Научная статья на тему 'Организация профилактической работы детской поликлиники в условиях образовательной организации'

Организация профилактической работы детской поликлиники в условиях образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
783
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / CHILDREN'S HEALTH / PROPHYLAXIS / MEDICAL EXAMINATIONS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Елена Вадимовна, Намазова-баранова Лейла Сеймуровна, Ильин Александр Геннадьевич

Авторами представлены современные данные о состоянии здоровья детей и об организации профилактиче ской помощи обучающимся. Проведен сравнительный анализ изменений в порядке периодических медицинских осмотров. Обозначены основные направления для дальнейшего повышения эффективности профилактической работы в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонова Елена Вадимовна, Намазова-баранова Лейла Сеймуровна, Ильин Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of preventive work of the children''s polyclinic in terms of educational organization

Modern data on the state of children's health and about the organization of disease-prevention service to learners are presented by authors. A comparative analysis of changes in the order of periodic medical examinations has been performed. There are outlined basic directions for further increasing the efficiency of preventive work in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Организация профилактической работы детской поликлиники в условиях образовательной организации»

© КОЛЛЕКТИВ Авторов, 2013 УДК 614.2:616-053.2-084

Е.В. Антонова, Л.С. Намазова-Баранова, А.Г. Ильин

организация профилактической работы детской поликлиники в условиях образовательной организации

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр.1

Авторами представлены современные данные о состоянии здоровья детей и об организации профилактической помощи обучающимся. Проведен сравнительный анализ изменений в порядке периодических медицинских осмотров. Обозначены основные направления для дальнейшего повышения эффективности профилактической работы в образовательных организациях.

Ключевые слова: профилактика, медицинские осмотры, образовательные организации, здоровье детей E.V. Antonova, L.S. Namazova-Baranova, A.G. Ilin

THE ORGANIZATION OF PREVENTIVE WORK OF THE CHILDREN'S POLYCLINIC IN TERMS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation

Modern data on the state of children's health and about the organization of disease-prevention service to learners are presented by authors. A comparative analysis of changes in the order of periodic medical examinations has been performed. There are outlined basic directions for further increasing the efficiency of preventive work in educational institutions.

Key words: prophylaxis, medical examinations, educational institutions, children's health

Состояние здоровья детей вызывает пристальное внимание не случайно - ведь именно дети составляют человеческий фактор демографического, трудового и военного потенциала общества и государства на ближайшее будущее. Официальные статистические данные за последние 12 лет свидетельствуют о том, что общая численность детского населения уменьшилась на 9,2 млн человек (с 34,9 млн в 1999 г. до 25,7 млн в 2010 г.). Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 26,6%, а в возрасте 15-17 лет - на 97,8% первичная - на 28,1 и 101,8% соответственно.

Политика в сфере здравоохранения до недавнего времени была направлена в основном на лечение, хотя в современных условиях это дает минимальные результаты при максимальных финансовых затратах. Один из основных путей снижения уровня заболеваемости и инвалидности - это профилактика. Среди принципов профилактики в педиатрии, в 2006 г. сформулированных Европейским бюро ВОЗ, значится: «Расходы на профилактику болезней в детском возрасте - это инвестиции в здоровье и развитие страны». В свою очередь одним из главных инструментов профилактики являются современные и эффективные организационные технологии [1, 3, 7].

Основная часть детского населения страны посещает образовательные учреждения. при этом охрана здоровья обучающихся обеспечивается как медицинскими, так и образовательными организациями.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 № 273 «Об образовании в Российской Фе-

Для корреспонденции: антоноваЕлена вадимовна, д-р мед. наук, зав. отделом прогнозирования и планирования научных исследований. ФГБУ НЦЗД РАМН. e-mail: antonova@nczd.ru

дерации» (ст. 41, п. 1) охрана здоровья обучающихся включает:

- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

- организацию питания обучающихся;

- определение оптимальной учебной, внеучеб-ной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Той же статьей Федерального закона (п.п. 3-5) предусмотрено, что:

- образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников;

Е.В. Антонова, Л.С. Намазова-Баранова, А.Г. Ильин

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся;

- для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия; обучение детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, может быть организовано на дому или в медицинских организациях.

