Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (90-Х – 2000 ГОДАХ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (90-Х – 2000 ГОДАХ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое образование / студенчество / высшее образование образовательное законодательство / правовые основы образования / право и образование / legal education / students / higher education educational legislation / legal foundations of education / law and education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Задорин Максим Валентинович

Статья рассматривает организацию правового воспитания в постсоветский период, в период с 90-х по 00-ые годы. Падение социалистической системы и возникновение новых государств привели к изменениям в образовательной сфере, в том числе и в сфере правового воспитания. Статья анализирует ключевые изменения и вызовы, с которыми столкнулись образовательные учреждения в этот период. В результате проведенного исследования были выявлены основные тенденции организации правового воспитания, такие как пересмотр учебных планов и программ, интеграция международных стандартов прав человека в национальные образовательные программы, а также активное внедрение интерактивных методик обучения. Анализируется важность укрепления взаимодействия между образовательными учреждениями, государственными органами и обществом для создания наилучших условий для правового воспитания. Кроме того, статья обсуждает изменения в содержании образования: от формирования новых учебных планов до внедрения передовых методик обучения и новых подходов к оценке результатов образования. Важной частью статьи является также обсуждение значимости развития гражданского общества и формирования уважения к правам и свободам человека через систему образования в постсоветском контексте. В целом, статья представляет собой обзор ключевых изменений и вызовов, с которыми столкнулось правовое воспитание в постсоветский период, и обсуждает важность этих процессов для развития общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LEGAL EDUCATION IN THE POST-SOVIET PERIOD (90S – 2000S)

The article examines the organization of legal education in the post-Soviet period, from the 90s to the 00s. The fall of the socialist system and the emergence of new states led to changes in the educational sphere, including in the field of legal education. The article analyzes the key changes and challenges faced by educational institutions during this period. As a result of the study, the main trends in the organization of legal education were identified, such as the revision of curricula and programs, the integration of international human rights standards into national educational programs, as well as the active introduction of interactive teaching methods. The importance of strengthening interaction between educational institutions, government bodies and society to create the best conditions for legal education is analyzed. In addition, the article discusses changes in the content of education: from the formation of new curricula to the introduction of advanced teaching methods and new approaches to assessing educational outcomes. An important part of the article is also a discussion of the significance of the development of civil society and the formation of respect for human rights and freedoms through the education system in the post-Soviet context. Overall, the article provides an overview of the key changes and challenges that legal education has faced in the post-Soviet period and discusses the importance of these processes for the development of society as a whole.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (90-Х – 2000 ГОДАХ)»

DOAJ

УДК 37.013

Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №«1(33)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИМ ПЕРИОД

(90-Х - 2000 ГОДАХ)

Задорин М.В.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Статья рассматривает организацию правового воспитания в постсоветский период, в период с 90-х по 00-ые годы. Падение социалистической системы и возникновение новых государств привели к изменениям в образовательной сфере, в том числе и в сфере правового воспитания. Статья анализирует ключевые изменения и вызовы, с которыми столкнулись образовательные учреждения в этот период. В результате проведенного исследования были выявлены основные тенденции организации правового воспитания, такие как пересмотр учебных планов и программ, интеграция международных стандартов прав человека в национальные образовательные программы, а также активное внедрение интерактивных методик обучения. Анализируется важность укрепления взаимодействия между образовательными учреждениями, государственными органами и обществом для создания наилучших условий для правового воспитания. Кроме того, статья обсуждает изменения в содержании образования: от формирования новых учебных планов до внедрения передовых методик обучения и новых подходов к оценке результатов образования. Важной частью статьи является также обсуждение значимости развития гражданского общества и формирования уважения к правам и свободам человека через систему образования в постсоветском контексте. В целом, статья представляет собой обзор ключевых изменений и вызовов, с которыми столкнулось правовое воспитание в постсоветский период, и обсуждает важность этих процессов для развития общества в целом.

Ключевые слова: правовое образование; студенчество; высшее образование образовательное законодательство; правовые основы образования; право и образование.

