Научная статья на тему 'Организация процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации'

Организация процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / СЕМЬЯ / СТРЕСС / НОВАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЖИМ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ / ADAPTATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EARLY AGE / FAMILY / STRESS / NEW LIFE SITUATION / REGIME / BEHAVIORAL RESPONSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна

В данной статье автор описывает организацию адаптационного процесса детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. И указывает на определенные условия, необходимые для благоприятного прохождения вышеуказанного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF CHILDREN OF EARLY AGE TO PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

In this article the author describes the organization of the adaptation process of young children to preschool educational organization. And points to certain conditions necessary for the favorable passage of the above process.

Текст научной работы на тему «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации»

Цель экспериментального исследования состояла в проверке сформированности умений самооценки студентов. Для того, чтобы студенты смогли осуществить самооценку выполняемой самостоятельной работы, им предлагались соответствующие критерии. Качественными критериями служили требования к выполнению учебно - методических заданий (описание методов, средств, технологий, используемых при ответе на вопросы, формулирование определений и выводов и т.д.), отображающих содержание обучения химии в средних учебных заведениях.

В качестве количественных показателей сформированности умений самооценки студентов служили баллы за выполнение каждого задания и соответствующие оценки по пятибалльной шкале. Расчет баллов производился с учетом числа учебных действий, необходимых для качественного выполнения задания.

Результаты самооценивания студентов и оценивания преподавателем выполнения учебно-методических заданий представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты самооценивания студентов и оценивания преподавателем выполнения учебно-

методических заданий

Оценка Частота появления оценки

Экспериментальная группа (21 чел.)

Преподаватель Студенты

2 1 2

3 7 4

4 10 11

5 3 4

Итого 21 21

Сравнение результатов зависимости самооценки знаний и умений студентов и оценок, выставленных преподавателем в экспериментальной группе, отличаются незначительно. Это связано с тем, что со студентами в экспериментальной группе проводилась целенаправленная работа по формированию адекватной самооценки, что позволило им более объективно оценить свои знания и умения.

Выводы. Сформированность у студентов адекватной и объективной самооценки знаний и умений способствует, на наш взгляд, совершенствованию их подготовки к будущей профессиональной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, а также является дополнительным мотивирующим фактором для дальнейшего самообразования.

Литература:

1. Бахмутский, А.Е. Проектирование системы оценки достижений и образовательных результатов школьников / А.Е. Бахмутский, С.А. Писарева. - СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2014. - 86 с.

2. Глубокова, Е.Н. Инновационная деятельность педагога в образовательной организации / Е.Н. Глубокова, И.Э. Кондракова. - СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2014. - 116 с.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А.Козырева, Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во «РГПУ им. А.И. Герцена», 2004. - 392 с.

4. Крылова, О.Н. Технология формирования оценивания в современной школе / О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова. - СПб.: КАРО, 2015 - 128 с. - (Петербургски вектор внедрения ФГОС ООО).

5. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во Питер, 2013. - 304 с.

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/70535556/

Педагогика

УДК:372.23

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье автор описывает организацию адаптационного процесса детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. И указывает на определенные условия, необходимые для благоприятного прохождения вышеуказанного процесса.

Ключевые слова: адаптация, дошкольная образовательная организация, ранний возраст, семья, стресс, новая жизненная ситуация,режим, поведенческая реакция.

Annotation. In this article the author describes the organization of the adaptation process of young children to preschool educational organization. And points to certain conditions necessary for the favorable passage of the above process.

Keywords: adaptation, preschool educational organization, early age, family, stress,new life situation, regime, behavioral response.

«Детство - это важный период в жизни человека, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, самобытная, неповторимая, яркая, жизнь.

И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А. Сухомлинский)

Введение. Процесс адаптации ребенка раннего возраств в дошкольной образовательной организайии это сложный и многогранный период. Что-же такое адаптация? Адаптация - это привыкание, приспособление организма к новым условиям дошкольной организации. Кроме того, в этот процесс вовлечен не только ребенок, но и вся его семья. В период адаптации вся семья испытывает стресс, у родителей возникают волнения и тревога за своего малыша: "Как ребенок поведет себя в детском коллективе? Как быстро адаптируется к новой жизненной ситуации? Как воспитатель будет относиться к нему? Будет ли ребенок часто болеть? Но нельзя забывать о воспитателе, принимающим в группу малышей, перед которым встают практически такие же проблемы".

