ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2016 История Выпуск 2 (33)
УДК 94(470.5)"1941-1945"053.2 doi: 10.17072/2219-3111-2016-2-87-96
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ДЕТСКИХ ДОМОВ НА УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
А. Н. Варехина
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета), 622031, Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57 [email protected]
Рассматривается деятельность государственных центральных и местных органов власти по продовольственному обеспечению детских домов на Урале в годы Великой Отечественной войны в условиях острой нехватки ресурсов. С этой целью используются разнообразные источники, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.
Ключевые слова: детский дом, дети, питание, продовольственное обеспечение, Великая Отечественная война.
В связи с 70-летием со дня окончания Великой Отечественной войны вновь возрос интерес к вопросам социальной политики военного периода, к проблемам эвакуированного населения, к его продовольственному обеспечению. В этом свете представляется актуальной проблема беспризорности и безнадзорности, предупреждение и борьба с которыми являлись основными функциями детских домов. Однако деятельность указанных учреждений, обеспечение их функционирования, в том числе продовольственное, по-прежнему остаются малоизученными.
Существенный вклад в исследование проблемы внесли У.Г. Чернявский [Чернявский, 1964] и А.В. Любимов [Любимов, 1968], проанализировавшие проблемы продовольственного снабжения в годы войны, реорганизации государственного снабжения городов, развития децентрализованных источников продовольственных поставок, организации питания городского населения и колхозной торговли в городах. В 2006 г. издана монография М.Н. Потемкиной [Потемкина, 2006], в которой исследованы вопросы материально-бытового обеспечения эвакуированного населения и оказания ему социальной помощи. Появился ряд статей на данную тему, в том числе Т.И. Дубинской [Ду-бинская, 2011], которая рассматривает основные аспекты организации детского питания в годы Великой Отечественной войны, В.С. Ешпанова [Ешпанов, 2013], изучавшего продовольственную ситуацию на железнодорожном транспорте Южного Урала в годы войны, Ю.А. Мелеховой [Мелехова, 2015], с проанализировавшей деятельность государственных и местных органов власти, ответственных за продовольственное обеспечение граждан, эвакуированных в Алтайский край, Б.Б. Цы-ретаровой [Цыретарова, 2010] исследовавшей вопрос продовольственного обеспечения населения Бурятии в годы войны.
Однако вопрос обеспечения продовольствием детей в детских домах остается мало изученным, что обусловливает актуальность избранной темы.
В условиях, когда важные сельскохозяйственные районы СССР были оккупированы наступающими немецкими войсками, а экономика перестраивалась на военные рельсы, стало невозможно в прежних объемах обеспечивать продовольствием население восточных районов за счет государственных источников питания. Оккупированными оказались земли, где выращивалось 52% зерновых и 72% подсолнечника, производилось 86% сахарной свеклы и 76% картофеля [Ешпанов, 2013, с. 182]. Государству пришлось встать на путь нормированного распределения товаров. Наряду с уменьшением товарной массы произошло значительное обеднение ассортимента, нарушились сложившиеся связи с производством, специализация торговой сети и т.д. Необходимы были иные формы и методы работы, которые должны были соответствовать сложившимся условиям военного времени.
30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) под председательством И.В. Сталина. ГКО, сосредоточивший всю полноту власти, значительное внимание уделял вопросам продовольственного снабжения населения. Утвержденным на III квартал 1941 года пла-
© Варехина А. Н., 2016
ном вносились существенные изменения в хозяйственную жизнь страны, предусматривалось перераспределение ресурсов: были сокращены рыночные фонды продовольственных и промышленных товаров, снижен план розничного товарооборота. Наркомторгу СССР поручалось в соответствии с ходом эвакуации населения пропорционально корректировать планы реализации товаров по эвакуированным областям с одновременным увеличением планов по областям, принявшим эвакуированное население [Любимов, 1968, с. 14]. Потребовалась и была достигнута строгая централизация в распределении продовольствия. На местах перестроили систему снабжения, которая предусматривала в социально-экономической области переход к нормированному и дифференцированному обеспечению населения продуктами, организацию отделов рабочего снабжения, развитие подсобных хозяйств, в организационной области - создание отделов торговли при обкомах и горкомах партии [Павленко, 2004, с. 83].
Под особым контролем ГКО находилась организация питания не только рабочих и служащих разных категорий, но и детей, потерявших своих родителей или утративших с ними связь, а потому нуждавшихся в особом уходе и заботе. Государство организовало ряд специальных детских учреждений, значительную часть которых составили детские дома. Для них предусматривался первоочередной и бесперебойный отпуск продуктов целевого назначения по особым, повышенным, нормам.
