Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ '

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бухгалтерский учет / первичная документация / корректировка данных / сторнирование / accounting / primary documentation / data correction / reversal

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.С. Морозкина, В.В. Саенко

Первичная документация необходима в ведении бухгалтерского учета организации. Уполномоченному лицу за ведение бухгалтерского учета, а именно составление «первички» необходимо знать содержание и имеющиеся формы первичной документации, а также необходимо знать способы ведения учетных регистров организации во избежание санкций при различных проверках. Без первичной документации, проводящей основной счет, невозможно. И его неправильное поддержание, в свою очередь, приводит к появлению искаженной картины финансового состояния кредитного учреждения, возможно, показать и использовать финансовые запасы организации только посредством осторожного счета. Первичный счет представляет начальную стадию восприятия и регистрации отдельных операций, характеризующих экономические процессы и явления, происходящие в кредитных организациях. Статья написана с целью изучения первичной документации в бухгалтерском учете кредитной организации. Задачей является изучение первичной документации и рассмотрение возможных вариантов исправления ошибочных данных в первичной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRIMARY ACCOUNTING IN CREDIT INSTITUTIONS: CURRENT ISSUES

Primary documentation is required in the accounting of the organization. The authorized person for accounting, namely the preparation of the "primary", needs to know the content and available forms of primary documentation, and also needs to know how to maintain the accounting registers of the organization in order to avoid sanctions during various inspections. It is impossible without primary documentation for posting the G/L account. And its improper maintenance, in turn, leads to a distorted picture of the financial condition of a credit institution, it is possible to show and use the financial reserves of the organization only through a careful account. Primary account represents the initial stage of perception and registration of individual transactions that characterize economic processes and phenomena occurring in credit institutions. The article is written in order to study the primary documentation in the accounting of a credit institution. The task is to study the primary documentation and consider possible options for correcting erroneous data in the primary documentation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ »

Более эффективный способ приобретения транспортных средств можно выбрать в зависимости от стоимости затрат по различным вариантам (см. рисунок 1).

Итак, наиболее оптимальным для предприятий оптовой торговли сельскохозяйственными машинами и оборудованием Краснодарского края является приобретение оборудования по договору лизинга, так как это меньше расходов, чем при кредите на 14,92 % и на 43,91 % чем при покупке за счет собственных средств. Кроме этого задолженность по договору лизинга не увеличивает кредиторскую задолженность, сокращает выплаты процентов по кредитам и расходы на приобретение внеоборотных активов. Это в свою очередь будет снижать отток денежных средств от инвестиционной деятельности.

Таким образом, для повышения эффективности управления денежными потоками анализируемых организаций необходимо оптимизировать денежные потоки от инвестиционной деятельности путем приобретения оборудования за счет применения механизма лизинга.

Источники:

1. Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы: учебник / В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 354 с.

2. Липчиу Н.В. Эффективное управление денежными потоками организаций аграрного сектора: монография / Н.В. Липчиу, П.А. Носаленко, К.И. Липчиу. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 87 с.

3. Корпоративные финансы: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Проф. Н.В. Липчиу. - М.: КНОРУС, 2015. - С. 46-58.

4. Понаморев С.С. Инструменты управления денежными потоками торговых организаций / С.С. Понаморев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Том 10. - № 1А. - С. 523-528. Rererences:

1. Leontiev V. E. Corporate finance: textbook / V. E. Leontiev, V. V. Bocharov, N. P. Radkovskaya. -3rd ed., Rev. and add. - M .: Yurayt Publishing House, 2019 . - 354 p.

2. Lipchiu N.V. Effective management of cash flows of organizations in the agricultural sector: monograph / N.V. Lipchiu, PA. Nosalenko, K.I. Lipchiu. - Krasnodar: KubGAU, 2020. - 87 p.