10.22281/2542-169 7-2024-03-01-87-93

90-е годы в России были временем радикальных преобразований, после распада Советского Союза. Социальные и экономические системы, укоренившиеся за десятилетия, были быстро демонтированы, что привело к разнообразным и зачастую болезненным последствиям

В начале 90-х, с приходом к власти президента Бориса Ельцина, Россия встала на путь ««шоковой терапии» — быстрой либерализации экономических отношений. Приватизация шла полным ходом: государственные предприятия отдавались в частные руки за часто символические суммы. Это привело к рождению класса новых российских капиталистов, позже получивших название «олигархов», которые играли ключевую роль в политической жизни страны.

Социальные изменения были не менее значительными: уровень бедности и неравенства резко вырос. Социальная защита, ранее гарантированная государством, ослабла, что привело к возрастающему недовольству среди населения. В то время как одни группы обогащались, большинство граждан столкнулись с падением уровня жизни, увеличением безработицы и гиперинфляцией, которая уничтожила накопления многих людей.

Тем временем в политике 90-х наметилась тенденция централизации власти. В 1993 году вспыхнул конфликт между президентом и Верховным Советом, который привел к вооруженным столкновениям в центре Москвы. Это событие ознаменовало начало конца парламентского сопротивления исполнительной власти. В результате была принята новая Конституция РФ, которая значительно расширила полномочия президента .

Переход в новое тысячелетие ознаменовался сменой лидерства и постепенным изменением политического курса России. После отставки Бориса Ельцина в 1999 году, встречаем 2000-е с Владимиром Путиным у власти. Путин положил начало новой политической эре, характеризующейся укреплением государственной власти, ограничением влияния олигархов на политику и централизацией властных полномочий.

На международной арене 2000-е годы для России стали временем попыток восстановить свое влияние после лет упадка. Под управлением Путина Россия стала

DOAJ

Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, .№/(33)

проводить более ассертивную внешнюю политику, стремясь занять сильную позицию в регионах, важных с геополитической и экономической точек зрения [1, с. 75].

Во внутренней политике Путин стремился к восстановлению порядка и стабильности. Это сопровождалось усилением центральной власти за счет региональной, жестким контролем над СМИ и политической оппозицией. Экономика получила новый импульс благодаря возрастающим ценам на нефть и газ, однако критики указывали на недостаток реформ и чрезмерную зависимость от экспорта углеводородов.

Изменения в социальной сфере начали постепенно происходить с улучшением экономической ситуации - рос уровень жизни, снижалась безработица, появлялись новые социальные программы. Однако неравенство и коррупция продолжали оставаться серьезными проблемами.

В целом, 90-е и 00-ые в России характеризуются переходом от разрушенного советского прошлого к попыткам построения нового национального идентичности и поиска места на мировой арене. Этот период был наполнен многочисленными вызовами и противоречиями, оставившими глубокий след в истории и сознании россиян.

В постсоветский период 90-х и 00-ых годов, с обретением независимости и утверждением ценностей открытого общества, произошла трансформация всей системы социальных институтов в России, в том числе и сферы правового воспитания. Цели и методы правового воспитания переосмысливались в контексте демократических изменений, формирования гражданского общества и перехода к рыночной экономике.

В советское время правовое воспитание было направлено на формирование у населения уважения к социалистическому законодательству и государственной дисциплине. Акцент делался на коллективизм, исполнительскую дисциплину и беспрекословное следование законам, которые воспринимались как выражение воли народа.

С приходом 90-х годов, когда происходило переосмысление роли личности в государстве и обществе, началось активное развитие идей прав человека, свободы и индивидуализма. Правовое воспитание стало включать в себя не только знание законов, но и понимание их роли в жизни общества, важность соблюдения и защиты прав и свобод человека [8, с. 97]. Появилась задача воспитать не просто законопослушного, но правосознанного гражданина, способного критически мыслить и самостоятельно отстаивать свои интересы в рамках закона.

В школах и вузах были введены курсы по правоведению, правам человека и основам гражданского общества. Начали развиваться неформальные образовательные программы, центры правового просвещения и обучения, стали проводиться семинары, лекции и тренинги для различных групп населения. Роль таких дисциплин, как основы конституционного строя, стала значительно выше.

Роль средств массовой информации в правовом воспитании также изменилась. В эпоху гласности и позднее стали доступными множество тем, ранее являвшихся табу, в рамках публичного дискурса — начиная от коррупции и организованной преступности, до гражданских свобод и прав человека. Повышалась правовая осведомленность граждан через прессу, радио и, особенно, через новый и быстрорастущий канал — интернет.

