7. Perkov, A.V. (2010), Rating of loadings in process ofphysical training of school students of 710 years taking into account gender and age features of development of physical qualities and biological age, dissertation, Moscow.
8. Abramishvili, G.A., Karpov, V.Yu. and Eremin, M.V. (2015), "The Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils", Asian Social Science, No.11, vol. 19, pp. 329-334.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.04.2019
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ
Антон Анатольевич Карпинский, преподаватель, Людмила Глебовна Гардагина,
преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва; Надежда
Ивановна Карпинская, преподаватель, Анатолий Евгеньевич Карпинский,
преподаватель, Московский государственный технический университет гражданской
авиации (МГТУ ГА)
Аннотация
В статье рассказано об организации работы со студентами, освобожденными от практических занятий по предмету «Физическая культура» в Российском университете транспорта (МИИТ). Проанализированы научные статьи освобожденных студентов, напечатанные в соавторстве с преподавателями кафедры «Физическая культура ИУИТ» Российского университета транспорта (МИИТ) и преподавателями кафедры физического воспитания Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА).
Ключевые слова: занятия физкультурой студентов технического вуза, студенты, освобожденные от практических занятий, научные исследования.
ORGANIZATION OF WORK WITH THE STUDENTS EXEMPTED FROM PRACTICAL TRAINING ON THE PHYSICAL EDUCATION
Anton Anatolyevich Karpinsky, the teacher, Lyudmila Glebovna Gardagina, the teacher, Russian University of Transport, Moscow; Nadezhda Ivanovna Karpinskaya, the teacher, Anatoliy
Evgenievich Karpinsky, the teacher, Moscow State Technical University of Civil Aviation
Annotation
In the article, it was told about the organization of the work with the students exempted from the practical training in the subject "Physical culture" at the Russian university of transport (MIIT). The scientific articles of the released students printed in the co-authorship with teachers of Physical Culture of IUIT of the Russian university of transport (MIIT) and teachers of departments of physical education of the Moscow state technical university of civil aviation (MGTU СA) are analyzed.
Keywords: exercises of students of technical college, students exempted from practical training, scientific researches.
Предмет - физическая культура является обязательной дисциплиной образовательного цикла высшего образования. Программой по физической культуре РУТ (МИИТ) предусмотрены учебные занятия на протяжении трех лет обучения у бакалавров и четырех лет у специалистов. Студенты, поступившие в РУТ (МИИТ), самостоятельно выбирают себе форму занятий по физической культуре. У них есть возможность заниматься общефизической подготовкой, а также выбрать один из 16 видов спорта, представленных в спортивном клубе РУТ (МИИТ). Дом физкультуры находится на территории Университета, и студентам не приходится тратить время на переезд для занятий по физической культуре [1]. Каждый студент, до начала занятий, проходит медицинское обследование в Поликлинике РУТ (МИИТ) и получает справку о допуске к занятиям, где спортивным врачом
прописывается, к основной или специальной медицинской группе относится студент. Но есть часть студентов, которые освобождены от практических занятий по медицинским показателям. По опыту кураторской работы с учебными группами, таких студентов обычно насчитывается от двух до четырех человек в каждой группе.
В обязанность кураторов учебных групп входит строгий контроль над студентами, освобожденными от практических занятий. С каждым освобожденным студентом преподаватели кафедры проводят индивидуальную работу.
Преподаватели кафедры физкультуры нацеливают студентов на правильный образ жизни, проводят беседы и лекции по здоровьесберегающим технологиям. Начиная с 2014 года, два раза в году кафедра «Физкультура ИУИТ» РУТ (МИИТ) проводит научно-практические конференции для студентов по вопросам физкультуры, спорта и здорового образа жизни. Каждый студент имеет возможность выступить на конференции с докладом, причем тему доклада предлагает сам студент [4].
Для выступлений отбираются 10-12 лучших докладов, по которым студентами готовятся презентации. По результатам работы конференции издается сборник научных статей, в которую входят все работы студентов, подготовленные к конференции.