Осенью 1941 г. на Урал прибыла основная масса эвакуированных граждан. Численность жителей крупных промышленных центров возросла на 30-50% [Павленко, 2004, с. 83]. Как следствие, пропорционально ухудшилось снабжение городов и сел продовольствием из государственных источников. Уже во втором полугодии 1941 г. денежные средства, отпущенные государством детским домам на питание детей, были реализованы не в полном объеме, что было обусловлено рядом существенных недостатков в организации снабжения детских учреждений продуктами питания. Так, фонды на продукты питания облторготдел на 80% передавал отделу рабочего снабжения заводов в фонды социально-бытовых учреждений, в том числе в фонды детских домов, которые отоваривались после удовлетворения нужд ОРСов. Большинство детских домов снабжались продуктами питания через систему потребительского союза, который испытывал трудности в транспортировке продуктов из центральных районов на периферию из-за отсутствия транспорта и топлива (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5536. Л. 46). Указанный фонд содержит комплекс разнообразных документов (приказов, решений, распоряжений, указаний, выписок из протоколов, отчетов, докладных записок, справок) органов управления Министерства просвещения РСФСР и его подведомственных учреждений.
Наряды, служившие нормативом потребления продуктов и основанием для их получения, поступали в районы со значительным запозданием. Например, наряды на I квартал 1942 г. в районы Челябинской области поступили в феврале, наряды на II квартал того же года райпотребсоюзы получили в первых числах мая (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5558. Л.3). Однако и по нарядам отоваривание выполнялось не полностью, например, Троицкий, Сосновский, Чебаркульский, Уфалей-ский, Тюбукский детские дома Уфалейского района Челябинской области в апреле 1942 г., кроме хлеба и манной крупы, по нарядам ничего не получили (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5558. Л.3-4).
Аналогичная ситуация наблюдалась в Свердловской области, где вследствие чрезвычайно низкого отоваривания нарядов во II квартале 1942 г. резко ухудшилось питание детей. Кроме того, в апреле 1942 г. облторготдел Свердловской области сократил нормы питания в день (на ребенка): мясо, рыба - 34 г, жиры - 13 г, сахар - 20 г, хлеб - 300 г (для сравнения: в ноябре 1941 г. норма потребления продуктов питания была следующей: хлеба - 700 г, мясо, рыба - 73 г, масло - 40 г, крупа - 40 г, сахар - 20 г, молоко - 330 мл, яйца - 1 яйцо в 5 дней) (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5558. Л. 46). Но и по новым, сниженным, нормам продукты полностью не отпускались, за исключением хлеба. Так, в III квартале 1942 г. (на основании обобщенных данных по 25 детским домам Свердловской области) нормы по мясу, рыбе выполнены на 55%, по жирам - на 77%, по сахару - на 68%, по крупе - на 52 %. Сигналы о неполном отоваривании в виде служебных записок директоров детских домов ежедневно поступали в облоно. Судя по ним в Свердловской области Верхотурский детский дом на 900 детей за II квартал недополучил рыбы - 1590 кг, мяса - 256 кг, крупы - 1490 кг, сметаны - 1551 л, масла - 277 кг, яиц - 5240 шт., сахара - 183 кг. Сысертский детский дом в мае 1942 г. не получил ни мяса, ни молока. Коркинский детский дом на 150 воспитанников в мае 1942 г. недополучил масла 103 кг, муки - 263 кг, крупы - 114 кг, рыбы - 103 кг, молока - 1500 л; Михай-
ловский детский дом недополучил масла 190 кг, рыбы - 200 кг, мяса вообще не получил. Савинов-ский детский дом в апреле и мае 1942 г. недополучил яиц 1572 шт., мяса - 228 кг, молока - 766 л (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5558. Л. 46).
В октябре 1942 г., т.е. через 6 месяцев после предыдущего изменения нормы, облторготдел Свердловской области вновь уменьшил нормы питания в день: мясо, рыба - 27 г, жиры - 10 г, сахар - 10 г, хлеб - 400 г (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5538. Л.4), т.е. по сравнению с предыдущим нормативом (апрель 1942 г.) нормы по мясу, рыбе снизились на 21%, по сахару - на 50%, по хлебу повысились на 25%.
Таким образом, ситуация с продовольствием ухудшалась на протяжении всего 1942 г. на всей территории Урала. В каждой области облторготделы Наркомторга не могли отоваривать детские дома всем необходимым. Облторготделы и облпотребсоюзы систематически высылали с задержкой наряды продовольствия на места, а без них продукты не выдавались.
В 1943 г. ситуация с обеспечением детских домов оставалась крайне напряженной. Наряды, выданные облпотребсоюзом на местах, оказывались необеспеченными продовольствием, т. е. плановый объем потребления превышал фактический. При этом наряды на местах отоваривались в минимальном количестве такими продуктами, как сыр, молоко, рыба, сахар, растительное масло. Часто продукты заменяли, например 1 кг мяса заменяли 200 г сухих грибов (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5606. Л. 29 об.).
