Научная статья на тему 'Организация работы работодателя с персоналом: трудоправовой аспект'

Организация работы работодателя с персоналом: трудоправовой аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / УПРАВЛЕНИЕ / ТРУД / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КАДРЫ / ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Ирина Александровна

В статье рассматриваются проблемы управления персоналом в России, которые регулируются различными отраслями права. Наибольший приоритет имеют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. Высока значимость и локальных актов предприятий, среди которых Устав (для юридических лиц), трудовые договоры, стратегия развития предприятия, политики мотивации и развития персонала, приказы и должностные инструкции, формирующие основу правового регулирования трудовых отношений между работником и работодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы работодателя с персоналом: трудоправовой аспект»

Список литературы

1. О национальной платежной системе. [Электронный ресурс]: Федер. закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ, ред. от 18.07.2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/ (дата обращения: 06.07.2018).

2. Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием. [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П ред. от 14.01.2015. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52513/ (дата обращения: 06.07.2018).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3, ред. от 03.07.2018. Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения: 13.09.2018).

4. Иванов В.Ю. Договор о расчетах электронными денежными средствами в аспекте требований Закона о национальной платежной системе // Банковское право, 2015. № 4. 95 с.

5. Лощилин В.С. Правовая природа документа по учету остатка электронных денежных средств и перевода электронных денежных средств по российскому законодательству // Закон и право, 2013. № 7. 70 с.

6. Лощилин В.С. Применение норм об электронных денежных средствах к отношениям в «открытых» и «закрытых» электронных платежных системах // Банковское право, 2013. № 5. 80 с.

7. Карлина Н.Ю. Статус электронных денежных средств // Ii international correspondence scientific specialized conference «international scientific review of the problems of law» (Boston. Usa. May 27-28, 2018. 100-106 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАБОТОДАТЕЛЯ С ПЕРСОНАЛОМ: ТРУДОПРАВОВОЙ АСПЕКТ Жукова И.А.

Жукова Ирина Александровна - бакалавр, кафедра трудового права и социального обеспечения, Оренбургский институт (филиал) Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА),

г. Оренбург

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы управления персоналом в России, которые регулируются различными отраслями права. Наибольший приоритет имеют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. Высока значимость и локальных актов предприятий, среди которых Устав (для юридических лиц), трудовые договоры, стратегия развития предприятия, политики мотивации и развития персонала, приказы и должностные инструкции, формирующие основу правового регулирования трудовых отношений между работником и работодателем.

Ключевые слова: управление персоналом, управление, труд, человеческие ресурсы, кадры, персонал.

Современные структуры управления весьма вариативны. Если в экономической теории выделяют несколько типов организационных структур управления: элементарные, линейные, функциональные, матричные, адаптивные, то в российском

законодательстве представлен довольно сложный видовой состав организаций различных организационно-правовых форм собственности.

В главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее - «ГК РФ») представлены следующие основные виды юридических лиц: коммерческие корпоративные организации, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации, некоммерческие корпоративные организации, некоммерческие унитарные организации.

Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом (далее - «ЮЛ») признается организация, которая имеет обособленное имущество, отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; оно должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.

Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками) (ч. 1 ст. 52 ГК РФ). Устав является важнейшим локальным документом юридического лица.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ч. 2 ст. 50 ГК РФ).

Например, к коммерческим корпоративным организациям относятся: полное товарищество, товарищество на вере, крестьянское (фермерское) хозяйство, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество (публичное или непубличное), дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы.

В составе некоммерческих организаций законодатель определил следующие организационно-правовые формы ЮЛ:

1) потребительские кооперативы (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

2) общественные организации (в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);

3) ассоциации (союзы) (в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты);

4) товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьи общества;

6) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фонды (в том числе общественные и благотворительные фонды);

8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономные некоммерческие организации;

10) религиозные организации;

11) публично-правовые компании;

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.; по состоянию на 23 мая 2018 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. 05.12.1994. № 32, ст. 3301.

12) адвокатские палаты;

13) адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);

14) государственные корпорации;

15) нотариальные палаты.

