Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С РАДИКАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ В ОБЩЕСТВЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С РАДИКАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышев С.Я., Киселев Н.Н.

В статье рассмотрены основные проблемы организации системы профилактико-предупредительной работы правоохранительных органов в борьбе с радикальными проявлениями в обществе. Авторы провели исследование содержания понят ий «общая профилактика», «специальная профилактика», «предупреждение» преступлений экстремистской направленности, выявили основные противоречия и проблемы в их толковании. Проведен сравнительный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия экстремизму, в том числе терроризму. Особое внимание ученые обратили на исследование структурных связей элементов, которые составляют систему организации общей профилактики преступлений экстремистской направленности, определили основные направления профилактико-предупредительной работы правоохранительных органов в борьбе с радикальными проявлениями в обществе, в том числе экстремизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малышев С.Я., Киселев Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PREVENTIVE AND PREVENTIVE WORK OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE FIGHT AGAINST RADICAL MANIFESTATIONS IN SOCIETY

The article discusses the main problems of the organization of the system of preventive and preventive work of law enforcement agencies in the fight against radical manifestations in society. The authors conducted a study of the content of the concepts of "general prevention", "special prevention", "prevention" of crimes of an extra-mystical orientation, identified the main contradictions and problems in their interpretation. A comparative analysis of regulatory legal acts regulating the issues of countering extremism, including terrorism, has been carried out. The scientists paid special attention to the study of the structural connections of the elements that make up the system of organizing the general prevention of extremist crimes, identified the main directions of preventive and preventive work of law enforcement agencies in the fight against radical manifestations in society, including extremism.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С РАДИКАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ В ОБЩЕСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_184 УДК 343.32

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С РАДИКАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ В ОБЩЕСТВЕ ORGANIZATION OF PREVENTIVE AND PREVENTIVE WORK OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE FIGHT AGAINST RADICAL MANIFESTATIONS IN SOCIETY МАЛЫШЕВ Сергей Яковлевич,

кандидат юридических наук, доцент, Уфимский университета науки и технологий. 450076, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. E-mail: malyss5@yandex.ru;

КИСЕЛЕВ Николай Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент, Уфимский юридический институт МВД России. 450103, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: nikolaykiselev138@yandex.ru;

MALYSHEV Sergey Yakovlevich,

Candidate of Law, Associate Professor, Ufa University of Science and Technology. 450076, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi str., 32, E-mail: malyss5@yandex.ru;

KISELEV Nikolay Nikolaevich,

Candidate of Law, Associate Professor, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450103, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: nikolaykiselev138@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы организации системы профилактико-предупредительной работы правоохранительных органов в борьбе с радикальными проявлениями в обществе. Авторы провели исследование содержания понят ий «общая профилактика», «специальная профилактика», «предупреждение» преступлений экстремистской направленности, выявили основные противоречия и проблемы в их толковании. Проведен сравнительный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия экстремизму, в том числе терроризму. Особое внимание ученые обратили на исследование структурных связей элементов, которые составляют систему организации общей профилактики преступлений экстремистской направленности, определили основные направления профилактико-предупредительной работы правоохранительных органов в борьбе с радикальными проявлениями в обществе, в том числе экстремизмом.

Abstract: The article discusses the main problems of the organization of the system of preventive and preventive work of law enforcement agencies in the fight against radical manifestations in society. The authors conducted a study of the content of the concepts of "general prevention", "special prevention", "prevention" of crimes of an extra-mystical orientation, identified the main contradictions and problems in their interpretation. A comparative analysis of regulatory legal acts regulating the issues of countering extremism, including terrorism, has been carried out. The scientists paid special attention to the study of the structural connections of the elements that make up the system of organizing the general prevention of extremist crimes, identified the main directions of preventive and preventive work of law enforcement agencies in the fight against radical manifestations in society, including extremism.

Ключевые слова: система организации профилактики правонарушений, специальная профилактика, индивидуальная профилактика, общая профилактика, предупреждение, экстремизм, терроризм.