С целью обеспечения нормального снабжения детских учреждений продуктами питания Челябинский облоно в течение 1942-1943 гг. неоднократно ставил вопрос о мероприятиях по улучшению питания на заседании облисполкома и на бюро обкома ВКП(б). При возникновении в I квартале 1943 г. затруднений с получением детскими учреждениями молока облисполком принял 23 февраля 1943 г. специальное решение «О снабжении молоком воспитанников детских домов и интернатов», в соответствии с которым были выделены определенные фонды молока и установлен порядок снабжения детских учреждений молоком. Дополнительно к фондам на I квартал 1943 г. для детских домов было выделено (на ребенка) мяса - 1,2 г, крупы - 700 г, масла - 800 г (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5617. Л. 4). Нуждающимся детским домам был дан дополнительный наряд на картофель в 340 т. Несмотря на принятые меры, в некоторых районах Челябинской области, Сос-новском, Бродоколмакском, Варнонском, Верхне-Уральском, Карабашском, Кусинском, Миасском, наблюдались перебои в снабжении продуктами питания. При поступлении сигналов об этом в каждом конкретном случае облоно через областные организации принимались меры по устранению недостатков в отоваривании фондов (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5617. Л. 4).
Таблица 1
Нормы основных продуктов питания для детских домов в годы Великой Отечественной войны на Урале в день на ребенка, г, мл, шт.
Период
Продукт 1941 г. Апрель 1942 г. Октябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г. по постановлению № 942
Хлеб 700 300 400 500
Крупа 40 - - 50
Картофель - - - 250
Мясо, рыба 73 34 27 50
Сахар и кондитерские 33 20 10 17
изделия
Масло 40 - - 17
Молоко 330 мл - - 100 мл
Жиры - 13 10 17
Яйцо 1 в 5 дней - - 15 в сезон
Примечание: см.: ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д.5536. Л. 22-23, 46; ГКБУ ГАПК. Ф. Р986. Оп. 1. Д. 11 А Л. 64, 68
Сложность заключалась и в том, что не было единых норм потребления продуктов питания для детей, находящихся в детских домах в стране. С сентября 1943 г. в целях улучшения питания воспитанников детских домов СНК СССР постановлением №942 ввел единые нормы снабжения детских домов, расположенных как в городах, так и в сельской местности. По сравнению с предыдущим нормативом (октябрь 1942 г.) повышение по хлебу составило 20%, по мясу, рыбе - 46%, по сахару - 41%. Однако по сравнению с нормами 1941 г. отмечалось понижение нормы: хлеба - на 29%, мяса, рыбы - на 32%, сахара - на 48%, молока - на 70%.
Напряженная ситуация с продовольствием, прежде всего с хлебом, сложилась осенью 1943 г. В ходе летнего наступления Красной армии были освобождены обширные территории Левобережной Украины и Запада России с населением, оставшимся без урожая, а в Поволжье сильная засуха привела к гибели миллионов гектаров посевов. В 1943 г. был собран наименьший урожай за все военные годы. В свете этого СНК СССР 15 ноября 1943 г. принимает постановление «Об экономии в расходовании хлеба», которым в стране введены новые, сниженные, нормы снабжения хлебом с 21 ноября 1943 г. [Данилов, 2010, с. 55-56]. Все продукты, полученные в подсобных хозяйствах детских домов, разрешалось использовать для улучшения питания детей без учета их при выделении основной нормы централизованного снабжения.
По сравнению с 1943 г. в 1944 г. снабжение детских домов продуктами питания улучшилось, но в отдельных случаях отмечалось неполное, нерегулярное, несвоевременное отоваривание, выделение вместо натуральных продуктов заменителей (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 11. Д. 495. Л. 14), выдача в начале месяца всего объема продуктов одного наименования, через несколько дней другого, затем третьего и так далее, что ставило детские дома перед необходимостью составлять однообразное меню в зависимости от наличия того или иного продукта на складе. Так, если в начале месяца детскому учреждению отпускалось масло, то за отсутствием других продуктов масло давалось и на завтрак, и на обед, и на ужин. После этого, например, могли выдать крупу, но так как масло уже было съедено, то каша оставалась без него (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5707. Л. 10-11, 14). Для детских домов, не имеющих на своих складах каких-либо запасов продуктов, некомплектная выдача продуктов питания, была особенно тяжела.
