УДК373
И. Г. Санникова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена организации профильного обучения средствами дистанционного образования в сельских малокомплектных школах. Дистанционное обучение предусматривает гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности школьников с различными источниками информации, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, групповую работу.
Ключевые слова: профильное обучение, образование, сельская малокомплектная школа, качество образования, дистанционное образование.
Современное образование должно вооружать знаниями школьников, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования обучающихся. Ведущей становится парадигма «образование через всю жизнь» [6]. Кроме того, кардинально меняется и информационная среда образовательных учреждений. Основным элементом учебного процесса становится добыча знаний и извлечение их из получаемой информации.
Мы предлагаем организацию профильного обучения в сельских малокомплектных школах через средства дистанционных технологий. Определимся, на каких концептуальных педагогических положениях целесообразно строить современный курс дистанционного обучения для сельских школьников. Коротко их можно свести к следующему:
1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность старшеклассника (учение, а не преподавание). Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний становятся очевидной потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального (информационного) общества.
2. Необходима более гибкая система образования, позволяющая получать знания там и тогда, где и когда это удобно школьнику. Важно, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но, что представляется гораздо важнее, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые он мог бы применять в дальнейшем профессиональном образовании.
3. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивного характера, напротив, ученик с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, предусматривающую их использование для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения школьники должны, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого старшеклассника и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи). В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов.
5. Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися (партнерами), сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны и при дистанционном обучении.
6. Система контроля за освоением знаний и способов познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной (заложенной и в текст материала, и в возможности обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченной обратной связи (например, при тестировании).
Вслед за исследователями [2, 5, 8, 9] мы выделили ряд характеристик, присущих дистанционному обучению. Это обучение будет эффективным, если:
- курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов;
- используется интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь
Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 12 (90)
между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения;
- предусмотрена эффективная обратная связь, чтобы школьники могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Т акая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
- организована работа по развитию мотивации старшеклассников - важнейшего элемента любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные дидактические приемы и средства;
- структурирование курса дистанционного обучения является модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения.
Таким образом, дистанционное обучение предусматривает гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности школьников с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса [4]; предусматри-
вает совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через Интернет.
Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, презентаций, творческих работ.
Проблема организации профильной подготовки обучающихся сельской школы средствами дистанционного обучения многопланова и чрезвычайно сложна. Научно-методическое обеспечение должно быть соответствующего уровня, способствовать поддержанию и развитию условий для формирования информационной культуры старшеклассников.
Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательным программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».
Список литературы
1. Аксёнова Г. И. Введение в дистанционное обучение: учеб.-метод. пособие. М.: ВУ, 2007. 85 с.
2. Андреев А. А. Обзор телекоммуникаций в образовании. и^: http://www.informika.ru/ windows/inftecn/intertecn/ НБйпШт
3. Атанов Г. А. Организация вводно-мотивационного этапа деятельности в компьютерной обучающей системе [Электронный ресурс] Образовательные технологии и общество. 2000. № 1. и^: http://ifets.ieee.org/periodical/vol_1_00/informal_summary_katy_luchini.html
4. Афанасьев К. Е., Ресакова Н. А. К вопросу о проблеме информатизации процесса обучения // Новые информационные технологии в университетском образовании: тез. междунар. науч.-метод. конф. Новосибирск, 2001. С. 23-24.
5. Веснина Л. В., Ерохин А. В. Образование и информационное общество в региональном разрезе // Мат-лы 5-й межрегион. тьюторской конф., Томск, 9-13 февраля 2000 г. 11^: http://cet.webzone.ru/tutor/2000/vesnina-00.htm
6. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. М.: Школьная библиотека, 2002. 288 с.
7. Егоршин А. Прогноз (О перспективах образования в России). 11^: http://courier.com.ru/cour0089/2000/htm
8. Монахов В. М., Демидова Н. Б. Програмирование и ЭВМ. М., 1977. 240 с.
9. Нестерова Л. В. Проблемы формирования информационной культуры личности // Информация и образование. 2006. № 1. С. 52-57.
10. Полат Е. С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспект // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 87.
11. Яглом И. М. Современная культура и компьютеры. М., 1990. 46 с.
Санникова И. Г., заместитель проректора по учебной и воспитательной работе.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 11.11.2009
I. G. Sannikova
ORGANIZATION OF SPECIALIZED EDUCATION IN THE RURAL UNGRADED SCHOOL BY MEANS OF ONLINE
EDUCATION TECHNOLOGY
The article is devoted to organization of specialized education by means of online education in the rural ungraded school. Online education means flexible combination of independent cognitive activity of students with help of different sources of information, online and regular interaction with the leading teacher of the course and group work.
Key words: specialized education, education, rural ungraded school, quality of education, online education.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.