3. Corporate finance: study guide / team of authors; ed. Prof. N.V. Lipchiu. - M.: KNORUS, 2015. -S. 46-58.

4. Ponamorev S.S. Instruments for managing the cash flows of trade organizations / S.S. Ponamorev // Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2020. - Volume 10. - No. 1A. - S. 523-528.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-65-69

С.С. Морозкина - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, morozkina.s@kubsau.ru,

S.S. Morozkina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting Department, FSBEI HE Kuban SAU;

В.В. Саенко - студентка факультета «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, moonlera2001@mail.ru,

V.V. Saenko - Student of the Faculty of Finance and Credit, FSBEI HE Kuban SAU.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ORGANIZATION OF PRIMARY ACCOUNTING IN CREDIT INSTITUTIONS: CURRENT ISSUES

Аннотация. Первичная документация необходима в ведении бухгалтерского учета организации. Уполномоченному лицу за ведение бухгалтерского учета, а именно составление «первички» необходимо знать содержание и имеющиеся формы первичной документации, а также необходимо знать способы ведения учетных регистров организации во избежание санкций при различных проверках. Без первичной документации, проводящей основной счет, невозможно. И его неправильное поддержание, в свою очередь, приводит к появлению искаженной картины финансового состояния кредитного учреждения, возможно, показать и использовать финансовые запасы организации только посредством осторожного счета. Первичный счет представляет начальную стадию восприятия и ре-

гистрации отдельных операций, характеризующих экономические процессы и явления, происходящие в кредитных организациях.

Статья написана с целью изучения первичной документации в бухгалтерском учете кредитной организации. Задачей является изучение первичной документации и рассмотрение возможных вариантов исправления ошибочных данных в первичной документации.

Abstract. Primary documentation is required in the accounting of the organization. The authorized person for accounting, namely the preparation of the "primary", needs to know the content and available forms of primary documentation, and also needs to know how to maintain the accounting registers of the organization in order to avoid sanctions during various inspections. It is impossible without primary documentation for posting the G/L account. And its improper maintenance, in turn, leads to a distorted picture of the financial condition of a credit institution, it is possible to show and use the financial reserves of the organization only through a careful account. Primary account represents the initial stage of perception and registration of individual transactions that characterize economic processes and phenomena occurring in credit institutions.

The article is written in order to study the primary documentation in the accounting of a credit institution. The task is to study the primary documentation and consider possible options for correcting erroneous data in the primary documentation.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, первичная документация, корректировка данных, сторнирование.

Keywords: accounting, primary documentation, data correction, reversal.

Кредитные организации могут и в праве осуществлять деятельность, если имеется лицензия. Получить одобрение и оформить лицензию можно лишь в Банке России. Ведение бухгалтерского учета кредитной организации основывается на Положении Банка России от 27.07.2017 г. №579-П. Это Положение регламентирует действующий План счетов и правила по его применению. [1] Также важным документом является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. №395-1. Закон содержит в себе требования к банковским структурам, к деятельности кредитной организации и порядку ведения бухгалтерского учета [2].

Бухгалтерский учет в банковских организациях необходим для установления порядка сбора, систематизирования и накопления информации об обязательствах и имуществе в измерении стоимости.

Для кредитных организаций корреспондентские счета составляются посредством двойной записи. Операции записываются с помощью номеров первого и второго порядка, третий уровень числовых обозначений - это индивидуальный лицевой счет. Счета делятся на активные и пассивные, принадлежность к тому или иному отражена в Плане счетов.

Для сохранности информации о произведенных операциях банка все данные хранятся в базе данных банка в электронном формате. Таким образом, ценная информация, срок хранения, который превышает 5 лет, будет хранится оптимальным способом. Отсчет даты хранения информации ведется с момента ввода данных. Ко всем изменениям и накопленным данным предоставлен доступ лиц, ответственных за хранение данных. Во избежание всевозможных рисков необходимо создать резервные копии хранящихся документов.

В случае возникновения таких ситуаций, как:

1) кредитной организации запрещено осуществлять ряд операций Банком России;

2) кредитной организации запрещено отрывать депозиты физическим лицам и обслуживать счета физических лиц;

3) кредитная организация находится на грани банкротства;

Кредитной организации следует передать резервные записи на хранение в Банк России [5].

Одной из разновидностей таких операций является первичная документация. Первичная документация позволяет кредитной организации оформить факты хозяйственной жизнедеятельности банка, произошедшие за определенный период времени согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ [3].

Ответственному лицу за ведение бухгалтерии необходимо понимать, что регламентированного перечня первичных документов для конкретной организации не существует. Од-

нако, организация сама может определить какие типы документов ей необходимы для ведения бухгалтерского учета [9].

