автоматизация опроса
организация процесса обработки данных
в маркетинговом исследовании рынка
За последние несколько лет стоматологический рынок в России претерпел серьезные изменения. Сегодня это один из наиболее развитых и структурированных рынков, в том числе и медицинского направления в РФ. Одним из самых эффективных средств маркетинга считаются специализированные выставки, по степени воздействия они опережают даже директ-маркетинг и телевидение.
Выставки и ярмарки - больше чем инструмент маркетинга, по сути, они -рынок. Как место личных встреч в своей основе они являются местом осуществления главных целей фирм, достижения или усиления их успеха на выставках. Исходя из главных целей предприятий: продвигать продукцию, выводить новые товары на рынок, продавать их - выставки и ярмарки дают возможность напрямую найти новых заказчиков, повысить лояльность клиентов, обновить контакты с бывшими заказчиками, вывести на рынок новые товары или услуги, продемонстрировать и продвинуть на рынок весь ассортимент продукции, ускорить процесс продаж, создать имидж своей фирмы и бренда. В сравнение с рекламой участие в выставках позволяет более убедительно продемонстрировать техническое качество продукции. Участие в торговых ярмарках может принести больший успех предприятиям, поскольку они дают возможность демонстрировать новую продукцию, напрямую контактировать с заказчиками, а посетители выставочных мероприятий всегда находятся в поиске новых поставщиков и в большинстве своем являются лицами, принимающими решения. Кроме того, охватывая практически весь стоматологический рынок, форумы и выстав-
Гришакина Н.И.
канд. экон. наук,
доцент
Новгородского
государственного
университета
им. Ярослава Мудрого
Semm2001@mail.ru
Манова Н.В.
канд. физ.-матем. наук, профессор, Российская академия естествознания
Манова Т.С.
аспирантка
факультета
учета и финансов,
Новгородский
государственный
университет
им. Ярослава Мудрого
информационные технологии в бизнесе
в сравнение
_с рекламой участие в выставках
позволяет более убедительно
продемонст-
рировать
техническое
качество
продукции
ки являются объектом внимания мировой стоматологической общественности. Год за годом растет число иностранных участников выставок.
Был проведен опрос среди посетителей медицинских выставок: врачей-стоматологов, зубных техников, руководителей стоматологических клиник, специалистов в области стоматологии, так и среди организаторов -производителей и поставщиков стоматологической продукции.
Исследование проводили организаторы выставок (маркетологи).
Анкетирование проводилось по 5 блокам:
• лучшие маркетинговые средства;
• источники информации для принятия окончательного решения о покупке;
• лучшие средства для демонстрации присутствия на рынке;
• лучшие средства для обмена и сбора информации;
• лучшие средства для выявления потребностей и запросов клиента.
Опрос проводился в течение 3-х лет. Было опрошено более 70% посетителей выставок Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Красноярска, Ставрополя и др. При проведении анкетирования для блока «Лучшие маркетинговые средства» и дальнейшем анализе этих анкет были получены результаты, которые отражены в табл. 1. Представление продукции на выставке в несколько раз больше влияет на продажи, чем другие средства продвижения. Например, выставки в три раза больше влияют на продажи, чем директ-маркетинг и в шесть раз больше, чем реклама в прессе. Визуальный эффект
Таблица 1
Влияние различных маркетинговых средств на продажу стоматологической продукции, %
Выставки Директ-маркетинг PR Реклама в прессе Интернет Другие средства
51 18 14 9 3 5
омика, 2009, № 10
Таблица 2
Источники информации для принятия окончательного решения о покупке, %
Выставки Прямые продажи PR Интернет Почтовые рассылки Публикации в прессе Телемаркетинг
90 75 75 63 58 55 50
от выставочного образца может длиться до 14 недель.
Во втором блоке и далее было предложено отметить ответы на вопросы (по 10 вопросов в каждом блоке). Результаты опроса представлены в табл. 2.
В отношении маркетинговых исследований и корпоративного позиционирования статистика подтверждает, что выставки позволяют решить сразу несколько задач одновременно. В отношении коэффициента окупаемости инвестиций по данным исследований, проведенных в Санкт-Петербурге, 65% опрошенных назвали участие в выставках одним из наиболее рентабельных способов использования рекламного бюджета.