Тем не менее, практика воспитания оставалась сложной для реализации. Она столкнулась с рядом проблем, включая экономические трудности, острый социальный кризис, нестабильную политическую обстановку и несовершенство правовой системы. Эти факторы мешали воплощению новых идей в жизнь и часто приводили к расхождению норм закона и реальной судебной практики.

С тех пор идеи и практики правового воспитания продолжили развиваться и претерпевать изменения [9, с. 55]. В текущий момент акценты правового воспитания могли сместиться в сторону не только формирования законопослушного, но и социально активного гражданина, заинтересованного в работоспособности и справедливости правосудия, общественного управления и политической системы в целом. Это сопровождается и обновлением методов воспитания, включая использование интерактивных технологий,

DOAJ

Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №1(33)

сценарного моделирования и коммуникативных методов обучения.

Организация правового воспитания в постсоветский период претерпевает существенные трансформации, отражающие перемены в политической, социальной и экономической жизни России 90-х и 00-ых годов [3, с. 66]. Этап передела идеологических отношений и пересмотра ценностей сопровождается активизацией поисков новых форм и методов правового воспитания, адаптированных к текущим реалиям.

Исследователи, такие как Ю.А. Тихомиров и Н.А. Алёшина, отмечают, что с освобождением общества от идеологической односторонности воспитательные методики становятся более гибкими и разнообразными. Однако при этом возникает проблематика нормативного вакуума и поиска новой идентичности правовой системы в условиях быстрой социокультурной трансформации.

Правовая система России в период социальных изменений 90-х годов подвергается переоценке. В результате проведения широкомасштабных экспериментов в области частной собственности и приватизации, поднимается вопрос о новых правах и обязанностях граждан, что стимулирует активизацию правового образования. Таким образом, по мнению В.А. Туманова, центральное место занимает не просто знание закона, но и умение действовать в рамках правовой системы с учетом перемен в законодательстве.

В контексте учебного процесса, как замечает А.В. Малько, правовое воспитание выходит за рамки изучения юридических дисциплин. Появляется акцент на критическом мышлении, навыках аргументации и дебатах, что отмечает новое направление в формировании правового сознания и культуры.

Дискуссионный характер правового воспитания позволяет разрабатывать интерактивные подходы и практики, исследованию которых посвящены работы С.Н. Бабурина и И.Б. Понкина. Повышается роль игровых методик, вовлечения в симуляцию судебных процессов, что также отмечается исследователями А.Б. Сноско и О.В. Гнутовой.

Вне академической среды правовое воспитание также переживает период адаптации к новым реалиям. Значимость распространения правовых знаний возрастает в медиа-пространстве в связи с проблемам социального уровня. Освещение этих вопросов находим в работах таких исследователей, как А.П. Скарабанов и Е.С. Аленникова, где акцентируется внимание на информационной доступности и уровне осведомленности общественности в правовой сфере.

Неудивительно, что в период становления гражданского общества вновь возникает дискуссия о роли государства в правовом воспитании. Споры о государственной монополии и плюрализме в формировании правового сознания освещаются в работах Г.А. Атаманчука и И.В. Пономаренко. Обозначается потребность в сбалансированной модели, сочетающей как стратегическое внимание государства к вопросам правовой культуры и демократии, так и развитие независимых инициатив.

В 90-е годы многие страны приступили к реформированию своих образовательных систем с целью включения в учебные программы компонентов правового образования. В России, например, были введены предметы, такие как «Основы государства и права», а в школах стали проводиться уроки по правовой культуре. Для учителей разрабатывались специальные методические пособия, которые помогали в доступной форме объяснять детям сложные правовые концепции [2, с. 120].

На уровне высшего образования началось формирование новой системы подготовки юристов, которая предполагала не только углубленное изучение отечественного законодательства, но и знакомство с международным правом и практикой правоприменения в демократических странах. В университетах открывались новые кафедры и направления подготовки бакалавров и магистров, такие как сравнительное правоведение, права человека и другие [10, с. 61].

Наравне с формализованными методами правового воспитания, особенно актуальны стали неформальные. В этой сфере активно начали работать неправительственные организации (НПО), общественные движения и профессиональные союзы, проводящие

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №1(33)

семинары, круглые столы, лекции и публичные лекции о важности соблюдения закона и права как основе демократического общества.

