Научная статья на тему 'Задачи педагогических университетов по решению проблем МКШ'

Задачи педагогических университетов по решению проблем МКШ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ / ТЬЮТОР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / UNGRADED SCHOOL / STATE EDUCATIONAL POLICY / TEACHERS EXTENDED EDUCATION / ONLINE EDUCATION TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов В. В., Войтеховская М. П., Червонный М. А.

Статья раскрывает актуальные кадровые проблемы сельских малокомплекгных школ и предлагает пути их решения с использованием научного и организационного потенциала педагогических вузов как центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Предлагаются как традиционные формы дополнительного образования учителей, так и инновационные подготовка тьюторов дистанционного образования МКШ и специалистов ресурсных центров дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухов В. В., Войтеховская М. П., Червонный М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO ADDRESS UNGRADED SCHOOLS (UGSH)

Reveal current staffing problems in rural ungraded schools, and suggests ways to address them in a scientific and institutional capacity of pedagogical universities as centers for training, retraining and educational staff. Offered as traditional forms of further education teachers, and innovation training tutors of distance education professionals UGSH and resource centers of distance education.

Текст научной работы на тему «Задачи педагогических университетов по решению проблем МКШ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ (МКШ)

УДК 37.08

В. В. Обухов, М. П. Войтеховская, М. А. Червонный ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ МКШ

Статья раскрывает актуальные кадровые проблемы сельских малокомплекгных школ и предлагает пути их решения с использованием научного и организационного потенциала педагогических вузов как центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Предлагаются как традиционные формы дополнительного образования учителей, так и инновационные - подготовка тьюторов дистанционного образования МКШ и специалистов ресурсных центров дистанционного образования.

Ключевые слова: образование, малокомплектная школа, государственная политика в образовании, дополнительное образование учителей, тьютор дистанционного образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации признана модернизация отечественной системы образования с учетом современных условий и требований времени. Возможность принципиальных изменений в организации и содержании общего образования во многом зависит от качества, уровня и системы подготовки педагогических кадров. При решении вопросов модернизации российской системы образования особую сложность представляет тот факт, что более 70 % российских школ -сельские. Самая серьезная проблема сельских школ -малочисленность и малокомплектность.

Специфические условия существования малокомплектной сельской школы (МКШ) выдвигают особые требования к ее педагогическому коллективу, который должен представлять собой единую педагогическую команду, способную обеспечить бесперебойный учебно-воспитательный процесс на высоком учебнометодическом уровне, организовать планирование и реализацию учебного процесса. Учителя МКШ в силу ограниченного штатного состава вынуждены совмещать функции учителя (часто многопредметника), пе-дагога-психолога, управленца, а иногда школьного бухгалтера. При этом учитель МКШ должен использовать технологии работы в совмещенных классах-комплектах, что требует усиления интенсификации его деятельности и способствовует внедрению новых образовательных информационно-коммуникационных технологий.

Причиной относительно невысокого качества образования в малокомплектных школах является недостаточный уровень образования педагогического состава. Свыше 65 % учителей довольно благопо-

лучной в кадровом отношении Томской области вынуждены обеспечивать обучение по непрофильным для них предметам. Кроме того, около 20 % учителей МКШ, в том числе и руководителей школ, вообще не имеют высшего образования. Качество обучения школьников значительно ниже, чем в других ОУ, из-за отсутствия у учителей специальной подготовки для работы в условиях смешанных классов-комплектов. И еще, сельские малокомплектные школы отличаются довольно слабой учебно-методической базой.

Преобладание слабой пространственной доступности образовательных учреждений в большинстве регионов Сибири (да и России в целом) определило низкую степень реструктуризации сельских малокомплектных школ в рамках сетевого взаимодействия. Сохраняется локальное образовательное пространство отдаленных сельских поселений, что тормозит и введение обязательного полного среднего образования, и отдельных его уровней (предшколь-ного, профильного, допрофессионального и др.). Кроме того, традиционная конструкция учебного процесса в МКШ значительно повышает уровни финансовых затрат, гарантирующих качественное и доступное образование.

При решении кадровых проблем малокомплектных школ следует иметь в виду следующие обстоятельства: во-первых, уровень квалификации существующих педагогических коллективов не отвечает современным требованиям, однако штатные составы большинства школ полностью укомплектованы. Во-вторых, в системе высшего педагогического образования отсутствуют специальные учебные программы, направленные на подготовку учителей-многопредмет-

ников для работы в условиях современной малокомплектной школы. Таким образом, в ближайшей перспективе для решения проблемы необходимо использовать механизмы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на базе педагогического вуза. В-третьих, в настоящее время традиционные методики, основанные только на непосредственной передаче знаний от учителя ученику, безнадежно устарели. В условиях единого информационного пространства все большее значение приобретают современные образовательные технологии.