На 2021 год примерный общий перечень выглядит таким образом:

- товарная накладная - документ, отображающий перемещение некоторого количества ТМЦ (товарно-материальных ценностей). Создается в 2 экземплярах, отражая данные счет-фактуры. Подпись на экземплярах ставят представители обеих сторон. После подписания документ заверяется печатью;

- акт приема/передачи - документ, отображающий список проведенных работ или услуг для подтверждения итога выполненных работ на соответствие подписанному договору об оказании услуг;

- документы по расчету с персоналом по оплате труда - таким документом, например, может быть расчетно-платежная ведомость;

- документы, утверждающие наличие объектов основных средств;

- акт приема/передачи основных средств по форме ОС-1 - документ, составляющийся по факту приема или выбытия объекта, который не относится к зданиям или сооружениям, если объект принадлежит к числу зданий или сооружений, его прием/выбытие оформляется согласно формы ОС-1а;

- списание объекта основных средств - документ формы ОС-4;

- проведение инвентаризации основных средств - документы, отражающие проведенную инвентаризацию основных средств формы ИНВ-1;

- проведение инвентаризации нематериальных активов - документы, отражающие проведенную инвентаризацию нематериальных активов формы ИНВ-1а [4].

Также к первичной документации относится группа кассовых документов.

На 2021 год общий перечень первичных кассовых выглядит таким образом:

- приходный кассовый ордер - документ, отражающий прием денежных средств в кассу организации;

- расходный кассовый ордер - документ, отражающий выплаты денежных средств, произведенных из кассы организации;

- платежное поручение - документ-распоряжение владельца о переводе денежных средств на счет владельца из банка, обслуживающего этот счет;

- авансовый отчет - документ-оправдание о выполнении поручения;

- акт зачета взаимных требований - документ-соглашение между двумя организациями о погашении обязательств;

- бухгалтерская справка - документ, отражающий сведения о проведенной операции бухгалтерского учета [7].

К первичным документам не относятся:

- договор - документ, отражающий права, обязанности, а также ответственность сторон за несоблюдение условий. Содержание документа необходимо для ведения бухгалтерского учета по расчетам с контрагентами, однако, сам документ не фигурирует в учетных операциях;

- счет - документ, отражающий сумму денежных средств, входящий в обязательство организации перед контрагентом. Документ дополняет договор, так как в нем регламентируются срок и условия оплаты и логистические нюансы;

- счет-фактура - документ, отражающий сумму вычета налога на добавленную стоимость (НДС) из общей суммы оплаты. Однако, этого документа, при отсутствии других обязательных документов, недостаточно для подтверждения совершенных расходов по договору.

Все документы из перечня первичной документации после 2013 года не являются обязательными для использования при ведении бухгалтерского учета и бланки документов «первички» кредитной организации можно разрабатывать самостоятельно. Однако, большинство организаций продолжают пользоваться утвержденными формами, поэтому перечень первичной документации (согласно постановлений Государственного комитета статистики), продолжает быть актуальным и по сей день [8].

Для организаций, пользующимися данными формами необходимо помнить, что в каждом документе «первички» необходимо выдерживать требования к содержанию, а именно:

- название документа;

- дата составления документа;

- наименование организации, составившей документ;

- содержание факта хозяйственной жизни (ФХЖ);

- единицы измерения, произошедшего ФХЖ - денежные и числовые;

- информация об ответственных лицах за совершение ФХЖ, а также подписи уполномоченных лиц.

Самой актуальной проблемой при ведении первичного учета является исправление допущенных ошибок. Разберем несколько примеров.

Если проведенная операция не соответствует законодательству Российской Федерации или же попросту экономически не несет никакой выгоды, руководитель организации вправе отменить ее посредством изъятия соответствующего документа.

Но если при проверке обнаружена арифметическая или техническая ошибка, то необходимо исправить ее, заверив корректировку подписями лиц, которые составили документ [3].

Однако, кредитные организации часто сталкиваются с проблемами, которые обусловлены их родом деятельности. Исправления невозможно внести в кассовые и банковские документы.

Так, документ с ошибкой подлежит замене на новый документ. Однако, закон не запрещает поступить также и с другими видами первичной документации.