Немаловажным было и использование массовых коммуникаций для правового воспитания. Телевидение, радио, печатные СМИ и, начиная с конца 90-х - интернет, предоставляли широкие возможности для разъяснительной работы среди различных слоев населения [11, с. 345]. Практиковались и различные социальные рекламы и информационные кампании, направленные на повышение правовой грамотности населения.

В начале 2000-х годов в странах постсоветского пространства продолжилось развитие начатых инициатив в области правового воспитания, однако проблемой оставались недостаточное финансирование и нестабильность законодательства. Ситуация требовала дальнейшего совершенствования методов и форм правового воспитания, адаптации их к меняющимся общественным условиям и технологическому развитию.

Заключительно можно сказать, что правовое воспитание в постсоветский период представляет собой динамичный процесс, который постоянно развивается в ответ на изменения в общественной жизни и правовой культуре. Мероприятия, проводимые в этот период, заложили основу для дальнейшего продвижения правового государства и формирования правосознания среди граждан молодых независимых стран.

С начала 2000-х и до сегодняшнего дня вопросы правового воспитания остаются в числе приоритетных для государственной политики стран постсоветского пространства. Усиление уровня правовой защищенности граждан, предупреждение правонарушений и формирование у населения уважения к закону стали основными задачами, которые решаются путём реализации комплекса мероприятий и проектов [4, с. 67].

Одним из ключевых аспектов в современном правовом воспитании стала интеграция образовательных и воспитательных программ со средствами массовой информации и интерактивными ресурсами. Внедрение технологий и интернет-платформ позволило расширить аудиторию получателей правовой информации и сделать правовое образование более доступным и интересным.

Развитие информационных технологий и интернета привело к созданию онлайн-курсов по праву, вебинаров с участием ведущих специалистов, интерактивных сайтов и приложений для мобильных устройств, направленных на обучение и развитие правовой грамотности. Электронные библиотеки и системы юридической поддержки стали неотъемлемой частью жизни общества, облегчая доступ к законодательным и нормативным актам, судебной практике и научным исследованиям в области права.

Помимо цифровизации, в этот период укрепилась роль общественных организаций в процессе правового воспитания. НПО и инициативные группы взяли на себя выполнение значительной части работы по просвещению населения, включая организацию тренингов, мастер-классов и социальных кампаний. Общественники сотрудничали с государственными органами и международными структурами для реализации проектов, направленных на противодействие коррупции, дискриминации и насилию, а также на укрепление механизмов защиты прав человека [5, с. 148].

В образовании были также внедрены инициативы, направленные на включение игровых элементов и кейс-методов в процесс обучения, что делало изучение права более наглядным и запоминающимся. Школьные дебаты, симуляционные судебные заседания и моделирование работы законодательных органов позволили учащимся не только усвоить теоретические знания, но и развить навыки критического мышления, речи и дебатирования.

Другим значимым фактором стало сотрудничество с международными организациями, такими как Совет Европы, ОБСЕ, ЮНЕСКО и другими, которые проводят программы и консультации по улучшению правового воспитания в постсоветских странах. Эти усилия способствовали адаптации международных стандартов прав человека и демократии в национальные образовательные системы.

Однако, несмотря на очевидный прогресс, процесс правового воспитания сталкивается и с проблемами: инертностью образовательной системы, недостатком

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №1(33)

квалифицированных специалистов, ограничением доступа к правовой информации в отдаленных регионах и сопротивлением со стороны некоторых слоев населения. Преодоление этих трудностей требует постоянных усилий на всех уровнях общества [6, с. 59].

Система правового воспитания в постсоветских странах продолжает развиваться, адаптируясь к новым вызовам современного мира и меняющимся требованиям общества. Непрерывное внедрение инновационных подходов и технологий, а также активное взаимодействие всех заинтересованных сторон помогают строить более правовое общество и способствуют формированию сознательных и ответственных граждан.

Продолжение работы по правовому воспитанию в постсоветских странах также включает акцент на участие молодежи в правовой жизни общества. Понимая, что молодые люди являются будущей движущей силой своих стран, многие государства стали акцентировать внимание на образовательные инициативы, направленные на данную категорию населения. Студенческие правовые клиники, молодежные парламенты, дебатные клубы и летние школы права — всё это формирует у молодого поколения практические навыки и понимание значимости законности.

