Научная статья на тему 'Организация практикоориентированных турниров для школьников, как форма образовательной, воспитательной и профориентационной работы'

Организация практикоориентированных турниров для школьников, как форма образовательной, воспитательной и профориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-UNIVERSITY EDUCATION / СОРЕВНОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / COMPETITIONS OF SCHOOLCHILDREN / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ ОРНИТОЛОГИЯ / SPORTS ORNITHOLOGY / СОРЕВНОВАНИЯ ПО ОРНИТОЛОГИИ / COMPETITIONS ON ORNITHOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТУРНИРЫ / EDUCATIONAL TOURNAMENTS / PROFILE PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерюгин Алексей Александрович, Ежова Ольга Викторовна

Статья посвящена анализу результатов творческой, образовательной и исследовательской работы школьников, реализуемой в рамках республиканских соревнований школьников экологической направленности. В частности, анализируется результативность организованных Удмуртским госуниверситетом соревнований по спортивной орнитологии как форма, нашедшая отклик в школьной среде. Обсуждаются перспективы и необходимые ресурсы для дальнейшего развития практических и творческих направлений работы со школьниками в Удмуртской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерюгин Алексей Александрович, Ежова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of the practice-oriented competitions for schoolchildren, as a form of educational and vocational work

The article is devoted to analysis of the results of creative, educational and research work of students, implemented within the framework of the Republican competitions of schoolchildren on environmental problems. In particular, the effectiveness of organized by the Udmurt State University competitions in sport ornithology as a form, which has found a response in the school environment is analyzed. The necessary resources for the further development of practical and creative directions of work with schoolchildren in the Udmurt Republic are discussed.

Текст научной работы на тему «Организация практикоориентированных турниров для школьников, как форма образовательной, воспитательной и профориентационной работы»

С О Ц И А Л Ь Н А Я Э К О Л О Г И Я УДК 373

А. А. Дерюгин, О. В. Ежова

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ТУРНИРОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена анализу результатов творческой, образовательной и исследовательской работы школьников, реализуемой в рамках республиканских соревнований школьников экологической направленности. В частности, анализируется результативность организованных Удмуртским госуниверситетом соревнований по спортивной орнитологии как форма, нашедшая отклик в школьной среде. Обсуждаются перспективы и необходимые ресурсы для дальнейшего развития практических и творческих направлений работы со школьниками в Удмуртской Республике.

Ключевые слова: довузовское образование, соревнования школьников, профильная подготовка, спортивная орнитология, соревнования по орнитологии, образовательные турниры.

Центр довузовского образования института дополнительного образования УдГУ (далее - ЦДО) организует деятельность по дополнительному образованию учащихся по программам подготовки к поступлению, а также и по программам предпрофильной и профильной подготовки [2; 6]. Чтобы выявить интерес к естественнонаучному направлению и поддержку заинтересованных учащихся, ЦДО организует профильные экологические сборы и лагеря в каникулярное время. В рамках этих сборов преподаватели университета ведут с учащимися образовательную, исследовательскую и просветительскую работу, результатом которой является не только осознанный выбор абитуриентами будущего направления подготовки, но и формирование портфолио - достижений в виде результатов защищенных на разных уровнях исследовательских проектов, а также личных достижений в конкурсах, соревнованиях, турнирах. Соревновательная форма привлекательна для учащихся: в ней раскрываются и познавательная активность, и командное взаимодействие, и социальное самоутверждение. Поэтому ЦДО активно развивает направление соревнований и турниров экологической направленности. Успешно зарекомендовали себя соревнования природоохранной направленности, организованные в 2003-2007 гг. совместно с национальным парком «Нечкинский»: это - конкурсы «Юный дендролог» и «Юный орнитолог»,

_А. А. Дерюгин, О. В. Ежова

в которых ребята соревновались в знании основ лесной экологии, в умении определять природные объекты [1]. Конкурсы были организованы в школах с. Пихтовка и пос. Новый в рамках каникулярных профильных смен для учащихся Воткинского р-на. Охвачено было 150 учащихся, а результат - развитие интереса к естественнонаучному направлению, участие в профильных сборах и лагерях, подготовка школьных исследовательских проектов [3]. Конечный итог для школьников - их профессиональная ориентация и выбор высшего учебного заведения, а для университета - прием заинтересованных, интеллектуально и психологически подготовленных абитуриентов [7].

