3. Тагильцева, Ю.Р. «К труду и обороне будь готов!», или пропаганда как основная система распространения знаний ГТО / Ю.Р. Тагильцева // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2014. - С. 120-125.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // URL : http://www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf (дата обращения: 12.12.2017).
REFERENCES
1. Volynkina, A.V. and Shemyatikhin, V.A. (2014), "Model of GTO implementation in a higher educational institution in the Sverdlovsk region: introduction of incentives", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 22-25.
2. Galaguzova Yu.N. and Myasnikova, T.I. (2014), "The GTO all-Russian sports complex as an educational system", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 33-36.
3. Tagiltseva, Yu.R. (2014), ""Be ready for labor and defense!", or propaganda as the main system of GTO knowledge dissemination", Actual problems and approaches to the introduction of the all-Russian sports complex "Ready to Labour and Defense": Materials of the all-Russian scientific-practical conference, Ekaterinburg, pp. 120-125.
4. Decree of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 540 "On approval of the regulations on the all-Russian sports complex" Ready for labor and defense "(GTO) ", available at: http://www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf (accessed: 12.12.2017).
Контактная информация: [email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.03.2018
УДК 378:796/799
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА СПОРТИВНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДОЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Елена Самуиловна Дубкова, преподаватель, Людмила Глебовна Гардагина, преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности руководства спортивной студенческой командой технического вуза, приведены данные социологического опроса тренеров и спортсменов 54 сборных команд РУТ (МИИТ), которые принимают участие не только в межвузовских соревнованиях города Москвы, но и во всероссийских и международных соревнованиях.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, психолого-педагогические аспекты руководства спортивной сборной, спортивный клуб МИИТ, сборная команда технического вуза по виду спорта, личность тренера.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF SPORTS COLLEGE TEAM OF TECHNICAL UNIVERSITY
Elena Samuilovna Dubkova, the teacher, Lyudmila Glebovna Gardagina, the teacher, Russian University of Transport (MUT), Moscow
Annotation
The article considers the psychological and pedagogical features of the management of the sports team of the technical university, the data of the sociological poll of trainers and athletes of 54 national teams of MIIT, who take part not only in the interuniversity competitions of the city of Moscow, but also in the All-Russian and international competitions are provided.
Keywords: physical training of students, psychology and pedagogical aspects of the management of the sports national team, MIIT sports club, national team of technical University by the sport event,
personality of the trainer.
«Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. В физическом воспитании четко определена роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера» [2].
Предмет - физическая культура является обязательной дисциплиной образовательного цикла высшего образования. Студенты, поступившие в российский университет транспорта (МИИТ), в дальнейшем РУТ (МИИТ), встают перед выбором - какой выбрать вид спорта, из представленных в спортивном клубе нашего университета. Практика показывает, что те студенты, которые в школе занимались только физкультурой на уроках в рамках школьного образования, идут в отделение общефизической подготовки. Те же, кто в школьные годы занимался спортом, чаще всего предпочитают продолжать свои занятия этим видом спорта, и в университете. Из этих студентов и создаются сборные команды МИИТ, которые защищают честь Университета в межвузовских соревнованиях.
Некоторая часть студентов, поступая в вузы, уже имеет высокие спортивные разряды кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта, а часть из этих студентов продолжает заниматься спортом и в своих обществах, в которых занимались до поступления в Университет. Они входят в состав сборных команд Москвы и России, и получают высшее техническое образование, продолжая выступать на всероссийских и международных соревнованиях. Такие студенты составляют костяк сборных студенческих команд.
В данной статье мы рассмотрим психолого-педагогические аспекты отношений тренер спортсмен, с учетом того, что спортсмен является студентом технического вуза. Слово «аспект» (от лат. aspectus - вид) в различных словарях, в том числе в толковом словаре Д.Н. Ушакова, трактуется, как точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.
В чем особенности отношений тренера, который является тренером сборной команды технического вуза, со своими спортсменами-студентами?
Во-первых, студенты, желающие продолжать занятия избранным видом спорта, поступив в технический вуз, уже имеют представление об отношениях с тренером, с тем, с которым они начинали занятия в юношеском возрасте. Соответственно, у данного студента уже существует свой стереотип отношений тренер-спортсмен.
Во-вторых, тренер сборной команды высшего учебного заведения, не сам проводит набор в группу, а получает команду из студентов, поступивших в вуз, совершенно разных по уровню подготовки в данном виде спорта.
Опрос тренеров сборных команд РУТ (МИИТ) показывает, что главной проблемой тренеры считают отсутствие материально-технической базы для тренировок (легкоатлетического манежа, лыжной базы, катка и т.д.), а те, кто имеет тренировочную базу, главной проблемой считают несоответствие расписания учебы студентов-спортсменов с расписанием работы спортивной секции, когда тренер конкретно занят подготовкой сборной команды. Особенно данная проблема остро встает в игровых и командных видах спорта.