Важным моментом стало также повышение качества юридического образования. Учебные заведения начали обновлять программы и учебные планы, вводя в них курсы, посвященные вопросам прав человека, конституционного процесса, а также этики и профессионализма. Это в дальнейшем предполагало не только формальное запоминание законов, но и развитие умения анализировать правовые проблемы, выстраивать логические цепочки и защищать свою позицию.

Наряду с академическими курсами, правовое воспитание проходило через участие в реальных процессах общественной жизни: на уроках обществознания школьники разыгрывали судебные процессы, а студенты юридических факультетов проходили стажировки в адвокатских конторах, судах и государственных учреждениях. Примером могут служить международные конкурсы по международному арбитражу, такие как Vis Moot, в которых принимают участие команды из разных стран, включая бывшие постсоветские республики.

Следует отметить и роль масс-медиа в правовом воспитании. Телевизионные и радиопрограммы, специализированные колонки в печатных изданиях и информационно-развлекательные интернет-ресурсы уделяют внимание правовым темам, существенно влияя на формирование общественного мнения. Программы, освещающие расследования реальных преступлений, разборы судебных дел и документальные фильмы о значимых правовых вопросах, способствуют повышению интереса общества к праву и законности.

Наконец, процесс правового воспитания в постсоветских странах невозможен без непосредственного участия граждан и их готовности не только учиться, но и применять полученные знания. Активное общественное участие в обсуждении и анализе законопроектов, сотрудничество с местными органами власти и надзор за соблюдением прав и свобод человека — все эти факторы напрямую влияют на развитие демократических процессов и правовой культуры в этих странах.

В эпоху глобализации и иных международных влияний, организация правового воспитания продолжает сталкиваться с новыми задачами и вызовами. Принципы государственного суверенитета и уважение к региональным особенностям делают этот процесс уникальным для каждой страны. В то же время обобщение лучших практик и международный опыт позволяют странам постсоветского пространства строить эффективные и динамичные системы правового воспитания, открывающие новые возможности для наступающих поколений [7, с. 128].

Обобщая вышеизложенное, основными направлениями развития специалистов правоведов высшей и средней школы в рамках воспроизводства правовой культуры являются: воссоздание многообразия и глубины характера новой теории и метода права, в том числе того, что подчеркивает что идея права основана на научном методе, учитываются

местные особенности и историческое наследие; восстановление концепции национального суверенитета как идеологической основы национальной юридической школы; фундаментальные правовые исследования для понимания сложности, независимости и взаимозависимости правовых систем.

Задачи, стоящие перед юридическими профессиональными школами, могут быть решены только в стабильной обстановке, без дедлайнов, путем планомерных действий по всем направлениям деятельности вуза: науке, технике, технологиям.

Список использованных источников

1. Бугров, А.С. О некоторых особенностях организации правового образования в школе / А.С. Бугров // Современные педагогические технологии преподавания правовых дисциплин: Сб. материалов Межвуз. науч.-метод. семинара 27.03.2007. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та коммерции и права, 2007. — С. 75-79.

2. Бугров, А.С. Специфика организации правового обучения в старших классах игровым методом / А.С. Бугров // Право и личность: прошлое, настоящее и будущее: Межвуз. сб. науч. статей. Вып. 1. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2007. — С. 114-120.

3. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе. 1996. — № 4. — С. 66-74.

4. Альхименко В.В. Правовое воспитание молодого поколения. М.: 1985. — 95 с.

5. Бугров, А.С. Правовая культура в российской ментальности: историкофилософский анализ / А.С. Бугров // Культура. Образование. Право: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008. — С. 147-151.

6. Дружкина И. Правовое образование в начальной школе // Учитель. 2001. № 5. — С.58-62.

7. Шабуров А.С. Основы права, государства и российского законодательства: Программа курса и методические рекомендации для учителя. — Екатеринбург: Сократ, 1999. 128 с.

8. Певцова Е.А. Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова. — М.: Владос, 2003. — 398 с.

9. Водянский А.М. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития // Преподавание истории в школе. 1995. — № 3. — С. 55-59.

