Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся начальной и основной школы как необходимый элемент преемственности в выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)'

Исследовательская деятельность учащихся начальной и основной школы как необходимый элемент преемственности в выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулов Александр Алексеевич, Зотова Дина Александровна, Яковлева Надежда Геннадьевна

В статье рассмотрены особенности дидактических средств современных учебно-методических комплектов по предметам «Окружающий мир», «Биология», «Физика», которые предназначены для формирования и развития навыков исследовательской деятельности обучающихся начальной и основной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулов Александр Алексеевич, Зотова Дина Александровна, Яковлева Надежда Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся начальной и основной школы как необходимый элемент преемственности в выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС)

12 3

Акулов А.А. , Зотова Д.А. , Яковлева Н.Г.

1Акулов Александр Алексеевич - ведущий научный сотрудник;

2Зотова Дина Александровна - старший научный сотрудник;

3Яковлева Надежда Геннадьевна - научный сотрудник, отдел сопровождения ФГОС, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Пермского края, г. Пермь

Аннотация: в статье рассмотрены особенности дидактических средств современных учебно-методических комплектов по предметам «Окружающий мир», «Биология», «Физика», которые предназначены для формирования и развития навыков исследовательской деятельности обучающихся начальной и основной школы. Ключевые слова: образовательный стандарт, поисковая активность, исследовательская деятельность, федеральный перечень учебников.

Поведение человека представляет собой систему целенаправленных действий, отражающих взаимодействие организма с окружающей средой. Оно складывается из рефлекторного (автоматизированного) реагирования и поисковой активности, которая определяет поведение в нестандартной, проблемной ситуации (1). Поисковая активность направлена на изменение такой ситуации или отношения человека к ней. Поисковая активность лежит в основе исследовательского поведения, необходимого для сохранения устойчивости организма в непрерывно изменяющихся условиях среды (2). Такое поведение базируется на широком спектре приемов и методов эмпирического и теоретического познания и проявляется в разнообразных формах, то есть действиях по установлению контакта с окружающей средой (игровых, вопросно-ответных и других). Сочетание этих приемов, методов и форм определяет специфику исследовательской деятельности (3). Учебные исследования являются универсальным средством развития личности обучающихся. Требования к результатам начального, основного и среднего общего образования определены ФГОС (4). Для начальной школы среди таковых обозначены логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Выпускники основной школы должны приобрести опыт использования методов науки и проведения несложных экспериментов, овладеть умениями применять знания для объяснения процессов и явлений природы. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предусматривает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Реализация преемственности обучения заключается в расширении объема знаний, их систематизации, усложнении способов применения учебного материала, межпредметных взаимосвязей. Важную роль в этом играет методическое сотрудничество преподавателей смежных дисциплин (5). Учебно-методические комплекты (УМК) по предметам «Окружающий мир», «Биология» и «Физика», включенные в федеральный перечень учебников приказом Министерства образования и науки РФ (№ 253 в редакции от 05.07.2017), содержат разнообразные дидактические средства развития исследовательских способностей школьников, обеспечивают эффективную организацию учебно-

исследовательской и проектной деятельности. В УМК «Ритм» для начальной школы, например, изучение свойств объектов в разделе «Человек и Вселенная» построено на результатах различных опытов. УМК «Планета знаний» отличается оригинальными структурными составляющими: мозаика заданий для наблюдений, опытов и практических работ, развороты для проектной деятельности с описанием учебной темы, источников дополнительной информации, примерной тематики учебных проектов. Такая структура способствует формированию у обучающихся базовых исследовательских умений (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и ее доказательство). В УМК по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова для начальной школы используется метод самостоятельной постановки и решения системы исследовательских учебных задач. Предметом обучения являются способы получения знаний о природе и построения картины окружающего мира. Преемственную предметную линию для обучения биологии представляют учебники по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» и УМК по биологии «Линия жизни». Учебники УМК «Школа России» содержат раздел «Почему и зачем?», задания которого способствуют формированию у школьников навыков установления причинно-следственных связей в окружающем мире. Для этого используются проблемные вопросы (почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?), задания к рисункам (рассмотри рисунки и объясни, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края), таблицы (наблюдай за погодой еженедельно один раз в месяц, результаты заноси в таблицу). Рубрика «Практические работы» способствует развитию исследовательских навыков учащихся (6). Описание, сравнение природных объектов на уроках, проведение опытов развивают навыки владения методами исследования окружающего мира. В рабочую тетрадь для первоклассников включены познавательные задания не только на сравнение объектов по признакам с заданными значениями, но и для свободного выбора таких значений для размещения объектов в порядке их возрастания или убывания (прием сериации). Для организации учебного проектирования предусмотрена рубрика «Наши проекты», а для проведения внеурочных исследовательских работ - вкладыш «Научный дневник» рабочей тетради с заданиями, которые нужно выполнить в течение учебного года. В рубрике «Моделирование» представлены задания для изучения окружающего мира на готовых или изготовленных самими учащимися моделях. Моделирование дополняет работу с натуральными природными объектами, формирует абстрактное мышление, способность к овладению элементами теоретических знаний. Система заданий УМК по биологии «Линия жизни» направлена на развитие познавательной, практической и творческой деятельности учащихся, готовности использовать полученные знания в разных жизненных ситуациях и для решения практических задач. Это задания для активного самостоятельного поиска ответов в различных источниках информации, лабораторные и практические, проектные и исследовательские работы. Задания рубрики «Моя лаборатория» позволяют сформировать у школьников широкий спектр исследовательских умений, требуемых стандартом. Предметная линия учебников «Биология» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений издательства «БИНОМ» отличается особым вниманием авторов к формированию у обучающихся навыков овладения составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения работать с разными источниками информации. Содержание учебников этой предметной линии строится на основе универсальности естественнонаучного познания, главными особенностями которого является моделирование природных процессов, явлений и экспериментальное исследование. Методический аппарат учебников включает инструментарий, обеспечивающий не только овладение предметными знаниями и умениями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование интереса к науке, способности к усвоению новых знаний, поиску и переработке информации. УМК «Сферы» включает комплект пособий (учебник,

тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор), создающих условия для самостоятельной творческой и экспериментальной работы обучающихся, их развития путем решения нетрадиционных учебных задач. В учебниках УМК «Перспективная основная школа» содержатся задания, развивающие у школьников навыки исследовательской и проектной деятельности, умение анализировать различные источники информации. В УМК «Живая природа» значительное внимание уделяется приобретению школьниками опыта проведения биологических экспериментов, развитию умения оценивать правильность выполнения учебной задачи в ходе лабораторных работ. Для пропедевтики знаний о физических свойствах объектов и процессов окружающего мира в начальной школе широко используется тематика исследовательских и проектных работ. Например, темы «Луна - спутник нашей жизни», «Загадочные свойства магнитов», «Оценка загрязненности городского воздуха». Деятельностный подход к обучению физике заключается в приобретении учащимися опыта применения научных методов познания на практике, умениях проводить простые эксперименты, выполнять измерения с использованием аналоговых и цифровых приборов с учетом погрешностей измерений. Завершенную линию УМК по физике, сохраняющую преемственность на всех этапах школьного образования, представляет УМК под редакцией А.В. Перышкина. Для организации самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала, закрепления и проверки полученных знаний предназначены рабочие тетради. Специальными знаками в них отмечены задания, направленные на формирование умений планировать деятельность, выделять существенные признаки объектов и процессов, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В сборниках вопросов и задач, входящих в состав этого УМК, приведены разнообразные расчетные, качественные, графические задания.

Линия УМК по физике Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской построена на основе индуктивного подхода: от частных наблюдений - к их общим теоретическим обоснованиям. Цели изучения курса согласованы с целями каждого параграфа. Лабораторные работы служат средством формирования умений самоорганизации и включают следующий порядок действий: определение цели, обзор имеющихся в распоряжении средств, выбор способов действий, оценивание полученного результата, представление результата в удобной для презентации и обсуждения форме. Экспериментальные домашние задания рассчитаны на самостоятельное выполнение. Кроме заданий, выполняемых по образцу, в УМК включены экспериментальные задания, задачи с неполными данными, задачи-оценки. Алгоритм решения таких задач включает выбор соответствующих условию физических и математических моделей (формул), установление необходимых и недостающих данных, их поиск в разных источниках информации. Пример оценочного задания из рабочей тетради для 7-ых классов: «Какую работу вы совершаете, поднимаясь по лестнице до своей квартиры? Оцените значение величин, необходимых для выполнения работы этой работы». Основы теоретического мышления учащихся закладываются при выполнении лабораторных работ, домашних экспериментальных заданий и проектов, включающих формулирование гипотезы и выводов. Задания на построение и использование моделей подобраны таким образом, чтобы учащиеся учились выделять существенные и несущественные признаки предмета, явления, определять разницу между реальностью и моделью. Например, в рабочей тетради для 9-ых классов приводится следующее задание: «Какие допущения принимаются при построении модели математического маятника?».

В УМК В.А.Касьянова для развития исследовательских навыков учащихся используются задания на обобщение материала, постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В УМК Л.С. Хижняковой, А.А. Синявиной включены задания разных типов: на понимание материала, решение типовых задач, работу с дополнительными источниками информации, проведение эксперимента, знакомство с техническими объектами. Установление взаимосвязей между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения является важным условием выполнения требований образовательных стандартов. Для этого необходимо знание учителями структуры и особенностей УМК предметов своей образовательной области.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003. С. 388.

2. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2000.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М.: МГДД (Ю)Т, 2003.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования (приказы Министерства образования и науки РФ №№ 373 от 6.10.2009; 1897 от 17.12. 2010).

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

6. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А.А. Плешаков, М.А. Ионова, О.Б. Кирпичева, А.Е. Соловьева]. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 143 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПРИ ОСВОЕНИИ РОДНОГО

И НЕРОДНЫХ ЯЗЫКОВ

12 Дарибаева А.А. , Толаметова Л.М.

1Дарибаева Анаркул Ауелбековна - магистр гуманитарных наук, кафедра русского языка для технических специальностей, факультет строительства и транспорта, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова;

2Толаметова Лола Маккамбаевна - воспитатель 1-ой категорий, Детский сад «Жамалай ана», г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность и развитие функциональной грамотности дошкольника, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В работе репрезентирована разработанная и обоснованная система раннего обучения неродным языкам детей в ЮКО Каратауского района, города Шымкент, детского сада «Жамалай ана», группы «Шугыла» в аспекте функциональной грамотности, где охарактеризовались основные приемы работы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольник, интеграция, фраза, эквивалент, лексика.

Приоритетные направления Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 г. ставят проблему обновления содержания дошкольного воспитания образования, одним из аспектов которого станет раннее обучение неродных языков [1], и в связи с тем, что в 2021-2022 у.г. планируется обучение в средней школе некоторым предметам на английском языке, опыт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.