Занятия спортом в техническом вузе для студента не является его основной деятельностью, поэтому личность тренера играет немаловажную роль в привлечении студента к занятиям спортом и продолжении его спортивной карьеры во время учебы в Университете. Отношения с тренером оказывает большое влияние не только на спортивные результаты студента-спортсмена, но и на само пребывание студента в спортивной сборной технического вуза.
Наиболее ценными отношениями с тренером студенты-спортсмены считают такие отношения, когда он видит в тренере грамотного наставника, содействующего не только
продвижению в спортивной деятельности, но и способного к взаимопониманию и поддержке в повседневной жизни.
«Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике спорта. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся» [5].
По мнению Ю.А. Коломейцева, тренеры строят свои отношения с учениками, ориентируясь в первую очередь, на их специфические качества и только затем - на личностные, которые оцениваются под влиянием первых. «Факторов, обуславливающих отношение тренера к специфическим спортивным и личностным качествам своих учеников много, но главные из них это - задачи деятельности, система ценностей и представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях» [3].
При общении со студентами - членами Сборных команд нашего Университета, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев студенты-спортсмены с большим уважением относятся к своим тренерам, хотя среди тренеров спортивных сборных РУТ (МИИТ) есть как возрастные тренеры, имеющие огромный опыт работы со студентами, так и совсем молодые люди.
В опросе, проведенном со студентами, членами сборных команд РУТ (МИИТ) спортсменам было предложено выделить черты характера своего тренера, которые являются важными для самого спортсмена.
Результаты оказались следующие:
- отличные организационные способности;
- любовь к своему делу, к своим подопечным;
- готовность прийти на помощь в трудную минуту;
- оказание помощи в решении важных вопросов, не только связанных со спортивными тренировками и выступлениями на соревнованиях, но и с учебой, и с повседневной жизнью студента.
Организаторская деятельность тренера Сборной команды по виду спорта в техническом вузе является порой, чуть ли не самой важной. По словам одного из основоположников теории и методики физической культуры Л. Матвеева, организаторская деятельность является реализацией на практике его проектов, методических планов и условием более целенаправленного и реального проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение собственно педагогических задач ведет к изменению личности спортсменов, их спортивной умелости. Функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивной работы [5].
В РУТ (МИИТ) в настоящее время существуют сборные команды по 54 видам спорта, многие из которых в течение нескольких лет занимают призовые места на межвузовских соревнованиях. Это сборные по следующим видам спорта: художественная, эстетическая, ритмическая и спортивная гимнастика, фехтование, дартс, настольный теннис, плавание, подводное плавание и водное поло, стритболл и бокс (женщины).
Спортивными командами нашего Университета руководят 49 тренеров, на которых и возложена реализация на практике педагогических задач, а также психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям. Один из авторов данной статьи, Гардагина Л.Г., является тренером сразу трех сборных команд нашего Университета - по зимнему полиат-лону, лыжным гонкам и биатлону, и на собственном опыте понимает важность не только спортивной, но и психолого-педагогической подготовки студентов-спортсменов к соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, И. Спортивная психология : хрестоматия. - СПб. : Питер, 2002. - 384 с. - (Серия «хрестоматия по психологии»).
2. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
3. Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.
4. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / под ред. Е.Н. Степанова. - М. : Сфера, 2004. - 128 с.
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.
6. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин и др.] ; под ред. С. Д. Неверко-вича. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.
REFERENCES
1. Volkov, I. (2002), Sports Psychology. Anthology ("Anthology of psychology" series), Peter, St. Petersburg.
2. Gogunov, E.N. and Martyanov, B. I. (2000), Psychology of physical training and sport: textbook, Publishing Center "Academia", Moscow.
3. Kolomeytsev, Yu.A. (1984), Relationship in a Team, Physical culture and sport, Moscow.
4. Ed. Stepanov E.N. (2004), The Personal focused approach in pedagogical activity: experience of development and use, Sphere, Moscow.
5. Matveev, L.P. (2008), Theory and practice of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
6. Ed. Neverkovich, S. D. (2010), Pedagogics of physical culture and sport, Publishing Center "Academia", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2018
УДК 796.075.6
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ирина Валерьевна Енченко, кандидат экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Автором проведено исследование современного состояния подготовки спортивных менеджеров в Российской Федерации, являющихся частью рынка труда отрасли «Физическая культура и спорт». В статье проанализированы программы высшего образования, профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации в сфере физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется программам, направленным на подготовку специалистов в сфере управления физической культуры и спорта. На основании отчетов о самообследовании ведущих физкультурных вузов Российской Федерации сделаны выводы о программах подготовки спортивных менеджеров, стоимости обучения и числе выпускников по данным программам.
Ключевые слова: рынок труда, подготовка специалистов, спортивные менеджеры, физическая культура и спорт.
MODERN STATUS OF TRAINING OF SPORTS MANAGERS IN THE RUSSIAN
FEDERATION
Irina Valerievna Enchenko, the candidate of economic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The research of the current state of the sports managers training in the Russian Federation, being a part of the labor market of branch "Physical culture and sport" is conducted. The authors analyzed higher