З 1
2,9 -
З 2,8-
Я 2 7-^ 2,7 к
8 2,6-
« 2,5 -
е
S 2,4-
<а 2 3Л 2,3
о
S 2,2-2,1 -2 -
II
|І 18
і і
II
3 4 5 6 7
Номер контрольного матча
1O
□ Экспериментальная группа 9 Контрольная группа
Рис.2. Показатели времени затрачиваемого игроками экспериментальной и контрольной группы на переключение из режима атаки в режим обороны в течение десяти контрольных матчей.
1
2
8
9
б) ускорить время оценки сложившейся игровой обстановки на поле во время переключения из «режима атаки» в «режим обороны»;
в) быстрее находить свободных игроков соперника, и осуществлять их опеку до завершения командного отбора мяча.
На наш взгляд, перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.
Литература
1. Голомазов Э.Г, Чирва Б. Футбол. Закономерности игры и тенденции развития техники: Методические разработки для слушателей ВШТ Выпуск 1. - М., РГАФК, 1997. -43с.
2. Бубнов А. Анализ игр Кубка Мира 2002г. в аспекте определения тенденций развития современного футбола // Теория и практика футбола. - №1. - 2003. - С. 2-3.
3. Долженкова В.Г, Харченко Л.П., Ионин В.Г., и др. Статистика. - М.: ИНФРА- М, 2002г. - 384с.
4. Иссурин В., Шкляр В. Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №5. - С. 2-5.
5. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов. -К., 2003. - 272с.
6. Перепелица П.Е., Демкович С.Э. Анализ тактико-технических действий футболистов. // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету імені Т.Г.Шев-ченка. Випуск 35.Серія: педагогічні науки. - Чернігів: ЧДПУ, 2006. - №35. - С.285-290.
7. Платонов В.Н. Профессиональный спорт. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 390с.
8. Платонов В., Сахновский К., Озимек М. Современная стратегия многолетней спортивной подготовки //Наука в олимпийском спорте. - 2003. -№1.- С. 3-13.
9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение. К.: Олимпийская литература, 2004. - 808с.
10.Шамардин В. Научно-методическое обеспечение подготовки футболистов высокой квалификации. Учеб.посо-бие. - К., 2001. - 65с.
Поступила в редакцию 01.11.2007г.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ В УЧИЛИЩАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Пинчук1 В. В., Приходько2 И. И., Левадня2 С. А.
Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта1, Харьковская государственная академия физической культуры2
Аннотация. В данной статье рассматриваются организационные аспекты работы по подготовке спортивных резервов в училищах физической культуры, анализируются отдельные направления: уровень спортивного мастерства воспитанников, отношение спортсменов к учебно-тренировочному процессу, количество культивируемых видов спорта. Ключевые слова: «спортивные резервы», система подготовки спортивных резервов, специализированные учебные заведения спортивного профиля, училища физической культуры. Анотація. Пінчук В.В., Приходько І.І., Левадня С.О. Організація роботи по підготовці спортивних резервів в училищах фізичної культури. У даній статті розглядаються організаційні аспекти роботи по підготовці спортивних резервів в училищах фізичної культури, аналізуються окремі напрямки: рівень спортивної майстерності вихованців, відношення спортсменів до навчально-тренувального процесу, кількість видів спорту. Ключові слова: «спортивні резерви», система підготовки спортивних резервів, спеціалізовані навчальні заклади спортивного профілю, училища фізичної культури. Annotation. Pinchuk V.V., Prikhodko I.I., Levadnya S.A. Organization of work on preparation of sporting backlogs in schools of physical culture. In this article is examined the organizational aspects of work on preparation of sporting backlogs in schools of physical culture, separate directions: level of sporting trade of pupils, attitude of sportsmen toward an process, amount of the cultivated types of sport.
Keywords: «sporting backlogs», system of preparation of sporting backlogs, specialized educational establishments of sporting type school of physical culture.
Введение.
Одним из основных показателей развития физической культуры и спорта в стране являются результаты выступлений спортсменов на международ-
ной арене [2]. Это зависит от различных факторов: финансирования, материально-технического, кадрового обеспечения отрасли физической культуры и спорта и т.д. Составным и одним из главных звеньев в этой цепи факторов является система подготовки спортивных резервов.