Keywords: system of organization of prevention of human rights violations, special prevention, individual prevention, general prevention, prevention, extremism, terrorism.

Для цитирования: Малышев С.Я., Киселев Н.Н. Организация профилактико-предупредительной работы правоохранительных органов в борьбе с радикальными проявлениями в обществе // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 184-186. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_184.

For citation: Malyshev S. Ya., Kiselev N.N. Organization of preventive and preventive work of law enforcement agencies in the fight against radical manifestations in society // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 184-186. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_184.

Статья поступила в редакцию: 25.03.2023

В связи с проведением вооруженными силами Российской Федерации специальной военной операции возникает острая необходимость в организации и осуществлении со стороны правоохранительных органов страны профилактико-предупредительных мероприятий среди беженцев-жителей Украины, которые в большом количестве прибывают на территорию нашего государства, с целью:

- недопущения, выявления и устранения причин возникновения радикальных проявлений среди интересующих лиц, а также условий способствующих совершению преступлений экстремистской направленности, в том числе в форме терроризма;

- выявление и устранение признаков подготавливаемого преступления экстремистской направленности, в том числе в форме терроризма, на стадии их подготовки (пресечение преступлений);

- выявление и устранение признаков совершаемого преступления экстремистской направленности, в том числе в форме терроризма, на стадии их покушения на преступление (предотвращение преступлений).

Следует отметить, что не все беженцы в своем мировоззрении, которое у них формировалось на протяжении более 30 лет по западным лекалам и стандартам, разделяет идеологию и политику нашего российского общества. Нередко мировоззрение указанных лиц характеризуется радикальными взглядами, а порой даже в виде крайнего радикализма (экстремизма), который при определенных обстоятельствах может носить насильственные формы с применением средств и методов террора. В настоящее время экстремизм, в том числе и терроризм, со стороны правящих кругов Украины является формой государственной политики как внутренней, по отношению к своим гражданам, так и внешней в международных отношениях. Украинской государственной политике экстремизма российские правоохранительные органы должны противопоставить стройную,

Уголовно-правовые науки

целостную, действенную и целенаправленную систему организации профилактико-предупредительной работы (профилактика правонарушений) в борьбе с преступлениями экстремистской направленности, в том числе и терроризмом. Важно отметить, что организация системы профилакти-ко-предупредительной работы (профилактика правонарушений) со стороны правоохранительных органов в борьбе с преступлениями экстремистской направленности должна строится на четком и ясном понимании вопросов профилактики, в том числе предупреждения, какие задачи они должны решать в борьбе с этими видами преступлений, каково соотношение профилактики и предупреждения между собой, какие результаты должны быть достигнуты при осуществлении профилактики правонарушений, в том числе их предупреждения. Без решения этих вопросов вся организация системы профилактико-предупредительной работы (профилактики правонарушений) правоохранительных органов будет носить не конкретный, а обобщенный характер, цели и задачи, поставленные перед правоохранительными органами для выполнения, не будут отличаться своей определенностью и объективностью. На сегодняшний, на наш взгляд, существующая система организации профилактико-предупредительной работы (профилактики правонарушений) правоохранительных органов в борьбе с преступлениями экстремистской направленности во многом носит обобщенный, не конкретный характер.

Проведем анализ правовых положений нормативных правовых актов, регламентирующих основные вопросы борьбы с преступлениями экстремистской направленности, в том числе терроризмом, а также коррупционными преступлениями, где на законодательном уровне определены вопросы профилактики и предупреждения этих преступлений. Так, в пункте 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [1] (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) определено, что одним из направлений противодействия терроризму является предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В статье 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2] (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) указывается, что противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3] (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) регламентировано, что одним из направлений противодействия коррупции является предупреждение коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Анализ вышеуказанных нормативных правовых актов показывает следующее:

- на законодательном уровне необоснованно происходит прямое отождествление между собой понятий «профилактика» и «предупреждение» (п.4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 и п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-Ф3, а также ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ);