Словосочетание «дистанционное образование», то есть образование на расстоянии с использованием компьютерных технологий (обучающих программ, электронных учебников, объективных контрольноизмерительных материалов, способных оценить уровень знаний учащихся на расстоянии от экзаменатора и т. д.), прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних трех десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением информационной культуры. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО: «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». Содействие развитию дистанционного образования определено как приоритетная задача в статье 126 Маастрихтского договора - учредительного договора Европейского союза.

В последние годы правительство Российской Федерации предпринимает значительные усилия для модернизации учебного процесса в школах, в частности реализованы проекты глобальной компьютеризации сельских школ и развития телекоммуникаций. Складывающаяся в настоящее время информационная образовательная среда предоставляет новые возможности для модернизации сельской школы, что требует новых подходов как к организации учебного процесса, так и к подготовке кадров, способных решать задачи, необходимые для повышения доступности качественного общего образования.

Если для школ с углубленным изучением отдельных дисциплин использование дистанционных и информационно-коммуникационных технологий - лишь один из ресурсов получения знаний, то для малокомплектных школ, возникших по демографическим причинам, дистанционные формы образования - не только возможность, но и реальная необходимость. Новые дистанционные и информационно-коммуникационные технологии призваны решить основную специфическую проблему малокомплектной школы, заключающуюся в том, что при соблюдении экономически оправданного соотношения штатного препода-

вательского состава в расчете на одного учащегося в ней невозможно обеспечить высокое качество учебного процесса.

Научным коллективом Томского государственного педагогического университета по заданию Федерального агентства по образованию Российской Федерации в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (подпрограмма «Научнометодическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования») была выполнена научно-исследовательская работа по формированию содержания подготовки учителей-тьюторов дистанционного образования для основной школы, подготовлены проекты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Кроме того, разработаны примерные учебные планы с присвоением квалификации бакалавра дистанционного образования (тьютора) для основной школы по трем профилям: гуманитарный, физико-математический, естественнонаучный. Проделанная коллективом университета работа позволяет приступить к подготовке кадров для обеспечения дистанционных технологий обучения в малокомплектных школах через систему дополнительного профессионального образования учителей.

Перед системой общего образования реально стоит задача подготовки тьюторов дистанционного образования МКШ и специалистов (руководителей) центров дистанционного образования, наделенных принципиально новыми (на основе компетентностного подхода) знаниями, способами деятельности.

Тьютора дистанционного образования МКШ должны отличать:

- углубленное знакомство с компьютерными технологиями и возможностями их применения при изучении дисциплин соответствующего направления (профиля подготовки);

- специальные психолого-педагогические знания, связанные с использованием современных дистанционных образовательных технологий и технических средств обучения;

- обладание теоретическими и практическими знаниями в области управления педагогическими системами;

- углубленные психологические знания и практические умения для работы в МКШ и одновременной работы с детьми разных возрастов.

Тьютор дистанционного образования должен быть подготовлен выполнять несколько функций, в том числе следующие:

- сопровождение учебного процесса с использованием информационных технологий, особенно дистанционных;

- управление учебным процессом дистанционного образования: создание структуры взаимодействия между участниками учебного процесса - учителем и

учеником, учителями малокомплектной и полнокомплектной школ;

- диагностика личности учащегося и организация работы в группе учащихся разных возрастов и психологических типов (темпераментов);

- контроль качества знаний, полученных посредством инновационных средств и форм обучения.

Специалиста (руководителя) ресурсного центра дистанционного образования должны отличать:

- углубленное знание предмета (в соответствии с профилем подготовки) и современных педагогических технологий обучения;

- базовые знания сетевого системного программного обеспечения;

- базовые знания и умения использования прикладного программного обеспечения, предназначенного для поддержки дистанционного образования;

- специальные психолого-педагогические знания, связанные с созданием и использованием аудиовизуальных технологий обучения;

- базовые знания и умения по созданию и обслуживанию локальной компьютерной сети.