Примерами неполного отоваривания продуктами в 1 квартале 1944 г. является снабжение детских домов в Свердловской области. Буткинский детский дом недополучил мяса, рыбы - 303 кг, жиров - 120 кг, сахара, яиц, сыра не получил совсем. Килачевский детский дом Зайковского района за январь, февраль 1944 г. недополучил мяса, рыбы - 223 кг, жиров - 29 кг, круп - 73 кг, сахара и сыра не получил совсем. Савинский детский дом Пышминского района в 1 квартале 1944 г. недополучил мяса, рыбы 295 кг, жиров - 80 кг, сахара - 90 кг, сыра не получил совсем, из 1950 яиц по нормативу также не получил ни одного (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5707. Л. 12). Сергуловский детский дом Сухоложского района в 1 квартале 1944 г. недополучил мяса, рыбы 333 кг, жиров - 77 кг, сахара - 86 кг, сыра не получено совсем, яиц - 633 шт.; Клевакинский детский дом Покровского района за 1 квартал 1944 г. недополучил мяса, рыбы 223 кг, жиров - 22 кг, сахара - 136 кг, , крупы -30 кг, муки - 47 кг, сыра, яиц не получил совсем.
Таблица 2
Наименование отпущенных продуктов детским домам в I квартале 1944 г. в Свердловской области
Наименование Норма по плану, кг Получено, кг Недополучено, кг Отоваривание, %
Мясо, рыба 32935 27770 5165 84,3
Жиры 10901 9224 1577 84,6
Сахар и кондитерские 8422 5140 3282 61,0
изделия
Яйца 87870 37973 49897 43,2
Крупа 20360 21201 - 104,1
Мука 4824 4944 - 102,5
Примечание: см.: ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5707. Л. 12-13
В Молотовской области в I квартале 1944 г. торгующие организации вообще не отоварили сахаром, кондитерскими изделиями, сухофруктами, рыбой, растительным маслом (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5698. Л. 3 об.). В Курганской области в 1 квартале 1944 г. мясом и рыбой детские дома были обеспечены на 66%, жирами - на 75%, сахаром и кондитерскими изделиями - на 30%. В результате детские учреждения вынуждены были в значительной степени ориентироваться на самообеспечение [Палецких, 2007, с. 127-128].
Вследствие неполной реализации фондов на продукты для детских домов, регулярно допускалось неполное освоение отпущенных на эти цели денежных средств, предусмотренных сметами на питание. С 1 октября 1943 г. по 1 июля 1944 г. не были израсходованы следующие суммы по статье «Питание»:
Таблица 3
Расходование денег по статье «Питание» с 1 октября 1943 г. по 1 июля 1944 г.
в Свердловской области
№ ста- Намечено по смете, руб. Фактические
тьи сметы Тип учреждения расходы, руб. Расходование, %
1. Школьные, дошкольные, смешанные детские дома 11634,1 8000,4 69%
2. Спецшколы (глухонемых и ум-ственноотсталых) 238,0 199,6 84%
3. Детские дома с особым режимом (один детский дом) 580,7 597,7 103%
Всего 12452,8 8797,7 71%
Примечание: см.: ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5707. Л. 13
Из табл. 3 следует, что хуже других осваивались бюджетные средства в смешанных детских домах - 31%, в то время как в специальных школах не было израсходовано 16% средств, а расходы детских домов с особым режимом превысили намеченные по смете.
Задержка фондов областными торгующими организациями, неполное отоваривание продуктами питания чаще всего происходили из-за недобросовестного отношения многих руководителей районных торгующих организаций и из-за отсутствия транспорта. Некоторые районные торговые организации не могли завезти с промышленных баз продукты на свои склады и поэтому не имели возможности своевременно и в полном объеме обеспечить детские дома продуктами. Некоторым руководителям детских домов приходилось изыскивать возможность поставки продуктов своими силами.
Таблица 4
Справка об отоваривании Свердловским облпотребсоюзом фондов
Наименова- I квартал II квартал
ние продуктов питания Начислено, кг Выдано, кг % отоваривания Начислено, кг Выдано, кг % отоваривания
Мясо, рыба 51041 49404 96,8 45760 44420 97
Жиры 18970 17332 91,4 14774 15800 107
Сахар и кон- 27921 29658 106,2 14888 16268 109
дитерские
изделия
Сыр 8019 5452 68 4948 5391 109
Яйцо 447574 307833 68,7 464507 346826 75
Крупа, мака- 49824 50169 100,7 42994 43477 101
роны
Мука 9319 10318 111 7320 3977 54,3
Примечание: см.: ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5818. Л. 9
Рассматривая ситуацию с продовольствием в 1945 г., следует отметить высокую степень отоваривания продовольственных фондов. По данным о 66 детских домах в Свердловской области отоваривание продовольственных фондов в I - II кварталах 1945 г. характеризуется следующими показателями.
В соседних областях тоже отмечается высокий процент отоваривания продуктами питания детских домов.
Таблица 5
Справка об отоваривании Молотовским облпотребсоюзом фондов на продукты питания
детских домов в 1945 г.
