Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
начальная школа / проблемное обучение / начальное образование / primary school / problem-based learning / primary education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина М.В., Колосова Н.В.

В статье исследуется проблема организации проблемного обучения в образовательном процессе начальной школы. Раскрываются основы концепции проблемного обучения, его существенное отличие от традиционного способа обучения. Особое внимание уделяется специфике создания проблемных ситуаций. Приведены примеры проблемных заданий, способствующих познавательной активности учащихся. Сделан вывод о целесообразности и настоятельной необходимости реализации проблемного обучения на начальной ступени школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PROBLEM TRAINING IN PRIMARY SCHOOL

The article examines the problem of organizing problem-based learning in the educational process of primary school. The basics of the concept of problem-based learning and its significant difference from the traditional method of teaching are revealed. Particular attention is paid to the specifics of creating problematic situations. Examples of problem tasks that promote students' cognitive activity are given. A conclusion is drawn about the feasibility and urgent need for the implementation of problem-based learning at the initial stage of school education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373.31 Панина М.В., Колосова Н.В.

Панина М.В.

студент

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

Колосова Н.В.

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье исследуется проблема организации проблемного обучения в образовательном процессе начальной школы. Раскрываются основы концепции проблемного обучения, его существенное отличие от традиционного способа обучения. Особое внимание уделяется специфике создания проблемных ситуаций. Приведены примеры проблемных заданий, способствующих познавательной активности учащихся. Сделан вывод о целесообразности и настоятельной необходимости реализации проблемного обучения на начальной ступени школьного образования.

Ключевые слова: начальная школа, проблемное обучение, начальное образование.

Как известно, основная цель современной школы — воспитать гармоничную личность с высоким уровнем интеллекта. Проблемное обучение — это метод, который позволяет достичь этой цели. В процессе такого обучения учитель и ученики активно взаимодействуют, решая задачи и проблемы. Это помогает развить мыслительные способности и познавательные интересы учащихся при изучении различных научных дисциплин.

Как известно, многие современные отечественные дидакты исследуют, как можно активизировать образовательный процесс и познавательную деятельность школьников. Под активизацией они понимают эффективное использование методов и приёмов обучения, которые уже есть в традиционной дидактике. Когда учащиеся овладевают готовыми приёмами умственной деятельности, они, безусловно, становятся более активными в познавательной деятельности. Однако эта активность обычно носит репродуктивный характер, а не творческий. С другой стороны, интеллектуальная деятельность может быть активизирована через проблемное обучение. В этом случае проблемная ситуация и соответствующие познавательные задачи становятся структурными компонентами обучения.

В процессе обучения в этом направлении педагог стремится понять, насколько хорошо школьники усвоили каждое понятие. Он учит их не только выполнять отдельные мыслительные действия, но и определённому набору умственных операций, которые позволяют решать нестандартные задачи. Когда ученик самостоятельно анализирует, сравнивает, синтезирует, обобщает и конкретизирует информацию, он может извлечь из неё новые знания. Таким образом, знания учащихся расширяются и углубляются, основываясь на ранее полученном опыте умственной деятельности. Новое применение имеющихся знаний может обеспечить только сам человек, который оказался в соответствующей ситуации. Учитель и учебник не могут сделать это за него. В этом и заключается суть поискового метода обучения.

Обычно процесс умственного поиска начинается с проблемной ситуации, в которой учащиеся вместе с учителем определяют и формулируют конкретную проблему. Однако не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если школьникам предлагают задание с указанием способа его выполнения, то такой поиск, даже если он самостоятельный, не является решением проблемы.

Поиск, который действительно побуждает учащихся к познавательной деятельности, должен происходить через решение проблем. Если этот поиск направлен на решение теоретических или практических учебных задач, а также

на поиск способов и форм их художественного воплощения, то мы говорим о проблемном обучении.

Мы убеждены, что ключевое различие между проблемным и традиционным обучением заключается в целях и принципах организации учебного процесса. Цель проблемного обучения — не только получение системы знаний, основанных на научных открытиях, но и освоение методов их получения. Кроме того, проблемное обучение способствует развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей у каждого учащегося [4, с. 243].

Традиционное обучение направлено на то, чтобы учащиеся усвоили определённую систему знаний, которая представляет результаты научного познания. Школьники должны получить знания основ наук и сформировать соответствующий комплекс умений и навыков.

Как известно, объяснительно-иллюстративное обучение основано на передаче учащимся конкретных научных выводов в готовом виде.

В основе проблемного обучения лежит поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся. Они совершают «открытия», выполняя учебные действия, и узнают новые научные положения, способы действия, пути применения знаний на практике и так далее [5, с. 219].

