Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 1930-Х ГГ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 1930-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИСТОРИИ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПАЛЕХСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бехтенова Е.Ф., Дружинина Ю.В.

Авторы статьи предлагают использовать на уроках истории живопись в стиле палех как средство мотивации школьников к изучению истории. Рассматривается использование визуального источника - Палех для изучения исторических событий и процессов, происходящих в различных сферах общества в стране в 1930-е годы. В статье предложены материалы по организации познавательной деятельности школьников с палехской миниатюрой при изучении 30-х гг. XX века. Предложены вопросы для учащихся для анализа и сравнения палехской миниатюры и агитационного текстиля, созданного в один период времени. Сделан вывод о важности организации познавательной деятельности школьников с материалами палехской живописи на уроках истории, направленной на повышение мотивации школьников к изучению истории. Использование агитационной лаковой палехской миниатюры на уроках истории поможет вызвать у школьников интерес к изучению истории России, может поспособствовать сохранению её культурных традиций, понимания важности сохранения народных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN WITH PALEKH MINIATURE IN HISTORY LESSONS IN THE STUDY OF NATIONAL HISTORY 1930S

The authors suggest using the Palekh painting as a means of motivating the pupils to study history in the history classes. The article considers the usage of the visual source - palekh painting for studying historical events and processes, which took place in different social spheres in the country in 1930th. The article suggests materials for the organization of cognitive activity of schoolchildren with the Palekh miniatures at the study of the 30-s of the XXth century. The article offers questions for students to analyze and compare palekh miniatures and propaganda textile created in the same period of time. The conclusion is made about the importance of organizing cognitive activity of schoolchildren with the materials of Palekh painting at history classes which is directed at increasing the motivation of schoolchildren to study history. The use of agitational lacquer palekh miniatures at the history classes will help to arouse students' interest in the study of the history of Russia, will contribute to the preservation of its cultural traditions and understanding of the importance of folk crafts.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 1930-Х ГГ»

Original acticle

E. F. Bekhtenova, J. V. Druzhinina

ORGANISATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN WITH PALEKH MINIATURE IN HISTORY LESSONS IN THE STUDY OF NATIONAL HISTORY 1930s.

Abstract. The authors suggest using the Palekh painting as a means of motivating the pupils to study history in the history classes. The article considers the usage of the visual source — palekh painting for studying historical events and processes, which took place in different social spheres in the country in 1930th. The article suggests materials for the organization of cognitive activity of schoolchildren with the Palekh miniatures at the study of the 30-s of the XXth century. The article offers questions for students to analyze and compare palekh miniatures and propaganda textile created in the same period of time. The conclusion is made about the importance of organizing cognitive activity of schoolchildren with the materials of Palekh painting at history classes which is directed at increasing the motivation of schoolchildren to study history. The use of agitational lacquer palekh miniatures at the history classes will help to arouse students' interest in the study of the history of Russia, will contribute to the preservation of its cultural traditions and understanding of the importance of folk crafts.

Keywords: modern history lessons, visual sources, lacquer miniatures, cognitive activity of schoolchildren

Citation Link: Bekhtenova, E. F., Druzhinina, J. V. (2022) Organizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti shkol'nikov s palekhskoy miniatyuroy na urokakh istorii pri izuchenii otechestvennoy istorii 1930-kh gg. [Organisation of cognitive activity of schoolchildren with palekh miniature in history lessons in the study of national history 1930s.], Noos-fernyye issledovaniya [Noospheric Studies], vol. 4, pp. 114—123.

К постановке проблемы. Как сделать урок истории актуальным для современного ученика? Какие исторические источники будут информативными и интересными на школьных уроках истории? Как увлечь ребенка историей? Как помочь ученику запомнить значимые исторические события, наполнив их яркими образами? Как не назидательно воспитывать ученика, развивать его эстетический вкус? Эти непростые вопросы волнуют сегодня педагогов-историков. Поэтому педагоги стремятся использовать на уроке приемы, современные информационные технологии, которые бы заинтересовали школьников предметом, сделали процесс познания истории более интересным, увлекательным для учеников, но при этом и были бы методически эффективными [Бехтенова, 2014], [Дружинина, Бехтенова, 2021], [Мельниченко, 2008], [Хлытина, 2015]. Другим популярным способом повышения интереса школьников к изучению истории является отбор учителем вызывающих интерес у школьников средств обучения. Применительно к предмету истории актуально говорить об отборе педагогом таких исторических источников, которые бы вызвали неподдельный интерес у обучающихся, с которыми им было бы интересно работать. В связи с этим учителям можно обратиться к визуальным источникам обучения, которые отвечают многим вышеназванным требованиям.

