Научная статья на тему 'Организация процесса обработки данных в маркетинговом исследовании рынка'

Организация процесса обработки данных в маркетинговом исследовании рынка Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ВЫСТАВКИ / EXHIBITIONS / ОБРАБОТКА ДАННЫХ / DATA PROCESSING / INTERVIEWING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гришакина Н., Манова Н., Манова Т.

Работа посвящена обработке данных анкетирования посетителей стоматологических выставок-ярмарок с целью выявления лучших маркетинговых средств продвижения товара. Опрос проводился в течение трех лет. Было опрошено около 70 % посетителей. Найдено лучшее маркетинговое средство. Написана программа на языке PHP, позволяющая создавать всевозможные опросы и анализировать полученные данные, которая может работать как на локальном сервере, так и на удаленном. С ее помощью были обработаны полученные анкеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the questionnaire data processing, This data was obtained by interviewing visitors of dental trade fairs. The aim of the present research is to identify the best marketing instrument for the product promotion. The survey was conducted during the period of three years. About 70% of visitors were interviewed and the best marketing instrument has been found. A program in PHP language was written, it allows to make all kinds of surveys and process the data obtained. The program can operate on a local server as well as on a remote one. The obtained questionnaires were processed by means of this program.

Текст научной работы на тему «Организация процесса обработки данных в маркетинговом исследовании рынка»

автоматизация опроса

организация процесса обработки данных

в маркетинговом исследовании рынка

За последние несколько лет стоматологический рынок в России претерпел серьезные изменения. Сегодня это один из наиболее развитых и структурированных рынков, в том числе и медицинского направления в РФ. Одним из самых эффективных средств маркетинга считаются специализированные выставки, по степени воздействия они опережают даже директ-маркетинг и телевидение.

Выставки и ярмарки - больше чем инструмент маркетинга, по сути, они -рынок. Как место личных встреч в своей основе они являются местом осуществления главных целей фирм, достижения или усиления их успеха на выставках. Исходя из главных целей предприятий: продвигать продукцию, выводить новые товары на рынок, продавать их - выставки и ярмарки дают возможность напрямую найти новых заказчиков, повысить лояльность клиентов, обновить контакты с бывшими заказчиками, вывести на рынок новые товары или услуги, продемонстрировать и продвинуть на рынок весь ассортимент продукции, ускорить процесс продаж, создать имидж своей фирмы и бренда. В сравнение с рекламой участие в выставках позволяет более убедительно продемонстрировать техническое качество продукции. Участие в торговых ярмарках может принести больший успех предприятиям, поскольку они дают возможность демонстрировать новую продукцию, напрямую контактировать с заказчиками, а посетители выставочных мероприятий всегда находятся в поиске новых поставщиков и в большинстве своем являются лицами, принимающими решения. Кроме того, охватывая практически весь стоматологический рынок, форумы и выстав-

Гришакина Н.И.

канд. экон. наук,

доцент

Новгородского

государственного

университета

им. Ярослава Мудрого

Semm2001@mail.ru

Манова Н.В.

канд. физ.-матем. наук, профессор, Российская академия естествознания

Манова Т.С.

аспирантка

факультета

учета и финансов,

Новгородский

государственный

университет

им. Ярослава Мудрого

информационные технологии в бизнесе

в сравнение

_с рекламой участие в выставках

позволяет более убедительно

продемонст-

рировать

техническое

качество

продукции

ки являются объектом внимания мировой стоматологической общественности. Год за годом растет число иностранных участников выставок.

Был проведен опрос среди посетителей медицинских выставок: врачей-стоматологов, зубных техников, руководителей стоматологических клиник, специалистов в области стоматологии, так и среди организаторов -производителей и поставщиков стоматологической продукции.

Исследование проводили организаторы выставок (маркетологи).

Анкетирование проводилось по 5 блокам:

• лучшие маркетинговые средства;

• источники информации для принятия окончательного решения о покупке;

• лучшие средства для демонстрации присутствия на рынке;

• лучшие средства для обмена и сбора информации;

• лучшие средства для выявления потребностей и запросов клиента.

Опрос проводился в течение 3-х лет. Было опрошено более 70% посетителей выставок Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Красноярска, Ставрополя и др. При проведении анкетирования для блока «Лучшие маркетинговые средства» и дальнейшем анализе этих анкет были получены результаты, которые отражены в табл. 1. Представление продукции на выставке в несколько раз больше влияет на продажи, чем другие средства продвижения. Например, выставки в три раза больше влияют на продажи, чем директ-маркетинг и в шесть раз больше, чем реклама в прессе. Визуальный эффект

Таблица 1

Влияние различных маркетинговых средств на продажу стоматологической продукции, %

Выставки Директ-маркетинг PR Реклама в прессе Интернет Другие средства

51 18 14 9 3 5

омика, 2009, № 10

Таблица 2

Источники информации для принятия окончательного решения о покупке, %

Выставки Прямые продажи PR Интернет Почтовые рассылки Публикации в прессе Телемаркетинг

90 75 75 63 58 55 50

от выставочного образца может длиться до 14 недель.

