АУДИТ, КОНТРОЛЬ,
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОШЕННИЧЕСТВУ
А.М. Выжитович
В.П. Кругликов
УДК 334.02
Организация противодействия сомнительным транзитным операциям как механизм защиты репутации кластера
В статье рассматриваются актуальные методы противодействия сомнительным транзитным операциям в кластере. Целью исследования является разработка методического подхода к экспертизе операций по банковским счетам участников кластера на основе игрового имитационного моделирования. Решаются задачи уточнения содержания транзитных сомнительных операций, разработки деловой игры для применения в экспертизе схемы безналичных денежных потоков в кластере, формирования рекомендаций по организации внутреннего кластерного контроля за риском деловой репутации. Проведение деловой игры реализовано в рамках учебного процесса со студентами Сибирского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте России. Результаты исследования могут использоваться участниками созданных и планируемых к созданию кластеров для построения и совершенствования системы противодействия сомнительным транзитным операциям посредством организации экспертизы с проведением деловых игр для ситуаций, максимально приближенных к реальной деятельности.
Ключевые слова: сомнительные операции, транзитные операции, деловая игра, управление рисками, кластер.
Термин «транзитные операции» очень часто употребляется в прессе, в нормативных актах, а также в судебной практике. Несмотря на столь частое упоминание, в законодательстве этот термин отсутствует. Кроме того, его сложно вывести из судебной практики, так как конкретные ситуации, рассмотренные арбитрами, не дают общего определения данного понятия.
Транзитные операции — это такие операции, в процессе которых через счета компаний каждый день проходят в больших объемах денежные средства, поступающие от других резидентов с быстрым списанием этих денежных средств в течение двух дней.
В нормативных документах Банка России понятие транзитных операций встречается в Положении «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденном Банком России 2 марта 2012 года № 375-П (приложе-
© Выжитович А.М., Кругликов В.П., 2017
ние, код необычных операций — 1414). Транзитные операции — это поступление денежных средств на счет клиента — юридического лица — резидента (получатель) от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием [2].
При этом одновременно соблюдаются следующие условия:
• получатель имеет незначительный по сравнению с объемами поступающих средств уставный капитал, и с даты его государственной регистрации прошел небольшой период;
• зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов);
• со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств.
Банком России проводится масштабная работа по ограничению этих операций, для чего утвержден ряд документов для работы в кредитных организациях [3, 4].
В условиях кластера несколько компаний могут быть связаны с этими критериями по следующим причинам. Во-первых, большинство участников кластеров могут иметь минимальный уставный капитал. Во-вторых, ввиду оперативности выполнения обязательств денежные средства проходят движение по счетам через «цепочки контрагентов». В-третьих, объем налоговых платежей может быть незначительным из-за применения специальных режимов налогообложения и минимального количества рабочих мест.
Законодательно транзит денежных средств не запрещен. Проблема возникает, когда такие операции причиняют ущерб государству. Перед транзитными операциями выступает цель — накопление денег для дальнейшего использования в каких-либо целях, как правило, в незаконных (откаты, взятки, уклонение от уплаты налогов, черная зарплата). Такие денежные средства оседают на счетах в тех странах, где налоговое законодательство недостаточно развито, либо в банках, которые конфликтуют с Российской Федерацией.
Проблема заключается в том, что большие масштабы транзитных операций позволяют предполагать, что возможными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели. Как правило, такие операции — это схемы вывода капитала за рубеж, а также уклонение от уплаты налогов.
На транзитные операции клиентов российских банков приходится не менее 50 % всех незаконных финансовых операций, общий объем которых более 1,5 трлн рублей в год [10].
Компании, которые участвуют в транзитных схемах, заключают между собой договоры на поставку техники и оснащения — типичный пример такого рода транзитных операций. Также широко распространено заключение договоров на оказание консалтинговых услуг. В контрактах происходит завышение в десятки или сотни раз сумм, на которые поставляется товар, а доход просто выводится от налогообложения под видом расходов. Бенефициары (лица, которым предназначен денежный платеж, получатели денег) вовлекают в схемы огромное число юридических лиц и банков, образуя тем самым цепочки, через которые происходит движение денежных средств. Итогом таких схем становятся убытки компаний, что влечет за собой неуплату налогов.
Деловая практика позволяет охарактеризовать транзитные операции совокупностью следующих признаков:
• зачисление денежных средств на счет клиента с других счетов резидентов, открытых в российских банках;
• списание денежных средств со счета в сроки, не превышающие двух дней с момента их зачисления;
• регулярность проведения;
• проведение операций в течение длительного периода времени;
• отсутствие в деятельности налоговых обязательств либо налоговой нагрузки;
• отсутствие платежей по налогам или других обязательных платежей в бюджет Российской Федерации.
