Научная статья на тему 'Организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии.'

Организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1270
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная отсталость / изобразительное искусство / fine аrts / mental deficiency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакунова Ирина Владимировна, Родионова Елена Сергеевна, Стахеева Елена Андреевна

В данной статье рассматривается организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бакунова Ирина Владимировна, Родионова Елена Сергеевна, Стахеева Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of psychological assistance to children with mental retardation means art-therapy

In this paper considered carefully organizing psychological care for children with mental retardation means art-therapy.

Текст научной работы на тему «Организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии.»

Section 8. Psychology

становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а высокий духовный уровень населения позволит органично формировать правовую культуру, способность народа жить и трудиться в свободном, демократическом правовом государстве, осознавать свои права и свободы, уметь ими

пользоваться в интересах личности, государства и общества. Только люди, которые осознают необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития.

Список литературы:

1. Из материалов международной конференции на тему: «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». - Ташкент, 16-17 февраля 2012 года.

2. Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов. - Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 49 с.

3. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Издательство «Наука», 1976. - 92 с.

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Грэйс Крайг. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

6. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - С. 49.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: изд. Просвещение, 1989.

Bakynova Irina Vladimirovna, North-Caucasian Federal University, assistant professor of special and practical psychology Rodionova Elena Sergeevna, Staheeva Elena Andreevna, students of the Faculty of Education E-mail: elenasta2012@yandex.ru

Organization of psychological assistance to children with mental retardation means art-therapy

Abstract: in this paper considered carefully organizing psychological care for children with mental retardation means art-therapy.

Keywords: mental deficiency, fine а^.

Бакунова Ирина Владимировна, Северо-Кавказский федеральный университет, доцент кафедры практической и специальной психологии

Родионова Елена Сергеевна, Стахеева Елена Андреевна, студенты кафедры дефектологии E-mail: elenasta2012@yandex.ru

Организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии.

Аннотация: в данной статье рассматривается организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии.

Ключевые слова: умственная отсталость, изобразительное искусство.

96

Organization of psychological assistance to children with mental retardation means art-therapy

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений [5].

Большой вклад в развитие процесса обучения умственно отсталых детей внес В. Н. Синев, по его мнению, подготовка умственно отсталого ребенка к восприятию излагаемого или демонстрируемого материала является трудной и важной задачей, без решения которой, ребенок воспринимает и осознает лишь незначительную часть предъявляемого материала [8].

Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность [1].

В Российском энциклопедическом словаре изобразительное искусство — это специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры [9].

Современные психология в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами [2].

Наиболее важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко [4].

Исследование особенностей рисунков умственно отсталых детей Т. Н. Головина разделяет на три основных блока: отражение форм предметов рисунков, отражение пространственных отношений предметов при изображении и особенности восприятия цвета и его использование в изобразительной деятельности. Каждый раздел содержит описание экспериментальных

исследований, определение выявленного недостатка и обозначение путей его преодоления [6].

В своих исследованиях Л. А. Аксенова пришла к выводу о том, что привлечение умственно отсталых школьников к художественно-прикладному творчеству позволит сформировать у них устойчивый интерес к художественно-трудовой деятельности, понять ее целесообразность и ощутить в ней радость и потребность [3].

Нами было проведено исследование уровня тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью средствами изотерапии. На основе полученных данных мы разработали и экспериментально-опытным путем апробировали коррекционную программу с данной категорией детей.

В ходе исследования нами были использованы следующие методики: «Лепим свой страх», «Несуществующее животное» [7].

Проанализировав работы детей полученных в результате методики «Лепим свой страх» мы пришли к следующим выводам. Работа с пластилином для детей была интересна. Они с удовольствием вылепили из пластилина свои страхи. Полученные фигуры из пластилина, говорили о том, что у испытуемых всего класса присутствуют страхи. Это обусловлено, в первую очередь тем, что дети не чувствуют поддержки от своих родителей, так как они воспитываются в школе — интернате для детей сирот.

Так же это упражнение было продуктивно, так как занятие прикладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности, вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.

В ходе анализа методики «Несуществующее животное», у всех учащихся класса был выявлен высокий уровень тревожности, который проявлялся в большом количестве попыток нарисовать животное — их штриховка и закрашивание.

Практически на всех рисунках были прорисованы органы чувств, что также говорит о повышенной тревожности. Тревожный ребенок чувствителен к возможным опасностям, поэтому наделяет повышенной чувствительностью свое создание. Как символ повышенной тревожности можно выделить увеличенные размеры рисунка, слабый, изображенный тонкими отрывистыми линиями контур рисунка, особенно боковые его границы — означает высокую тревожность, недифференцированную опасливость, готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

97

Section 8. Psychology

Разработанная нами программа содержала следующие этапы:

Цели программы:

- комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие;

- гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Задачи:

• обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы;

• облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей;

• создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

• оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

• повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Оборудование: листы А-4, простые карандаши, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки.