Наиболее сложную структуру управления имеют акционерные общества (из числа коммерческих корпоративных организаций) и государственные корпорации (из числа некоммерческих корпоративных организаций). Государственная корпорация (далее -«ГК») создается и действует на основании специального федерального закона. Статус ГК регулируется также Федеральным законом «О некоммерческих организациях».1

Грамотно выстроенная структура управления позволяет предприятию быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, принимать эффективные управленческие решения и достигать целей своего развития. Особенности организационной структуры управления проявляются формах разделения труда, создании филиалов и представительств, дочерних и зависимых обществ (если это предусматривается организационно-правовой формой компании), специальных департаментов (подразделений), иерархии должностей и т.п.

Организационные изменения в современных организациях и изменения внешней и внутренней среды неизбежно влекут за собой реинжиниринг бизнеса, позволяющий провести реструктуризацию активов, вывести часть подразделений за рубеж, в офшорные юрисдикции. Или напротив, по-иному взглянуть на деятельность компании, сделать управление понятным, прозрачным и адекватным быстро меняющейся ситуации. Реинжиниринг бизнеса должен быть направлен, с одной стороны, на улучшение качества обслуживания клиентов, а с другой - на перестройку внутренних процессов компании с целью повышения эффективности деятельности2, в том числе в сфере управления персоналом.

Реинжиниринг в лучших и прозрачных компаниях включает в себя переход на процессно-ориентированный подход к менеджменту, при котором для управления деятельностью и ресурсами применяется система взаимосвязанных бизнес-процессов, перепроектирование действующих и создание новых бизнес-процессов.

Термин «бизнес-процесс» (далее - «БП») определяют, как: устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются определенные ресурсы; в процессе, по определенной технологии, создается продукт, который представляет ценность для конкретных внутренних и внешних потребителей «на выходе»3; совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют «входы» в «выходы» (ISO 9000:2000).

Бизнес-процессы принято делить на: основные, сопутствующие, вспомогательные, обеспечивающие, процессы управления и процессы развития.4 В частности, бизнес-процессы управления — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и компании в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий, в том числе в сфере управления персоналом.

1 О некоммерческих организациях. [принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.; по состоянию на 27 июня 2018 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. 15.01.1996. № 3, ст. 145.

2 Ермоленко А.Г. Реинжиниринг бизнес-процессов как радикальный метод корпоративного управления предприятием / А.Г. Ермоленко // Вестник ТГУ, 2012. Вып. 2 (106). С. 169.

3 Титов К.М. Антикризисное управление предприятием на основе модели реинжиниринга бизнес-процессов / К.М. Титов // Микроэкономика, 2008. № 3. С. 13-15.

4 Варзунов А.В. Анализ и управление бизнес-процессами // Учебное пособие / А.В. Варзунов, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева. СПб: Университет ИТМО, 2016. С. 16.

Например, юридические БП, как правило, включены в обеспечивающие БП, наряду с процессами финансового и инженерно-технического обеспечения. Бизнес-процессы, касающиеся юридической службы (правового департамента) определяются в соответствии со стратегической целью компании, а также текущими целями, задачами и функциями самой юридической службы.

Цели, которые обычно ставят перед юридической службой, можно разделить на две большие группы. Первая - это обеспечивать текущую деятельность компании, вторая - обеспечивать сохранение и приумножение ресурсов. При этом все цели, которые ставятся перед юридическим департаментом должны быть соотнесены с общекорпоративной стратегией.

В обеспечении текущей деятельности (первая цель) выделяется несколько подцелей: обеспечение договорной деятельности; обеспечение взаимодействия с государственными органами; обеспечение претензионно-исковой работы; обеспечение представительских функций; обеспечение регистрационной деятельности; обеспечение консультационной деятельности.

В основные задачи юридической службы входит: информационно-правовое обеспечение деятельности компании; защита правовых интересов и законных прав компании; разработка документов правового характера; представление интересов компании в судах различной инстанции и других государственных органах; подготовка правовых заключений (экспертиза) и консультационная работа.

По данным экспертов, способы взаимодействия юристов с бизнес-подразделениями в организации на практике выражаются следующим соотношением в % (Рисунок 1).

Отчетность по результатам внутренней оценки Внутренняя оценка деятельности юридического департамента

Тренинги

Поддержка стратегических проектов Кураторство Направление отчетов Проведение встреч Участие в рабочих группах

0 20 40 60 80 100 120

Рис. 1. Способы взаимодействия юристов с бизнес-подразделениями в организации, %

Согласно исследованиям, в 62% компаний устанавливаются ключевые показатели эффективности (далее - «КПЭ», англ. - КР1) для юристов, а в 75% - КР1 устанавливаются для руководителя юридического департамента.1 КР1 - это набор основных параметров, которые используются руководством для отслеживания и диагностики результатов деятельности организации (подразделения) и последующего

1 «Бенчмаркинг юридической функции - 2015: результаты исследования». PwC Russia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/legal-services/assets/legal-benchmarking-2015.pdf/ (дата обращения: 11.07.2018).

