№ 5 (23) МАЙ 2012
дискуссия
журнал научных публикаций
т
■ Ю. С. Кострова, соискатель, кафедра педагогики и педагогических технологий, Рязанский государственный университет, г. Рязань, Россия, [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Перед современным образованием встала важная задача подготовки инициативных, готовых к инновациям специалистов, способных системно мыслить и действовать, самостоятельно принимать ответственные решения, анализируя их возможные последствия. Одним из путей решения поставленной задачи стал метод проектов, на который, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, делает ставку государство.
Появившись в конце XIX столетия в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. Килпатрика, Е. Коллингса, вышеуказанный метод пользовался все возрастающей популярностью. Ценность метода заключалась в совершении действий, «идущих от сердца», в соответствии с потребностями и интересами ребенка1. Однако в России метод проектов просуществовал недолго и был запрещен ввиду резкого снижения уровня образования. Это было обусловлено рядом причин: отсутствием владеющих навыками проектного обучения педагогов, технологии реализации проектной деятельности, последовательности и системности в организации проектов и, главное, пренебрежением интересами ребенка. Метод проектов вновь начал внедряться в российское образование лишь в 1980-е гг. XX в. В настоящее время он приобрел широкое распространение и эффективно используется на всех ступенях школьного и высшего образования. Кроме того, ряд вузов РФ
осуществляет работу по подготовке профессорско-преподавательского состава к проектной деятельности. В 2001 г. в России при поддержке Министерства образования РФ начала работу благотворительная программа профессионального развития Intel® «Обучение для будущего». Целью программы является обучение учителей и студентов педагогических вузов использованию новых информационных и педагогических технологий в проектной работе2.
В психо лого-педагогической литературе встречается достаточно большое количество определений метода проектов, проектного обучения. Несмотря на плюрализм мнений, исследователи (Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Е. Сергеев и др.) выделяют общие характерные черты данного метода: активная позиция учащихся, их максимальная самостоятельность в выполнении проектов; направленность на реальный практический результат; личностная значимость проекта. Проектное обучение — «весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих научить школьника проектированию»3.
Анализ педагогической теории и практики (И. Е. Девятова, И. Д. Чечель, О. В. Чуракова и др.) позволил сделать вывод о том, что педагогов в данном методе привлекает: возможность заинтересовать учащихся изучаемой дисциплиной; развитие творческих способностей, креативно-
дискуссия
журнал научных публикаций
сти; развитие активности, инициативности, целеустремленности, способности свободно ориентироваться в информационном пространстве, коммуникативности; возможность продемонстрировать связь дисциплины с будущей профессией.
Вместе с тем, теоретико-методологические обоснования и механизмы реализации метода проектов еще недостаточно разработаны. В этой связи, педагоги часто допускают ошибки в его реализации:
1) выдают за проектную деятельность доклады, рефераты, практические занятия, групповую работу, внеклассные мероприятия. Распространенной ошибкой является отождествление проектного обучения с проблемным;
2) осуществляют проектное обучение во внеурочное время, на курсах дополнительного образования. Реализация таких проектов нередко приводит к переутомляемости учащихся за счет увеличения нагрузки, что в свою очередь приводит к снижению успеваемости;
3) организовывают весь процесс обучения, как череду идущих подряд проектов. Подобное построение учебных занятий не позволяет ликвидировать «пробелы» в знаниях, разобрать вопросы, незатронутые в проекте, систематизировать процесс обучения.
Анализ теории и практики проектного обучения позволил разработать ряд практических рекомендаций для педагогов, планирующих реализацию метода проектов:
1. Теоретическая, практическая и психологическая готовность педагога к осуществлению проектной деятельности. Теоретическая и практическая готовность представляют собой систему знаний и умений, позволяющих эффективно осуществлять проектное обучение. Приступая к реализации метода проектов, педагог должен четко представлять, что такое проект, проектирование, проектное обучение, проектная деятельность, понимать сущность данных категорий и их отличительные черты. С этой целью учителю необходимо тщательно изучить психо лого-педагогическую литературу, а также передовой педагогический опыт в области проектной деятельности. Педагог должен уметь: правильно определить цель и задачи проекта; подобрать проект в соответствии с индивидуальными особенностями учащих-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ся; подготовить учащихся к работе над проектом; организовать и осуществить проект; провести рефлексию и анализ проделанной работы. Все это требует высокого уровня научно-методической подготовки. Психологическая готовность — не менее важная составляющая успешного осуществления проектного обучения. Она проявляется в желании и способности перейти от традиционного к проектному обучению, осознании возможных трудностей, в умении перестроить свою деятельность для их решения.