Под «системой подготовки спортивных резервов» мы понимаем - совокупность спортивных секций, спортивных классов, ДЮСШ, СДЮСШ, ШВСМ, училищ физической культуры, а также закономерностей развития и функционирования, принципов, функций, методов, средств, управляющих воздействий с целью подготовки квалифицированных, высококвалифицированных спортсменов для пополнения сборных команд страны.
В Законе Украины «О физической культуре и спорте» [2] отмечается, что усовершенствование системы подготовки спортивных резервов имеет большое значение для государства, так как способствует утверждению международного авторитета нашей страны в мировом сообществе.
Система подготовки спортивных резервов начала формироваться в довоенный период, когда начали открываться первые спортивные школы. Но спортивная практика подтвердила необходимость создания наилучших условий подготовки спортивных резервов. Поэтому были приняты решения создать учреждения интернатной формы, которые занимались бы подготовкой спортивных резервов. Первый такой интернат специализированного спортивного профиля был открыт в Ростове-на-Дону Что же касается Украины, то впервые заведение такого типа было открыто в городе Харькове в 1971 году.
Проблемой подготовки спортивных резервов занимаются российские ученые В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр [3], а также украинские ученые В.Н. Платонов [4], О. Шинкарук [7]. Особого внимания заслуживают работы И.И. Приходько, ГН. Путятиной [6], в которых рассматривается организационно-управленческая деятельность спортивных школ с точки зрения системного подхода. Но практически не исследованными остаются проблемы подготовки спортивных резервов в училищах физической культуры.
Данная работа выполняется в рамках Сводного плана научных исследований Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта 2006-2011 гг. на кафедре менеджмента физической культуры харьковской государственной академии физической культуры «Организация и технология совершенствования деятельности субъектов и объектов управления физической культурой и спортом». Шифр: 2.3.5. Номер госрегистрации: 010Ш006475.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - проанализировать работу по отдельным направлениям подготовки спортивных резервов в училищах физической культуры.
Задачи исследования:
1. Определить уровень спортивного мастерства воспитанников училищ физической культуры г. Харькова.
2. Выявить отношение учащихся и студентов училищ физической культуры г. Харькова к учебнотренировочным занятиям.
3. Выявить интерес воспитанников училищ физической культуры г. Харькова к дальнейшей спортивной деятельности.
Методы исследования: анализ литературных источников; анализ документов; анкетирование.
Результаты исследования.
В Украине система подготовки спортивных резервов охватывает детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, специализированные учебные заведения спортивного профиля.
Сеть училищ спортивного профиля в настоящее время составляет 12 учебных заведений, из них -9 высших училищ физической культуры и 3 - училища олимпийского резерва. В городе Харькове функционирует 3 училища физической культуры, из них -2 высших училища [5]. В 2006-2007 учебном году в них обучалось 784 человека - это учащиеся 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов и студенты 1-х и 2-х курсов.
В процессе нашего исследования удалось выявить, что в училищах физической культуры г. Харькова культивируется 25 видов спорта, из них - 23 олимпийские виды и 2 неолимпийских. В анкетировании принимали участие 183 воспитанника училищ (116 -учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов и 67 - студенты 1-х и 2-х курсов). Из них:
• 2 мастера спорта международного класса;
• 19 мастеров спорта;
• 60 кандидатов в мастера спорта;
• 62 человека - 1-ый разряд по своему виду спорта;
• 40 человек имеют массовые разряды - 1, 2, 3 юно-
шеские разряды, 3 и 2 разряды.
Нас интересовало, с каких источников учащиеся узнали об училищах физической культуры. Исследование показало: от тренеров (50%), из спортивных секций (22%), из спортивных школ (10%), от знакомых (9,3%), от родителей (8,7%), школьных учителей (4,4%), воспитанников училищ (3,8%). Из средств массовой информации о деятельности училищ физической культуры не узнал ни один опрошенный, что свидетельствует о недостаточной пропагандистской и агитационной работе по привлечению спортсменов, которую проводят училища физической культуры (рис. 1).