Наименование продуктов I квартал II квартал III квартал IV квартал % отоваривания
Начис лено Выдано Начис лено Выдано Начис лено Выдано Начис лено Выдано
Мясо, рыба, т 82,2 82,2 89,4 83,8 78,6 75,6 250,2 231,6 94,6
Яйцо, тыс. шт. 702,4 702,9 686,5 671,2 617,7 609,4 2006,6 1983,5 98,8
Жиры, т 28,0 28,1 27,8 8,6 24,3 26,6 80,1 83,3 91,5
Сыр, т 9,4 9,3 9,4 9,6 8,2 6,7 27,0 25,6 94,8
Сахар и конд. изд., т 26,1 24,7 26,0 27,6 22,4 27,7 74,5 80,0 107,4
Крупа, макароны, т 78,4 78,4 70,0 70,0 73,0 73,0 221,4 221,4 100,0
Молоко, тыс. л 20,0 42,6 282,4 288,4 247,1 276,6 549,5 607,6 110,5
Мука, т 5,7 5,4 14,2 14,2 12,3 12,3 32,2 31,9 99
Чай, кг 1200 1200 1186 482 1029 170 3115 1802 56
Кофе, кг 960 960
Соль, т 23,4 23,4 23,1 23,1 20,2 20,2 66,7 66,7 100,0
Мыло хозяйствен-ное, т 5,4 2,7 3,1 11,2
Примечание: см.: ПермГА НИ. Ф. 105. Оп. 11. Д. 495. Л [. 15
Из табл. 4 и 5 следует, что улучшилось снабжение детских домов продуктами питания, все продукты отоваривались по плану, иногда их объем превышал предусмотренный. Однако высокий процент выполнения плана по отовариванию достигнут не организационными, управленческими усилиями, а путем снижения норм выдачи продовольствия. Во многих районах продукты, как правило, выдавались в середине, иногда в конце месяца, а полный расчет производился уже в конце квартала. Однако по-прежнему детские дома недостаточно снабжались яйцами, молоком и молочными продуктами, сухофруктами. Летом обеспечение продуктами значительно улучшалось, но считать его удовлетворительным нельзя из-за грубого нарушения поставки хлеба.
Например, Клевакинское сельпо Покровского района в Свердловской области по три - четыре дня не выдавало воспитанникам Клевакинского детского дома хлеб. В остальное время хлеб был плохой выпечки из муки низкого качества. Через облторготдел были срочно приняты меры к устранению нарушения. Несвоевременное отоваривание продовольственных фондов происходило по причине задержки финансирования детских домов облфинотделом, а отсутствие денег лишало возможности выкупать продукты в положенный срок, и они лежали на базах торгующих организаций (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5818. Л. 11).
Несмотря на запрет выдачи заменителей при отоваривании продуктов, эта практика имела широкое распространение. Мясо, рыба заменялись яичным порошком, консервами, шпиком, жиры - растительным маслом, лярдом (топленое свиное сало), крупа - мукой, горохом, яйца - яичным
порошком, натуральное молоко - солодовым. Кроме того, продукты не всегда были надлежащего качества, особенно мука и крупа (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 11. Д. 495. Л. 14). Так, в I квартале 1944 г. выданные детскому дому Краснополянского района Свердловской области заменители мясопродуктов составляли 23,2%, во II квартале шпик - 44,6%, яичный порошок - 27,3%. I квартале года выдали масла животного происхождения 55,6%, прочих жиров 44,4%, во II квартале масла животного - 52,8%, прочих жиров - 38,3% и масла растительного - 9%. Черновскому детскому дому Еланского района Свердловской области в I квартале выдали вместо мясопродуктов шпика -11,1%, яичного порошка - 11,7%, во II квартале шпика - 50%, яичного порошка - 16% (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5818. Л. 10-11).
Перечисленные нарушения, допускаемые торгующими организациями при снабжении детских домов питанием, влекли за собой ухудшение питания детей и, как следствие, их истощение (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5707. Л. 14). О детских домах была выявлена следующая картина состояния здоровья детей на конец 1942/43 учеб. г. в Молотовской области: больных детей туберкулезом (ТБС) легких, желез, костей, кожи - 164, малокровием - 192, фурункулезом - 205, ослабленных детей - 665. В летний период такие дети оздоравливались через санатории, пионерские лагеря и усиленное питание (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 10. Д. 521. Л. 6). По имеющимся сведениям из 30 детских домов той же области на 5 июня 1944 г. было истощенных 616 детей, в том числе страдающих дистрофией I степени - 30, II степени - 36 (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5698. Л. 4). Делались противотифозные и противодизентерийные прививки, за физически ослабленными детьми велось особое наблюдение, каждый воспитанник имел медико-санитарную карточку, где регулярно отмечалось состояние детей и принимаемые меры.