Думаем, что помочь разрешить часть вопросов, озвученных выше, поможет обращение к материалам палехской миниатюры. Предложим материалы по организации познавательной деятельности школьников с палехской миниатюрой при изучении истории советского общества в1930-е годы.

Варианты организации познавательной деятельности школьников на уроках истории посредством палехской миниатюры. Своевременно обращаться на школьных уроках к агитационной палехской миниатюре еще и в связи тем, что в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (далее — ФГОС) отмечается, что по учебному предмету «История» (базовый уровень) школьникам необходимо научиться «критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX — начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками» [ФГОС...: 41]. Кроме того, сюжеты, которые содержатся в агитационной лаковой палехской миниатюре могут поспособствовать ознакомлению школьников с «достижениями страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, <...> индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее — СССР)» [там же: 42]. Можем предположить, что в процессе работы школьников с материалами агитационной палехской живописи, у учащихся будут развиваться вышеназванные умения и формироваться знания об изучаемом периоде, сопряженные с яркими, эмоционально окрашенными образами.

На наш взгляд, те образы, которые находят отражения в материалах палехской живописи, могут поспособствовать достижению такого личностного результата освоения школьниками образовательной программы, как «эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений» [там же: 42].

Выделим черты палехской живописи, которые делают ее актуальным источником по изучению истории советского государства 1930-х годов для школьных уроков, на которые педагогу стоит акцентировать внимание учащихся. Во-первых, зародившееся в глубине дореволюционного времени иконописная палехская живопись в 1920-х годах под влиянием времени трансформировалась: мастерам пришлось оставить занятие иконописью и начать «разрисовывать шкатулки из папье-маше сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками и пейзажами» [Короленко, Кривцова]. Таким образом, палехская живопись отражала необычность, сказочность изображаемых художниками сюжетов. Д. А. Прокофьева отмечает, что для палеха были характерны «мажорные цветовые сочетания, изящные формы, золотое узорочье». Все это, по мнению исследовательницы, призвано было «сильно воздействовать на зрителя, передавая основную мысль советских граждан: мы гордимся своими достижениями, которые стали возможны благодаря упорному труду» [Прокофьева, 2019: 178].

Во-вторых, сказочный и позитивный посыл палехской миниатюры сделал ее привлекательной для советских авторов, которые стали обращаться к ней в рамках пропагандистской и агитационной деятельности [Короленко, Кривцова]. В советское время «агитлак» стал изделием массового производства, содержащий советскую символику и тематику. Можно предположить, что лаковая па-

лехская миниатюра имела распространение среди советского населения, была доступна для восприятия широких масс.

Рассмотрим варианты организации познавательной деятельности школьников с палехской миниатюрой, отражающей события, происходившие в разных сферах советского общества, в1930-х годах: духовной, политической, социальной, экономической.

При изучении духовной сферы жизни общества рекомендуем использовать лаковую миниатюру Ф. А. Каурцева «Увидели аэроплан» (1931 г.).

Задания к изображению:

1. Что вы знаете о палехской миниатюре? Какие ассоциации, чувства она у вас вызывает?

2. Какие характерные черты, судя по изображениям на миниатюре, свойственны для палехской живописи?*

3. Почему художник запечатлел на лаковой миниатюре сюжет, на котором люди смотрят в небо на аэроплан?

4. Каким важным событиям духовной жизни советского общества могла быть посвящена анализируемая вами лаковая миниатюра? Какие вы можете назвать тенденции развития духовной сферы жизни советского общества в 1930-х годах?

