Научная статья на тему 'Организация производственных процессов на принципах логистических интеграций'

Организация производственных процессов на принципах логистических интеграций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / THE INTEGRATED LOGISTICS / INTEGRATED ORGANIZING-PRODUCTION STRUCTURES / LOGISTICS COORDINATION / MECHANISM FOR THE INTEGRATION OF LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеголева Татьяна Васильевна

В статье обосновано применение концепции интегрированной логистики на промышленных предприятиях и построение механизма интеграции, позволяющего обеспечить межфункциональную и межорганизационную логистическую координацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF INTEGRATION INTO CONCEPTS OF THE ORGANIZATION OF MANUFACTURE

n article is motivated using to concepts of the integrated logistics on industrial enterprise and building of the integration mechanism, allowing provide between functional and between organization co-ordination

Текст научной работы на тему «Организация производственных процессов на принципах логистических интеграций»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИНЦИПАХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИЙ Т.В. Щеголева, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье обосновано применение концепции интегрированной логистики на промышленных предприятиях и построение механизма интеграции, позволяющего обеспечить межфункциональную и межорганизационную логистическую координацию

В создавшихся условиях хозяйствования одним из перспективных и динамично развивающихся направлений преодоления негативных тенденций кризиса и получения оптимальных решений является применение принципов и методов интегрированной логистики, позволяющей объединить усилия топ - менеджмента и структурных подразделений самого предприятия и его логистических партнеров в сквозном управлении процессом выполнения заказа в интегрированной структуре: «проектирование - закупка - производство - распределение - сервис».

В пользу использования отечественными предприятиями концепции интегрированной логистики говорит то, что данный подход создает реальную возможность объединения функциональных областей логистики и производства при осуществлении координации действий, выполняемых независимыми, но наделенными общей ответственностью, в рамках достижения целевой функции, звеньями производственной и логистической систем. Потенциал интегрированной логистики позволяет реализовать целевые установки предприятия в рамках его миссии, являясь стратегическим фактором повышения его конкурентоспособности.

Интегрированный подход в организации и управлении производством требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой производственно-логистической системы в целях ее оптимизации. Такой подход распространяется как на микроэкономический уровень самого предприятия, так и на всю цепочку поставок, и позволяет устранить конфликты между функциональными подразделениями предприятия и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу. В связи с этим, принято выделять межфункциональную логистическую координацию, направленную на согласование деятельности функциональных подразделений предприятия, участвующих в процессе выполнения заказа, и межоргани-зационную логистическую координацию, то есть согласование действий предприятия с действиями его контрагентов для достижения целей всей цепи поставок.

Проблема координации заключается в том, что традиционная организация управления на большинст-

ве промышленных предприятий связана с функциональным обособлением структурных подразделений, имеющих свои локальные цели функционирования, зачастую изолированную систему оценки результатов деятельности отделов и служб, свою сложившуюся практику управления. Конфликты возникают также из-за наличия перекрестных функций, по определению относящихся к логистическим, но закрепленных, в силу традиции, за другими подразделениями предприятия. Решение проблемы межфункциональной логистической координации предполагается путем передачи полномочий по урегулированию конфликтных ситуаций и поиску компромиссов службе логистики. На отдел логистики, зачастую, возлагается и функция межорганизационной координации, то есть согласование действий всех контрагентов, устранение возникших и предотвращение возможных конфликтных ситуаций между звеньями цепи поставок.

Однако в современном стремительно развивающемся интегрированном подходе к управлению бизнес-процессами в цепях поставок функции межорга-низационной логистической координации передаются посредникам - системным логистическим интеграторам (4PL-провайдерам). Поле 4PL-провайдеров образуется путем качественного расширения выполняемых функций, системного подхода к управлению ключевыми бизнес-процессами, интеграции и координации действий предприятия и его контрагентов в цепи поставок, включая формирование эффективной цепи поставок и обмен данными между контрагентами цепи в реальном масштабе времени с помощью современных информационных систем и технологий.

