Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО ПРОПАГАНДЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО ПРОПАГАНДЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО ПРОПАГАНДЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК «14:37«

Д. Н. Лоранский

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО ПРОПАГАНДЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, Москва

В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом СССР 19 декабря 1969 года, указывается, что охрана здоровья населения в СССР обеспечивается системой социально-экономических и медико-санитарных мер. Там же сказано, что охрана здоровья населения в СССР осуществляется путем проведения широких оздоровительных и профилактических мероприятий, особой заботой об охране здоровья подрастающего поколения; путем создания на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий, устранения причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов, отрицательно влияющих на здоровье; проведения мероприятий по оздоровлению внешней среды, обеспечению санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха, развития научно-гигиенических основ питания населения, широкого участия общественных организаций и коллективов трудящихся в охране здоровья населения.

' В осуществлении всех этих мер не последняя роль принадлежит санитарному просвещению. Ответственность за его проведение несут специалисты санэпидстанций. Статья 31 Основ законодательства о здравоохранении возлагает на органы и учреждения здравоохранения, а следовательно, и на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы обязанность обеспечить пропаганду научных медицинских и гигиенических знаний среди населения.

Государственное значение пропаганды медицинских и гигиенических знаний вытекает из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 517 от 5 июля 1968 года «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», обязавшего ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы КПСС, ЦК ВЛКСМ, советы министров союзных республик, министерства и ведомства СССР, исполком Союза Общества Крзсного Креста и Красного Полумесяца СССР и другие общественные организации «принять меры к усилению пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения СССР». В соответствии с Положением о санэпидстанциях всех категорий санитарно-просветительная работа по вопросам гигиены и эпидемиологии является обязательным разделом деятельности и служебной обязанностью медицинского персонала этих учреждений. Она включает координацию и руководство санитарно-про-светительной работой по вопросам гигиены и эпидемиологии, выполняемой как медицинскими учреждениями, так и различными ведомствами и организациями согласно комплексным планам гигиенического обучения и воспитания различных групп населения СССР; использование санитарного просвещения всеми специалистами санэпидстанций в их практической деятельности в процессе санитарного надзора и контроля, при организации санитарных, противоэпидемических и других мероприятий; подготовку и инструктаж общественных санитарных инспекторов, участие в организации массового движения за благоустройство и санитарную культуру в целях лучшего использования санитарной самодеятельности населения.

Для выполнения своих обязанностей, связанных с санитарным просвещением, специалисты санэпидстанций разрабатывают мероприятия

в этой области по порученному им разделу работы для внесения их в комплексные планы оздоровительных мер на объектах санитарного надзора; инструктируют работников лечебно-профилактических учреждений о распространении среди населения знаний основ личной и общественной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний; лично участвуют в гигиенической и противоэпидемической пропаганде с помощью методов массовой информации, используя акты обследования и лабораторные данные; участвуют в проведении курсового гигиенического обучения по своей специальности, в работе Народных университетов, факультетов здоровья, народных университетов культуры и школ здоровья, поддерживают постоянный деловой контакт с домами санитарного просвещения. Поэтому не случайно руководящими актами установлено, что каждый врач и средний медицинский работник должен предусмотреть использование не менее 4 часов ежемесячно на массовую пропаганду медицинских и гигиенических знаний среди населения. Более того, приказ Министерства здравоохранения СССР № 277 от 19 мая 1964 года (пункт 3) предлагает «при оценке деятельности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений учитывать показатели их работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний в соответствии с актуальными задачами здравоохранения».

Отсюда следует, что в деятельности врачей санэпидстанций гигиеническое обучение и воспитание населения является основой медико-санитарного обеспечения населения. Сотрудники нашего института (Э. А. Пурина, И. С. Соколов, Л. Е. Стругацкая) в течение ряда лет изучали роль гигиенического обучения и воспитания населения в практической работе врачей областных, городских и районных санэпидстанций (врачи по коммунальной гигиене и гигиене питания, эпидемиологи, паразитологи). Исследователей интересовали ответы на следующие вопросы: 1. Отношение названных специалистов к пропаганде гигиенических знаний, к работе с общественным санитарным активом как непременной составной части практической деятельности и мнение по этому вопросу. 2. Состояние этой работы в санэпидстанции. 3. Проходили ли врачи санэпидстанций специальную методическую подготовку по санитарному просвещению. 4. Их предложения и пожелания по улучшению санитарно-просветительной работы. Получены интересные данные. Так, 70% опрошенных считают своей должностной обязанностью вести пропаганду гигиенических знаний и осуществлять методическое руководство при проведении ее работниками лечебно-профилактических учреждений. Только 44% врачей находят нужным работать с общественными санитарными инспекторами, а фактически работают с ними 33% (55% положительно ответивших были врачи по коммунальной гигиене, 50%—врачи по гигиене питания, 33%—врачи-паразитологи). Врачи-бактериологи вообще не работают с санитарным активом. Четвертая часть опрошенных полагают, что врачи санэпидстанций не должны вести санитарно-просветительную работу из-за перегрузки и недоукомплектованности штата, а одна пятая часть относит эту работу к компетенции домов санитарного просвещения. По мнению 23% опрошенных, руководить пропагандой должны врачи санэпидстанций, но они сами проводить ее не обязаны даже в целях профилактики инфекционных болезней и охраны внешней среды. Только 68% лиц, давших ответы на предложенные вопросы, считают необходимой методическую подготовку по санитарному просвещению, 32% опрошенных ответили на это отрицательно. Проходило такую подготовку только 54% врачей. При проведении санитарно-просветительной работы пользуется научно-популярной литературой 97% опрошенных, методической 29%, материалами института и Домов санитарного просвещения 27%.