Существенную помощь в улучшении питания детей оказывали колхозы и совхозы, шефствующие над детскими учреждениями. Например, наряд на овощи Челябинский облисполком давал только один раз в 1941 г. в количестве 600 т. Почти все учреждения в течение года получали картофель и другие овощи в порядке шефства от колхозов. По неполным данным только в январе -феврале 1942 г. детские дома Челябинской области получили в порядке шефства 84 т картофеля и других овощей, 11 т муки, 33 т разных круп, 3 т мяса, 24 головы свиней, 8400 л молока. Дополнительные продукты, поставленные колхозами, значительно улучшили положение с питанием, так как фондируемые продукты выдавались несвоевременно и наряды на них отоваривались не полностью. Но в ряде районов (Ольховский, Белозерский, Чашинский) Челябинской области такая практика не была широко распространена (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5558. Л.4-5).
Так как централизованное снабжение детских домов не покрывало их потребности в продовольствии в полном объеме, ЦК ВКП(б) через свой печатный орган обратил внимание партийных и советских органов на необходимость изыскания дополнительных источников: «Давать государству побольше - требовать от него поменьше, не ждать централизованных фондов, а широко использовать местные ресурсы, богатые возможности своего края, области, района, города» - такой призыв прозвучал в первые же дни войны [Любимов, 1941, с. 26]. Жители городов и крупных промышленных центров должны были максимально использовать местные продовольственные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в продовольствии. С этой целью следовало расширять и увеличивать производительность местных хозяйств (колхозов, совхозов, подсобных хозяйств предприятий и организаций), развивать животноводство, основанное на применении дешевых кормов (отходы столовых, продовольственных магазинов, складов, овощехранилищ), организовать децентрализованную заготовку продукции бортничества, рыболовства и охоты. Дополнительным источником получения продуктов для детских домов стала организация подсобных хозяйств. На них при каждом детском доме высаживали огородно-бахчевые культуры, семена которых предоставлялись районными земельными отделами. Это направление деятельности накладывало дополнительные обязательства на директоров детских домов. Необходимо было обеспечить хозяйства семенами, тягловой силой, инвентарем. Поэтому зачастую отведенные детским домам земли использовались в неполном объеме. Решению поставленной задачи мешало и недопонимание некоторыми административными работниками важности развития собственной продовольственной базы. Последнее было обусловлено тем, что не верили в затяжной характер войны, а незначительное нарушение сметы на питание в 1941 г. не позволило ощутить остроту проблемы [Павленко, 2004, с. 86-87].
К сельскохозяйственным работам привлекали не только работников детского дома, но и воспитанников. Дети до 10 лет работали 2 часа в день, выполняя посильную работу, дети 10-12 лет и
подростки 12-14 лет - 2 часа в учебное и 3 часа в каникулярное время. Старшие воспитанники (1416 лет) в каникулярное время трудились до 8 часов в день (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5617. Л. 8).
Большинство детских домов занимались животноводством и имели хорошие результаты. Рост поголовья скота в основном достигался за счет приобретения у совхозов по нарядам коров, овец, поросят. Часть скота приобреталась у колхозов по разрешению местных исполкомов (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5617. Л. 8).
Существенно улучшили питание за счет подсобных хозяйств ряд детских домов Молотов-ской области: осинские детские дома, пешнигортский детский дом № 1 Коми-Пермяцкого округа, соликамские детские дома. Отдельные детские дома увеличили потребление молока и мяса, произведенного в подсобных хозяйствах. Например, в Челябинской области в 1942/43 учеб. г. бродокол-макский детский дом произвел на подсобном хозяйстве для питания детей 310 ц молока, 38 ц мяса, 44 т овощей, 23 ц гороха, каслинский -10 ц мяса, 192 ц молока, 10 т овощей. Детские дома долго-деревенский, миасский № 5, тургоякский № 2 использовали выращенные на подсобном хозяйстве овощи до следующего урожая (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5617. Л. 4).
В Курганской области подсобные хозяйства, имевшиеся при каждом детском доме, позволили значительно улучшить питание детей. Общая посевная площадь хозяйств составила 1326,2 га, поголовье скота достигло 1832 голов, в том числе продуктивного - 1391 и рабочего - 441. На подсобных хозяйствах детских домов Курганской области было получено за 1943/44 учеб. г. 230489 л молока, 1,659 т картофеля, 99 т зерновых, 1,839 т овощей. Всего 15% детских домов Курганской области круглый год были обеспечены продуктами своего подсобного хозяйства, поэтому эти детские учреждения перебоев в поставке продуктов питания не испытывали. В 1944 г. ново-кочердыкский детский дом получил от собственного подсобного хозяйства 853 кг мяса, 28 кг сала, 55 кг гусиного мяса, 9576 л молока, 236 ц картофеля, 51,4 ц капусты, 60 ц бахчевых, 63 ц пшеницы, 40 ц ржи, 66 ц овса, 40 ц проса, 3 ц масляничных. Макаровский детский дом получил от своего хозяйства 26,7 т картофеля, 1,7 т капусты, 1,6 т огурцов, 7,4 т разных овощей. При этом было засеяно 1,2 га пшеницей, 0,6 га просом, 1 га овсом, 0,60 га бобовыми, посажено 3,5 га картофеля, 2 га овощей. В усть-уйском детском доме № 1 в 1944 г. получено 30 т картофеля, 6,3 т овощей, 19,9 ц проса, а было засеяно 9,9 га просом, 1 га овсом, посажено 0,35 га сахарной свеклы, 0,65 га гороха, 1,15 га бахчевых, 1 га разных овощей (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5694. Л. 8).