2. Педагогическая диагностика. Успешная учебно-воспитательная работа невозможна без данной диагностики, открывающей возможности грамотной и эффективной реализации педагогической технологии, решения конкретных дидактических задач. Кроме того, диагностика является средством обратной связи, которая позволяет педагогу выстраивать образовательный процесс адекватно полученным данным. Выявление, анализ и учет уровня знаний, умений и навыков в рамках изучаемой дисциплины, способностей к проектной деятельности, индивидуальных особенностей позволит:
— наиболее рационально и продуктивно организовывать проектное обучение;
— получать обратную информацию о динамике реализации поставленных дидактических целей;
— вносить изменения в содержание учебных проектов, организацию проектного обучения в соответствии с полученными данными.
3. Планирование, разработка и организация проектного обучения. На основании данных педагогической диагностики педагог выстраивает траекторию образовательного процесса, основанного на использовании метода проектов. При этом необходимо:
№ 5 (23) МАЙ 2012
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
— определить цели и задачи учебно-воспитательной работы, выступающие основой выбора содержания проектов, форм и средств проектного обучения;
— разработать технологию реализации метода проектов;
— разработать комплекс проектов, тематика и содержание которых в полной мере соответствуют поставленным целям и задачам. Целесообразным является включение метода проектов в традиционную систему обучения на уровне взаимодополнения, что позволит сформировать прочную теоретическую и практическую базу. Содержательное наполнение проектов должно способствовать не только формированию знаний и умений по изучаемой дисциплине, но, что важно, развивать мотивированное стремление к самообразованию. Выбор проектов должен быть обусловлен актуальностью, и иметь личностную значимость для студента. Проект, не способный заинтересовать студента, не приведет к достижению желаемых целей. Содержание проекта должно нести практическую направленность, а полученный результат иметь личностный смысл для студента, возможность его использования для решения конкретной важной для студента проблемы;
— подготовить учащихся к проектной деятельности. Прежде чем внедрять метод проектов
Целесообразным является включение метода проектов в традиционную систему обучения на уровне взаимодополнения, что позволит сформировать прочную теоретическую и практическую базу.
— организовать мониторинг. Педагогический мониторинг позволяет выявить и оценить соответствие полученных результатов поставленным целям. Получив своевременную объективную информацию, педагог вносит соответствующие коррективы в организацию проектного обучения;
— стимулировать учебно-познавательную, творческую активность учащихся, предоставляя больше свободы действий. В большинстве своем ученики отличаются пассивным отношением к учебному процессу. Они не проявляют интереса к изучаемым дисциплинам. В данном отношении метод проектов обеспечивает творческое усвоение учащимися теоретических знаний и практических умений в процессе активной учебно-познавательной деятельности. В ходе самостоятельной классной и внеклассной работы над проектом происходит не только овладение знаниями и умениями, но развитие мышления, способностей к прогнозированию и анализу, креативности, конструктивности, закладываются основы для дальнейшего самообразования. Педагогу важно правильно определить свое место в образовательном процессе, осуществить переход от авторитарного отношения к учащимся, роли контролера к субъект-субъектному взаимодействию.
в образовательный процесс, педагогу необходимо продумать и организовать подготовительную работу с учащимися по формированию знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления проектной деятельности. Следует познакомить учащихся с проектным обучением и его отличиями от других видов обучения, этапами работы над проектом, видами и критериями оценки проектов, продемонстрировать готовые проекты. Учителю следует предоставлять ученикам возможность самим формулировать цели, задачи и темы занятий, давать задания, требующие работы с информацией, творческие и нестандартные задания. Учащиеся под руководством учителя должны тренироваться в планировании своей работы, анализе путей решения, прогнозировании результатов;
Итак, метод проектов — один из оптимальных путей организации учебного процесса, наилучшим образом отвечающий идеям компетентностного подхода в образовании. Однако его реализация зачастую носит бессистемный характер. Представленные рекомендации призваны помочь педагогу избежать ошибок в подготовке и организации проектного обучения. ^
1. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз — Ефрон, 1925.
2. Программа Intel® «Обучение для будущего» [Электронный ресурс] URL: http://www.iteach.ru/ about/about.php (дата обращения: 16.04.2012).
3. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. 2004. № 1. С. 42.