В своей повседневной деятельности врачами используются следующие формы пропаганды: местные газеты (23%), местное радио (17%),. дискуссии с участием населения (13%), народные университеты здоровья (12%), вечера вопросов и ответов (3%) и выступления по телевидению (3%).

Полученные ответы на поставленные вопросы настораживают и дают основание заключить, что среди части работников санэпидстанций еще не изжито представление о санитарном просвещении как о лекциях в случайных аудиториях, а не как о системе пропагандистских и организационных мероприятий, тесно увязанных с повседневной' деятельностью специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Это подтверждают и данные выборочного хронометража работы врачей по гигиене питания и коммунальной гигиене, а также эпидемиологов: 33% опрошенных затрачивают на санитарное просвещение от 1 до 3 ч в месяц. Кроме того, как следует из ответов врачей, до сего времени, к сожалению, не используются или недостаточно используются массовые каналы информации и пропаганды, которые, согласно Плану основных мероприятий гигиенического обучения и воспитания населения СССР на 1971 — 1975 годы, одобренному ЦК КПСС, должны служить для широкой целенаправленной санитарно-просветительной работы.

Гигиеническое обучение и воспитание населения в практической деятельности врачей санэпидстанций в настоящих условиях имеет особое значение в связи с установкой партии и правительства на всемерное развитие народной инициативы и активности во всех областях хозяйства и культуры. Участие широких масс населения в деле охраны народного здоровья — часть этой общей задачи. Практически важно содержащееся в Постановлении Совета Министров СССР № 361 от 31 мая 1973 года «О государственном санитарном надзоре СССР» указание о более широком привлечении общественности к контролю за соблюдением гигиенических норм, а также санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

В свете изложенного основными задачами санэпидстанций в области санитарного просвещения являются широкая пропаганда основ гигиены труда, питания, жилища, отдыха и обучения, личной и общественной профилактики; распространение эпидемиологических знаний,, имеющих целью всемерно содействовать снижению и ликвидации инфекционных заболеваний; дифференцированная гигиеническая подготовка различных групп населения в соответствии с их профессиями; работа с санитарным активом и общественностью, а также организационная и массовая разъяснительная работа в связи с народным движением за подъем санитарной культуры в нашей стране.

За организацию санэпидстанцией пропаганды гигиенических знаний среди населения ответственен ее главный врач. Кстати, он как главный санитарный врач района, города, области курирует всю са-нитарно-просветительную работу на обслуживаемой территории, в его-обязанность входит увязать работу Дома санитарного просвещения и санэпидстанции с тем, чтобы исключить здесь дублирование. Что касается целевой санитарно-просветительной работы санэпидстанции, то она организуется главным врачом и подчинена решению основной задачи государственного санитарного надзора — осуществлению контроля за проведением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений внешней среды, оздоровление условии труда,, обучения и быта населения, а также осуществлению контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний.

Ввиду того что вопросы гигиенического обучения и воспитания различных групп населения планируются и входят в специальные ком-

плексные планы, реализация которых зависит от многих министерств и ведомств, руководители и специалисты санэпидстанций должны принять участие в разработке предложений к этим планам и об их реализации. Эту работу необходимо проводить совместно с домами санитарного просвещения, которые являются организационными и методическими центрами санитарного просвещения.

Используя возможности и подготовку врачей-специалистов санэпидстанций, целесообразно при планировании работы этих учреждении учитывать решение в первую очередь вопросов гигиенической подготовки промышленных и сельскохозяйственных рабочих, гигиенической подготовки декретированных групп (работников, производящих и реализующих продукты питания, работников коммунального хозяйства, детских дошкольных и школьных учреждений и др.), пропаганды охраны внешней среды и благоустройства населенных мест, подготовки общественных санитарных инспекторов и работы с ними, пропаганды рационального питания и профилактики пищевых отравлений, пропаганды правильного отдыха и физической культуры.

Как в планах-заданиях, так и в комплексных планах должны найти отражение вопросы гигиенического обучения и воспитания населения. В связи с тем что в этой области многое делается медицинским персоналом медико-санитарных частей и лечебно-профилактических учреждений, врачи санэпидстанций должны предусмотреть методическую подготовку таких специалистов. В этой работе, которую организуют дома санитарного просвещения, врачи санэпидстанций выступают как специалисты-консультанты и методисты. Общие организационные вопросы санитарного просвещения, с учетом конкретной санитарно-эпидемиологической обстановки необходимо включать в раздел организационно-методических мероприятий общего плана работы санэпидстанции.

Поступвла 11УУ1 1973 год»

Методы исследования

УДК в13.298:М7.872/.873.843.544

А. А. Вербилов, В. Н. Кузнецова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРИАЗИНТИОНА МЕТОДОМ ТОНКОСЛОЙНОЙ ХРОМАТОГРАФИИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

В литературе мы не встретили данных о методах определения производных гексагидротриазинтионов. При разработке способа чпре-деления 5-метил-гексагидро-1,3,5-триазинтиона в водных вытяжках был использован метод хроматографии в тонком слое сорбента, как наиболее избирательный, высокочувствительный и простой в исполнении. Хроматографированиё производили на стеклянных пластинках размером 9X12 см, покрытых тонким слоем силикагеля с гипсом. Смесь готовили согласно рекомендациям (А. А. Ахрем и А. И. Кузнецова).

Экстрагирование триазинтиона из вытяжек производили хлороформом. Чтобы повысить степень экстракции триазинтиона хлороформом, водную вытяжку предварительно насыщали двууглекислым калием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.