Научная статья на тему 'Организация работы по внедрению профессиональных стандартов в организации на примере ГАУ "КЦСОН г. Полевского"'

Организация работы по внедрению профессиональных стандартов в организации на примере ГАУ "КЦСОН г. Полевского" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТОВ / АЛГОРИТМ ВЫБОРА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ЗАТРАТЫ НА ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / IMPLEMENTATION OF OCCUPATIONAL STANDARDS / STAGES OF OCCUPATIONAL STANDARDS INCULCATION / ALGORITHM FOR CHOOSING AN EDUCATIONAL INSTITUTION / THE COSTS OF TRAINING / YOUTH ATTRACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Дарья Александровна

Статья описывает практический опыт внедрения профессиональных стандартов в области профессий социальной сферы. Исследование проводилось в государственном автономном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Полевского». Анализ показал, что работа по применению профессиональных стандартов ведется в три этапа. В статье проанализирован подробно каждый этап. На аналитическом этапе была изучена нормативно-правовая база, составлен план, определены цель и задачи работы. На организационном этапе проанализировано соответствие работающего персонала требованиям профессиональных стандартов и выявлены несоответствия; а также проведено анкетирование среди клиентов центра по их удовлетворенности качеством услуг. Результаты анкетирования также проанализированы в данной статье. Было выявлено, что процесс применения профессиональных стандартов требует серьезной подготовки и организации системы управления персоналом. Описан порядок реализации данного процесса в общем виде, а также предложены некоторые элементы методического сопровождения данного процесса. Далее прописаны размеры штрафов, предъявляемых к организации за отсутствие внедрения профессиональных стандартов. Сформулирован алгоритм выбора учебного заведения для осуществления повышения квалификации работников, несоответствующих профстандарту. А также автором рассчитаны экономические затраты организации на соблюдение законодательства о внедрении профстандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF OCCUPATIONAL STANDARDS IMPLEMENTATION IN THE COMPANY: CASE STUDY OF THE COMPLEX CENTER OF SOCIAL SERVICES FOR THE POPULATION OF POLEVSKOY

The article describes the practical experience of introducing occupational standards in the field of social professions. The study was conducted in the state autonomous institution "The Complex Centre of Social Services for the Population of Polevskoy". The analysis showed that work of occupational standards application had been conducted in three stages. The article analyses in detail each stage. At the analytical stage, the regulatory and legal framework was studied, a plan was drawn up, the purpose and tasks for the work were defined. At the organizational stage, the working personnel compliance with the requirements of occupational standards was analysed and non-conformities were identified; and a survey was conducted among the clients of the Centre about their satisfaction with the quality of services. The results of the survey are also analysed in this article. It is revealed that the process of occupational standards application requires serious preparation and the personnel management system organization. The order of this process realization is described in general, and also some elements of this process methodical support are offered. The amount of fines is written further imposed on the organization for the lack of occupational standards implementation. The selection algorithm of an educational institution is formulated for the qualification improvement the workers that do not correspond to the occupational standard. And the author also calculates the organizational economic costs for compliance with the legislation on the introduction of occupational standards.

Текст научной работы на тему «Организация работы по внедрению профессиональных стандартов в организации на примере ГАУ "КЦСОН г. Полевского"»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гончарова Д.А. Организация работы по внедрению профессиональных стандартов в организации на примере «ГАУ КЦСОН г.Полевского» // Human progress. 2017. Том 3. № 11. URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_11/Goncharova.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 331.546

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГАУ «КЦСОН г.ПОЛЕВСКОГО»

Гончарова Дарья Александровна

Специалист по социальной работе ГАУ «КЦСОН г. Полевского»

Магистрант направления «Управление персоналом»

because_of_you@inbox.ru ул. Бажова, 9, г. Полевской Свердловская область, РФ, 623380 +7 (963) 271-00-20

Аннотация. Статья описывает практический опыт внедрения профессиональных стандартов в области профессий социальной сферы. Исследование проводилось в государственном автономном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Полевского». Анализ показал, что работа по применению профессиональных стандартов ведется в три этапа. В статье проанализирован подробно каждый этап. На аналитическом этапе была изучена нормативно-правовая база, составлен план, определены цель и задачи работы. На организационном этапе проанализировано соответствие работающего персонала требованиям профессиональных стандартов и выявлены несоответствия; а также проведено анкетирование среди клиентов центра по их удовлетворенности качеством услуг. Результаты анкетирования также проанализированы в данной статье. Было выявлено, что процесс применения профессиональных стандартов требует серьезной подготовки и организации системы управления персоналом. Описан порядок реализации данного процесса в общем виде, а также предложены некоторые элементы методического сопровождения данного процесса. Далее прописаны размеры штрафов, предъявляемых к организации за отсутствие внедрения профессиональных стандартов. Сформулирован алгоритм выбора учебного заведения для осуществления повышения квалификации работников, несоответствующих профстандарту. А также автором рассчитаны экономические затраты организации на соблюдение законодательства о внедрении профстандартов.