Во втором блоке и далее было предложено отметить ответы на вопросы (по 10 вопросов в каждом блоке). Результаты опроса представлены в табл. 2.

В отношении маркетинговых исследований и корпоративного позиционирования статистика подтверждает, что выставки позволяют решить сразу несколько задач одновременно. В отношении коэффициента окупаемости инвестиций по данным исследований, проведенных в Санкт-Петербурге, 65% опрошенных назвали участие в выставках одним из наиболее рентабельных способов использования рекламного бюджета.

Сегодня трудно переоценить социальную и экономическую значимость современных выставок, главная задача которых - обеспечить развития отраслей промышленности. С точки зрения экономического развития и реализации национальной политики выставки являются одним из важных инструментов глобализации, индикатором стратегических направлений развития индустрии. Для сбора и обработки данных была написана программа, с помощью которой можно создавать всевозможные опросы и анализировать полученные результаты. Программа написана на языке программирования - PHP (Hypertext Preprocessor). В программе реализованы такие функции как: создание и редактирование вопросов анкеты, удаление как отдельных вопросов, так и всего опроса, вывод результата опроса в процентном соотношении с соответствующим графиком, вывод результатов по городам.

Ключевые слова:

анкетирование, выставки, обработка данных

информащюнные ше^г^Ш^се

.по данным

.исследований,

проведенных

_iв Санкт-

Петербурге,

65% опрошенных назвали участие _в выставках

одним из наиболее _рентабельных

способов

использования _рекламного

.бюджета

Программа может работать как на локальном компьютере при условии установленного на нем требуемого для работы программного обеспечения - Web-сервера, так и на удаленном сервере. При работе программы на удаленном сервере, она будет доступна любому пользователю сети Internet, что позволит проводить интерактивный опрос. Для удобства управления опросами и просмотра результатов в программе реализована панель администрирования, из которой доступны инструменты для полноценного управления ими пользователем. Чтобы проверить программу в действии необходимо перейти по ссылке - http://remt.ru/opros/admin.php. Чтобы начать опрос - http://remt.ru/opros/. Файл admin.php содержит ссылки на отдельные делы панели администрирования. ав на ссылку, Вы перейдете в соответствующий раздел.

Раздел Общие результаты выводит данные, полученные в результате опроса по всем городам, хранящиеся в отдельных файлах для каждого вопроса. При желании их можно просмотреть и изменить вручную с помощью текстового редактора. Так же в этом разделе можно просмотреть общее число участников опроса.

Раздел Результаты по городам схож по принципу с разделом Общие результаты, за исключением того, что в нем есть возможность получить результаты по выбранному городу в частности.

Раздел Добавить вопрос дает возможность создания вопроса со стандартным числом ответов до десяти. Раздел состоит из трех необходимых частей: вопрос, ответы и тип выбора ответов (один пункт, несколько пунктов). Раздел Редактировать вопрос обращает нас к форме добавления вопроса, но с уже заполненными данными, введенными ранее. Этот раздел необходим для исправления ошибок в вопросе и ответах, редактирования числа ответов, их вариаций.

Раздел Обнуление результатов необходим, когда требуется сбросить все результаты опроса.

я экономика, 2009, № 10

Раздел Удаление опроса полностью удаляет как опрос, так и результаты опроса. Рекомендуем использовать эту функцию перед созданием нового опроса.

На первом этапе пользователю предлагается выбрать один из 10 предлагаемых городов. В зависимости от выбора города, все последующие ответы будут записываться как в файл результатов данного города, так и в файл общих результатов. Далее пользователь отвечает на предложенные вопросы. Каждый из вопросов находится на отдельной странице. Для перехода к следующему вопросу нужно выбрать хотя бы один из вариантов ответов и нажать кнопку «Ответить». Если не один из пунктов не выбран, программа предлагает пользователю вернуться назад и ответить на вопрос корректно.

Технически это выглядит так: файл index.php отправляет результат ответа в файл-обработчик send.php. Сами результаты отправляются при помощи безопасного способа передачи данных метода POST, номер вопроса и id города передаются методом GET. Обработчик send. php суммирует выбранные варианты ответов с результатами предыдущих опросов. После обработки данных send.php отправляет пользователя на следующий вопрос. Если пользователь ответил на последний вопрос из списка, выводится сообщение об окончании опроса.

Литература

1. http://remt.ru/opros/.

для сбора и обработки данных была написана программа, с помощью которой можно создавать всевозможные опросы

и анализировать

полученные

результаты

информационные технологии в бизнесе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.