• наличие у получателя денежных средства уставного капитала, величина которого существенно мала по сравнению с объемами поступающих средств.
На основе представленных выше признаков банки самостоятельно разрабатывают программы по управлению риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и для финансирования терроризма. В программу должно включаться следующее:
• организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и для финансирования терроризма в зависимости от оценки риска клиента;
• методика для выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и для финансирования терроризма;
• мониторинг, анализ, контроль рисков использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и для финансирования терроризма;
• перечень предупредительных мероприятий, направленных на минимизацию рисков;
• учет и фиксирование результатов оценки уровня риска клиента и определения риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и для финансирования терроризма.
В случае непредставления компанией запрашиваемых банком документов по истечении одного месяца после окончания налогового (отчетного) периода, в котором были запрошены документы, кредитная организация может отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операций. Кроме этого, если документы не представлены или не получили положительной оценки, банк может предложить закрыть расчетный счет клиента.
Существуют фирмы-однодневки, которые предназначены для сокрытия налогов и также участвуют в цепочках по транзитным операциям. Довольно легко выделить и отличить такие фирмы от других, зная определенные признаки:
• отсутствие в штате главного бухгалтера;
• минимальный уставный капитал, типовой текст устава;
• адрес массовой регистрации, отсутствие фактического адреса;
• высокий ритм платежей, расчетный счет в неблагонадежном банке;
• минимальный документооборот между организациями и контрагентами.
Последствия транзитных операций очень масштабны по своей природе. Отмывание денег значительно увеличивает риск потери репутации для кредитных организаций, отрицательно влияет на процентные ставки и курсы валют. Денежные средства, поступающие в финансовые системы, подрывают экономику отдельных стран, создавая при этом серьезную угрозу как для национальной, так и для международной безопасности.
Операции, связанные с легализацией незаконно полученных доходов, снижают доходы от налогов, что наносит косвенный ущерб честным налогоплательщикам, так как повышаются налоговые ставки, отрицательно влияют на процентные ставки и валюты, в связи с тем, что лица, которые отмывают свои доходы, реинвестируют их в области с низкой вероятностью раскрытия их схем.
Страны, участвующие в транзитных операциях, сталкиваются с риском создания негативной репутации (рисунок 1) [6], которая может препятствовать устойчивому росту и одновременно может привлекать международные преступные организации с сомнительной репутацией, преследующие краткосрочные цели.
Из-за роста количества операций, направленных на отмывание денег, увеличиваются расходы на создание специализированных подразделений в сфере правоохранительных органов [9].
Для кредитных организаций одним из основных инструментов контроля за сомнительными операциями является подразделение по ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма), служба внутреннего контроля, служба безопасности. Данная система должна быть:
• комплексной, охватывающей все виды деятельности;
• приспособленной для предотвращения и выявления фактов мошенничества и других нарушений;
• взаимосвязанной с информационными системами и системами связи для обеспечения потока информации, необходимой для осуществления контроля;
• подходящей для соответствующей нормативно-правовой базы.
Рисунок 1. Последствия транзитных операций
Главной целью внутреннего контроля кредитных организаций является соблюдение требований законодательства и иных нормативных актов, обеспечение контроля за банковскими рисками и уровня надежности.
За последние несколько лет большое количество банков лишилось своих лицензий из-за нарушений требований, представленных в Федеральном законе от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В связи с этим внутренний контроль кредитных организаций должен включать в себя положения, касающиеся выполнения мер по ПОД/ФТ.
Кредитным организациям необходимо выполнять принцип «Знай своего клиента», важным составляющим которого является проведение процедур по идентификации клиентов, подразумевающих:
• разработку и внедрение комплексных методов проверки сведений, представляемых клиентами;
• доскональную проверку данных, удостоверяющих личность во избежание открытия счетов по сомнительным операциям;
• сбор полной информации о профессиональной деятельности клиентов и источниках их доходов;
• сбор полной информации о цели открытия счета, типе операций, в которые обычно вовлечен данный клиент.
Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством банка и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки, их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего аудита и службой внутреннего контроля. Мониторинг должен состоять из следующих процедур и систем:
• системы для проведения мониторинга операций, вызывающих подозрения;
• оценки риска, исходя из конкретных видов счетов, регионов и операций;
• контроля операций, превышающих установленный денежный порог депозитов при открытии счета, ежемесячных телеграфных переводов, операций с наличностью, дорожных чеков, кредитов и заключений сделок;
• контроля над усилением активности по банковским счетам, особенно тем, которые могут стать объектами сомнительных операций.