5. Какой агитационный посыл, по вашему мнению, несет миниатюра «Увидели аэроплан»?

6. Назовите выдающихся ученых и конструкторов гражданской и военной техники, работавших в советском государстве в 1930-х годах.

7. Если бы вам предложили создать палехскую миниатюру, посвящённую одному из них, то какие бы образы, черты личности деятеля отобразили на ней? Какие колористические решения предложили бы? Почему?

8. Подберите палехские лаковые миниатюры, которые отражают процесс освоения советским обществом небесного и космического пространства. Проанализируйте, в какие годы их было создано наибольшее количество и

*

Вопрос можно использовать при работе с любой из предложенных миниатюр. Ноосферные исследования. 2022. Вып. 4. С. 114—123 •

объясните, почему. Охарактеризуйте символы и образы, которые были представлены на них.

При изучении политической сферы жизни советского общества возможно использовать лаковую миниатюру С. И. Солонина «В детской комнате во время выборов в Верховный Совет СССР». 1936 г.

Задания к изображению:

1. На календаре, изображенном на палехской миниатюре, обозначена «красная дата» 12 января. Почему именно ее зафиксировал художник на агитационной лаковой миниатюре? В каком году произошло событие, отмеченное на календаре? Почему, по вашему мнению, автор обращается к этому событию в своей работе в 1936 году?

2. Почему художник, посвящая работу значимому событию в политической жизни советского общества, нарисовал детскую комнату, детей и женщин?

3. Как вы думаете, почему на анализируемой вами палехской лаковой миниатюре отсутствуют мужские образы? Аргументируйте свой ответ.

4. Проанализируйте интерьер детской комнаты, зафиксированной на лаковой миниатюре. О каких политических настроениях в обществе он может свидетельствовать?

5. Как вы считаете, какое эмоциональное настроение создавали сюжеты палехских миниатюр на зрителя? Почему вы так считаете?

Социальная сфера жизни общества рассматривается с привлечением миниатюры А. А. Дыдыкина «Раскрепощение женщины». 1932 г.

Задания к изображению:

1. Какие социальные изменения, произошедшие в советском обществе к 1930 году, отображены на миниатюре?

2. Какие изображенные сюжеты можно отнести к реальным изменениям в обществе, а какие изображены в приукрашенном, сказочном виде?

2. На основе материалов палехской живописи, опишите изменения в социальной жизни советских женщин, произошедшие в 1930-х годах.

3. Опираясь на материалы палехской живописи, учебник истории, реконструируйте образ «нового человека» советского общества 1930-х годов.

4. Какие гендерные проблемы затрагивает в агитационной лаковой миниатюре художник?

**

Вопрос повышенного уровня сложности, для школьников, увлекающихся историей. Ноосферные исследования. 2022. Вып. 4. С. 114—123 •

Экономическая сфера жизни общества рассматривается с привлечением лаковой миниатюры И. В. Маркичева «Сельскохозяйственные работы». 1935 г.

Задания к изображению:

1. Проанализируйте лаковую миниатюру И. В. Маркичева «Сельскохозяйственные работы» и расскажите о том, какие изменения в сельском хозяйстве произошли в 1930-х гг. и нашли отражение в палехе.

2. Познакомьтесь с текстом учебника об особенностях развития сельского хозяйства в 1930-х годах в СССР. Совпадает ли выявленная вами информация в тексте учебника с образами, представленными в агитационном лаке? Почему? Поясните свой ответ.

3. Вспомните особенности палехской живописи и проанализируйте цветовое решение автора, используемое при написании лаковой миниатюры. Какие цвета доминируют? Как вы думаете, почему?

Возможно при организации познавательной деятельности школьников по изучению истории советского государства, привлекать дополнительно к лаковой палехской миниатюре агитационной направленности другие исторические источники. На наш взгляд, продуктивно будет обратиться к материалам агитационного текстиля, который нами также предлагался для организации познавательной деятельности школьников на уроках истории в рамках изучаемого исторического периода [Бехтенова, Дружинина, 2020: 58—63]. Рассмотрим возможный алгоритм работы с этими историческими источниками на примере изучения развития сельского хозяйства в 1930-х годах.

