УДК 373.6
И. Г. Санникова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ
Статья посвящена организации профильного обучения средствами дистанционного образования в сельских малокомплектных школах, которое предусматривает гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности школьников с различными источниками информации, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, групповую работу.
Ключевые слова: профильное обучение, образование, сельская малокомплектная школа, качество образования, дистанционное образование.
Современное образование должно вооружать знаниями школьников, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования обучающихся. Ведущей становится парадигма: «Образование через всю жизнь» [1]. Кроме того, кардинально меняется и информационная среда образовательных учреждений. Основным элементом учебного процесса становится добыча знаний и извлечение их из получаемой информации.
При организации профильного обучения в сельских малокомплектных школах необходимо использовать средства дистанционных технологий. К особенностям современного дистанционного обучения для сельских школьников в первую очередь необходимо отнести следующее. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность старшеклассника (учение, а не преподавание). Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний становятся очевидной потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального (информационного) общества.
При этом необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно школьнику. Важно, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но, что представляется гораздо важнее, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые он мог бы применять в дальнейшем профессиональном образовании.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, ученик с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения школьники должны, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого старшеклассника и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи). В первую очередь речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися (партнерами), сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной как в текст материала, так и возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
В рамках исследований [2-5] можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному обучению. Это обучение будет эффективным, если:
- курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов;
- используется интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обрат-
ную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения;
- предусмотрена эффективная обратная связь, чтобы школьники могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
- организована работа по развитию мотивации старшеклассников - важнейшего элемента любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные дидактические приемы и средства;
- структурирование курса дистанционного обучения является модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения.
Таким образом, дистанционное обучение предусматривает гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности школьников с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультан-тами-координаторами, групповую работу по типу
обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса [6]; предусматривает совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через Интернет.
Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, презентаций, творческих работ.
Проблема организации профильной подготовки обучающихся сельской школы средствами дистанционного обучения многопланова и чрезвычайно сложная. Научно-методическое обеспечение должно быть соответствующего уровня, способствующее поддержанию и развитию условий для формирования информационной культуры старшеклассников.
Список литературы
1. Гендина Н. И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебнометодическое пособие. М.: Школьная библиотека, 2002. 288 с.
2. Андреев А. А. Обзор телекоммуникаций в образовании // Сервер Центра информатизации Минобразования ИНФОРМИКА. URL: http:// www.informika.ru/ windows/inftecn/intertecn/ listint/htm
3. Веснина Л. В., Ерохин А. В. Образование и информационное общество в региональном разрезе // Материалы 5-й Межрегиональной тьюторской конференции, Томск, 9-13 февраля 2000 г. URL: http://cet.webzone.ru/tutor/2000/vesnina-00.htm
4. Монахов В. М., Демидова Н. Б. Програмирование и ЭВМ. М., 1977. 240 с.
5. Нестерова Л. В. Проблемы формирования информационной культуры личности // Информация и образование. 2006. № 1. С. 52-57.
6. Афанасьев К. Е., Русакова Н. А. К вопросу о проблеме информатизации процесса обучения // Новые информационные технологии в университетском образовании: тезисы межд. научно-методической конференции. Новосибирск, 2001. С. 23-24.
Санникова И. Г., заместитель проректора.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, б0, г. Томск, Томская область, Россия, б340б1.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.09.2010.
I. G. Sannikova
ORGANIZATION OF SCHOOL EDUCATION IN RURAL UNGRADED SCHOOLS
The article is devoted to organization of specialized education by means of online education in rural ungraded schools. Online education means flexible combination of independent cognitive activity of students with the help of different sources of information, online and regular interaction with the leading teacher of the course and group work.
Key words: specialized education, education, rural ungraded school, quality of education, online education.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
— б2 —