Необходимо отметить, что если в 2014 и 2015 учебных годах у студентов нашего Университета желание заниматься научной работой наблюдалось слабо, их приходилось уговаривать и объяснять пользу таких занятий, то в настоящее время ситуация в корне изменилась. Этому способствовало несколько факторов.
Одним из основных факторов стало то, что для освобожденных студентов руководством кафедры были организованы еженедельные консультации, на которых дежурный преподаватель объясняет студентам, освобожденным от практических занятий требования для получения зачета, обговаривает содержание их предстоящей научной работы, правила написания и оформления работы.
Дежурный преподаватель применяет индивидуальный подход к каждому освобожденному студенту, и в личной беседе пытается выяснить его интересы в области физической культуры и спорта. Индивидуальный подход - «это принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие, основанное на знании и учете особенностей развития и черт личности. Это принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности» [5].
Начиная беседу с освобожденным студентом, преподаватель интересуется, каким видом спортивной деятельности он занимался до поступления в Университет. Учитывая личные интересы студента, освобожденного от практических занятий по физвоспитанию, преподаватель обсуждает тему, предложенную самим студентом, а в случае, если студент испытывает затруднение с выбором темы, предлагает ему темы для научной работы сам.
Иногда темы работ, предложенные студентами, бывают очень интересными и актуальными. Так, например, в 2017 году, студенткой Корабановой Т. была предложена тема «Развитие вида спорта «скалолазание» в высших учебных заведениях города Москвы». Актуальность темы определялась тем, что в 2016 году Международный олимпийский комитет (МОК) включил в программу летних Олимпийских игр скалолазание. Этот вид спорта впервые будет представлен на Олимпиаде в Токио в 2020 году. Возросла его общественная роль в связи с его включением в школьную программу во многих странах, а также в специальные программы, разработанные для людей с ограниченными возможностями здоровья [2].
Не менее интересную тему предложили студенты Сизинцев А. и Кузина Е., которые в детстве занимались борьбой, но не смогли продолжить свои занятия по медицинским показателям. Будучи большими любителями различных видов борьбы, они совместно с куратором опубликовали статью «История становления смешанных единоборств (ММА) и перспективы его развития в вузах города Москвы», в которой провели анализ выступления
студентов московских вузов в этом виде спорта на Московских спортивных студенческих играх [3].
На следующий год этими же авторами, совместно со студентом Гадяцким И. был проведен социологический опрос с использованием современных компьютерных технологий, и опубликована статья «Мотивация к занятиям физкультурой и спортом студентов РУТ (МИИТ)», в которой дан анализ результатов, проведенного опроса [4].
В таблице 1 приведены данные о количестве студенческих работ, представленных на конференциях кафедры «Физкультура ИУИТ» за 2014-2019 гг. Нужно отметить, что увеличилось не только количество работ, но и их качество. Доля научной составляющей стала преобладать над аналитическими работами. Интересный эксперимент к апрельской конференции 2019 провели студенты третьего курса Склярова М. и Шихов С. Они сравнили пробы внешнего дыхания студентов третьего курса РУТ (МИИТ), занимающихся физической культурой и освобожденных от занятий по медицинским показателям. С результатами своих исследований студенты выступили с докладом, который вызвал большой интерес и обсуждение.
Таблица 1 - Количество студенческих работ по проблемам физкультуры и спорта, представленных на студенческих конференциях кафедры «Физкультура ИУИТ» за 2014-2019 гг.
Годы 2014 2015 2016 2017 2018 2019
месяцы Дек. Апр. Дек. Апр. Дек. Апр. Дек. Апр. Дек. Апр. Апр.
Кол-во работ 11 12 13 12 23 22 24 23 25 23 25
Вторым важным фактором повышения активности студентов в проведении исследований в области физкультуры и спорта и опубликовании своих работ стало то, что опубликованные статьи учитываются деканатами при рассмотрении кандидатуры студента на выплату повышенной стипендии.
Порядок выплаты стипендий определен статьей 36 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Если студент или аспирант интересуется учебной и научной деятельностью и добился в ней успехов, то ему может быть назначена повышенная стипендия. Для этого ему необходимо написать заявление в деканате и приложить к нему все необходимые документы» (Шр://ро5оЫе-help.ru/subsidii/obrazovanie/stipendij-studentam-v-rossii.html).
