Научная статья на тему 'Организация проектного обучения в вузах России: практические рекомендации'

Организация проектного обучения в вузах России: практические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / PROJECT / PROJECT METHOD / PROJECT EDUCATION / OPERATIONAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кострова Ю. С.

Организация проектного обучения в вузах России: практические рекомендации, с. 143 Статья посвящена актуальной проблеме организации проектного обучения в условиях перехода к компетентностному подходу. Автором рассматриваются практические рекомендации для педагогов по эффективному внедрению в учебный процесс метода проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project training organization in Russian higher educational institutions: practical recommendations

The article is devoted to the actual problem of the project education organization in the transition conditions to competency approach. The author considers the operational recommendations for the teachers for effective introduction project method into the educational process.

Текст научной работы на тему «Организация проектного обучения в вузах России: практические рекомендации»

№ 5 (23) МАЙ 2012

дискуссия

журнал научных публикаций

т

■ Ю. С. Кострова, соискатель, кафедра педагогики и педагогических технологий, Рязанский государственный университет, г. Рязань, Россия, julia-alpha@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Перед современным образованием встала важная задача подготовки инициативных, готовых к инновациям специалистов, способных системно мыслить и действовать, самостоятельно принимать ответственные решения, анализируя их возможные последствия. Одним из путей решения поставленной задачи стал метод проектов, на который, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, делает ставку государство.

Появившись в конце XIX столетия в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. Килпатрика, Е. Коллингса, вышеуказанный метод пользовался все возрастающей популярностью. Ценность метода заключалась в совершении действий, «идущих от сердца», в соответствии с потребностями и интересами ребенка1. Однако в России метод проектов просуществовал недолго и был запрещен ввиду резкого снижения уровня образования. Это было обусловлено рядом причин: отсутствием владеющих навыками проектного обучения педагогов, технологии реализации проектной деятельности, последовательности и системности в организации проектов и, главное, пренебрежением интересами ребенка. Метод проектов вновь начал внедряться в российское образование лишь в 1980-е гг. XX в. В настоящее время он приобрел широкое распространение и эффективно используется на всех ступенях школьного и высшего образования. Кроме того, ряд вузов РФ

осуществляет работу по подготовке профессорско-преподавательского состава к проектной деятельности. В 2001 г. в России при поддержке Министерства образования РФ начала работу благотворительная программа профессионального развития Intel® «Обучение для будущего». Целью программы является обучение учителей и студентов педагогических вузов использованию новых информационных и педагогических технологий в проектной работе2.

В психо лого-педагогической литературе встречается достаточно большое количество определений метода проектов, проектного обучения. Несмотря на плюрализм мнений, исследователи (Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Е. Сергеев и др.) выделяют общие характерные черты данного метода: активная позиция учащихся, их максимальная самостоятельность в выполнении проектов; направленность на реальный практический результат; личностная значимость проекта. Проектное обучение — «весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих научить школьника проектированию»3.

Анализ педагогической теории и практики (И. Е. Девятова, И. Д. Чечель, О. В. Чуракова и др.) позволил сделать вывод о том, что педагогов в данном методе привлекает: возможность заинтересовать учащихся изучаемой дисциплиной; развитие творческих способностей, креативно-

дискуссия

журнал научных публикаций

сти; развитие активности, инициативности, целеустремленности, способности свободно ориентироваться в информационном пространстве, коммуникативности; возможность продемонстрировать связь дисциплины с будущей профессией.

Вместе с тем, теоретико-методологические обоснования и механизмы реализации метода проектов еще недостаточно разработаны. В этой связи, педагоги часто допускают ошибки в его реализации:

1) выдают за проектную деятельность доклады, рефераты, практические занятия, групповую работу, внеклассные мероприятия. Распространенной ошибкой является отождествление проектного обучения с проблемным;

2) осуществляют проектное обучение во внеурочное время, на курсах дополнительного образования. Реализация таких проектов нередко приводит к переутомляемости учащихся за счет увеличения нагрузки, что в свою очередь приводит к снижению успеваемости;

3) организовывают весь процесс обучения, как череду идущих подряд проектов. Подобное построение учебных занятий не позволяет ликвидировать «пробелы» в знаниях, разобрать вопросы, незатронутые в проекте, систематизировать процесс обучения.