Банк России ведет активную борьбу с теневыми денежными потоками и транзитными операциями, которые используются в схемах вывода капитала за рубеж. Примером тому служит ООО КБ «НПК-БАНК», у которого отозвали лицензию за неоднократное нарушение в течение одного года требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Помимо этого, группа резидентов-клиентов ООО КБ «НПК-БАНК», имевших признаки фирм-однодневок, систематически переводила крупные суммы денежных средств в виде авансовых платежей в пользу нерезидентов по сомнительным сделкам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования. Так, клиентами банка были переведены в пользу нерезидентов денежные средства в объеме около 14,5 млрд рублей, а их получателями явились иностранные компании — клиенты банков Молдовы, Кипра, Эстонии, Латвии, Украины, Киргизии, Азербайджана [5]. Противодействие аналогичным действиям сохраняет актуальность и в современных условиях.
Постепенно транзитные схемы становятся все более запутанными, в них включаются не две-три компании, как раньше, а шесть-семь и более компаний, а число вовлеченных банков тоже увеличивается, что усложняет противодействие незаконным финансовым операциям.
Для построения экспертизы схемы безналичных денежных потоков в кластере, формирования рекомендаций по организации внутреннего кластерного контроля за риском деловой репутации разработана деловая игра
«Противодействие сомнительным операциям». В ней моделируются ситуации признаков вовлечения участников кластера в сомнительные операции, решается задача разработки механизма защиты от риска потери деловой репутации и банковских ограничений по проведению операций по счетам участников кластера, показывается роль банков как основных финансовых организаций кластера. Банки при этом оказывают содействие в изучении контрагентов, оценке транзитных операций на предмет их сомнительности, информируют клиентов о правилах представления документов по взаимоотношениям с контрагентами для оценки риска легализации преступных доходов.
В деловой игре роли были распределены следующим образом. Формируются две рабочие группы. Первая — руководитель и сотрудники экспертного подразделения кластера. Во вторую входит руководитель и сотрудники подразделения внутреннего контроля кредитной организации кластера. Другие участники: председатель жюри как председатель Совета кластера, члены Совета кластера — члены жюри, консультант по кластерам — модератор (автор статьи). По условиям деловой игры в жюри выбирается три авторитетных участника: первый член — представитель кредитной организации, второй — производственной сферы, третий — выходец из иного сектора экономики.
Председатель жюри определяется модератором. Самому жюри необходимо дать оценку заключений и рекомендаций экспертного подразделения кластера, подразделения внутреннего контроля кредитной организации кластера для организации противодействия сомнительным транзитным операциям в кластере. Во время работы групп члены жюри обсуждают практический опыт работы банков и кластеров в сфере противодействия сомнительным операциям, возможные приоритетные направления во внутреннем контроле и другие вопросы по тематике деловой игры.
Проведение деловой игры организовано с проведением следующих этапов.
Этап 1. Первой группе необходимо составить схему безналичных расчетов внутри кластера и с внешними контрагентами. Далее ими составляется характеристика схемы с учетом следующих примерных условий: средний срок нахождения денежных средств на расчетных счетах — 1—2 дня, наличие в кластере предприятий малого и среднего бизнеса на специальных налоговых режимах с минимальным уставным капиталом, у 20 % предприятий есть участие во внешнеэкономической деятельности с оформлением паспортов сделок, у 10 компаний численность работающих от 1 до 5 человек за счет привлечения фирм-аутсорсеров, у большинства компаний доля налоговых платежей и взносов во внебюджетные фонды не более 5—10 %. Группа формирует три портрета участников кластера: без признаков наличия сомнительных транзитных операций, с отдельны-
ми признаками сомнительных транзитных операций, с явно выраженными признаками сомнительных транзитных операций различного характера. При этом сведения об этом второй группе не разглашаются. Результаты работы экспертной группы оформляются в письменном виде.
Этап 2. Вторая группа проводит оценку результатов работы первой группы и формирует экспертное заключение относительно выявления участников кластера, вовлеченных в сомнительные транзитные операции
Этап 3. Заслушивание докладов экспертных групп, коллективное обсуждение, дискуссия, ответы на вопросы.
Этап 4. Оценка итогов работы экспертных групп со стороны жюри.
Этап 5. Подведение итогов деловой игры модератором.