Учитель создаёт условия для психолого-педагогического взаимодействия в контексте проблемного обучения. Он объясняет наиболее сложные моменты материала, который нужно усвоить. Затем учитель организует работу так, чтобы ученики самостоятельно находили проблемы, решали их, делали выводы и формулировали правила. Такой подход помогает учащимся развивать навыки умственных действий, тренирует внимание, волю и творческое воображение.

Ученик сталкивается с интеллектуальной трудностью, когда не может объяснить какое-либо явление, факт или процесс и не знает, как достичь цели с помощью известных ему способов действий. Это заставляет школьника искать новый путь. Решение проблемной ситуации связано с продуктивной, творческой учебно-познавательной деятельностью, которая требует мыслительных операций для постановки и решения проблем.

Последовательность этапов данной деятельности и соответствующий цикл умственных действий определены в психолого-педагогической науке следующим образом:

1) возникновение проблемной ситуации,

2) осознание ее сути и формулирование проблемы,

3) поиск путей ее решения, выдвижение и обоснование гипотезы,

4) доказательство гипотезы, решение проблемы и проверка его правильности.

Для того чтобы стимулировать мыслительную деятельность школьников, важно задавать им вопросы. Эти вопросы должны быть достаточно сложными, чтобы дети испытывали затруднения, но при этом они должны быть посильными, чтобы дети могли самостоятельно найти на них ответы.

Так, на уроке русского языка в четвертом классе при изучении имени существительного педагог, создавая проблемную ситуацию, сталкивает учащихся с противоречием, вызывающим у них определенное затруднение. Детям предлагается прочитать предложение «Они часто вспоминали о своей службе в армии», найти в нем имена существительные (службе, армии), определить их род (женский) и падеж (предложный), графически обозначить окончания (-е, -и). Результат выполнения задания удивляет школьников и порождает проблемную ситуацию: существительные «службе» и «армии» относятся к одному и тому же роду, стоят в форме одного и того же падежа, а окончания имеют разные. Почему? Оказывается, имеющегося у них филологического опыта в данной области пока недостаточно для ответа. Необходимы еще какие-то знания об этой части речи. Таким образом, у учащихся развивается способность самостоятельно выявлять противоречия и формулировать проблемы. Они предлагают возможные пути решения, делают выводы и обобщения. Развитию мыслительной активности школьников значительно способствует выполнение заданий, требующих выполнения интеллектуальных операций, таких как рассуждение, обоснование, обобщение и конкретизация. Эти задания развивают продуктивное мышление, которое

помогает избежать механического запоминания информации, а также способствует осмыслению учебного материала и творческому применению полученных знаний в практической деятельности. Примерами таких заданий могут служить следующие:

Являются ли однокоренными (родственными) слова:

а) трава, травка, травушка, травить, травник, травяной, травянистый,

б) вода, водяной, водитель, подводный, повод, безводный, водичка.

К какой части речи относятся данные слова? Распределите их по группам в зависимости от значения:

а) начало действия, б) конец действия,

в) неполнота действия: приоткрыть, запеть, дорисовать, притормозить, побежать, донести, доварить, заговорить.

Младшие школьники часто задают вопросы, когда выполняют такие задания. Это не только увеличивает их познавательный интерес, но и развивает самостоятельность. Кроме того, это существенно активизирует их учебно-познавательную деятельность.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в текущей социокультурной ситуации проблемное обучение в начальной школе не только целесообразно, но и необходимо. Оно позволяет заложить основы для формирования гармоничной, творческой личности, способной самостоятельно искать, систематизировать и применять знания. Такая личность обладает навыками самоанализа, саморазвития и самокоррекции. Она не боится жизненных трудностей, а стремится их преодолевать и находить решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016, 42, 170 - 175;

2. Газизова О.Н. Нетрадиционные формы воспитательной работы c молодёжью в образовательной организации. Научное отражение. 2017, 2 (6): 9 -10;

3. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся. Дискуссия. 2014, 6 (47): 96 - 103;

4. Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015, 2 (47): 243 - 247;

5. Саенко Л.А., Битев А.С. Позитивное отношение молодёжи к воинской службе как социально-педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2015, 6 (55): 218 - 220

Panina M. V., Kolosova N. V.

Panina M.V.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

Kolosova N.V.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

ORGANIZATION OF THE PROBLEM TRAINING IN PRIMARY SCHOOL

Abstract: the article examines the problem of organizing problem-based learning in the educational process of primary school. The basics of the concept of problem-based learning and its significant difference from the traditional method of teaching are revealed. Particular attention is paid to the specifics of creating problematic situations. Examples of problem tasks that promote students' cognitive activity are given. A conclusion is drawn about the feasibility and urgent needfor the implementation ofproblem-based learning at the initial stage of school education.

Keywords: primary school, problem-based learning, primary education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.