Аналогичные упражнения можно предложить и на изменение разности, произведения, частного.
II. В 7 классе рассматриваются несколько способов задания функции, в том числе: а) с помощью формулы, б) таблицей, в) графически.
Решение задач методом составления таблиц служит хорошей основой для пропедевтики идеи функции.
1. В кафе ежедневно продают а пирожных по 60 р. Объясните, что обозначает выражение 60а Заполните таблицу:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
a
60^ а
2. Сторона квадрата а см. Вычислите периметр и площадь квадрата. Заполните таблицу:
a 2 10 15 22 64 100
P=4a
S=a2
В 5 классе изучается координатный луч, в 6 классе он будет дополнен до координатной прямой, которая в свою очередь является важной составляющей координатной плоскости.
Изобразите на координатном луче точки А(2), В(8), С(12). Найдите середины отрезков АВ, ВС, АС.
III. В 7 классе ставится задача отыскания аргумента по известному значению функции. Ответ на этот вопрос решается посредством линейного уравнения, теоретические основы которого закладываются в 5 классе. Решая уравнение 2х+4=10, мы отвечаем на вопрос «При каком значении аргумента значение функции у=2х+4 равно 10?». Учащимся можно предложить решить задачи: Найти сторону квадрата, зная его периметр (площадь). Найти ребро куба, зная его объем.
К концу пятого класса учащиеся овладевают техническими действиями, необходимыми для выполнения упражнений по теме «Функция» в 7 классе, и у них закладывается база для успешного прохождения данной темы.
Е. В. Лаврентьева
Организация проектно-исследовательской деятельности старших школьников по межпредметной тематике
В современных условиях проектно-исследовательские работы становятся важной частью образовательного процесса в средней общеобразовательной школе. Это объясняется тем, что данный вид деятельности обладает большим потенциалом для реализации индивидуального и личностно ориентированного подходов к каждому ученику.
215
Существующий образовательный стандарт ориентирует учителя на организацию такого учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования является то, что в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы в ней рассматриваются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Задачей средней и высшей школы является не только обеспечение высокого уровня образования обучающихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов естественно-научного цикла можно более качественно развивать навыки и умения обучающихся, необходимые для научно-исследовательской деятельности. Одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников является метод проектов.
Когда студенты в вузе начинают заниматься научной работой, то для большинства из них процесс получения научных данных остаётся незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Этому способствует выполнение старшеклассниками проектно-исследовательских работ.
Понятно, что не все ученики способны выполнять проектноисследовательские работы. Для этого требуются:
• личная заинтересованность обучающегося в выполнении работы по соответствующей тематике;
• определённый запас знаний по предмету (предметам);
• наличие времени для выполнения исследования, так как многие старшеклассники сейчас очень сильно загружены (посещение всевозможных подготовительных курсов, дополнительные занятия в различных кружках, спортивных секциях и т. д.);
• целеустремлённость и настойчивость, готовность повторить эксперимент в случае отрицательного результата опыта.
Кроме того, выполнение проектно-исследовательских работ по дисциплинам естественно-научного цикла по межпредметной тематике всегда требует от учителя дополнительной подготовки, широкой эрудиции, высокого профессионализма, знания материала по смежным предме-там.
Исследовательская деятельность - это один из способов активизации творческого потенциала личности. Творческая исследовательская деятельность учащихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценно-
216
стей, важных для формирования их личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний и умений, значимых для них на данном этапе развития.
В преподавании естественных наук, и в частности биологии и химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать обучающихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках по этим учебным предметам основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчётной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, биологии, экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает обучающихся к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. К тому же выполнение проектно-исследовательских работ повышает мотивацию к исследовательской работе по
соответствующему учебному предмету (или предметам), а также готовит выпускников школ к учёбе в вузе, так как именно в ходе этой деятельности обучающиеся получают навыки организации, выполнения исследования, а также оформления его результатов в соответствии с требованиями вуза.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности обучающихся позволяет преподавателю не столько учить, сколько помогать ученику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, так как для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Работа по данному методу является для
217
обучающихся новым видом учебно-познавательной деятельности, которая во многом отличается от привычной «меловой технологии». Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. При организации работы над проектом используются различные виды ориентировочной деятельности и формируются ключевые компетенции учащихся, например, такие как познавательная, ценностно-ориентировочная, эстетическая, преобразовательная, коммуникативная и др. В ходе работы над проектом развиваются познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формируется критическое мышление. При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. В нашей практике обучающимися рассматривались исследовательские проекты по различной тематике, например, «Роль железа в организме человека. Качественное определение железа в овощах и фруктах», «Тайны растительного масла» и др. Эта научно-исследовательская работа была организована по биологии-химии для обучающихся, ориентированных на получение профессий в области медицины, экспертизы пищевых продуктов.
Предлагаем методику проведения исследования по теме «Железо: его роль в организме человека. Качественное определение железа в овощах и фруктах».
Общая характеристика проекта: индивидуальный, межпредметный (биология, химия), исследовательский, долгосрочный.
Вопросы к теме:
• Какова роль железа в организме человека?
• В каком состоянии встречается железо в организме человек?
• В каких продуктах питания содержится железо и в каких количествах?
• Какие заболевания возникают у человека при недостатке и избытке железа в организме?
• Какими химическими методами можно определить содержание железа в овощах и фруктах?
Цель проекта: изучение биологической роли железа в организме человека и его качественное определение в овощах и фруктах.
Задачи проекта:
• изучить и проанализировать информацию по теме по литературным источникам и Интернета;
218
• ознакомиться с ролью железа в организме человека;
• исследовать экспериментально наличие железа в овощах (лист сельдерея, помидоры, картофель) и фруктах (яблоки, бананы, виноград, грейпфрут).
Организация работы по проекту осуществляется в несколько этапов:
• информационная работа включает ознакомление с научнопопулярной и научной литературой по проблеме проекта; изучение продуктов питания (овощей и фруктов), содержащих железо, с целью выбора объектов экспериментального исследования. С учётом рекомендаций учителя учащийся осуществляет направленный поиск по литературным источникам и в сети Интернет с целью выбора оптимальной методики проведения эксперимента. Далее идёт знакомство с теоретическими основами и экспериментальной методикой качественного определения содержания железа в овощах и фруктах;
• экспериментальная работа заключается в проведении анализа содержания железа в картофеле, сельдерее, томатах как представителях овощей, а также в яблоках (красных и зелёных), винограде, бананах, грейпфруте как представителях фруктов;
• для представления полученных результатов подготавливается доклад и компьютерная презентация, с которыми учащийся выступает перед одноклассниками в школе.
И. И. Петрова
Модульно-кейсовая технология как средство формирования экологических универсальных учебных действий студентов колледжа
Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования продиктовано необходимостью достижения соответствия специфике изменяющегося быстрыми темпами современного мира. Знания, получаемые в образовательных учреждениях, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого в качестве главных результатов образования студентов определены не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска путей и способов формирования универсальных учебных действий по преподаваемым дисциплинам в колледже как на основе педагогических принципов и постулатов, теоретически и эмпирически выработанных
219