В работе экспертных групп применяется метод «мозгового штурма», используются вспомогательные формы (шаблоны) для фиксирования результатов совместной работы. В качестве шаблона для первой группы может быть использована таблица 1.
таблица 1
Описание параметров и их значений
параметр (условие) Значение параметра (характеристика условия)
Клиент без признаков наличия сомнительных транзитных операций
Заключение банка:
Клиент с отдельными признаками сомнительных транзитных операций
Заключение банка:
Окончание табл.
параметр (условие) Значение параметра (характеристика условия)
Клиент с явно выраженными признаками сомнительных транзитных операций различного характера
Заключение банка:
В заключении указываются также необходимые меры. Во время работы первой группы вторая группа определяет инструменты (механизмы) выявления признаков сомнительных операций по следующей примерной форме (таблица 2).
таблица 2
Примеры способов проверки содержания признаков операций
признак Инструмент, способ проверки (примеры)
Число рабочих мест Запросить штатное расписание
Средний срок нахождения поступивших сумм на расчетных счетах Сформировать выписку по счету и проанализировать время остатков
Доля налоговых платежей и страховых взносов в общей сумме дебитовых оборотов по счету Сформировать выписку по счету, подсчитать общую сумму налоговых и других обязательных платежей за период и разделить на сумму общего дебитового оборота счета
Во время экспертизы второй группой схемы расчетов и портретов клиентов первая группа готовит рекомендации по минимизации вовлечения участников кластера в сомнительные операции на основе примеров ситуаций и собственных идей (таблица 3).
таблица 3
Примеры ситуаций и рекомендации
Ситуации (условия) Рекомендации
Предложения внешних контрагентов выступить агентом по аккумулированию и переводу денежных средств (например, по договорам займа, в счет взаиморасчетов, возврат сумм при расторжении договора и т. д.) Анализ контрагента, в том числе с применением ресурсов и средств обслуживающего банка
Заявка от потенциального участника кластера с подозрением наличия сомнительной репутации, в том числе в сфере транзитных операций Анализ отзывов о потенциальном участнике кластера с применением программы «Контур-Фокус» и других баз данных
Модератор оказывает информационную поддержку группе. Ассистенты модератора ведут запись обсуждений на диктофон и оказывают содействие в решении технических вопросов. Обсуждение результатов деловой игры организуется в две сессии.
Первая сессия. Проводится дискуссия, посвященная работе с тремя типами клиентов — участниками кластера. Вторая группа задает вопросы первой, получает ответы, делает комментарии, оглашает окончательное решение.
Вторая сессия. Выступают докладчики от каждой группы. Оглашается мнение второй группы относительно технологий выявления транзитных операций и признания их сомнительными. Докладчик от первой группы представляет рекомендации относительно противодействия участия компаний кластера в транзитных сомнительных операциях. Далее организуется дискуссия по вопросам формирования соглашений с кредитной организацией в плане формирования общей политики противодействия сомнительным операциям в кластере. При этом учитываются участниками деловой игры требования законодательства о неразглашении финансовыми организациями отдельных принятых мер по отношению к клиентам, вовлеченным в сомнительные операции.
Предоставленная возможность участникам деловой игры с практическим опытом поработать в команде единомышленников, применение командного подхода для решения новой задачи, использование методических материалов модератора способствует формированию рекомендаций, имеющих практическую значимость для реального кластерного бизнеса.
Доклады, выступления представителей групп оцениваются председателем и членами жюри с помощью оценочного листа (таблица 4) и руководства для членов жюри.
таблица 4
Оценочный лист для жюри
первая группа — представители кластера
Параметры/условия Портреты участников Качество рекомендаций Дискуссия
Балл
Итого баллов
Вторая группа — представители кредитной организации
Параметры/условия Инструменты выявления Качество экспертизы Дискуссия
Балл
Итого баллов
Оценка выставляется по десятибалльной шкале. Группа, набравшая наибольшее число баллов, считается победителем. Учитывается приближенность материала к реальности, качество и содержательность рекомендаций и выводов
Проведение деловой игры позволяет повысить качество экспертизы схемы денежных расчетов участников кластера и снизить риски ухудшения деловой репутации по причине признания сомнительными операций, имеющих транзитный характер.
Реализация подготовленных рекомендаций может быть выполнена путем подготовки внутреннего документа кластера в сфере противодействия сомнительным операциям.