Учебно-тренировочный процесс в структуре жизнедеятельности училищ занимает более чем 1/3 суточного режима. В процессе исследования мы выявили отношение учащихся училищ физической культуры к учебно-тренировочному процессу: 25% респондентов ответили, что они очень довольны проведением тренировок в училище, 59% - довольны, 14% - не очень довольны и 2% - недовольны проведением тренировок. В опросном листе мы предлагали внести дополнения к проведению тренировочного процесса. Выяснилось, что большинство респондентов (82%) хотели бы увеличить объем и интенсивность фи-
10%
9,30%
8,70%
4,40%
3,80%
0%
тренер спорт.секция спорт.школа знакомые родители школьный воспитанник СМИ
учитель училища
Источники информации
Рис.1. Разделение источников информации об училищах физической культуры, по мнению респондентов 2% 5%
25%
++++++ ++++++++ +++++++++^ ++++++++ ++++++
►++++++ ►++++++++ ^++++++ ►++
++++++
++++++
++++++
>++♦4
+^J^+^Pf>++^ ^>+++++++^ ++++++++ ++++++£>;
□ да
□ возможно, да ЕЗ нет
□ затрудняюсь ответить
Рис. 2. Желание респондентов заниматься спортом после окончания училища.
зической нагрузки, удлинить время тренировочных занятий. Были предложения по увеличению количества и качества инвентаря, используемого на тренировках, предложения чаще организовывать учебно-тренировочные сборы и выезжать на них. 14% опрошенных учащихся не внесли никаких дополнений, так как их полностью устраивает проведение тренировок.
Наше исследование предусматривало выяснить отношение учащихся и студентов не только к учебно-тренировочному процессу, но и в целом к жизнедеятельности училища. Результаты анкетирования показали, что:
• 68,5% респондентам нравится учиться в училище;
• 27% - ответили «скорее да, чем нет»;
• 4% - ответили «скорее нет, чем да»;
• 0,5% - ответили, что им не нравится учиться в училище.
В ходе настоящего исследования выяснилась мотивация спортивного совершенствования. Большинство 52% респондентов хотели бы стать участниками Олимпийских Игр, 33% - стать членами сборных команд Украины, 24% - стать мастерами спорта международного класса, 16% - мастерами спорта, 4% - стать Олимпийскими чемпионами, 3% - кандидатами в мастера спорта Украины, по одному - стать Заслуженным мастером спорта Украины, Заслуженным тренером Украины, Чемпионом мира.
Учеба в училищах физической культуры предусматривает получение знаний, как общеобразовательных дисциплин, так и знаний различных видов
подготовки в избранном виде спорта, а также объемов, интенсивности и восстановления. Но главным показателем деятельности училищ по подготовке спортивных резервов является то, что 68% опрошенных хотят продолжать тренироваться после окончания училища, 25% - ответили дипломатично, что возможно будут тренироваться, 5% - затрудняются ответить, 2% - ответили «нет» (рис 2).
Выводы:
1. Воспитанники училищ физической культуры г. Харькова имеют достаточно высокий уровень спортивного мастерства, так как 11% от общего количества опрошенных составляют высококвалифицированные спортсмены (мастера спорта международного класса и мастера спорта), 67% -квалифицированные спортсмены (кандидаты в мастера спорта и спортсмены 1 разряда) и 22% - являются спортсменами массовых разрядов.
2. Учебно-тренировочная, спортивная работа в училищах физической культуры города Харькова ведется на достаточно высоком уровне, так как 95,5% респондентам нравится учиться в училище и 84% - довольны проведением тренировок. В то же время большинство воспитанников училищ (82%) высказали предложение на увеличение продолжительности тренировок, объема и интенсивности физической нагрузки.
3. Все участники исследования желают в своей
спортивной деятельности повышать свой уровень спортивного мастерства, а 93% опрошенных воспитанников училищ будут продолжать тренироваться после окончания училища. Это свидетельствует о том, что работа по отбору, набору и подготовке спортивных резервов в училищах физической культуры г. Харькова направлена на поиск одаренных детей и сориентирована на дальнейшее совершенствование спортивного мастерства.
Дальнейшие исследования предполагается посвятить изучению работы тренеров-преподавателей и администрации училищ физической культуры по набору и отбору кандидатов на прием в училища физической культуры, а также подготовке выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
1. Закон України «Про фізичну культуру і спорт». - К., 1994. - С. 2-5.
2. Національна доктрина розвитку фізичної культури і спорту. - К., 2004. - 16 с.
3. Никитушкин В.Г, Квашук П.В., Бауэр В.Г Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 7-22.
4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
5. Приходько И.И., Левадня С.А. Аналитический обзор деятельности училищ физической культуры по подготовке спортивных резервов // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2007. - №11. - С. 206-208.
6. Приходько И.И., Путятина ГН. Организация управления спортивной школой // материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы высшего образования». - Донецк, 2007. - С. 3-6.