Специалист (руководитель) ресурсного центра дистанционного образования должен быть подготовлен к выполнению следующих функций (компетенций):

- обеспечение взаимодействия между участниками учебного процесса с использованием дистанционных и информационных технологий;

- организация работ по созданию новых и адаптации имеющихся обучающих средств (информационных продуктов) с учетом конкретных региональных особенностей;

- создание новых и адаптация имеющихся контрольно-измерительных материалов для системы контроля качества знаний по определенному предмету.

Специалист (руководитель) ресурсного центра дистанционного образования востребован в качестве руководителя или консультанта центра дистанционного образования (базовой школы-центра нескольких учебных заведений), высококвалифицированного спе-циалиста-разработчика современных средств обучения и контроля качества знаний, учителя с углубленными знаниями предмета и современными инновационными технологиями обучения, в том числе в старшей профильной школе.

Система дополнительного образования учителей, кроме подготовки тьютеров дистанционного образования, предполагает обеспечение таких потребностей системы общего образования, как переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. Переподготовка особенно востребована в связи с неизбежной проблемой многопредметности в работе учителя МКШ. Повышение квалификации должно быть направлено как на углубление и обновление знаний по специальности учителя (например, для ведения дисциплин профильной подготовки), так и на расширение психолого-педагогической компетентности

(менеджмент в сфере образования, современные образовательные технологии, инновационные методики преподавания, современные требования в организации учебного процесса и др.).

Формирование системы дополнительного образования учителей требует от педагогических вузов адресной работы с коллективом каждой малокомплектной школы, с участием которого должны разрабатываться планы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом сложившегося распределения учебной нагрузки в коллективе.

Подготовка и переподготовка учителей МКШ должны быть организованы без отрыва от производства на территории вуза в каникулярное время и на территории базовых школ с развернутыми ресурсными центрами, позволяющими использовать дистанционные технологии, в течение всего учебного года.

В основание работы по дополнительному образованию учителей должен быть положен комплексный, компетентностный подход к формированию педагогического коллектива, члены которого должны быть подготовлены совмещать профессионально-педагогические задачи с административными, решать проблемы многопредметности в работе учителя, обучения детей в совмещенных классах-комплектах, выполнять функции психологов, социальных педагогов, тьюторов дистанционного обучения, специалистов в области ИКТ, организовывать систему дополнительного образования, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, создавать и руководить работой культурных центров населенного пункта (библиотеки, центра досуга, кинотеатра и др.).

Таким образом, педагогический университет в современных условиях должен взять на себя задачи обосновать, апробировать и реализовать управленческие и кадровые механизмы ресурсного обеспечения процесса модернизации МКШ; разработать, апробировать и реализовать педагогическую модель и условия развития профессиональной компетентности педагогического состава школ как механизма модернизации МКШ; разработать и внедрить содержание дополнительного профессионального образования учителей МКШ в рамках реализации педагогической модели развития профессиональной компетентности педагогической команды МКШ: базовых психолого-педагогических компетентностей через дисциплины «Педагогика МКШ», «Психология МКШ», «Управление МКШ» и др.; ключевых - через дисциплины «Использование ИКТ в МКШ»; специальных - через использование УМК «Методики преподавания в МКШ»; разработать и внедрить пакет компетентностно-ориентированных образовательных технологий подготовки и переподготовки учителей МКШ; создать и апробировать методики пси-холого-педагогического сопровождения процесса роста профессиональной компетентности педагогических коллективов для МКШ.

Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательных программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы

(МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

Обухов В. В., доктор физико-математических наук, профессор, ректор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Kиeвскaя, 6G, г. Томск, Томская область, Россия, 634G61.

Войтеховская M. П., кандидат исторических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Kиeвскaя, 6G, г. Томск, Томская область, Россия, 634G61.

Червонный M. А., кандидат педагогических наук, начальник управления научной поддержки образовательных программ. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Kиeвскaя, 6G, г. Томск, Томская область, Россия, 634G61.

Материал поступил в редакцию 2S.11.2GG9

V V Obukhov, M. P Voitekhovskaya, M. A. Chervonny OBJECTIVES PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO ADDRESS UNGRADED SCHOOLS (UGSH)

Reveal current staffing problems in rural ungraded schools, and suggests ways to address them in a scientific and institutional capacity of pedagogical universities as centers for training, retraining and educational staff. Offered as traditional forms of further education teachers, and innovation - training tutors of distance education professionals UGSH and resource centers of distance education.

Key words: education, ungraded school, state educational policy, teachers extended education, online education tutor.

Obukhov V. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

Voitekhovskaya M. P.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

Chervonny M. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

— 1G —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.