Анализ теории и практики проектного обучения позволил разработать ряд практических рекомендаций для педагогов, планирующих реализацию метода проектов:

1. Теоретическая, практическая и психологическая готовность педагога к осуществлению проектной деятельности. Теоретическая и практическая готовность представляют собой систему знаний и умений, позволяющих эффективно осуществлять проектное обучение. Приступая к реализации метода проектов, педагог должен четко представлять, что такое проект, проектирование, проектное обучение, проектная деятельность, понимать сущность данных категорий и их отличительные черты. С этой целью учителю необходимо тщательно изучить психо лого-педагогическую литературу, а также передовой педагогический опыт в области проектной деятельности. Педагог должен уметь: правильно определить цель и задачи проекта; подобрать проект в соответствии с индивидуальными особенностями учащих-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ся; подготовить учащихся к работе над проектом; организовать и осуществить проект; провести рефлексию и анализ проделанной работы. Все это требует высокого уровня научно-методической подготовки. Психологическая готовность — не менее важная составляющая успешного осуществления проектного обучения. Она проявляется в желании и способности перейти от традиционного к проектному обучению, осознании возможных трудностей, в умении перестроить свою деятельность для их решения.

2. Педагогическая диагностика. Успешная учебно-воспитательная работа невозможна без данной диагностики, открывающей возможности грамотной и эффективной реализации педагогической технологии, решения конкретных дидактических задач. Кроме того, диагностика является средством обратной связи, которая позволяет педагогу выстраивать образовательный процесс адекватно полученным данным. Выявление, анализ и учет уровня знаний, умений и навыков в рамках изучаемой дисциплины, способностей к проектной деятельности, индивидуальных особенностей позволит:

— наиболее рационально и продуктивно организовывать проектное обучение;

— получать обратную информацию о динамике реализации поставленных дидактических целей;

— вносить изменения в содержание учебных проектов, организацию проектного обучения в соответствии с полученными данными.

3. Планирование, разработка и организация проектного обучения. На основании данных педагогической диагностики педагог выстраивает траекторию образовательного процесса, основанного на использовании метода проектов. При этом необходимо:

№ 5 (23) МАЙ 2012

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

— определить цели и задачи учебно-воспитательной работы, выступающие основой выбора содержания проектов, форм и средств проектного обучения;

— разработать технологию реализации метода проектов;

— разработать комплекс проектов, тематика и содержание которых в полной мере соответствуют поставленным целям и задачам. Целесообразным является включение метода проектов в традиционную систему обучения на уровне взаимодополнения, что позволит сформировать прочную теоретическую и практическую базу. Содержательное наполнение проектов должно способствовать не только формированию знаний и умений по изучаемой дисциплине, но, что важно, развивать мотивированное стремление к самообразованию. Выбор проектов должен быть обусловлен актуальностью, и иметь личностную значимость для студента. Проект, не способный заинтересовать студента, не приведет к достижению желаемых целей. Содержание проекта должно нести практическую направленность, а полученный результат иметь личностный смысл для студента, возможность его использования для решения конкретной важной для студента проблемы;

— подготовить учащихся к проектной деятельности. Прежде чем внедрять метод проектов

Целесообразным является включение метода проектов в традиционную систему обучения на уровне взаимодополнения, что позволит сформировать прочную теоретическую и практическую базу.

— организовать мониторинг. Педагогический мониторинг позволяет выявить и оценить соответствие полученных результатов поставленным целям. Получив своевременную объективную информацию, педагог вносит соответствующие коррективы в организацию проектного обучения;

— стимулировать учебно-познавательную, творческую активность учащихся, предоставляя больше свободы действий. В большинстве своем ученики отличаются пассивным отношением к учебному процессу. Они не проявляют интереса к изучаемым дисциплинам. В данном отношении метод проектов обеспечивает творческое усвоение учащимися теоретических знаний и практических умений в процессе активной учебно-познавательной деятельности. В ходе самостоятельной классной и внеклассной работы над проектом происходит не только овладение знаниями и умениями, но развитие мышления, способностей к прогнозированию и анализу, креативности, конструктивности, закладываются основы для дальнейшего самообразования. Педагогу важно правильно определить свое место в образовательном процессе, осуществить переход от авторитарного отношения к учащимся, роли контролера к субъект-субъектному взаимодействию.

в образовательный процесс, педагогу необходимо продумать и организовать подготовительную работу с учащимися по формированию знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления проектной деятельности. Следует познакомить учащихся с проектным обучением и его отличиями от других видов обучения, этапами работы над проектом, видами и критериями оценки проектов, продемонстрировать готовые проекты. Учителю следует предоставлять ученикам возможность самим формулировать цели, задачи и темы занятий, давать задания, требующие работы с информацией, творческие и нестандартные задания. Учащиеся под руководством учителя должны тренироваться в планировании своей работы, анализе путей решения, прогнозировании результатов;

Итак, метод проектов — один из оптимальных путей организации учебного процесса, наилучшим образом отвечающий идеям компетентностного подхода в образовании. Однако его реализация зачастую носит бессистемный характер. Представленные рекомендации призваны помочь педагогу избежать ошибок в подготовке и организации проектного обучения. ^

1. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз — Ефрон, 1925.

2. Программа Intel® «Обучение для будущего» [Электронный ресурс] URL: http://www.iteach.ru/ about/about.php (дата обращения: 16.04.2012).

3. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. 2004. № 1. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.