Кроме того, статьей 42 Федерального закона предусмотрено оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 14.04.12 № 366-н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» медицинское обеспечение в образовательных организациях осуществляют врач-педиатр, средний медицинский работник, врач по гигиене детей и подростков детских поликлиник.

Главными направлениями профилактической работы в образовательных организациях являются:

- рациональное построение педагогического процесса;

- медицинское обеспечение детей;

- медико-педагогическая работа по формированию стереотипа здорового образа жизни;

- медико-психологическая работа по профилактике психологической дезадаптации;

- санитарно-гигиеническое сопровождение педагогического процесса, включающее организацию школьного питания, физического и трудового воспитания.

В соответствии с этими задачами медицинской службой в образовательных организациях реализуются следующие функции:

- рациональное построение учебного процесса -участие в организации учебного процесса, контроль его соответствия санитарно-гигиеническим нормам, участие в медицинской экспертизе педагогических инновационных программ;

- санитарно-гигиеническое сопровождение учебного процесса - контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе на окружающей территории, пищеблоке, в учебных помещениях и пр., медицинский контроль организации и качества питания, физического воспитания, трудового обучения и др.;

- медико-психологическая работа по профилактике психологической дезадаптации - проведение работы по адаптации к образовательному учреждению, ее коррекция, проведение работы по социальной адаптации (выбор профессии, профессиональное обучение, подготовка к службе в Вооруженных Силах, формирование репродуктивного поведения);

- медико-педагогическая работа по формированию стереотипов здорового образа жизни (ЗОЖ) - участие совместно с педагогами в работе по формированию ЗОЖ, контроль ее эффективности, гигиеническое воспитание детей, родителей, персонала;

- медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях - организация и анализ результатов ежегодных скрининг-обследований; организация и проведение периодических медицинских осмотров в период обучения; анализ состояния здоровья; сбор и анализ медицинской, социальной, психолого-педагогической информации; определение приоритетов и разработка профилактических, коррекционных программ для образовательной организации; оказание медицинской помощи в случаях острых и при обострении хронических болезней; организация и проведение всех мероприятий по вакцинопрофилактике инфекционных болезней; обеспечение направления на оздоровление и отдых, обеспечение медицинской помощи в оздоровительных учреждениях, контроль их эффективности [4, 5].

Динамика показателей физического развития детского населения свидетельствует о том, что за последние 15 лет доля детей с нормальным физическим развитием снизилась среди мальчиков с 79,6 до 74,4%, среди девочек с 82,8 до 74,3%, частота как дефицита, так и избытка массы тела увеличилась среди мальчиков и девочек и достигла 20%. Отмечается снижение силовых возможностей (на 18,5% у мальчиков и на 21% у девочек) и жизненной емкости легких (на 15%).

По данным научных исследований в дошкольном возрасте (5-6 лет) здоровыми (I группа здоровья) являются только 21,5% детей, имеют функциональные нарушения со стороны различных органов и систем организма (II группа здоровья) 42,2%, страдают хроническими заболеваниями (111-У группа здоровья) 36,3%.

За годы обучения в образовательных организациях значительно возрастает частота как функциональных нарушений - на 86,5%, так и хронических болезней у детей - на 100,5% [1-3]. Особенно по-

Динамика частоты отдельных нарушений здоровья у школьников по данным профилактических осмотров (ф. 31, на 1000 осмотренных)

Нарушение здоровья Возраст

10-11 лет 15 лет 16-17 лет

2001 г. 2011 г. 2001 г. 2011 г. 2001 г. 2011 г.

Слуха 3,3 2,8 3,6 3,4 3,7 3,3

Зрения 108,5 120,9 140,9 165,9 142,8 153,2

Дефекты речи 14,2 12,8 5,6 6,2 4,2 4,1

Осанки 122,9 124,3 108,5 144,1 94,7 115,0

Сколиоз 29,7 29,4 46,4 59,3 48,5 58,0

казательны изменения со стороны органов зрения и костно-мышечной системы (см. таблицу).

Многими исследованиями подтверждено и увеличение частоты поведенческих факторов риска среди детского населения. Курение отмечается у 20% детей 11-12 лет и более чем у 60% детей 16-17 лет; употребление алкоголя (включая слабоалкогольные напитки) - у 50% детей 11-12 лет и у 87% детей 16-17 лет. По данным Росстата, среди возрастной категории 1517 лет число детей, стоящих на учете по поводу злоупотребления алкоголем и алкоголизма, увеличилось за период 2000-2010 гг. более чем в 2 раза (с 808,6 до 1987,6 на 100 000 человек). Раннее начало половой жизни (до 16 лет) отмечено у 63% мальчиков и 46% девочек [1, 6].