Таким образом, в рамках решения проблемы обеспечения межорганизационной и межфункцио-нальной логистической интеграции в производственных структурах необходимы разработка и внедрение самого механизма интеграции, предполагающего взаимодействие поставщиков, производителей и потребителей, совместное владение ресурсами, согласование сроков продажи, производства, закупок, разработки и сервисного обслуживания, открытый обмен информацией, а также расчет единых показателей оценки эффективности деятельности по направлениям, представленным на рис. 1

Интеграция данных Интеграция функций Интеграция процессов Интеграция моделей Интеграция программ Интеграция структур

Единая информационная база предприятия на логическом и физическом уровне Объединение и логическое согласование прежде разделенных функций Организация и управление бизнес-процессами Согласование и применение методов и моделей планирования, координации и контроля Интеграция программного обеспечения Объединение и согласование бизнес-процессов с партнерами по бизнесу и клиентами

Интеграция внутри предприятия Интеграция с внешней средой

Направления интеграции

Рис. 1. Основные

Разработка и реализация механизма логистической интеграции в производственных структурах предполагает:

1) интеграцию всех партнеров цепи создания стоимости для решения общих задач на основе организации межфирменных кооперационных отношений (создание системы взаимного «не слепого» доверия, базирующегося на взаимном контроле с опорой на информационные технологии);

2) моделирование и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов;

3) построение системы интегрированного управления (планирования, организации, координации, мотивации и контроля) логистическими цепями;

4) создание единого информационного пространства для всех участников цепочки поставок, отвечающего требованиям безопасности и «приемлемого» риска.

Осуществление указанных действий приведет предприятие к достижению ключевых целей функ-

направления интеграции ционирования, в т.ч. улучшению процесса ориентации на клиента; оптимизации и синхронизации производства со сбытом и снабжением; повышению гибкости и надежности процесса выполнения заказа; сокращению складских запасов и сроков поставки по всей цепочке; снижению затрат на входной контроль качества и устранению брака.

Рассматриваемый механизм интеграции проявляется посредством организационных форм, которые должны исходить из программы построения кооперационных отношений, составляющих содержание интеграционных процессов, реализуемых в порядке, определенном стратегией интеграции, путем использования соответствующих методов на основе принципов интеграции материальных и информационных потоков (рис. 2).

Рис. 2. Содержание механизма логистической интеграции

Рассмотрим составляющие механизма логистической интеграции в производственных структурах. Можно выделить 4 формы логистической интеграции:

1. Партнерство - это отношения между двумя субъектами логистической цепи, которые влекут за собой разделение прибыли и распространяются на продолжительный период времени. Цель интеграции должна совпадать с целью всех партнеров, имеется возможность продления отношений.

2. Стратегический союз - это договорные отношения между двумя независимыми субъектами цепи поставок, преследующими определенные цели и получение прибыли.

3. Сторонняя логистика - подразумевает наличие в логистической цепи «агента», который вступает во временные отношения с некоторыми другими субъектами цепи поставок.

4. Аутсорсинг - отношения, при которых участник логистической цепи и третья сторона (стороны ) заключают соглашения о предоставлении логистических услуг по определенной цене в течение определенного периода.

Прежде чем выбирать наиболее выгодную форму интеграции в логистической цепи, необходимо проанализировать всю сеть цепей поставок, в которых участвует организация. Выделим факторы, влияющие на интеграционные процессы:

1) влияние потребителя - ориентация на лучших, самых крупных клиентов;

2) качество обслуживания - уровень нетерпимости к ошибкам и дефектам очень низок или вообще недопустим. То звено цепи поставок, которое не обеспечивает должного качества обслуживания должно быть удалено;

3) добавленная стоимость - вклад каждого участника цепи должен добавлять стоимость всему процессу, которая значительно превышает его затраты;

4) финансовая эффективность - если правильно объединить и использовать капиталы, то они принесут большую прибыль, чем сумма прибылей каждого участника в отдельности;

5) воздействие на окружающую среду - со временем партнеры по цепи поставок будут больше приобретать за счет деятельности по сохранению окружающей среды;

6) внутренняя логистика.

