Научная статья на тему 'Организация подготовки сестринского персонала в условиях модернизации здравоохранения'

Организация подготовки сестринского персонала в условиях модернизации здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION OF PARAMEDICAL PERSONNEL / INNOVATIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Ирина Анатольевна

Современная медицинская сестра должна быть профессионально подготовлена. К основным задачам в сфере образования медицинских сестер относятся: обучение по программам, составленным в соответствии с государственными образовательными стандартами, Стандартами и Порядками оказания медицинской помощи; внедрение новых специальностей; подготовка специалистов, имеющих перерыв в работе и дипломы иностранных государств и медицинских сестер с высшим образованием. Одним из путей организационного решения является создание Совета по управлению сестринской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Training of Nursing Staff in the Conditions of Healthcare Modernization

A nurse of today should be professionally trained. The main tasks in the training of nurses include: training on programs developed in accordance with the state educational standards, Standards and Orders of health care delivery; introduction of new specialties; training of specialists who are in recess and those having diplomas of foreign states and nurses with higher education. One of the ways of the organizational decision is the establishment of Council on management of nursing performance.

Текст научной работы на тему «Организация подготовки сестринского персонала в условиях модернизации здравоохранения»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И.А. Левина*

Современная медицинская сестра должна быть профессионально подготовлена. К основным задачам в сфере образования медицинских сестер относятся: обучение по программам, составленным в соответствии с государственными образовательными стандартами, Стандартами и Порядками оказания медицинской помощи; внедрение новых специальностей; подготовка специалистов, имеющих перерыв в работе и дипломы иностранных государств и медицинских сестер с высшим образованием. Одним из путей организационного решения является создание Совета по управлению сестринской деятельности.

Ключевые слова: образование сестринского персонала, инновационные образовательные технологии.

A nurse of today should be professionally trained. The main tasks in the training of nurses include: training on programs developed in accordance with the state educational standards, Standards and Orders of health care delivery; introduction of new specialties; training of specialists who are in recess and those having diplomas of foreign states and nurses with higher education. One of the ways of the organizational decision is the establishment of Council on management of nursing performance.

Keywords: education of paramedical personnel, innovational educational technologies.

Изменения, происходящие в российском здравоохранении, раскрывают проблемы, стоящие перед системой образования среднего медицинского персонала. Так, современная медицинская сестра должна быть готова и способна к непрерывному профессиональному росту и развитию, знать и применять на практике методики работы в различных условиях и на разнообразном оборудовании, а свою профессиональную деятельность осуществлять в соответствии со Стандартами, Порядками и технологиями по оказанию медицинской помощи.

В Свердловской области на сегодняшний день работает около 40 тыс. специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. При этом укомплектованность лечебно-профилактических учреждений медицинскими сестрами составляет 96%, а коэффициент совместительства - 1,4. Около 1,5 тыс. человек - это организаторы сестринского дела. В Уральском федеральном округе функционирует 26 образовательных учреждений,

* Свердловский областной медицинский колледж

Левина Ирина Анатольевна - директор, [email protected]

осуществляющих подготовку сестринского персонала, в т.ч. 23 медицинских техникума и колледжа, 5 факультетов сестринской подготовки при ВУЗах, 6 центров дополнительного образования специалистов здравоохранения, 3 ВУЗа осуществляют подготовку специалистов с высшим сестринским образованием.

Одной из проблем, стоящих перед образовательной системой, является подготовка высококвалифицированных кадров для новых, инновационных технологий в здравоохранении. Свердловский областной медицинский колледж проводит подготовку по 11 специальностям медицинского, фармацевтического и социального профилей, занимается дополнительным образованием сестринского персонала. Главными принципами в системе образования являются следующие: многоуровневости, маневренности (т. е. возможности образовательного маневра исходя из потребностей здравоохранения -додипломная специализация, профессиональная переподготовка, тематическое усовершенствование, дистанционные технологии, мастер-классы), мотивация постоянного совершенствования профессиональной компетенции.

Особенностью в системе сестринского образования является возможность получения востребованных специалистов. Например, впервые 36 выпускников по профилю «Лечебное дело» получили сертификаты по специальности «Скорая и неотложная медицинская помощь». Впервые в 2011 году по заказу Министерства здравоохранения Свердловской области для Центров здоровья было подготовлено 32 оптика-оптометриста по программе профессиональной переподготовки по специальности «медицинская оптика».

Другая важная задача - это подготовка специалистов, желающих после перерыва в трудовом стаже возвратиться в профессию. В колледже подготовлено более 50 таких специалистов, имеющих перерыв профессионального стажа в среднем 7-10 лет по программе «Организация первичной медико-санитарной помощи», включающей 432 часа. После прохождения обучения все медицинские сестры были трудоустроены в лечебно-профилактические учреждения городов и сел Свердловской области.

С 2007 г. в колледже проводятся специальные экзамены для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. Более 150 человек ежегодно сдают специальный экзамен. Проблема заключается в предэкзаменационной подготовке таких специалистов, поскольку содержание образовательных программ по одной специальности

зачастую различается в разных территориях.

Одной из проблем является подготовка медицинских сестер с высшим образованием. Со стороны администрации ВУЗов требуется реализация мероприятий, направленных на подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов, способных в условиях рынка оказывать качественную медицинскую помощь, постоянно развиваться, повышать производительность и качество своего личного труда, обеспечивая тем самым конкурентоспособность своего лечебно-профилактического учреждения [1]. Известно, что содержание программ, материально-техническое оснащение ВУЗов не всегда позволяет освоить профессиональные компетенции среднего медицинского персонала, кроме того, должна быть и специальная подготовка профессорско-преподавательского состава по данному направлению.

Одним из путей решения поставленных задач и выхода из комплекса проблем должно стать формирование профессиональных, принципиальных и компетентных по составу комиссий при приеме экзаменов на допуск к работе в должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала. Другое направление - это разработка образовательных программ в соответствии с направлениями модернизации здравоохранения. Также необходима реализация федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с требованиями регионального здравоохранения. В Уральском федеральном округе создан Совет по управлению сестринской деятельностью, объединяющий усилия образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и Ассоциации средних медицинских работников. Основной задачей Совета является формирование медицинского работника со средним образованием «новой формации». Для этого требуется повышение профессионального и социального статуса специалистов со средним образованием за счет внедрения инновационных технологий, обеспечения современных подходов и систематического обновления содержания образовательных программ совместно с работодателями.

Литература

1. Кучеренко В.З. О подготовке кадров медицинских работников в Российской Федерации в условиях модернизации здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. - 2011. - № 4 (59). - С. 8-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.