Если ошибочный документ связан с двухсторонними расчетами (к примеру, накладная), то при внесении корректировочных данных, необходимо отправить правильную версию и контрагенту.

Если документ с ошибкой был принят к учету, то при корректировке нужно внести изменения в проводки посредством:

- дополнительной проводки (используется при корректировке суммы, при условии, что сама запись сделана верно);

- сторнирования (если запись в принципе сделана неверно).

Если ошибку выявили через большое количество времени, то внесение корректировки будет требовать и отчетность. Решение об исправлении отчетности зависит от существенности ошибки, а также от того, был ли утвержден документ собственниками кредитной организации. Корректировка вносится согласно ПБУ 22/2010 [4].

Таким образом, мы выяснили, что первичные документы - это фундамент бухгалтерского учета. Достоверность и соблюдение правил обработки информации являются основными критериями достоверности финансовых показателей кредитной организации.

Источники:

1. Положение Банка России от 27.07.2017 г. №579-П - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_213488/.

2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. №395-1 -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/.

4. Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2010 N 18008).

5. Первичные документы бухгалтерского учета - https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_ buhgalterskogo_ucheta/pervichnye_dokumenty_buhgalterskogo_ucheta_perechen/.

6. Сайт Министерства Финансов Российской Федерации - https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit /audit_stat/MainIndex/?id_3 9=133388osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_fede ratsii_v_2020_g.

7. Морозкина С.С. Особенности формирования отчетности кредитных организаций // Морозкина С.С., Павленко Ю.Н., Руденко А.И. В сборнике: Стратегия социально-экономического развития

общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции : в 2 т.. Курск, 2020. С. 329-332.

8. Неделько Т.В. Типичные ошибки в первичной документации и методика их предотвращения / Неделько Т.В., Осиневич Л.М. // В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 234-236.

9. Шипицына К.Ф. Последствия ошибок в оформлении первичных документов // Шипицына К.Ф., Елгина Е.А.: Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики, 2018. С. 221-226. References:

1. Regulation of the Bank of Russia dated 27.07.2017 No. 579-P - http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_213488/.

2. Federal Law "On Banks and Banking Activities" dated 02.12.1990 No. 395-1 - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5 842/.

3. Federal Law "On Accounting" dated 06.12.2011 No. 402-FZ - http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_122855/.

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 28.06.2010 N 63n (ed. dated 07.02.2020) "On approval of the Regulations on Accounting "Correction of errors in Accounting and Reporting" (PBU 22/2010)" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation 30.07.2010 N 18008).

5. Primary accounting documents - https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo _ucheta/pervichnye_dokumenty_buhgalterskogo_ucheta_perechen/.

6. Website of the Ministry of Finance of the Russian Federation - https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ au-dit/audit_stat/MainIndex/?id_39=133388osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_f ederatsii_v_2020_g.

7. Morozkina S.S. Features of the reporting of credit institutions // Morozkina S.S., Pavlenko Yu.N., Rudenko A.I. In the collection: Strategy of socio-economic development of society: managerial, legal, economic aspects. collection of scientific articles of the 10th International Scientific and Practical Conference : in 2 vols.. Kursk, 2020. pp. 329-332.

8. Nedelko T.V. Typical errors in primary documentation and methods of their prevention / Nedelko T.V., Osinevich L.M. // In the collection: Trends in the development of modern society: managerial, legal, economic and social aspects. collection of scientific articles of the 9th International Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 234-236.

9. Shipitsyna K.F. - Consequences of errors in the design of primary documents // Shipitsyna K.F., Elgina E.A.: Accounting, analysis and audit: problems of theory and practice, 2018. pp. 221-226.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-69-72

М.М. Мусаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», mmm-74@mail.ru,

М.М. Musaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ FOOD SECURITY OF THE REGION IN THE CONTEXT OF IMPORT SUBSTITUTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Важной составной частью экономической, социальной и политической безопасности государства является обеспечение населения продовольствием. Питание - это один из главных показателей, определяющих здоровье населения. В настоящее время проблема обеспечения продовольственной безопасности является актуальной в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией в мире.

Важными составляющими продовольственной безопасности являются анализ рынка продовольствия во взаимосвязи с социально-экономическими показателями уровня жизни населения, раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.