Изложение основного материала статьи. Адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации является очень важной и актуальной проблемой, так как в современных условиях, начинают пользоваться спросом группы для детей от 1 года до 3- х лет. В сложившихся условиях, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

При поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию, у него происходит ломка привычных стереотипов: из хорошо знакомой повседневной домашней обстановки малыш попадает в незнакомую среду дошкольной организации. У детей раннего возраста, как правило, возникают проблемы адаптации к новым условиям, это связано с ограниченными адаптационными возможностями. У ребенка может возникнуть "адаптационный синдром", который является прямым следствием неготовности психической и физиологической к вхождению в детский сад и выходу из семьи.

Как же проходит адаптация детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации? Этот вопрос широко освещен в работах Н.М. Аксариной, Л.Г. Голубевой, Р.В. Ямпольской, Н.Г. Ватутиной и др. Вышеуказанная проблема является объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания т.е. в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка.

В условиях семейного воспитания ребенок с рождения находится в определенном режиме, он привыкает к способу питания, к особенностям семейных взаимодействий и конкретному способу общения с ним. Постепенно, у ребенка вырабатывается модель поведения в семье (вырабатываются привычки, навыки и т.п.). Изменение в ежедневном порядке жизни ребенка, молниеносно сказываются на его поведенческой реакции. Это напрямую связано с маленьким жизненным опытом ребенка и вызывает определенные трудности в адаптации к новым условиям [2, С. 59].

Быстрое и значимое изменение в жизни ребенка, например переход в дошкольное образовательное учреждение, может привести к серьезным нарушениям в его поведении и как следствие отрицательные реакции. Любые изменения в состоянии здоровья ребенка влияют на его психику и нервную систему. Вхождение в новый режим дня, непривычные требования взрослых, измененная окружающая обстановка, необходимость постоянно контактировать со сверстниками - становятся для ребенка источником стрессовых ситуаций. Научно доказано, что адаптационные процессы связаны с возрастом ребенка. Вышеуказанные процессы легче проходят у детей до 6-ти месяцев, у которых еще мало стереотипов поведения, или старшие дети (старше 2-х лет), у которых уже имеется некоторый жизненный опыт [3, С. 15].

При поступлении ребенка в группу детского сада воспитатель, зная какие проблемы могут быть у ребенка, наблюдает за ним под руководством психолога и старшего воспитателя. Все особенности отмечаются в листе адаптации, где отражено поведение ребенка в первый, второй и т.д. дни, пока он не адаптируется к новым условиям (таблица 1).

Таблица 1

Адаптационные данные Дни наблюдения

1-й 2-й 3-й 4-й 8-й 16-й 32-й 64-й 128-й

Настроение

Аппетит: - завтрак; - обед; - полдник

Сон: - засыпание; -продолжительность

Активность в речи, игре

Взаимоотношения: - со сверстниками; - со взрослыми

Наблюдение за ребенком ведется по следующим параметрам: настроение, аппетит, сон, активность в речи, игре, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Адаптационный лист оформляется на каждого поступившего ребенка.

Задача воспитателя в этот сложный период, заключается в создании максимума усилий для того, чтобы ребёнок безболезненно прошёл все этапы адаптации к условиям дошкольной организации но, для быстрого и легкого протекания процесса адаптации, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, для более легкого прохождения адаптационного периода к условиям дошкольной образовательной организации. Необходимо разработать примерную программу адаптационного периода (таблица 2).

Таблица 2

программа адаптационного периода ребенка

1 НЕДЕЛЯ. ЗНАКОМСТВО: 2 НЕДЕЛЯ. 3 НЕДЕЛЯ. АДАПТАЦИЯ К ПРИЕМУ ПИЩИ. 4 НЕДЕЛЯ. СОН.