Сегодня трудно переоценить социальную и экономическую значимость современных выставок, главная задача которых - обеспечить развития отраслей промышленности. С точки зрения экономического развития и реализации национальной политики выставки являются одним из важных инструментов глобализации, индикатором стратегических направлений развития индустрии. Для сбора и обработки данных была написана программа, с помощью которой можно создавать всевозможные опросы и анализировать полученные результаты. Программа написана на языке программирования - PHP (Hypertext Preprocessor). В программе реализованы такие функции как: создание и редактирование вопросов анкеты, удаление как отдельных вопросов, так и всего опроса, вывод результата опроса в процентном соотношении с соответствующим графиком, вывод результатов по городам.
Ключевые слова:
анкетирование, выставки, обработка данных
информащюнные ше^г^Ш^се
.по данным
.исследований,
проведенных
_iв Санкт-
Петербурге,
65% опрошенных назвали участие _в выставках
одним из наиболее _рентабельных
способов
использования _рекламного
.бюджета
Программа может работать как на локальном компьютере при условии установленного на нем требуемого для работы программного обеспечения - Web-сервера, так и на удаленном сервере. При работе программы на удаленном сервере, она будет доступна любому пользователю сети Internet, что позволит проводить интерактивный опрос. Для удобства управления опросами и просмотра результатов в программе реализована панель администрирования, из которой доступны инструменты для полноценного управления ими пользователем. Чтобы проверить программу в действии необходимо перейти по ссылке - http://remt.ru/opros/admin.php. Чтобы начать опрос - http://remt.ru/opros/. Файл admin.php содержит ссылки на отдельные делы панели администрирования. ав на ссылку, Вы перейдете в соответствующий раздел.
Раздел Общие результаты выводит данные, полученные в результате опроса по всем городам, хранящиеся в отдельных файлах для каждого вопроса. При желании их можно просмотреть и изменить вручную с помощью текстового редактора. Так же в этом разделе можно просмотреть общее число участников опроса.
Раздел Результаты по городам схож по принципу с разделом Общие результаты, за исключением того, что в нем есть возможность получить результаты по выбранному городу в частности.
Раздел Добавить вопрос дает возможность создания вопроса со стандартным числом ответов до десяти. Раздел состоит из трех необходимых частей: вопрос, ответы и тип выбора ответов (один пункт, несколько пунктов). Раздел Редактировать вопрос обращает нас к форме добавления вопроса, но с уже заполненными данными, введенными ранее. Этот раздел необходим для исправления ошибок в вопросе и ответах, редактирования числа ответов, их вариаций.
Раздел Обнуление результатов необходим, когда требуется сбросить все результаты опроса.
я экономика, 2009, № 10
Раздел Удаление опроса полностью удаляет как опрос, так и результаты опроса. Рекомендуем использовать эту функцию перед созданием нового опроса.
На первом этапе пользователю предлагается выбрать один из 10 предлагаемых городов. В зависимости от выбора города, все последующие ответы будут записываться как в файл результатов данного города, так и в файл общих результатов. Далее пользователь отвечает на предложенные вопросы. Каждый из вопросов находится на отдельной странице. Для перехода к следующему вопросу нужно выбрать хотя бы один из вариантов ответов и нажать кнопку «Ответить». Если не один из пунктов не выбран, программа предлагает пользователю вернуться назад и ответить на вопрос корректно.
Технически это выглядит так: файл index.php отправляет результат ответа в файл-обработчик send.php. Сами результаты отправляются при помощи безопасного способа передачи данных метода POST, номер вопроса и id города передаются методом GET. Обработчик send. php суммирует выбранные варианты ответов с результатами предыдущих опросов. После обработки данных send.php отправляет пользователя на следующий вопрос. Если пользователь ответил на последний вопрос из списка, выводится сообщение об окончании опроса.
Литература
1. http://remt.ru/opros/.
для сбора и обработки данных была написана программа, с помощью которой можно создавать всевозможные опросы
и анализировать
полученные
результаты
информационные технологии в бизнесе