- исходя из сравнительного анализа содержания пп. а п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ и пп. а п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, не понятна позиция законодателя по вопросу о включении или невключении в содержание профилактики работу правоохранительных органов по устранению условий, способствующих совершению преступлений, или этот вопрос зависит от того или иного конкретного вида преступлений (в нашем случае это коррупционные преступления, где в профилактике отсутствует интересующий нас вопрос);

- в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ в содержание противодействия экстремистской деятельности включаются мероприятия по принятию профилактических мер, выявлению, предупреждению и пресечению экстремистской деятельности, но не включаются мероприятия по раскрытию и расследованию указанных преступлений, как это имеет место быть в раскрытии содержания противодействия терроризму (пп. б п.4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ). Таким образом, содержания понятий «противодействие экстремистской деятельности» и «противодействие терроризму» отличаются между собой, хотя эти понятия одного и того же порядка;

- в указанных законодательных актах перед системой организации профилактики не ставится ее основная задача - недопущения возникновения причин радикальных проявлений и условий способствующих совершению преступлений экстремистской направленности.

Основные вопросы, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации, регламентированы в правовых положениях Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»^] (далее - Федеральный закон № 182-ФЗ), где в п. 2 ст. 2 дается определение понятию «профилактика правонарушений», под которым понимается совокупность мер, направленных на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а именно: социального; правового; организационного; информационного и иного характера.

Предметом регулирования Федерального закона № 182-ФЗ являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений, где ее одним из основных направлений является предупреждение правонарушений (пп. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона). Однако законодатель в правовых положениях Федерального закона № 182-ФЗ на законодательном уровне не разграничивает между собой понятия «профилактика» и «предупреждение». На наш взгляд, систему организации профилактики правонарушений, в том числе экстремистской направленности необходимо классифицировать на следующие ее виды: 1) индивидуальная профилактика; 2) специальная профилактика; 3) общая профилактика. Указанные виды системы организации профилактики правонарушений, в том числе экстремистской направленности, решают поставленные перед ними задачи путем осуществления превентивной профилактики, т. е. недопущение и выявление причин и условий,

способствующих совершению правонарушений и предупредительной профилактики, т. е. выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, которая в свою очередь состоит из:

а) системы организации предупреждения на стадии выявления и устранения причин возникновения и условий способствующих, совершению правонарушений экстремистской направленности;

б) системы организации предупреждения (пресечения преступления) на стадии выявления и устранения признаков подготавливаемого, приготавливаемого правонарушения экстремистской направленности;

в) системы организации предупреждения (предотвращения преступления) на стадии выявления и устранения признаков покушения на правонарушение экстремистской направленности.

Рассматриваемую систему организации профилактики правонарушений можно изобразить в виде схемы (см. схему).

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система организации профилактики правонарушений (профилактико-предупредительная работа) правоохранительных органов в борьбе с радикальными проявлениями в обществе, в том числе экстремизмом, требует целенаправленной работы с четко и ясно поставленными перед этой организационной системой конкретных задач, от решения которых будет зависеть эффективность противодействия экстремизму. Однако для успешной работы правоохранительных органов в этом направлении сотрудникам необходимо знать сущность системы организации профилактики правонарушений экстремистской направленности, чтобы осмысленно подходить к работе по организации противодействия этому опасному общественному явлению.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultantru/document/cons_doc_LAW^ara обращения: 25.02.2023).

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 25.02.2023).

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения: 25.02.2023).

4. Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/71428030/paragraph/1:0 (дата обращения: 25.02.2023).

References:

1. Federal Law No. 35-FZ of March 6, 2006 "On Countering Terrorism". [electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (date of appeal: 02/25/2023).

2. Federal Law No114-FZ of July 25,2002 "On Countering extremist activity'. [electronic resource]. - Access mode: https://base.garantru/12127578 / (date of appeal: 02/25/2023).

3. Federal Law No. 273-FZ of December 25, 2008 "On Combating Corruption". [electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (date of appeal: 02/25/2023).

4. Federal Law No. 182-FZ of June 23, 2016 "On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation". [Electronic resource]. - Access mode: http://ivo.garant. ru/#/docu ment/71428030/paragraph/1:0 (accessed: 02/25/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.