Учащимся предлагается ознакомиться с лаковой агитационной миниатюрой, выполненной, палехскими мастерами и фрагментом агитационного текстиля и выполните задания.

И. В. Маркичев «Сельскохозяйственные работы». 1935 г.

Р. Е. Васильева «Новая деревня». Конец 1920-х — 1931 г. Ситец

Задания к изображениям:

1. Что вам известно об агитационной лаковой миниатюре, выполненной палехскими мастерами?

2. Вспомните характеристики, свйственные для агитационного текстиля.

3. Как вы думаете, почему в 1930-х годах получает распространение агитационный текстиль, агитационная миниатюра? Почему, на ваш взгляд, их создание было связано с городом Иваново и его окрестностями?

4. Сравните предложенные лаковую палехскую миниатюру «Сельскохозяйственные работы» с фрагментом агитационного ситца «Новая деревня» и ответьте на вопросы:

а) Какие цветовые решения сближают эти исторические источники? Как вы думаете, почему авторы, работающие в разных стилях, используют именно эту цветовую гамму?

б) Какие образы повторяются в агитационных источниках? Почему?

в) В чем, на ваш взгляд, отличие в подаче агитационной информации в палехской живописи и агитационного тектсиля?

5. Сделайте подборку источников агитационной направленности, посвященной развитию сельского хозяйства в 1930-х годах (здесь возможно обратиться и к агитационному фарфору).

Таким образом, палехская агитационная миниатюра обладает большим потенциалом по организации изучения школьниками истории советского государства. В ярких образах, легких и понятных для восприятия школьников, отразились сложные процессы, происходившие в духовной, экономической, политической и социальной сферах жизни в СССР в 1930-х гг. Организация работы школьников с палехской живописью будет способствовать расширению знаний о народных художественных промыслах нашей страны, имеющих многолетнюю историю. Материалы палехской живописи, привлекаемые на школьных уроках истории, могут способствовать развитию критического мышления, исследовательских умений у учащихся. Предполагаем, что образы, запечатленные в агитационной лаковой палехской миниатюре, помогут вызвать у школьников интерес к истории СССР 1930-х годов, а также к исторической науке и исследовательской деятельности.

Библиографический список /References

Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 67—72.

(Bekhtenova E. F. Pedagogical conditions of creating a motivational basis of cognitive activity of schoolchildren in history lessons, Siberian Pedagogical Journal, 2014, no. 2. С. 67— 72. — In Russ.)

Бехтенова Е. Ф., Дружинина Ю. В. «Серп и молот, звезды и шестерёнки, колосья и ракеты...»: агитационный текстиль 1920-х гг. на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 8. С. 58—63.

(Bekhtenova E. F., Druzhinina Y. V. "Sickle and hammer, stars and pinions, ears and rockets...": agitational textile of 1920s at history lessons, Teaching History at School, 2020, no. 8, pp. 58—63. — In Russ.)

Дружинина Ю. В., Бехтенова Е. Ф. Советский Палех как средство мотивации школьников к изучению истории (на примере темы «Полет первого человека в космос») // Преподавание истории в школе. 2021. № 5. С. 80—84.

(Druzhinina Y. V., Bekhtenova E. F. Soviet Palekh as a means of motivating schoolchildren to study history (on the example of "The flight of the first man into space"), Teaching History at School, 2021, no. 5, pp. 80—84. — In Russ.)

Короленко С., Кривцова Л. Всё, что нужно знать о Палехе. Из чего состоит палехский стиль, как его создатели-иконописцы обманули советскую власть и при чем здесь Рафаэль. URL: https://arzamas.academy/materials/1597 (дата обращения: 24.10.2022).

(Korolenko S., Krivtsova L. All there is to know about Palekh. What the Palekh style consists of, how its icon painters deceived the Soviet power and what Raphael has to do with it. — In Russ.)

Мельниченко О. О. Формирование положительной мотивации учащихся к изучению истории России XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 51. С. 249—253;

(Melnichenko O. O. Formation of positive motivation of students to study the history of Russia XX century, Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 2008, no. 51, pp. 249—253. — In Russ.)

