков В.Н. Система физической культуры и спорта Российской Федерации и ее субъектов // Теория и практика физической культуры, 2016. -№7. - Электронный ресурс. - Режим доступа URL: // http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2007N7/p77- 79.htm.

2. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662- р // Размещено на официальном сайте Правительства РФ. - Электронный ресурс. - Режим доступа: // http://government.ru/info/6217/.

3. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

5. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. -№ 50. - Ст. 6242.

6. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415- ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 52 (часть V). - Ст. 7464 (прил. 47 (продолжение), прил. 4850).

7. Распоряжение Правительства РФ от 02.01.2014 № 2- р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры

и спорта в Российской Федерации на 2016- 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 2 (часть II). - Ст. 229.

8. Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Проблемы институционализации правовой политики современного Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. - 2009. - № 2. - С. 17- 19.

9. Переверзин, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И.

10. Постановление от 7 декабря 2012 г. N 381- па об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие физической культуры и спорта Приморского края» на 2013- 2020 гг.

11. Щукин И. А. Совершенствование системы управления физической культурой и спортом // Социум. 2018. 98 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Шумилов В. М. Правовая система США. М.: ДеКА, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.