Рассмотрим возможные методы интеграции в цепи поставок:

1) рационализация источников поставок, т.е. сокращение числа поставщиков, установление с ними более тесных отношений и рассматривать их как поставщиков узлов и систем, а не просто типовых деталей;

2) разработка программы совершенствования сотрудничества с партнерами, т.е. создание на предприятии межфункциональных групп, тесно сотрудни-

чающих с поставщиками и потребителями в поисках возможностей улучшения ситуации на границах между процессами;

3) вовлечение поставщиков в процесс проектирования, т.е. более тесное сотрудничество с поставщиками на этапе проектирования с целью снижения затрат на создание и техническое обслуживание изделия и повышения качества продукции;

4) внедрение интегрированных информационных систем, т.е. использование информационных технологий, создающих средства интенсификации информационных потоков в обоих направлениях;

5) централизация запасов, т.е. обеспечение доступа к системе сбыта производителя, позволяющего давать клиенту полную информацию о наличии товара на складе и сроках его поставки.

Построение эффективных межфирменных кооперационных отношений предполагает разработку и реализацию определенной программы действий, включающей:

1. Определение руководством предприятия совместно с работниками снабженческих и сбытовых подразделений претендентов на стратегическое партнерство в логистической цепи.

2. Заключение договоров или построение совместных предприятий с отражением ролей, полномочий и ответственности персонала каждого звена цепочки поставок.

3. Моделирование бизнес-процессов формирования и обеспечения функционирования материальных и сопутствующих информационных потоков от первого звена цепочки поставок (источника сырья) до последнего звена цепочки (конечного потребителя), а также отражение входов, выходов, управляющих механизмов и исполнителей каждой функции в рамках данного бизнес-процесса.

4. Создание единого информационного пространства между партнерами на базе совместного программного обеспечения (ИТ, ППП), позволяющего отслеживать состояние заказа в любой момент времени и в любом звене цепочки поставок с целью обеспечения синхронизации процессов по всей логистической цепочке.

5. Обеспечение конфиденциальности поступающих и исходящих информационных потоков и минимизация рисков.

В зависимости от миссии, видения и стратегических целей вступления предприятий в кооперационные отношения, выбранной модели и формы организации их взаимоотношений (прямые договорные отношения, контракт-субконтрактные отношения, совместное предприятие, холдинг и т.п.) партнерство можно построить на основе следующих стратегий интегрированного управления, представленных в таблице.

Стратегии логистической интеграции

Наименование стратегии Характеристика

CPRF (совместное планирование и прогнозирование) Основная идея состоит в улучшении способности удовлетворять растущие потребности покупателей, в развитии которых должно быть заинтересовано каждое ЗЦП. Суть модели CPRF - объединение всех партнеров с целью тесного сотрудничества, основанного на предоставляемых обеими сторонами ресурсах и информации

VMI (клиентское управление запасами) Суть концепции состоит в том, что ответственность за пополнение запасов последующего ЗЦП переносится на предшествующее звено, клиенты и поставщики синхронизируют информационные потоки о потребностях и запасах. На основе текущей информации о потребностях и запасах клиента поставщик самостоятельно определяет сроки и количество поставок, т.е. использует принцип «выталкивания». Для достижения эффекта от использования данной концепции необходимо внедрение соответствующих ИТ, реинжиниринг ключевых бизнес-процессов и методов планирования. Отдельно должны рассматриваться вопросы надежности партнеров.

SCMo (мониторинг логистических цепей) Подразумевает мониторинг вероятности поставок, событий в ЛЦ, оценку выполнения работ и диагностику Ви1ЫЫр-эффекта. Основывается на отслеживании и контроле запасов, определении возможности поставок на основе концепций АТР и СТР, моделировании регулирующих воздействий при нарушениях в работе цепочки.