• лучше начинать знакомство с детьми и воспитателем на прогулке, на территории детского сада; • можно познакомить ребенка с пространством группы, в то время, когда там никого нет (в утренние часы, или во время прогулки воспитанников). Это необходимо для того, чтобы ребенок знал где находятся необходимые помещения: раздевалка, групповая комната, туалет, спальная комната, столовая Желательно чтобы в этот период рядом находился близкий взрослый. • постепенно начинаем приучать малыша к отсутствию близкого взрослого (начинать с 15-30 минут и доводить до нескольких часов. • увеличение времени пребывания ребенка в детском саду (по его желанию). • в данный период, лучше, чтобы близкий взрослый приходил за ребенком к концу прогулки, помогал ему раздеваться и присутствовал при приеме пищи (обеда). • организованная деятельность ребенка после сна.

2. Формирование у детей навыков здорового образа жизни, содействие всестороннему психофизическому развитию детей раннего возраста. В своей деятельности, педагог, применяет необходимые приемы направленные на нейтрализацию отрицательных проявлений у вновь поступивших детей.

3. Создание условий направленных на эмоциональное благополучие воспитанников. Важно с самого начала формировать у ребенка положительную реакцию на дошкольную организацию. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное отношение к себе, только в таком случае период адаптации должен пройти легче. Чтобы ребенок спокойно и с желанием шел в детский сад, необходимо создать домашнюю обстановку, в зависимости от потребностей ребёнка создаём уголки уединения, в которых находятся любимые вещи или игрушки. Как пройдет адаптационный период напрямую зависит от имеющегося опыта ребенка раннего возраста, то есть от того насколько стабильна и его нервная система и как проходит процесс приспособления к изменяющимся условиям. Дети из многодетных семей, или семей с многочисленными родственниками, быстрее и легче привыкают к новым условиям, чем дети, которые находятся в изолированной, однообразной обстановке и ограничены в общении.

Для благоприятного эмоционального фона ребёнка, необходимо использовать метод музыкотерапии. Ласково обращаться к ребёнку, малыша по необходимости можно брать на руки.

4. Формирование у воспитанников чувства уверенности в своих возможностях. Важной задачей в адаптационный период является помощь ребенку в возможности быстро и безболезненно освоиться в новой жизненной ситуации, почувствовать уверенность в своих возможностях. Для этого необходимо провести знакомство малыша с группой( со всеми групповыми пространствами - игровая, спальня, раздевалка, туалет); знакомить с детским садом (музыкальный зал, спортивный зал); познакомить детей друг с другом. Формировать доброжелательное, положительное отношение между воспитателем и ребёнком. Важным условием является то, что чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно и защищено в первые дни в детском саду он находится вместе с мамой.

5. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности. В раннем возрасте игровая деятельность тесно связана с познавательной. Часто происходит так, ребенок приходит в детский сад, но не интересуется игрушками, не хочет знакомиться с детьми, это связано с тем, что малыш испытывает стресс и его познавательная деятельность заторможена. Игровая деятельность направлена на формирование положительных эмоциональных контактов между ребенком и взрослым, а так же между детьми и обязательно включает игры и упражнения. Первые игры необходимо организовывать фронтально, для того чтобы дети не чувствовали себя обделенными вниманием. Воспитатель должен всегда выступать инициатором игр. Игры, надо выбирать с учетом возможностей детей и их интересов. Как правило, положительное эмоциональное общение может возникнуть на основе совместных действий, которые сопровождаются улыбкой, спокойной интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку [1, С. 38].

6. Работа с родителями. Перед приходом малыша в детский сад необходимо проводить работу с родителями т.к. не только детям тяжело в период адаптации, но и их родителям. Поэтому важна работа воспитателя с родителями. Ребенок наиболее подвержен влиянию родителей, в связи с чем, чтобы облегчить синдром адаптационного периода, в дошкольной организации должен быть разработан комплексный подход:

1. Первичная диагностика семьи:

- характеристика родителями поведения своего ребенка в семье;

- анкетирование родителей;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в ДОО;

- заполнение индивидуального адаптационного листа.

2. Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, которые могут возникнуть в начальном адаптационном периоде у ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Работа с родителями направлена на профилактику и коррекцию отклонений в поведении ребенка. При работе с семьей необходимо использовать различные формы работы: тематические и итоговые родительские собрания, консультации по запросу родителей, беседы, индивидуальное консультирование (по результатам диагностики), оформление информационных стендов для родителей, рекомендации.