Палехская миниатюра. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ fine_art/text/2704887 (дата обращения: 31.10.2022).

(Palekh Miniature. The Great Russian Encyclopaedia. — In Russ.)

Прокофьева Д. А. Популяризация народных промыслов на примере лаковой миниатюры Ивановской и Владимирской областей как одно из направлений культурной дипломатии. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41329990_ 34646127.pdf (дата обращения: 31.10.2022).

(Prokofieva D. A. Popularisation of folk crafts on the example of lacquer miniatures of Ivanovo and Vladimir regions as one of the directions of cultural diplomacy. — In Russ.)

ФГОС СОО. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ С. 41—42.

(The Federal State Educational Standard, рр. 41—42. — In Russ.)

Хлытина О. М. Мотивационный модуль урока истории: варианты проектирования // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты

прошлого и настоящего: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященный 85-летию со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / под общ. ред. Я. Г. Солодкина, Л. В. Алексеевой. Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2015. С. 230—233 и др. (Khlytina O. M. Motivational module of history lesson: variants of designing, in Solod-kin Ya. G., Alekseeva L. V. (eds.) Yugra, Siberia, Russia: political, economic, sociocul-tural aspects of the past and the present, Nizhnevartovsk, 2015, pp. 230—233. — In Russ.)

Статья поступила в редакцию 23.10.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 01.12.2022.

The article was submitted 23.10.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 01.12.2022.

Информация об авторах /Information about the authors

Бехтенова Елена Федоровна — кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, Россия, bekhtenova@mail.ru

Bekhtenova Elena Fedorovna — Candidate of Sciences Pedagogical, Associate Profes-sor,Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Akademy of Education, Moscow, Russian Federation, bekhtenova@mail.ru

Дружинина Юлия Викторовна — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск, Россия, druzok5111@yandex.ru

Druzhinina Julia Viktorowna — Candidate of Sciences in History, Associate Professor of the Department of History, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation, druzok5111@yandex.ru

ПОСТСКРИПТУМ

Научно-популярная статья

УДК 745.513(091X470.315)

DOI: 10.46724/NOOS.2022.4.124-127

Г. С. Смирнов

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК ВАЛЕНТИН ХОДОВ

Аннотация. Статья в форме свободного размышления посвящена палехскому художнику-миниатюристу Валентину Ходову. Особое внимание уделяется поискам народных смыслов советского искусства вне контекста политических и идеологических штампов. Предложен философско-герменевтический разбор избранных работ В. Ходова. Как итог этого анализа зафиксирована самая значимая черта — наследие советского художественного Палеха — уметь встраивать в искусство архетипы народной культуры. Сделан вывод о своеобразной ходовской энциклопедии народного бытия, отразившейся в его художественном творчестве.

Ключевые слова: В. М. Ходов, Палех, палехская лаковая миниатюра, художественная картина мира, энциклопедия народного бытия, ноосферный хронотоп

Ссылка для цитирования: Смирнов Г. С. Народный художник Валентин Ходов // Ноосферные исследования. 2022. Вып. 4. С. 124—127.

Original article

G. S. Smirnov

PEOPLE'S PAINTER VALENTIN KHODOV

Abstract. The article, in the form of free reflection, is dedicated to the Palekh miniaturist Valentin Khodov. Particular attention is paid to the search for folk meanings of Soviet art outside the context of political and ideological clichés. A philosophical and hermeneutical analysis of selected works by V. Khodov is proposed. As a result of this analysis, the most significant feature of the Soviet artistic Palekh was recorded — the ability to build archetypes of folk culture into art. The conclusion is made about a kind of Khodov's encyclopedia of folk life, reflected in his artistic work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: V. M. Khodov, Palekh, Palekh lacquer miniature, artistic picture of the world, encyclopedia of folk life, noospheric chronotope

Citation Link: Smirnov, G. S. (2022) Narodnyy khudozhnik Valentin Khodov [People's painter Valentin Khodov], Noosfernyye issledovaniya [Noospheric Studies], vol. 4, pp. 124—127.

© Смирнов Г. С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.