принятия на их основе управленческих решений. Анализ корпоративной практики показывает, что к числу КР1 для юридического департамента относят в основном следующие показатели (Таблица 1).

Таблица 1. КР1 для юридического департамента компании

КР1 Описание

1. Процент успешно урегулированных в досудебном порядке претензий контрагентов.

2. Процент выигранных дел в суде.

3. Снижение требований по заявленным к предприятию судебным искам (соотношение заявленной суммы и присужденной, в %).

4. Замедление сроков рассмотрения входящих исков (т.н. «затягивание» процесса).

5. Отсутствие выявленных в ходе проверок ошибок (аудиторской, ревизионной или со стороны государственного органа).

6. Процент ошибок в документах, которые привели к нарушениям и неоспариваемым штрафам.

7. Время ответа на запросы внутренних заказчиков.

8. Своевременность согласования договоров (если сроки согласования регламентированы) - план/факт (в %).

9. Своевременность информирования заинтересованных сотрудников об изменениях в законодательстве.

10. Доля расходов юридического отдела в общем бюджете компании.

Для корректной оценки КР1 для юридического департамента необходимо располагать статистическими данными по следующим вопросам:

- сколько за период (месяц, квартал, год) было подано исков и какова результативность судебных споров;

- показатели договорной работы: какое количество договоров, иных документов было согласовано и за какой срок;

- результативность общеправовой работы: разработка правовых документов по запросу внутренних заказчиков, выполнение их разовых поручений, в т.ч. их консультирование, и т.д.;

- показатели корпоративной работы: проведенные общие собрания акционеров, сданные в госорганы регламентированные отчеты.

В результате анализа статистической информации для оценки КР1 юридического департамента в компании должны составляться следующие документы:

- Отчет по анализу рабочего времени;

- Отчет по делам (встречам, консультациям, письмам, документам);

- Отчет по судебно-претензионной работе;

- Реестр договоров;

- Статистика согласований.

В зависимости от объемов работы и специфики деятельности компании отдельные юристы могут курировать несколько видов деятельности или, наоборот, могут привлекаться более узкие специалисты в той или иной области.

Таким образом, юридическая служба является организатором, методическим центром и ведущим исполнителем правовой работы в компании.

Юридический департамент тесно взаимодействует со службой управления персоналом.

Основные усилия департамента управления персоналом могут быть направлены на: эффективную занятость персонала; совершенствование корпоративной культуры; обучение и развитие персонала; оценку персонала; мотивацию персонала; социальную поддержку персонала; создание кадрового резерва; поиск талантов; отбор кадров; профориентацию, и т.д.

Таким образом, структуры управления в российских организациях представляют собой широкий видовой состав различных организационно-правовых форм, рассмотреть которые детально в рамках настоящей работы не представляется возможным. Но далеко не во всех компаниях присутствуют службы управления персоналом. Ряд исследований показали, что чем меньше по численности сотрудников в компании, тем меньше внимание уделяется вопросам адаптации, мотивации и развития сотрудников и выше риски нарушения их трудовых прав.

Список литературы /References

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.; по состоянию на 23 мая 2018 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

2. О некоммерческих организациях. [принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.; по состоянию на 27 июня 2018 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.

3. Ермоленко А.Г. Реинжиниринг бизнес-процессов как радикальный метод корпоративного управления предприятием / А.Г. Ермоленко // Вестник ТГУ, 2012. Вып. 2 (106). С. 169.

4. Титов К.М. Антикризисное управление предприятием на основе модели реинжиниринга бизнес-процессов / К.М. Титов // Микроэкономика, 2008. № 3. С. 13-15.

5. Варзунов А.В. Анализ и управление бизнес-процессами // Учебное пособие / А.В. Варзунов, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева. СПб: Университет ИТМО, 2016. С. 16.

6. «Бенчмаркинг юридической функции - 2015: результаты исследования». PwC Russia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/legal-services/assets/legal-benchmarking-2015.pdf/ (дата обращения: 11.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.