таким образом, на фоне относительно стабильной экономической ситуации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения страны: уменьшение абсолютного числа детей, повышение общей и первичной заболеваемости. кроме того, по результатам научных исследований реальный уровень заболеваемости в 1,5-2 раза выше, чем по данным официальной отчетности. По мнению российских и европейских экспертов, также имеет место недоучет детской инвалидности. В официальной статистической отчетности отсутствует и такая важная группа показателей, как показатели физического развития [4-6].

Все вышеизложенные факты диктуют необходимость реализации новых подходов к профилактической работе с детским населением как в образовательных учреждениях, так и на амбулаторно-поликлиническом этапе медицинской помощи.

Основой профилактической работы являются результаты периодических медицинских осмотров как основного инструмента раннего выявления нарушений здоровья и развития. С 2013 г. периодические медицинские осмотры проводятся по программе, утвержденной приказом минздрава России от 21.12.12 № 1346-н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» [8]. Новой программой осмотра предусмотрено:

- для оценки соматического здоровья - расширение спектра анализов крови и мочи, ультразвуковое исследование щитовидной железы и органов гепа-тобилиарной системы, эхокардиография, электроэнцефалография, проведение с более раннего возраста электрокардиографии и консультации эндокринолога;

- для оценки репродуктивного здоровья - ультразвуковое исследование органов мочеполовой системы, с более раннего возраста проводить консультации гинеколога и уролога/андролога.

По мнению экспертов, внедрение этой программы позволит на 40% повысить выявляемость болезней, снижающих социальную адаптацию и интеграцию детей, повысить качество их жизни и их семей, что имеет важный социально-экономический аспект [3, 4, 7].

на ведомственном уровне первоочередными ме-

рами следует признать создание и внедрение стандартов и порядков оказания специализированной медицинской помощи детям с различной патологией, создание и внедрение стандартов оказания амбулаторно-поликлинической помощи детям, разработка новой программы ежегодного скрининг-обследования, внесение дополнений и изменений в формы государственной статистической отчетности по показателям, характеризующим здоровье детей и оказание им медицинской помощи.

Кроме того, в связи с утверждением Порядка прохождения медицинских осмотров необходимо внести изменения в приказы Минздрава России и Минздрав-соцразвития России от 07.05.98 № 151 «Временные отраслевые стандарты объема медицинской помощи детям», от 03.07.2000 № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений», от 28.04.07 № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Е.в. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления: Дис. ... д-ра мед. наук. М.; 2011.

2. Альбицкий в.Ю., Модестов А.А., Косова с.А., Антонова Е.в., Иванова А.А. Способы получения информации об исчерпанной заболеваемости подростков. Вопросы современной педиатрии. 2011; 10 (3): 12-5.

3. Баранов А.А., Яковлева Т.в., Альбицкий в.Ю., Модестов А.А., Антонова Е.в. Сокращение предотвратимых потерь здоровья детского населения - стратегия социальной педиатрии. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7 (4): 6-8.

4. Баранов А.А., Ильин А.Г., Конова с.Р., Антонова Е.в. Пути повышения качества и доступности медицинской помощи детям в условиях первичного звена здравоохранения. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8 (4): 5-9.

5. Кучма в.Р., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных учреждениях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008; 1: 32-5.

6. Макеев н.И., Родионов в.А., Антонова Е.в. Особенности отношения подростков 15-17 лет к собственному здоровью. Российский педиатрический журнал. 2009; 5: 45-7.

7. Баранов А.А., Альбицкий в.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.н., ред. Инвалидность детского населения России. М.; 2008.

8. Приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

REFERENCES

1. Antonova E.V Health of Russian teenagers of 15-17 years: status, trends and scientific justification of the program for conservation and strengthening: Diss. PhD. Moscow; 2011 (in Russian).

2. Albitskiy V.Yu., Modestov A.A. Kosova S.A., Antonova E.V, Ivanova AA. Means of data accessing about "true" adolescent morbidity. Voprosy sovremennoi pediatrii. 2011; 10 (3): 12-5 (in Russian).