В уральских детских домах ослабленным детям выделялось дополнительное питание: стакан молока, 10-20 г сливочного масла, свежие овощи к дневному рациону (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5617. Л. 4).
В весенне-летний период питание в детских учреждениях качественно улучшалось за счет свежей рыбы, дичи, диких плодов и ягод. В пищу добавлялись лук, щавель, редис, салат, крапива, огородная ботва, борщевик, кислица и лесные ягоды. Повара готовили витаминные настои и концентраты из хвои, листьев березы, липы, клевера, люцерны. На зиму заготовлялись ягоды и грибы (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5538. Л.5). В зимнее время готовились отвары из хвои сосны, ели, содержащие в достаточном количестве витамин С [Эльяшевич, 2009. с. 151].
Снабжение детских учреждений в годы войны представляло собой довольно сложный механизм. Дети до 12 лет обеспечивались по более высоким нормам и иным составом продуктов, были введены дополнительные или повышенные нормы для значительной части городских детей, находившихся на централизованном снабжении в сельских местностях. Так, суточная калорийность питания малышей до года, получавших его в молочных кухнях, равнялась 1224 калориям, в дневных яслях - 1440, в детских домах - 1594. Калорийность питания школьников после 12 лет в городах и рабочих поселках составляла примерно 950 калорий: им полагались пайковая норма взрослых иждивенцев и дополнительно школьный завтрак, состоящий из 50 г хлеба и 10 г сахара. Для сравнения в наши дни суточные нормы потребления пищевых продуктов для мальчиков 5-6 лет должны достигать минимум 1740 калорий, для подростков 15 лет - 2880 [Большой энциклопедический справочник, 2001, с. 589].
Воспитанники детских домов получали трехразовое питание, а воспитанники дошкольных детских домов - четырехразовое. Калорийность питания колебалась в дошкольных учреждениях от 1500 до 2000 калорий, в школьных - от 2000 до 3000 калорий (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5617. Л. 5).
Таким образом, анализ приведенных данных показывает, что вопрос организации питания в
детских домах был весьма острым во все годы войны. Военные неудачи на первом этапе войны, потери посевных площадей и рабочих рук в колхозах привели к резкому сокращению продовольственных фондов. В сложившейся ситуации руководство страны избрало хорошо известный и в данных условиях, пожалуй, единственно возможный путь нормированного распределения продуктов питания, дифференцировав потребителей по категориям. Строго централизованная карточная система позволяла быстро перераспределять ресурсы в масштабах всей страны, гибко и оперативно варьировать нормы потребления в соответствии с наличными ресурсами. Однако бюрократизм, косность и злоупотребления являлись серьезным барьером на пути ее эффективного функционирования. Руководству СССР действительно было сложно решать одновременно столь важные для страны задачи, как организация сопротивления захватчикам, эвакуация огромных производственных сил и населения на восток страны, развитие военного производства и обеспечение условий для выживания граждан. Неизбежно возникал вопрос: кто важнее - солдат, работник, ребенок? Следует отметить, что приоритеты были определены правильно. Дети не были забыты. Несмотря на достаточно скудные материальные возможности государства, минимальные потребности детей, находившихся на государственном обеспечении, были удовлетворены, зачастую ценой ослабленного здоровья воспитанников.
Список источников
Государственное краевое бюджетное учреждение «Государственный архив Пермского края» (далее - ГКБУ ГАПК) Ф. Р986. Оп. 1. Д. 11 А Л. 64, 68.
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ) Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 5536. Л. 46; Д. 5538. Л.4; Д. 5558. Л.3; Д. 5606. Л. 29 об.; Д. 5617. Л. 4; Д. 5694. Л. 8; Д. 5698. Л. 3 об; Д. 5707. Л. 10-11, 14; Д. 5818. Л. 11.
Пермский государственный архив новейшей истории (далее - ПермГАНИ) Ф. 105. Оп. 11. Д. 495. Л. 14; Оп. 10. Д. 521. Л. 6.
Библиографический список
Большой энциклопедический справочник. М., 2001. 944 с.
Данилов В.Н. Обеспечение населения Саратова продовольствием в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 3. С. 5362.
Дубинская Т.И. Проблема организации детского питания в Западно-Сибирском регионе в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353. С. 70-73.
Ешпанов В. С. Продовольственный вопрос на железнодорожном транспорте Южного Урала в 1941-1945 гг.: средства и методы решения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 181-183.