redactor@ progress-human.com

Ключевые слова: внедрение профессиональных стандартов; этапы внедрения профстандартов; алгоритм выбора учебного заведения; затраты на повышение квалификации; привлечение молодежи.

1ЕЬ коды: M 12; M 53.

Введение

В настоящее время возрастает интерес работодателей к оценке персонала в организации, поскольку динамично изменяющиеся экономические условия деятельности обуславливают совершенствование управление персоналом. Как известно, в настоящее время идет активная разработка и утверждение профессиональных стандартов во всем мире [1; 2]. В России уже разработано более 1000 профессиональных стандартов. С учетом вступления в силу с 01 июля 2016 года Федерального закона от 02.05.2015 № 122 ФЗ о профессиональных стандартах, большинство организаций в России, включая и учреждения социального обеспечения населения, обязаны внедрить профессиональные стандарты.

Целью настоящей статьи является анализ практического опыты внедрения профессиональных стандартов в области профессий социальной сферы на примере государственного автономного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Полевского».

Процесс внедрения профессиональных стандартов в организации

На данный момент утверждены следующие профессиональные стандарты социальной сферы: руководитель организации социального обслуживания, психолог в социальной сфере, специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, социальный работник, специалист по социальной работе [3]. Внедрение общеотраслевых профессиональных стандартов по профессиям «бухгалтер», «специалист по кадрам» и других также будет проводиться в учреждениях социального обслуживания.

В ГАУ «КЦСОН г. Полевского» с июля 2016 года началась активная работа по разработке планов о внедрении нововведений. Разработана модель внедрения профессиональных стандартов:

1. Аналитический этап - в период с 01.05.2016.

2. Организационный этап - с 1.06.2016 - 31.12.2016.

3. Внедрение - с 1.01.2017 - 31.12.2017.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Аналитический этап - в период с 01.05.2016. Приказом директора Центра была создана рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов, в которую входит (Директор Центра, специалист по кадрам, заместитель директора Центра по организационно-методической работе, главный бухгалтер). Члены группы изучили Приказ Минтруда России об утверждении профессиональных стандартов для учреждений социального обслуживания; рассмотрели опыт внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы в других организациях; составили план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. План был утвержден директором Центра.

Для того чтобы начать внедрять профессиональные стандарты был разработан план внедрения профессиональных стандартов. Цель: обеспечить поэтапный переход ГАУ «КЦСОН г. Полевского» на работу в условиях действия профессиональных стандартов. Задачи, которые были поставлены:

1. Провести анализ личных дел специалистов на предмет соответствия требованиям к образованию и опыту.

2. Проанализировать должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, трудовые договора и др. на предмет соответствия требованиям описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт.

3. Внести изменения во внутренние нормативно-правовые акты при выявлении несоответствия.

4. Разработать процедуры проведения аттестации работников в соответствии с положениями профессионального стандарта.

5. Актуализировать новую модель системы аттестации работников учреждения с учетом профессиональных стандартов.

6. Организовать поиск учреждений, где можно повысить квалификацию, пройти профессиональную переподготовку в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Организационный этап. На этом этапе был проведен анализ 166 личных дел сотрудников, которые выполняют трудовые функции социальной сферы, на предмет их соответствия требуемому образованию, навыкам и умениям. Проанализировав персонал на соответствие, были получены следующие результаты: общая численность персонала составляет 166 чел. В том числе имеют следующее образование:

- высшее образование - 34 чел.;

- среднее профессиональное образование - 57 чел.;

- начальное профессиональное образование - 51 чел.;

redactor@ progress-human.com

- среднее образование - 24 чел.

Не соответствуют профессиональным стандартам: в комплексном центре - 84 чел., в Аппарате центра - 4 чел., в консультативном отделении - 6 чел., в отделении социального обслуживания на дому в пяти подразделениях - 42 чел., в отделении социально-правовой помощи - 7 чел., в отделении срочного социального обслуживания - 3 чел., в отделении дневного пребывания - 1 чел., в стационарном реабилитационном отделении - 1 чел. и в участковой социальной службе - 8 человек.