Формы работы: игра, беседа.

Этапы работы

1. Подготовительный этап

На данном этапе осуществляется знакомство с детьми. В ходе беседы с детьми, им предоставляется информация об особенностях планируемой работы. Подчеркивается, что на занятиях не требуется наличие каких-либо художественных способностей или навыков изобразительного искусства. Так же подчеркивается, что основной акцент делается на свободном выражении участником своих переживаний и чувств, с помощью имеющихся материалов.

Подготовительный этап включает в себя 2 занятия:

- Занятие № 1. «Нарисуй себя»;

- Занятие № 2. «Создаем образ из пятен».

2. Основной этап

Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

В терапевтических целях во время рисования необходимо акцентировать внимание детей на их ощущениях, чувствах, настроении.

- Занятие № 3. «Что ты сейчас чувствуешь?».

- Занятие № 4. Рисуем «Взаимоотношения в классе».

- Занятие № 5. «Лепим свой страх».

- Занятие № 6. «Монотипия».

3. Заключительный этап

На заключительном этапе проходит оценка занятий, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятий, повышение самооценки, собственной значимости уверенности в себе у детей.

- Занятие № 7. Тест «Несуществующее животное».

В итоге можно сделать вывод, что рисунок является хорошим показателем уровня усвоения знаний и представлений детей, с помощью которого можно вовремя увидеть их недостаточность и проконтролировать усвоение.

Нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь между применением изотерапии и динамикой уровня тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Результат показал, что проведенная психокоррекционная работа имеет положительный эффект, так как уровень тревожности снизился. Это позволяет говорить о том, что более продолжительная коррекционная работа с детьми приведет к тому, что уровень тревожности и страхов у него понизится до минимума, а уверенность в себе возрастет. В ходе практических занятий произошла стабилизация психологического состояния детей и отреагирование ребенком укоренившихся аффектов, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.);

Изотерапия в детских группах при работе с младшими школьниками не только предоставляет ее участникам дополнительные возможности для самовыражения и воздействует на эмоциональноаффективную сферу ребенка, но и положительным образом влияет на внутригрупповую коммуникацию, повышает самооценку младших школьников, помогает моделировать и «проигрывать» различные проблемные ситуации, формируя адекватную социальную компетентность личности. Эффективность программы была подтверждена результатами контрольного эксперимента.

98

Anti-crisis talks as a scientific approach to the category, and crisis management in the practice of law-enforcement bodies

Список литературы:

1. Амелина А. Н. Арт-терапия в психотерапевтической работе. - М.: Смарт, 2008. - 367 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании./Под ред. Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисаровой, Т. А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 248 с.

3. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отношение./ Г. М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2010 - 144 с.

4. Бурно Е. М. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 2008. - 250 с.

5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. - М., 2008. - 446 с.

6. Ферс Грегг М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - Спб.: Европейский Дом, 2008. - 355 с.

7. Обухова Л. Детская (возрастная) психология Учебник. - М.: Рос. педагогическое агентство, 2008. - 374 с.

8. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие/А. А. Осипова. - М.: Сфера, 2009 - 510 с.

9. Российского энциклопедического словаря (РЭС). - Изд.:«Большая Российская энциклопедия», 2011. - 688 с.

Vakhnina Viktoria Vladimirovna, Academy of Management MIA Russia, Assistant professor of department of psychology pedagogy and organization of work with the staff E-mail: Vikavahnina@mail.ru

Anti-crisis talks as a scientific approach to the category, and crisis management in the practice of law-enforcement bodies

Abstract: The article addresses the problem of overcoming the crisis negotiation activities of police officers. It is proposed to consider the overcoming of crisis negotiations with the help of anti-crisis negotiations, which are the main mechanism to overcome. We consider a methodology to overcome, prevent crises and negotiations.

Keywords: negotiation activities crisis negotiations, psychology of overcoming the crisis, conflict, crisis negotiation competence.

Вахнина Виктория Владимировна, Академия управления МВД России, Доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами E-mail: Vikavahnina@mail.ru

Антикризисные переговоры как научная категория и подход к преодолению кризисов в практике органов внутренних дел

Аннотация: в статье рассматривается проблема преодоления кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Предлагается рассматривать преодоление кризисов переговоров с помощью антикризисных переговоров, которые являются основным механизмом преодоления. Рассматривается методология преодоления, предупреждения и возникновения кризисов переговоров.

Ключевые слова: переговорная деятельность, антикризисные переговоры, психология преодоления, кризис, конфликт, антикризисная переговорная компетентность.

Для рассмотрения понятия преодоления кризиса переговоров следует обратиться к смежным понятиям, таким как урегулирование и разрешение. Данные понятия в основном используются применительно к конфликтам. Ввиду того что переговоры

(с преступниками, в особенности) являются, в свою очередь, ситуацией, во многом сходной с конфликтом, в нашем исследовании следует структурировать имеющуюся теоретическую базу. Наиболее часто конфликтологами используется понятие урегулирования

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.