10. Блинов, Л.В. Роль ценностных ориентаций в профессиональном становлении личности / Л.В. Блинов // Образование, наука, окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России (Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1999 года в г. Биробиджане) / науч. ред. В.Н. Никитенко. — Биробиджан: Изд-во БГПИ. — 2000. — С. 5861.

11. Горбунова, К.М. Высшее образование в России в 90-х годах XX — начале XXI века / К.М. Горбунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23(261). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60421/ (дата обращения: 11.08.2023).

Сведения об авторах

Задорин Максим Валентинович - аспирант юридического факультета Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д.14. E-mail: vip.maksim.z.1995@mail.ru

UDC 37.013

ORGANIZATION OF LEGAL EDUCATION IN THE POST-SOVIET PERIOD

(90S - 2000S)

Zadorin M.V.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk The article examines the organization of legal education in the post-Soviet period, from the 90s to the 00s. The fall of the socialist system and the emergence of new states led to changes in the educational sphere, including in the field of legal education. The article analyzes the key changes and challenges faced by educational institutions during this period. As a result of the study, the main trends in the organization of legal education were identified, such as the revision of curricula and programs, the integration of international human rights standards into national educational programs, as well as the active introduction of interactive teaching methods. The importance of strengthening interaction between educational institutions, government bodies and society to create the best conditions for legal education is analyzed. In addition, the article discusses changes in the content of education: from the formation of new curricula to the introduction of advanced teaching methods and new approaches to assessing educational outcomes. An important part of the article is also a discussion of the significance of the development of civil society and the formation of respect for human rights and freedoms through the education system in the post-Soviet context. Overall, the article provides an overview of the key changes and challenges that legal education has faced in the post-Soviet period and discusses the importance of these processes for the development of society as a whole.

Key words: legal education; students; higher education educational legislation; legal foundations of education; law and education.

References

1. Bugrov, A.S. On some features of the organization of legal education at school [Text] / A.S. Bugrov // Modern pedagogical technologies for teaching legal disciplines: Sat. materials Interuniversity. scientific method. seminar on March 27, 2007. - Ekaterinburg: Ural Publishing House. Institute of Commerce and Law, 2007. - pp. 75-79.

2. Bugrov, A.S. Specifics of organizing legal education in high school using the game method [Text] / A.S. Bugrov // Law and personality: past, present and future: Interuniversity. Sat. scientific articles. Vol. 1. - Ekaterinburg: Ural Publishing House. state ped. Univ., 2007. - pp. 114-120.

3. Eliasberg N.I. Contents of legal education in secondary school // Teaching history at school. 1996. - No. 4. - P. 66-74.

4. Alkhimenko V.V. Legal education of the younger generation. M.: 1985. - 95 p.

5. Bugrov, A.S. Legal culture in the Russian mentality: historical and philosophical analysis [Text] / A.S. Bugrov // Culture. Education. Law: Materials of the International. scientific-practical conf. - Ekaterinburg: Publishing house Ros. state prof.-ped. Univ., 2008. - pp. 147-151.

6. Druzhkina I. Legal education in elementary school // Teacher. 2001. No. 5. - P. 58-62.

7. Shaburov A.S. Fundamentals of law, state and Russian legislation: Course program and methodological recommendations for teachers. - Ekaterinburg: Socrates, 1999. 128 p.

8. Pevtsova E.A. Theory and methodology of teaching law / E.A. Pevtsova. - M.: Vlados, 2003. - 398 p.

9. Vodyansky A.M. Historical and social science education: development strategy // Teaching history at school. 1995. - No. 3. - P. 55-59.

10. Blinov, L.V. The role of value orientations in the professional development of personality / L.V. Blinov // Education, science, environment: in the aspect of the Russian Far East (Materials of the scientific and practical conference on October 19-20, 1999 in Birobidzhan) / scientific. ed. V.N. Nikitenko. - Birobidzhan: Publishing house BSPI. - 2000. - pp. 58-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gorbunova, K.M. Higher education in Russia in the 90s of the XX - early XXI centuries / K M. Gorbunova. — Text: immediate // Young scientist. — 2019. — No. 23(261). — pp. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60421/ (access date: 08/11/2023).

Autor's information

Zadorin Maxim Valentinovich - is a postgraduate student at the Law Faculty of Bryansk State University. Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036. E-mail: vip.maksim.z.1995@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.