В 2012-2013 гг. осуществлен проект орнитологических соревнований и турниров среди школьников. Непродолжительные сроки, минимум бюрократических согласований, доступность для школьников и минимум специальной подготовки сделали эту форму популярной и среди школьников, и среди руководителей команд (преподавателей биологии, экологии, географии). Проект появился на стыке интересов Удмуртского госуниверситета к популяризации естественнонаучного образования и Зоопарка Удмуртии - к привлечению внимания к объектам природы и узнаваемости зоопарка в целом. «Республиканские соревнования по спортивной орнитологии» ориентированы на учащихся школ и обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей. В отличие от распространенного в мире и развивающегося в России «классического бердинга», данный турнир предполагает фиксирование и определение встреченных видов птиц не с помощью фотоаппарата, а при участии орнитолога-эксперта. Это позволяет расширить список учтенных видов, проводить наблюдения в режиме «он-лайн», освобождает от необходимости иметь фотоаппарат. Команда следует по маршруту в сопровождении эксперта, обозначая встреченные виды условными (порядковыми) номерами. Под которыми эксперт фиксирует названия видов, а участники имеют возможность уточнить их определение, работая с определителем, и вписывают окончательный вариант в чек лист. Эксперт проверяет правильность определения птиц, начисляя баллы команде за верное определение. Разбаловка зависит от редкости и трудности определения видов птиц. По количеству набранных в общей сложности баллов определяются победитель и призеры. Таким образом, в ходе соревнований участники не только проверяют уровень и полноту теоретических знаний, но и отрабатывают практические навыки и умения, а также командное взаимодействие.

Республиканские соревнования по орнитологии трижды проводились на базе рыбхоза «Пихтовка». В октябре 2013 г. был организован открытый Городской турнир по спортивной орнитологии, в котором приняло участие 45 школьников из 5 населенных пунктов республики. В настоящее время можно подвести предварительные итоги такой формы организации работы со школьниками.

Отметим существующий в школьной среде интерес к подобной форме соревнований. Количество участников в четырех турнирах составило около 120 человек - из 10 населенных пунктов (май 2012 - 22 участника из 5 команд, 5 населенных пунктов; октябрь 2012 - 21 участник, 5 команд, 4 населенных пункта; май 2013 - 30 участников из 12 команд, 8 населенных пунктов, октябрь 2013 г.: 45 участников, 9 команд, 5 населенных пунктов). Количество участников в команде

Организация практикоориентированных турниров для школьников..._

колебалось от 1 до 10 человек. Средний состав команды - 4 человека. Традиционно первый день соревнований проходит в образовательном ключе. Полученные знания по орнитологии, методике учетов, общей экологии помогают участникам выступить в турнире на более высоком уровне, а также подготовиться к практическим этапам в районных и республиканских конкурсах исследователей окружающей среды, к практическим заданиям олимпиад. Второй день - соревновательный, помогает участникам в форме состязания закрепить навыки наблюдения за природными объектами, их учета и определения. Кроме преодоления маршрута, участников ждет еще и развивающая программа: интеллектуальные игры, мастер-классы, конкурсы и коллективные творческие дела. Команды, регулярно участвующие в турнире, с каждым разом показывают все более высокие результаты, увеличивая эффективность учетов (долю правильно определенных видов) до 90 %, а количество определенных видов - в 2 раза. Этот показатель подтверждает эффективность формы турнира, его высокий образовательный потенциал.

Работа в практическом ключе помогает школьникам по-другому взглянуть на школьные знания, оценить их применимость в своей жизни. Включаясь в соревновательный марафон, учащиеся выуживают из глубин сознания не актуализированные до сих пор знания, сравнивают свой уровень, глубину познания с соперниками. Это придает им уверенности и в других состязаниях (школьных олимпиадах, конкурсах и на конференциях). Результаты соревнований представляют и научную ценность. По данным проведенных учетов уточняется видовой и количественный состав птиц КОТР «Пихтовка» в период весенней и осенней миграции. Собранные сведения помогают сделать вывод о состоянии популяций таких редких видов как скопа, лебедь-шипун, кулик-сорока, орлан-белохвост.

Нельзя не отметить, что популяризация сведений о ключевых орнитологических территориях и разъяснение их миссии позволят облегчить природоохранную деятельность и ведение разъяснительной работы [4]. Что касается участников соревнований, то для них это - замечательная школа профориентации, проверки собственных интересов и склонностей, а также формирование представлений о научно-исследовательской и природоохранной деятельности. Подготовка исследовательских проектов орнитологической направленности -еще один практический выход для участников соревнований. Научно-исследовательская работа может быть организована как на материале, собранном в период соревнований, так и с использованием апробированных методик в других районах исследований.

Но, наверное, главное в турнирах - создание интеллектуальной среды как ценности, к которой учащиеся стремятся, получая эмоциональное подкрепление. Формируется сообщество единомышленников, поддерживающих связи друг с другом и по завершении соревновательных сборов, создаются группы и темы для обсуждения в социальных сетях [5].

Выводы.

1. Соревнования по спортивной орнитологии как форма привлечения внимания к области естественнонаучного знания представляется чрезвычайно перспективной.

_А. А. Дерюгин, О. В. Ежова

2. В ходе соревнований участники включаются в образовательную, соревновательную и исследовательскую деятельность, что служит толчком для их самоопределения и профессиональной ориентации.