Материальная составляющая играет немаловажную роль в мотивации поведения человека, поэтому студенты, приобщаясь к научной работе, учитывают шанс получения повышенной стипендии.
ВЫВОДЫ
Задачей преподавателей высшей школы является не только повышение компетенции студентов в области преподаваемого предмета, но и воспитание активного члена социума, готового к предстоящей трудовой деятельности, в том числе, и к научной работе.
Организация руководством кафедры «Физкультура ИУИТ» РУТ (МИИТ) еженедельных консультаций для студентов, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию, проведение научно-практических конференций два раза в год, совместное написание и публикация статей по тематике физической культуры и спорту позволило заинтересовать студентов научной работой и вывести ее на качественно новый уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубкова, Е.С. Развитие гибкости у студенток технического вуза, занимающихся в отделении общефизической подготовки / Е.С. Дубкова, Ф.Р. Сибгатулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 102-105.
2. Дубкова, Е.С. Развитие вида спорта «скалолазание» в высших учебных заведениях города
Москвы / Е.С. Дубкова, Т.В. Корабанова // Педагогика и психология: научные приоритеты учёных : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Пермь, 2017. - С. 22-24.
3. Дубкова, Е.С. История становления смешанных единоборств (ММА) и перспективы его развития в вузах города Москвы / Е.С. Дубкова, А.С. Сизинцев, Е.А. Кузина // Актуальные направления гуманитарных и социально-экономических исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 частях / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород, 2018. - Ч. 1. - С. 134-137.
4. Мотивация к занятиям физкультурой и спортом студентов РУТ (МИИТ) / Е.С. Дубкова, И.А. Гадяцкий, Е.А. Кузина, А.С. Сизинцев // Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 частях. - Белгород, 2018. - Ч. 1. - С. 59-62.
5. Сластенин, В.А. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
REFERENCES
1. Dubkova, E.S. and Sibgatulina, F.R. (2019, "Development of flexibility in the students of technical college who are engaged in office of all-physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 102-105.
2. Dubkova, E.S. and Korabanova, T.V. (2017), "Development of a sport "rock-climbing" in higher educational institutions of the city of Moscow", Pedagogics and psychology: scientific priorities of scientists. Collection of scientific works following the results of the international scientific and practical conference, Perm, pp. 22-24.
3. Dubkova, E.S., Sizintsev, A.S. and Cousin, E.A. (2018),"History of formation of the mixed single combats (MMA) and prospect of its development in higher education institutions of the city of Moscow". The actual directions of humanitarian and social and economic researches. Сollection of scientific works on materials of the International scientific and practical conference: in 3 parts, Belgorod, pp. 134137.
4. Dubkova, E.S., Gadyatsky, I.A., Cousin, E.A. and Sizintsev A.S. (2018), "Motivation to exercises and sport of students of RUES (MIIT)", Interdisciplinary researches in the social humanities the collection of scientific works on materials of the International scientific and practical conference: in 3 parts, Belgorod, pp. 59-62.
5. Slastenin, V.A. (2002). Pedagogics, Publishing center "Akademiya", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2019
УДК 796.922
АНАЛИЗ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 9-11 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ (В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА)
Касум Магомед-Расулович Касумов, старший тренер, Муниципальное автономное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва " Сургутского района, Сургут
Аннотация
В статье рассматривается планирование тренировочного процесса с учетом имеющихся программ для СШОР, СДЮСШОР. Так же рассмотрена проблема соотношения общей подготовки и специальной подготовки для юных лыжников-гонщиков. Начальном этапе идет процесс «натаскивания» на спортивный результат, хотя в основе должна состоять общефизическая подготовка начинающих спортсменов. Исходя из этого, полученные результаты позволили нам предположить, что увеличение основных средств ОФП и уменьшение СФП на этапе начальной подготовки позволит более качественно подготовить будущий олимпийский резерв.
Ключевые слова: планирование, лыжники-гонщики, тренировки, начальная подготовка, физическое воспитание.