Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ДЕПАРТАМЕНТ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ПРОГРАММА / ПОКАЗАТЕЛИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Люлькин Р.А.

В статье рассматривается сфера физической культуры и спорта как фактор успешного социально-экономического развития. Деятельность департамента физической культуры и спорта Приморского края. Изменение структуры исполнительного органа Приморского края, и анализ эффективности программно-целевого метода, сравнение ожидаемых результатов с фактическими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 353.9

Р.А. Люлькин

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассматривается сфера физической культуры и спорта как фактор успешного социально-экономического развития. Деятельность департамента физической культуры и спорта Приморского края. Изменение структуры исполнительного органа Приморского края, и анализ эффективности программно-целевого метода, сравнение ожидаемых результатов с фактическими.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, департамент, Приморский край, программа, показатели, финансирование, инфраструктура, популяризация.

На современном этапе происходит возрастание экономической и политической функции сферы физической культуры и спорта наряду с ее социальной значимостью. Развитие физкультурно-спортивного комплекса положительно влияет на все сферы общества, увеличивая человеческий потенциал и капитал, создавая дополнительные факторы успешного социально-экономического развития. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культуры, а также спортивные успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, свидетельством экономического и оборонного могущества государства. Забота о всестороннем и эффективном развитии физической культуры и спорта, оздоровление нации и сохранение ее генетического потенциала, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное физическое воспитание здорового, физически крепкого поколения - важнейшая задача государственной социально-экономической политики.

В этой связи особо важным становится совершенствование имеющихся подходов к управлению развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации.

В современных условиях развития физкультурно-спортивного движения России наиболее важную роль играет эффективность управления не только федерального центра, но и на региональном уровне. Целью статьи является изучить процесс управления физической культурой и спортом в регионе на примере Приморского края, и выявить его основные проблемы.

До 2013 года управление физической культуры и спорта в Приморском крае осуществляло Управление по физической культуре и спорту Приморского края. С 1 января 2013 года Управление претерпело изменения, и было переименовано в Департамент по физической культуре и спорта Приморского края.

Департамент физической культуры и спорта Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере физической культуры и спорта на территории Приморского края. Департамент формируется Администрацией Приморского края, подчиняется и подотчетен Губернатору края - Главе Администрации Приморского края и вице-губернатору Приморского края, курирующему деятельность департамента. [3]

Главными нормативно-правовым документами, регулирующими деятельность Департамента являются:

1.Федеральный закон № 329-Ф3 от 04 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». [1]

2.Закон Приморского края № 399-K3 от 10 апреля 2009 г. «О физической культуре и спорте в Приморском крае» (Принят законодательным собранием Приморского края 25.03.2009). Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами регулирует правовые, организационные, экономические и социальные отношения в области физической культуры и спорта в Приморском крае [2].

Основным методом управления физкультурой и спортом Приморского края является программно -целевой метод.

© Люлькин Р. А., 2016.

Научный руководитель: Сидоренко Ольга Владимировна - доктор экономических наук, доцент, Хабаровский государственный университет экономики и права, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 2 (53). Т. II.

Основными целями реализации программы «Развитие физической культуры и спорта Приморского края на 2013-2017 годы» являются: обеспечение возможности для населения Приморского края вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре; повышение конкурентоспособности спортивных сборных команд Приморского края и спортивных клубов Приморского края на российской и международной спортивной арене [3].

В таблице 1 произведено сравнение программных показателей с фактическими за период 2012 по 2014 гг.

Таблица 1

Показатели развития физической культуры и спорта в Приморском крае

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год

План Факт План Факт План Факт

Доля населения П.К., систематически

занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения П.К. 21% 24,1% 23% 26,4% 25% 25%

Количество квалифицированных тренеров и специалистов П.К. в области физиче- 3482 3553 3486 3573 3486 3509

ской культуры и спорта, работающих по тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел.

специальности

Количество спортивных разрядов "КМС" и спортивных званий "МС России", 531 386 580 375 600 935

"МСМК " и "ЗМС ", присвоенных спортсменам П.К. чел. чел. чел. чел. чел. чел.

Единовременная пропускная способность объектов спорта (процент обеспеченности 25,37% 25,37% 25,50% 28,24% 28,0% 26,48%

спортсооружениями от норматива)

Численность Приморского края 1950,401 тыс. чел. 1942,9 тыс. чел 1938,516 тыс. чел.

финансирование программы. 3 328 455,9 тыс. руб. 4 816 055,9 тыс. чел. 1 736 903,4 тыс. чел. 2 817 430 тыс. чел.

Данные таблицы показывают, что планомерно растет количество фактически занимающихся спортом людей, так же и по сравнению с программными показателями в среднем на 3% в год.

Количество квалифицированных тренеров является проблемой не только в Приморском крае, но и по всей России. Поэтому мы видим задачу программы не увеличить количество квалифицированных тренеров до 2016 года, а не допустить снижение этой цифры 3486 тыс. чел. Рост прогнозируется в 2017 году 3490 тыс. чел. Фактический показатель показывает, что только в 2013 году выросло количество тренеров по соотношению к предыдущему году. Можно сказать, что рост обусловлен увеличением финансированием 2013 года. [3]

В связи с популяризацией спорта резко возрастает потребность в увеличении количества спортивных сооружений, однако фактически в 2014 году наблюдается невыполнение показателя, учитывающего пропускную способность объектов спорта (табл. 1).

В этой связи главной задачей в крае является увеличение спортивных сооружений в регионе, способных принять всех желающих заниматься физической культурой и спортом (табл. 2).

Таблица 2

Оценка ожидаемых последствий решения проблемы управления физической культурой

и спортом в Приморском крае

Формулировка решаемой проблемы Наименование задачи программы Конечный результат подпрограмм

Недостаток спортивных сооружений для занятий массовой физической культурой и спорта Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства Увеличение доли населения региона систематически занимающихся физической культурой и спортом не менее чем до30% к 2020 году

Увеличение доли граждан, ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 5% к 2015 году и не менее 10% к 2020 году

Обеспечение жителей области спортивными сооружениями, в расчёте 267 ед. на 100 тыс. населения региона

Так как на современном этапе рассчитывать на увеличение финансирования не приходится, считаем, что основным источником является частные инвестиции. Поэтому необходимо усилить работу органов власти и общественных организаций по привлечению частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства для строительства спортивных сооружений в Приморском крае.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 329-Ф3 от 04 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2. Закон Приморского края № 399-К3 от 10 апреля 2009 г. «О физической культуре и спорте в Приморском крае» (Принят законодательным собранием Приморского края 25.03.2009).

3. Официальный сайт Администрации Приморского края. [Электронный ресурс].

ЛЮЛЬКИН РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Хабаровский государственный университет экономики и права, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.