Для выстраивания долгосрочных выгодных отношений с банком предлагается информировать участников кластера о необходимости предоставлять основному банку кластера предполагаемую схему бизнеса и денежных потоков через расчетные счета. Важным считается предоставление банку копий контрактов, договоров, чтобы он имел возможность качественно изучить бизнес-процессы клиента до проведения операции и подтвердить свое согласие на их проведение. Это укрепляет доверие и повышает скорость проведения расчетов с контрагентами ввиду исключения оснований для задержки платежей по причине неполного предоставления документов банку, потребности в выделении рабочего времени на проверки со стороны службы безопасности, управления финансового мониторинга и других служб банка.
Таким образом, в кластере может быть организовано сотрудничество с обслуживающим банком, выполняющим роль фильтра при проверке заявок на вступление в кластер, на открытие счетов. Банк при этом выступает в качестве законодательно уполномоченного лица по отказу в от-
крытии счетов, в проведении операций, что способствует укреплению положительной деловой репутации кластера.
Таким образом, подтвержден тезис о том, что для принятия экономических решений по организации схемы безналичных расчетов в кластере с транзитным характером необходимо изучить квалифицированные экспертные суждения подразделений, управляющих риском деловой репутации и риском легализации преступных доходов.
Метод игрового имитационного моделирования применим для оценки возможности решения новой задачи по защите репутации кластера и обеспечения непрерывности расчетов участников кластера.
Примененный метод игрового моделирования реальной ситуации как этап экспертизы, связанной с оценкой сценариев денежных расчетов контрольными подразделениями банка, предприятий-участников кластера, путем организации деловой игры позволяет решать актуальные задачи при наличии требований к высокой оперативности исполнения обязательств участников кластера.
Разработанные рекомендации по организации внутреннего кластерного контроля за риском деловой репутации в контексте транзитных операций имеют важное прикладное значение и могут применяться в работе банков и компаний — участников кластеров.
Литература
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. № 151—152.
2. Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2012. № 20.
3. Письмо Банка России от 31 декабря 2014 года № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» // Вестник Банка России. 2015. № 1.
4. Методические рекомендации от 13 апреля 2016 года № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» // Вестник Банка России. 2016. № 40.
5. Информация Банка России об отзыве лицензии у КБ «НПК-БАНК» // Вестник Банка России. 2009. № 21.
6. Ковалева ЕЮ., Литвенко А.Н. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем: учеб. пособие в схемах. Санкт-Петербург: Изд-во «Знание». 2004. С. 8.
7. Лунтовский Г.И., Чугунова Т.Н. Кредитные организации // Вестник Банка России. 2009. № 21.
8. Ревенков П.В., Воронин А.Н. Отмывание незаконных доходов: анализ проблемы и некоторые рекомендации // Деньги и кредит. 2011. № 4. С. 30-35.
9. Соловьев И. Трудные времена для «обналички» // Налоговый вестник. 2016. № 7. С. 88-96.
10. ЦБ объявил войну основной схеме ухода от налогов URL: http://izvestia. ru/news/ (дата обращения: 18 декабря 2016 года).
References
1. Federal law of 7 August 2001 № 115 «On counteraction to legalization (laundering) of incomes obtained in a criminal way and financing of terrorism» // Russian newspaper. 2001. No. 151—152.
2. Position of the Bank of Russia from March 2, 2012 No. 375-P «On requirements to rules of internal control of the credit institution in order to counteract the legalization (laundering) of incomes obtained in a criminal way and financing of terrorism» // the Bulletin of Bank of Russia. 2012. No. 20.
3. Bank of Russia letter dated 31 December 2014 No. 236-T «On increasing attention of credit institutions to certain customer transactions» // the Bulletin of Bank of Russia. 2015. No. 1.
4. Guidelines dated April 13, 2016 No. 10-Mr «On increasing attention of credit institutions to certain customer transactions» // the Bulletin of Bank of Russia. 2016. No. 40.
5. Information of the Bank of Russia on revocation of the licence at KB «NPK-BANK» // the Bulletin of Bank of Russia. 2009. No. 21
6. Kovalev Y.Y., Litvenko A.N. Legalization (laundering) of proceeds of crime: studies, allowance schemes. Saint Petersburg: Publishing house «Knowledge». 2004. P. 8.
7. Luntovsky G.I., Chugunova T.N. Credit institutions // the Bulletin of Bank of Russia. 2009. No. 21.
8. Revenkov P.V., Voronin A.N. The laundering of illegal income: the analysis of the problem and some recommendations // Money and credit. 2011. No. 4. Рр. 30—35.
9. Soloviev I. Hard times for «cashing» // Tax Bulletin. 2016. No. 7. Pр. 88—96.
10. The Central Bank has declared war on the main scheme of tax evasion.
Available at: http://izvestia.ru/news/ (accessed 18 December 2016).