Весь персонал, который не соответствует, должен быть направлен на обучение. Для этого составляется список нуждающихся в обучении с полной информацией о каждом работнике и его образовании, а также рекомендации по обучению. В данной ситуации могут быть организованы: повышение квалификации, профессиональная переподготовка или высшее, среднее образование по профилю деятельности.

На этом этапе также было проведено анкетирование среди клиентов центра по удовлетворенности клиентов качеством услуг, результаты которого представлены в табл. 1.

Табл. 1: Итоговый показатель удовлетворенности качеством услуг в 2016- 2017 годах

Наименование отделения % качества услуг

Отделение дневного пребывания 94,43 %

Отделение социального обслуживания на дому 97,64%

Отделение срочного социального обслуживания 100,00%

Отделение участкового социального обслуживания 75,50 %

Социально-реабилитационное отделение 84,58%

Отделение социально-правовой помощи 60 %

Средний показатель удовлетворенности качеством услуг центра составил 85,36%. По возрастанию степени удовлетворенности услугами отделения расположились следующим образом:

- отделение срочного социального обслуживания - 100,00%;

- отделение социального обслуживания на дому - 97,64%;

- отделение дневного пребывания - 94,43%;

- социально-реабилитационное отделение - 84,58%;

- отделение участкового социального обслуживания - 75,50%;

- отделение социально-правовой помощи - 60%.

Анализ показывает, что существует резерв совершенствования деятельности для повышения показателей. Высокие показатели в некоторых отделениях свидетельствуют об удовлетворенности оказываемыми услугами. В отделении срочного социального обслуживания наблюдается самый высокий показатель удовлетворенности - 100,00%, что

свидетельствует об удовлетворенности оказываемыми услугами. Сотрудники этого отделения очень трепетно подходят к каждой ситуации и делают все, чтобы помочь нуждающимся в помощи.

Показатели для всех отделений Центра достаточно высокие, что свидетельствует о качественном выполнении своих обязанностей сотрудников и об удовлетворенности получателями социальных услуг. Но все же для того, чтобы показатели были высокими в каждом отделении, необходимо внедрить профессиональные стандарты, которые будут регламентировать требования к работнику, что способствует совершенствованию системы управлять персоналом для того, чтобы он работал на повышение показателей.

Анализируя задачи организаций социального обслуживания в условиях внедрения профессиональных стандартов, можно определенно утверждать, что это непростая задача. В ходе ее решения поднимется еще немало вопросов. Однако стало уже очевидным, что эти шаги необходимы, и организации социального обслуживания готовы к таким переменам. Изменение требований к социальному работнику, специалистам по социальной работе, к руководителям организаций социального обслуживания поможет не только в интеграции социальной сферы и рынка труда со сферой образования, но и в преобразовании современной социальной практики в нашей стране.

Процесс внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом требует серьезной подготовки и организации [4]. В общем виде порядок реализации данного процесса может выглядеть следующим образом:

- определение перечня профессиональных стандартов, содержащих характеристики квалификаций, используемых в производственных процессах организации;

- формирование рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в практику управления персоналом;

- обучение членов рабочей группы вопросам применения профессиональных стандартов;

- разработка плана аудита кадровой документации и фактической квалификации персонала для определения их соответствия требованиям профессиональных стандартов;

- разработка плана внедрения профессиональных стандартов в кадровые процессы системы управления персоналом;

- реализация плановых мероприятий;

- анализ результатов аудита и реализации плана, формирование спектра возможных управленческих решений по изменению кадровых процессов;

- разработка и реализация программы мониторинга изменений в национальном реестре профессиональных стандартов, нормативном и методическом обеспечении процессов Национальной системы квалификаций.

Описание в разрабатываемом плане ключевых мероприятий, реперных точек контроля, предполагаемых результатов, сроков, критериев его реализации, указание ответственных лиц требует методического сопровождения данного процесса. Персонал, который не соответствует профессиональным стандартам, должен быть выявлен и направлен на обучение на соответствующие профессии [5; 6]. Если работодатель обязан применять стандарты, но этого не делает (или делает неправильно), то со стороны государства могут последовать соответствующие меры. Во-первых, возможно получение предписания об устранении нарушения законодательства о труде. Во-вторых, на нарушителя может быть наложен штраф в следующих размерах:

- от 1 000 до 5 000 рублей для должностных лиц и предпринимателей;

- от 30 000 до 50 000 рублей для организаций.