7. Шинкарук О. Діяльність дитячо-юнацьких спортивних шкіл з зимових видів спорту та шляхи виконання їхньої роботи // Молода спортивна наука України. - Львів: НФВ «Українські технології», 2005. - Т.3. - С.327-332.
Поступила в редакцию 01.11.2007г.
ВІДБІР ПЕРСПЕКТИВНИХ СПОРТСМЕНІВ 11-13 РОКІВ В НАСТІЛЬНОМУ ТЕНІСІ
Полякова А.В. Дніпропетровський державний інститут фізичної культури і спорту
Анотація. У статті пропонується експериментальна система відбору спортсменів 11-13 років на основі спортивних здібностей дітей в стандартних умовах ведення гри в настільному тенісі. В результаті експерименту була сформована група здатних дітей для посилених занять настільним тенісом з перспективою включення їх в збірну команду клубу «Причорномор’я». Недостатньо обґрунтована інформація про значущість певних факторів для становлення майстерності гравців. Недостатньо вдосконалена система спортивного відбору юних тенісистів.
Ключові слова: спортивний відбір, настільний теніс. Аннотация. Полякова А.В. Выбор перспективных спортсменов 11-13 лет в настольном теннисе. В статье предлагается экспериментальная система отбора спортсменов 11-13 лет на основе спортивных способностей детей в стандартных условиях ведения игры в настольном теннисе. В результате эксперимента была сформирована группа способных детей для усиленных занятий настольным теннисом с перспективой включения их в сборную команду клубу «Причерноморье». Недостаточно обоснована информация о значимости определенных факторов для становления мастерства игро-
ков. Недостаточно усовершенствована система спортивного отбора юных теннисистов.
Ключевые слова: спортивный отбор, настольный теннис. Annotation. Polyakova A. Choice of perspective sportsmen 1113 years in table tennis. In the article is offered the experimental system of selection of tennis players 11-13 years on the basis of sporting capabilities of children in the standard terms of conduct of game. As a result of experiment the group of capable children for the increased employments by table tennis with the prospect of inclusion of them in the collapsible command was formed. The information on the significance of particular factors for a becoming of skill of players is insufficiently justified. The system of sports selection of juvenile tennis players is insufficiently improved.
Key words: selection of sport, tennis.
Вступ.
Настільний теніс має величезну популярність у великому спорті. У сучасній грі постають великі і важливі задачі по оптимізації підготовки тенісистів, розвитку фізичних якостей, удосконалюванню техніки і тактики гри. Становлення й удосконалювання майстерності тенісистів, що випливає за навчанням прийомів гри, можливі при виконанні великого обсягу спеціальної роботи. Тому для гри в настільний теніс потрібно відбирати спортсменів з більш виразною працездатністю, швидкісною підготовленістю та психологічною стійкістю.
Спортивний відбір - це комплекс заходів, що дозволяють визначив високий ступінь схильності (обдарованість) дитини до того або іншого роду спортивної діяльності (виду спорту). Це тривалий, багатосту-пінчатий процес, який може бути ефективним лише в тому випадку, якщо на всіх етапах багаторічної підготовки спортсмена забезпечена комплексна методика оцінки його особи, що припускає використання різних методів дослідження (педагогічних, медико-біо-логічних, психологічних та ін.).
Проблема відбору в спорті є предметом постійного пошуку. На сьогодні у тенісі велика кількість досліджень по розробці критеріїв, які дозволяють оцінити і дати прогноз потенційним можливостям молодих гравців [2].
В результаті виникли програми відбору дітей, засновані, головним чином, на виконанні контрольних нормативів з фізичної і технічної підготовленості, а також програми, які передбачають оцінку ефективності дій за допомогою різних ігрових форм (Осташов В.Г., 1982 р., Голомазов О.С., 2000 р.).
Спортивний відбір будується на знаннях комплексу фізичних якостей, які необхідні при заняттях спортом. Недостатньо вдосконалена система спортивного відбору юних тенісистів обумовлена багатьма причинами, в тому числі, тим, що немає обґрунтованої інформації про значущість певних факторів для становлення майстерності гравців.
Робота виконана за планом НДР Дніпропетровського державного інституту фізичної культури і спорту.
Формулювання цілей роботи.
Мета роботи - експериментально обґрунтувати методику відбору дітей 11-13 років для посилених занять настільним тенісом з перспективою включення їх у збірну команду.
Об 'єкт дослідження - критерії відбору у на-