CSRP (синхронизированное с покупателем планирование ресурсов) Предполагает интеграцию ключевых бизнес-процессов с процессами покупателя и планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. Происходит оптимизация внутренних операций, объединение сбытовых подразделений предприятия с покупателем, производство переориентируется на изготовление на заказ. Обработка заказов начинается с покупателя и с перспектив продаж.

ЕСЯ (эффективные взаимоотношения с клиентами) Ориентирована на оптимизацию каналов дистрибуции и сокращения затрат, не связанных с процессом создания стоимости. Подразумевает внедрение ИТ, реинжиниринг процессов и методов планирования. Ее внедрение позволяет добиться снижения запасов в дистрибуционных центрах (до 40%), улучшения использования транспортных мощностей (до 20%), сокращения сроков выполнения заказов клиентов и процессных затрат (до 50%).

С их помощью взаимодействие между участниками логистической цепи может принести многочисленные выгоды, в том числе сокращение сроков поставки; повышение надежности обещаний; сокращение числа нарушений графика работ; снижение уровня запасов; уменьшение проблем качества процессов и продукции; повышение имиджа компании и приоритета заказов; максимально быстрое и качественное удовлетворение пожеланий конечного потребителя.

Следующим этапом построения партнерских отношений является проектирование бизнес-процессов формирования и обеспечения функционирования материальных и информационных потоков на границах между звеньями цепочки поставок с отражением входов, выходов, управляющих механизмов и исполнителей каждой функции. Моделирование этих процессов можно осуществить путем применения методологии IDEF0 и программного продукта BPwin аналогич-

но моделированию процесса организации потоков внутри материалопроводящей цепи центрального предприятия.

К основным составляющим единого информационного пространства между участниками цепочки поставок относятся системы планирования ^СР) и оперативного управления ^СЕ), реализованные в современных информационных технологиях управления цепочкой поставок. Они играют роль информационной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию бизнес-процессов и моделей планирования, организации, контроля и координации цепочек поставок; катализатора, позволяющего обеспечить принципиально новый уровень кооперационных отношений.

Алгоритм построения межфирменных кооперационных отношений для реализации механизма интеграции логистических процессов на предприятии представлен на рисунке 3.

Объединение партнеров для сотрудничества в логистической цепи

1.Определение целей и предельных условий кооперации (в т.ч. согласование объемов совместных материальных, технических, кадровых, информационных, финансовых, технологических ресурсов)

2. Составление прогнозов продаж исходя из общих бизнес-планов

3. Составление календарных планов важных событий (РЯ-акций, внедрения новых продуктов и т.п.)

5. Мониторинг процесса поставки в соответствии с выработанными критериями, совместная корректировка действий на основе полученной информации

4. Преобразование планов и прогнозов в действующий бизнес-процесс (начало процесса поставки)

Рис. 3. Порядок взаимодействия в логистической цепи

Суть данного алгоритма - объединение партнеров с целью тесного сотрудничества, основанного на предоставляемых обеими сторонами материальных, технических, технологических, финансовых ресурсах и информации. После того, как определяются цели и предельные условия взаимодействия, начинается этап совместного прогнозирования. Прежде всего, составляется прогноз продаж исходя из требований общих бизнес-планов. Затем составляется календарный план важных событий и совместных мероприятий, которые могут повлиять на продажу продукции. После этого спланированные процессы и прогнозы переходят в практический бизнес-процесс, и начинается непосредственный процесс поставок от первого звена цепочки поставок (исходного источника сырья) до последнего (конечного потребителя).

Литература

1. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. - М.: Экзамен, 2008. - 621 с.

2. Белоусова Ю.Г., Щеголева Т.В. Логистические принципы организации материальных и информационных потоков: учеб. пособие. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. 120 с.

3. Миротин, Л.Б., Некрасов, А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок: Учебник /

Л.Б.Миротин, А.Г.Некрасов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 256 с.

& 8 (4732) 43-76-67

Ключевые слова: интегрированная логистика, интегрированные организационно-производственные структуры, логистическая координация, механизм логистической интеграции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.