Чтобы избежать таких штрафов, работодателям следует выяснить, есть ли у них в штате должности, к работе по которым обязательно должны применяться стандарты. Любые требования контролирующих органов, связанные с профстандартами, если их применение необязательно, не являются правомерными.

Повышение квалификации предлагается многими учебными заведениями с разными формами обучения. Для того чтобы не ошибиться с выбором образовательного учреждения необходимо [7]:

-удостовериться в наличии лицензии Министерства образования и науки РФ или регионального (муниципального) департамента образования для школ, лицеев, ПТУ и техникумов (лучше попросить копию). Уточнить, кем и когда выдана лицензия, на какой уровень образования. Если лицензии нет, то спокойно можно вычеркнуть это образовательное учреждение из списка;

-просмотреть учебный план, программу, аннотации учебной программы, информационное письмо. Не стоит обращаться в те учебные организации, которые говорят, что программа - это коммерческая тайна, или дают учебные планы многолетней давности;

-проверить состояние и наличие учебной базы;

-ознакомиться с преподавательским составом;

-поинтересоваться, какой раздаточный материал получат слушатели (книги, учебники, пособия, ксерокопии и т.д.);

redactor@ progress-human.com

-узнать, какой документ получают выпускники после обучения (диплом, аттестат, сертификат, свидетельство);

-узнать цену обучения;

-выбрать лучшее учебное заведения для своего персонала.

Посчитаем экономические затраты организации на соблюдение законодательства о внедрении профстандартов [8]. Организация должна потратить на обучение на каждого сотрудника в среднем около 10 тысяч рублей. Рассчитаем по формуле:

E=AxB,

где E - сумма, которую должна потратить на обучение организация;

А - стоимость обучения одного работника, руб.;

B - кол-во работников, не соответствующих профстандартам, чел.

E = 10 000 х 84 = 840 000 тыс. руб.

Для того чтобы обучить весь несоответствующий профстандартам персонал, организации потребуется 840 тысяч рублей. Однако часть обучения может быть оплачена самими работниками, т.к. работодатель не обязан платить за обучение своего персонала. За счет солидарности в оплате обучения можно сэкономить часть денег. В любом случае обучение персонала положительно сказывается на результатах персонала, показатели деятельности должны улучшиться. Кроме того, организуя обучение, внедряя профессиональные стандарты, организация обезопасит себя от наложения на организацию штрафа за несоответствие профессиональным стандартам (от 30 000 до 50 000 рублей).

Заключение

При внедрении профессиональных стандартов важно помнить, что необходимо не только обучать уже имеющихся сотрудников до требований профстандартов, но и осуществлять прием новых работников, уже соответствующих требованиям профессиональных стандартов. Проведенный нами анализ половозрастного состава персонала ГАУ «КЦСОН г. Полевского» выявил, что в данной организации практически отсутствует молодежь. Так, в 2016 году наибольшая доля персонала приходилась на возрастные группы 51-60 лет. А в 2017 году эта цифра увеличилась до 62. При этом в возрастной группе от 18-21 и 22-33 года сотрудники отсутствуют.

Чтобы принимаемая молодежь соответствовала профессиональным стандартам, предлагаем особое внимание обратить на выпускников учебных заведений. В качестве мер можно предложить: организацию прохождения практик для студентов, проведение

презентаций в учебных заведениях, использование возможностей целевых Интернет-ресурсов и другие формы взаимодействия с потенциальными молодыми работниками.

Таким образом, внедрение профессиональных стандартов играет важную роль в повышении эффективности деятельности организаций как в нашей стране [9], так и за рубежом [10], поэтому процесс их внедрения должен быть тщательно организован.

Литература

1. Allais, S. Occupational standards in the English-speaking world: A dysfunctional product for export? (Book Chapter) / Education Policy: Mapping the Landscape and Scope. 2017. с. 435-459.

2. Lester, S., Religa, J. "Competence" and occupational standards: observations from six European countries // Education and Training. 2017, № 59(2), с. 201-214

3. Сизикова В.В. Профессиональные стандарты в области социальной работы: проблемы разработки и внедрения // Социальная работа. 2014. № 4. С. 31-34.

4. Лосева Н.А. Профессиональный стандарт: шаги по внедрению в профессиональную организацию / В сборнике: Современные исследования - 2017 Сборник статей по материалам Международных научно-практических конференций. под общей редакцией А.И. Вострецова. Нефтекамск, 2017. С. 105-109.

5. Лянцевич В.М. О профессиональном обучении работников в условиях внедрения профессиональных стандартов / В сборнике: Образование: традиции и инновации материалы XII международной научно-практической конференции. 2016. С. 181-184.