Любимов А. Всемерно использовать местные продовольственные ресурсы // Большевик. 1941. № 16. С. 26.
Любимов А.В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. М., 1968. 231 с. Мелехова Ю.А. Продовольственное обеспечение эвакуированных граждан в 1941-1945 гг. (на материалах Алтайского края) // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2015. № 2 (29). С. 148-155.
Павленко Г.К. Юные гвардейцы тыла. Трудовые резервы Урала - фронту. 1941-1945.Челябинск, 2004. 168 с.
Палецких Н.П. Социальные ресурсы и социальная политика на Урале в период Великой Отечественной войны. Челябинск, 2007. С.127-128.
Потемкина М.Н. Эваконаселение в уральском тылу (1941-1948 гг.): моногр. Магнитогорск, 2006. 265 с.
Цыретарова Б.Б. Продовольственное обеспечение населения Бурятии в 1941-1945 гг.: карточная система и общественное питание // Новый исторический вестник. № 24. 2010. С. 34-42. Чернявский У.Г. Война и продовольствие. Снабжение городского населения в годы Великой Отечественной войны. М., 1964. 191 с.
Эльяшевич Е.Г. Санитария, гигиена и эпидемиология в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Военная медицина. 2009. № 4. С. 150-153.
Дата поступления рукописи в редакцию 10.10.2015
ORGANIZATION OF FOOD SUPPLY OF THE URAL ORPHANAGES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
A. N. Varekhina
Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (Branch of the Russian State Vocational Pedagogical University), Krasnogvardeyskaya str., 57, 622031, Nizhny Tagil, Russia [email protected]
The article is devoted to the activities of central and local authorities associated with the food supply of children's homes in the Urals during the Great Patriotic War in the conditions of an acute shortage of resources. The research is mainly based on the sources used for the first time. The author describes the work of the State Defense Committee, which paid significant attention to the issues of food supply of the population, including children's homes. The article considers great changes in the economic life of the country, redeployment of resources, deficiencies in organization of food supply of orphanages, difficulties of transporting products from central regions to the periphery, the norms of products consumption and their realization, caloric content of food and food diversity, the role of farms and livestock farming in the life of children's homes of the Molotov, Chelyabinsk, Kurgan, and Sverdlovsk regions. The dynamics of the food supply of children's homes during the war is also traced. The author concludes that food supply in the first years of the war was difficult because of the mistakes of certain officials and deficiency of food. Those problems were solved due to the support of the state, local authorities, patronage organizations, collective farms, and created farms. By the end of the war, food supply of the Ural children's homes was restored.
Key words: orphanage, children, food, food supply, the Great Patriotic War.
References
Bol'shoy entsiklopedicheskiy spravochnik. M., 2001. 944 s.
Chernyavskiy U.G. Voyna i prodovol'stvie. Snabzhenie gorodskogo naseleniya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. M., 1964. 191 s.
Danilov V.N. Obespechenie naseleniya Saratova prodovol'stviem v period Velikoy Otechestvennoy voyny 19411945 gg. // Povolzhskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. 2010. № 3. S. 53-62.
Dubinskaya T.I. Problema organizatsii detskogo pitaniya v Zapadno-Sibirskom regione v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945) // Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 353. S. 70-73. El'yashevich E.G. Sanitariya, gigiena i epidemiologiya v period Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) // Voennaya meditsina. 2009. № 4. S. 150-153.
Eshpanov V.S. Prodovol'stvennyy vopros na zheleznodorozhnom transporte Yuzhnogo Urala v 1941-1945 gg.: sredstva i metody resheniya // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 1 (23). S. 181-183.
Lyubimov A. Vsemerno ispol'zovat' mestnye prodovol'stvennye resursy // Bol'shevik. 1941. № 16. S. 26.
LyubimovA.V. Torgovlya i snabzhenie v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. M., 1968. 231 s.
Melekhova Yu.A. Prodovol'stvennoe obespechenie evakuirovannykh grazhdan v 1941-1945 gg. (na materialakh
Altayskogo kraya) // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Istoriya. 2015. № 2 (29). S. 148-155.
Paletskikh N.P. Sotsial'nye resursy i sotsial'naya politika na Urale v period Velikoy Otechestvennoy voyny.
Chelyabinsk, 2007. S.127-128.
Pavlenko G.K. Yunye gvardeytsy tyla. Trudovye rezervy Urala - frontu. 1941-1945.Chelyabinsk, 2004. 168 s. PotemkinaM.N. Evakonaselenie v ural'skom tylu (1941-1948 gg.): monogr.. Magnitogorsk, 2006. 265 c. Tsyretarova B.B. Prodovol'stvennoe obespechenie naseleniya Buryatii v 1941-1945 gg.: kartochnaya sistema i obshchestvennoe pitanie // Novyy istoricheskiy vestnik. № 24. 2010. S. 34-42.