3. Baranov A.A., YakovlevaT.V., Albitskiy V.Y., Modestov A.A., Antonova E.V. Reduction of avertable loss of health in children - the strategy of social pediatrics. Voprosy sovremennoi pediatrii. 2008; 7 (4): 6-8 (in Russian).

4. Baranov A.A., Il'in A.G., Konova S.R., Antonova E.V. The ways of increasing of quality and accessibility of pediatric medical service in out-patient clinics. Voprosy sovremennoi pediatrii. 2009; 8 (4): 5-9.

5. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Medical care for children and adolescents in educational institutions. Problemy socialnoi gigieny, zdravoohranenia i istorii mediciny. 2008; 1: 32-5 (in Russian).

6. Makeev N.I., Rodionov V.A., Antonova E.V. The specific features of

О.В. Куликов, М.В. Муратова, Н.В. Тимакова

15-17-year-old adolescents' attitude towards their health. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal. 2009; 5: 45-7 (in Russian).

7. BaranovA.A., Albitskiy V.Yu, ZelinskayaD.I., TerletskayaR.N., eds. Disability of the child population of Russia. M.; 2008 (in Russian).

8. Order of the Ministry of public health of the Russian Federation dated 21 December 2012 N 1346-n "Regarding the procedure for minors medical examinations, including to enroll in educational institutions and in the period of study in them" (in Russian).

Поступила 08.07.13

Сведения об авторах:

Намазоеа-Бараноеа Лейла Сеймуровна, дир. НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, чл.-корр. РАМН, проф., д-р мед. наук, e-mail: namazova@nczd.ru;

Ильин Александр Геннадьевич, зам. дир. по науке НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБу «Научный центр здоровья детей» РАМН, проф., д-р мед. наук, e-mail: ilin@nczd.ru

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.2:616-053.2-058]:364.444

О.В. Куликов, М.В. Муратова, Н.В. Тимакова

ОКАЗАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОй пОМОщИ ДЕТяМ И СЕМЬЛМ В УСЛОВИях

детской поликлиники

СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 44», 192071, Санкт-Петербург

В статье представлена информация о возможности оказания медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям в условиях районной детской поликлиники. Существующая организационная структура отделения медико-социальной помощи позволяет своевременно оказать помощь ребенку и его семье как силами специалистов отделения, так другими организациями. В работе наглядно продемонстрированы механизмы междисциплинарного взаимодействия как внутри отделения и поликлиники, так и внешнего с другими организациями. Авторами предложены конкретные рекомендации по развитию системы медико-социальной помощи детям и их семьям в Российской Федерации.

Ключевые слова: отделение медико-социальной помощи, поликлиника, медико-социальная помощь, дети в трудной жизненной ситуации, профилактика

O.V. Kulikov, M.V. Muratova, N.V. Timakova

DELIVERY OF MEDICAL AND SOCIAL CARE TO CHILDREN AND FAMILIES IN CONDITIONS OF CHILDREN'S POLYCLINICS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

City polyclinics №44, 20, Budapeshtskaya Str, Saint Petersburg, Russian Federation, 192071

In the article information on the possibility of providing medical and social assistance to children in hardship and their families in the conditions of children's polyclinics is presented. The existing organizational structure of the department of medical and social care permits to provide a well-timed assistance to the child and his family, as by forces of specialists, as by other organizations. In the work there were clearly demonstrated the mechanisms of interdisciplinary cooperation as within the department and polyclinics, as of external collaboration with other organizations. The authors proposed specific recommendations for the development of the system of medical and social care for children and their families in the Russian Federation.

Key words: department of medical and social care, polyclinics, medical and social care, children in hardship, prevention

х-у /"*а фоне социально-экономических реформ значительно возросло число детей и их семей из групп высокого медико-социального риска. Уменьшение численности детей сопровождается неудовлетворительными показателями состояния их здоровья [1]. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 г. более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной

Для корреспонденции: Куликов Олег Васильевич, гл. врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 44», e-mail: p44@zdrav.spb.ru

алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми прежде всего школьного возраста [2].

В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение во многих государственных программных документах. Наконец, в 2012 г. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [3].

среди множества основных проблем в сфере детства в документе указана низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.