6. Oliver, D. Complexity in vocational education and training governance // Research in Comparative and International Education. 2010, № 5(3), с. 261-273.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород: НИМБ, 1999, с. 140-150

8. Young, M. National vocational qualifications in the United Kingdom: Their origins and legacy // Journal of Education and Work. 2011, № 24(3-4), с. 259-282.

9. Федченко А.А., Плохих Я.С. Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов // В сборнике: Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений (16 заседание). Воронежский государственный университет, Академия труда и занятости (Воронежское отделение). 2016. С. 234-237.

10. Wheelahan, L., Moodie, G. Vocational education qualifications' roles in pathways to work in liberal market economies // Journal of Vocational Education and Training. 2017, № 69(1), с. 10-27

redactor@ progress-human.com

ORGANIZATION OF OCCUPATIONAL STANDARDS IMPLEMENTATION IN THE COMPANY: CASE STUDY OF THE COMPLEX CENTER OF SOCIAL SERVICES FOR THE POPULATION OF POLEVSKOY

Daria Goncharova Specialist in The Complex Centre of Social Services for the Population of Polevskoy

Polevskoy, Sverdlovsk region, Russia

Abstract. The article describes the practical experience of introducing occupational standards in the field of social professions. The study was conducted in the state autonomous institution "The Complex Centre of Social Services for the Population of Polevskoy". The analysis showed that work of occupational standards application had been conducted in three stages. The article analyses in detail each stage. At the analytical stage, the regulatory and legal framework was studied, a plan was drawn up, the purpose and tasks for the work were defined. At the organizational stage, the working personnel compliance with the requirements of occupational standards was analysed and non-conformities were identified; and a survey was conducted among the clients of the Centre about their satisfaction with the quality of services. The results of the survey are also analysed in this article. It is revealed that the process of occupational standards application requires serious preparation and the personnel management system organization. The order of this process realization is described in general, and also some elements of this process methodical support are offered. The amount of fines is written further imposed on the organization for the lack of occupational standards implementation. The selection algorithm of an educational institution is formulated for the qualification improvement the workers that do not correspond to the occupational standard. And the author also calculates the organizational economic costs for compliance with the legislation on the introduction of occupational standards.

Keywords: implementation of occupational standards; stages of occupational standards inculcation; algorithm for choosing an educational institution; the costs of training; youth attraction. JEL Code: M 12; M 53.

References:

1. Allais, S. Occupational standards in the English-speaking world: A dysfunctional product for export? (Book Chapter) / Education Policy: Mapping the Landscape and Scope. 2017. p. 435-459.

redactor@ progress-human.com

2. Lester, S., Religa, J. "Competence" and occupational standards: observations from six European countries // Education and Training. 2017, No. 59 (2), p. 201-214

3. Sizikova, V.V. Professional standards in the field of social work: problems of development and implementation // Social work. 2014. № 4. P. 31-34.

4. Loseva, N.A. Professional standard: steps to implement in a professional organization / In: Modern research - 2017 Collection of articles on the materials of International scientific and practical conferences. the general editorship of A.I. Vostretsova. Neftekamsk, 2017. P. 105-109.

5. Lyantsevich, V.M. About vocational training of workers in the conditions of introduction of professional standards / In: Education: traditions and innovations materials of the XII international scientific-practical conference. 2016. pp. 181-184.

6. Oliver, D. Complexity in vocational education and training governance // Research in Comparative and International Education. 2010, No. 5 (3), p. 261-273.

7. Egorshin, A.P. Personnel Management. N.Novgorod: NIMB, 1999, p. 140-150

8. Young, M. National vocational qualifications in the United Kingdom: Their origins and legacy // Journal of Education and Work. 2011, No. 24 (3-4), p. 259-282.

9. Fedchenko, A.A., Plokhikh, Ya.S. Problems and prospects of development and introduction of professional standards // In: Innovative dominants of the social and labor sphere: economics and management. Materials of the annual international scientific-practical conference on the problems of social and labor relations (16th meeting). Voronezh State University, Academy of Labor and Employment (Voronezh Branch). 2016. P. 234-237.

10. Wheelahan, L., Moodie, G. Vocational education qualifications' roles in pathways to work in liberal market economies // Journal of Vocational Education and Training. 2017, No. 69 (1), p. 1027.

Contact

Daria Goncharova

The Complex Centre of Social Services for the Population of Polevskoy 9, Bazhova str., Polevskoy, Sverdlovsk region, Russia, 623380 because_of_you@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.