3. Совместные учеты, проведенные экспертами и участниками позволяют в рамках соревнований собрать сведения о состоянии популяций редких, охраняемых видов птиц, провести мониторинг орнитофауны ключевой орнитологической территории.

4. Подобные мероприятия необходимо считать мерой социальной поддержки одаренных и ориентированных на интеллектуальное развитие детей.

5. Учитывая вышесказанное, соревнования по спортивной орнитологии нуждаются в адресной поддержке органов образования и охраны окружающей среды.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Дерюгин А. А. Использование рекреационного потенциала национального парка «Нечкинский» для развития школьного экологического туризма // Продвижение имиджа регионов России (продвижение имиджа Удмуртии: опыт и перспективы): материалы междунар. науч.-практ. конф., 1-2 нояб. 2007 г. / ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Ин-т соц. коммуникаций; редкол.: Г. В. Мерзлякова (отв. ред.), Л. В. Баталова, С. Ф. Бородулина [и др.]. Ижевск: [б. и.], 2007. Ч. 1. С. 124-126.

2. Дерюгин А. А. Организация довузовской подготовки школьников в Удмуртском госуниверситете // Взаимодействие Удмуртского государственного университета, Управления образования и общеобразовательных учреждений г. Ижевска в условиях модернизации образования: материалы совещ., Ижевск, 22 янв. 2009 г. / Упр. образования Администрации г. Ижевска, ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». Ижевск: [б. и.], 2009. С. 85-94; Взаимодействие Удмуртского государственного университета, Управления образования и общеобразовательных учреждений г. Ижевска в условиях модернизации образования [Электронный ресурс]: материалы совещ.: презентация УдГУ, Ижевск, 22 янв. 2009 г. / ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». Ижевск, 2009. Загл. с диска. С. 85-94.

3. Дерюгин А. А. Организация школьных экологических лагерей на базе национального парка «Нечкинский» Удмуртской Республики. Опыт и перспективы // Организация и функционирование региональных и локальных систем особо охраняемых природных территорий (ООПТ): регион. науч.-практ. конф. (8-10 нояб. 2006 г.) / Удмурт. гос. ун-т, М-во природ. ресурсов и охраны окруж. среды УР, Удмурт. отд-ние Рус. ботан. о-ва ; под ред. О. Г. Барановой. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2006. С. 20-23. Ил.: 2 табл.

4. Полевые практики в системе высшего профессионального образования: Материалы III Международной конференции / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2009. 232 с.

5. Полевые практики в системе высшего профессионального образования. IV Международная конференция: Тезисы докладов. Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. 304 с.

6. Дерюгин А. А., Мартынова Е. М. Развитие форм предпрофильной подготовки школьников в УдГУ: помощь в сознательном выборе направлений подготовки и развитии научно-исследовательской работы // Научно-методическое сопровождение одаренности обучающихся и талантливой молодежи в условиях интеграции общего и дополнительного образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 14 дек. 2012 г. / М-во образования Респ. Башкортостан, Ин-т развития образования Респ.

Организация практикоориентированных турниров для школьников..._

Башкортостан; редкол.: Р. Г. Мазитов, Ф. Р. Фахретдинова, М. И. Губайдуллин. Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2012. С. 110-112.

7. Дерюгин А. А. Школьная полевая практика по экологии и краеведению как первые шаги к научным исследованиям // Актуальные вопросы довузовской подготовки в Удмуртской Республике: сб. ст. / ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», Фак. довузов. образования; редкол.: Т. К. Ютина, А. А. Дерюгин, Л. А. Бельтюкова [и др.]. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2010. С. 162-167.

Поступила в редакцию 22.11.2013

A. A. Deryugin, O. V. Yezhova

The organization of the practice-oriented competitions for schoolchildren, as a form of educational and vocational work

The article is devoted to analysis of the results of creative, educational and research work of students, implemented within the framework of the Republican competitions of schoolchildren on environmental problems. In particular, the effectiveness of organized by the Udmurt State University competitions in sport ornithology as a form, which has found a response in the school environment is analyzed. The necessary resources for the further development of practical and creative directions of work with schoolchildren in the Udmurt Republic are discussed.

Keywords: pre-University education, competitions of schoolchildren, profile preparation, sports ornithology, competitions on ornithology, educational tournaments.

Дерюгин Алексей Александрович,

директор Центра довузовского образования, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

E-mail: deralek@mail.ru Ежова Ольга Викторовна, заведующая отделом орнитологии, Зоопарк Удмуртии 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Кирова, 8 E-mail: deralek@mail.ru

Deryugin Aleksej Alexandrovich,

Director of the Center of pre-University education, Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: deralek@mail.ru

Yezhova Olga Viktorovna,

Head of the Department of ornithology, Zoo of Udmurtia 426034, Russia, Izhevsk, Kirova St., 8 E-mail: deralek@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.