Выводы. Таким образом, комплекс мероприятий с использованием современных методов и технологий должен помочь ребенку раннего возраста быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада. Кроме того, нельзя забывать о личности воспитателя, так как он играет огромную роль в период адаптации ребенка. Педагог находящийся рядом с детьми должен быть хорошим специалистом в области дошкольного воспитания, должен уметь наблюдать, анализировать, учитывать в соей деятельности все факторы для положительной и быстрой адаптации воспитанников. Кроме того, он должен любить детей, быть отзывчивым и внимательным по отношению к каждому ребенку.

Литература:

1. Афонькина, Ю.А. Организация деятельности. Центра игровой поддержки ребёнка раннего возраста. - Волгоград: Учитель, 2012. - 205 с.

2. Белкина Л.В. Адаптация раннего возраста к условиям ДОУ - Воронеж «Учитель», 2004. - 236 с.

3. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. Г.Г. Григорьева: Просвещение, 2003 - 253 с.

Педагогика

УДК: 374.32

кандидат педагогических наук Толстова Наталья Сергеевна

ФГАОУ ВО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат культурологии, доцент Чапаева Маргарита Викторовна

ФГАОУ ВО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Рыжкова Татьяна Валерьевна

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК АКТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Статья посвящена теме профессионального самоопределения молодого поколения. В статье рассматриваются некоторые мировые модели профессиональной ориентации. Освещается проблема профориентационной деятельности в России и сложности профессионального ориентирования молодого поколения в мире профессий. Рассматривается решение проблемы профессиональной ориентации молодого поколения на законодательном уровне. Акцентируется внимание на возможности частичной реализации государственных законов и проведении концентрированной и краткосрочной профориентационной деятельности в условиях детского оздоровительно-образовательного центра.

Ключевые слова: профориентация, самоопределение, профессиональная ориентация молодого поколения, профориентационная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the topic of professional self-determination of the younger generation. In the article some world models of professional orientation are considered. The problem of vocational guidance in Russia and the problems of professional orientation of the young generation in the world of occupations are discussed. The author considers the solution of the problem of professional orientation of the young generation at the legislative level. Attention is focused on the possibility of partial implementation of state laws and the conduct of concentrated and short-term vocational guidance in the conditions of a children's health education center.

Keywords: vocational orientation, self-determination, professional orientation of the younger generation, vocational guidance.

Введение. В настоящее время система профориентации в том или ином государстве формируется под влиянием различных как внешних, так и внутренних факторов таких как: политическое устройство, уровень благосостояния общества, менталитет, уровень развития экономической ситуации в стране и в мире в целом, религиозные и культурные взгляды, зарубежный опыт, особенности системы образования и т.д.

И.В. Дементьев, аспирант Республиканского института высшей школы (РИВШ), в своей статье «Профориентация: зарубежный опыт» утверждает, что на данный момент исследователи выделяют три основные модели профессиональной ориентации: японскую, американскую и западноевропейскую.

Соединенные Штаты Америки принято считать страной - родоначальником профессиональной ориентации, так как первое профориентационное бюро было организовано и открыто в 1908 году в Бостоне Ф. Парсонсом. И так же им была разработана первая программа по профессиональной ориентации «черта-фактор», что в дальнейшем легло в основу теорий американских ученых: А. Маслоу, Д. Сьюпера, С. Гинсбурга и др. [2, с. 65-72].

Безусловно, в настоящее время система профессиональной ориентации в США характеризуется множеством схем и программ и является децентрализованной. Обосновано это тем, что вопросы образования не входят в компетенции федерального правительства по Конституции США и руководство школами и школьное законодательство находятся в ведении органов штата. Характерной особенностью структуры профориентационной деятельности США является то, что помимо работы с профориентацией в школе проходит работа с профессиональной ориентацией в службах занятости населения, которые в свою очередь существуют как государственные, так и частные. И все же ведущую роль в профориентации играет школьная консультативная служба «Гейденс», занимающаяся сбором информации о обучающихся, консультированием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.