Научная статья на тему 'Организация педагогической практики студентов педагогического вуза'

Организация педагогической практики студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация педагогической практики студентов педагогического вуза»

, дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Потехина Н.В.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический Университет им. Н.Г. Чернышевского г. Чита, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Потехина Н.В.

Осмысление причин и поиск путей преодоления кризиса народного образования привели к возникновению новой образовательной парадигмы, ориентированной не на производство, а на личность. Изменение ее роли и места в сфере образовательных услуг повлекло за собой усложнение социально-психологических условий деятельности выпускников высших учебных заведений, возникновение новых ролей образовательного процесса, смену целевых ориентиров. Все это, в свою очередь, потребовало такой модели специалиста, при которой у него была бы развита способность принимать ответственность за

свои решения в широком современном контексте. Вследствие этого в значительной мере повышаются требования к профессиональной компетенции будущего учителя и его подготовке в высшем учебном заведении. Здесь значительная роль принадлежит педагогической практике, которая ориентирует студентов на учебно-воспитательную, научно-методическую, организационно-управленческую, социально-педагогическую, воспитательную, культурно-просветительскую деятельность.

Педагогическая практика является органичной частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в образовательных учреждениях, и выполняет системообразующую роль в формировании готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. Педагогическая практика дает студентам реальную возможность попробовать свои силы в обучении школьников, в организации воспитательной работы в классе, накопить опыт изучения целостного педагогического процесса.

В Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского практика проводится на основании договоров, заключаемых с образовательными учреждениями, являющимися ее базами. Практика прово-

№5 МАИ 2010

дискуссия ,

журнал научных публикаций X

дится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса университета.

В соответствии с «Положением об организации и проведении практик студентов педагогических специальностей дневной формы обучения ЗабГГПУ им. Н.Г.Чернышевского», педагогическая практика организуется факультетами совместно с кафедрами педагогики, психологии, методики специальных дисциплин, а также педагогическими коллективами школ и других образовательных учреждений, с которыми заключены договоры. До начала практики факультет совместно с соответствующими кафедрами проводит установочную конференцию, где студентам разъясняется цель, задачи, содержание, форма организации, порядок прохождения педпрактики. По завершении практики на факультете проводится заключительная конференция с анализом итогов. Задача практики студентов - содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций специалиста (учителя-предметника, в основном, по двум специальностям и классного руководителя) в соответствии с требованиями к работникам этого профиля. Практика осуществляется в различных видах образовательных учреждений и проводится, как правило, в основной средней школе (в соответствии с профилем специальности).

На период педагогической практики в ЗабГГПУ принято назначать одного из студентов старостой, в обязанности которого входит учет и общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях, семинарах, выполнение поручений руководителей практики.

Руководитель педпрактики университета совместно с факультетским руководителем осуществляет подбор образовательно-воспитательных учреждений в качестве баз для всех педагогических практик; встречается с руководством

этих учреждений с целью согласования сроков и условий проведения практик; готовит проекты договоров с образовательными учреждениями; организует курсы обучения студентов по летней педагогической практике; составляет приказ о проведении летней педагогической практики; организует студентов для прохождения медицинского осмотра; выборочно посещает уроки и внеурочные занятия, проводимые студентами; помогает в современном и правильном оформлении приказов на педагогическую практику и регистрирует их; готовит документы на оплату учителям за методическое руководство согласно заключенным договорам и нормам времени; осуществляет контроль за организацией и проведением педагогических практик; посещает установочные и итоговые конференции; осуществляет анализ отчетов факультетских руководителей и составляет общий по университету; принимает меры к устранению недостатков в организации проведении практик.

Методист по специальности принимает участие в планировании и организации педагогической практики, в установочных и итоговых конференциях в образовательном учреждении и вузе; осуществляет подготовку студентов к организации учебно-воспитательной работы в различных формах; помогает студентам разрабатывать и проводить уроки различных типов при обязательном совместном составлении конспекта первого урока до его проведении с согласия с учителем-предметником и т.д. Кроме того, методист имеет право не допустить практиканта к проведению занятий в случае недостаточной подготовки; вмешиваться в ход занятий в случае допущения практикантом фактических ошибок, которые требуют немедленного исправления, чтобы учащиеся не усвоили неправильно сведения, или если обстановка в классе вышла из-под контроля практиканта; выносить на обсуждение кафедры мнение об организации практики.

, дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Методист по педагогике и методист по психологии принимают участие в планировании и организации педагогической практики, участвуют в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике в вузе и образовательном учреждении; проводят консультации для студентов по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательного процесса; посещают отдельные уроки и коллективные творческие дела студентов, организуют их коллективный анализ; оценивают работу каждого студента-практиканта, уровень его педагогических способностей и педагогической культуры; дают психологический анализ различным аспектам профессиональной деятельности студентов.

За все виды педагогических практик выставляется оценка, которая учитывается при рассмотрении вопроса о назначении стипендии. Критериями оценки являются следующие показатели: выбор целей, задач, содержания, методов; степень сформированности профессионально-педагогических умений; уровень профессиональной компетентности будущих учителей, их активности (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, ответственное отношение к работе и т.д.).

В итоговой оценке за педагогическую практику учитываются степень эффективности проведенной студентом учебно-воспитательной деятельности, участие, в методической работе школы, активность, студента, его отношение к педагогической профессии, к детям, к школе, стремление к самосовершенствованию, качество и результат учебной и внеклассной работы по предмету, качество и результаты воспитательной работы как помощника и классного руководителя, т.е. оценки, выставленные методистами по специальностям, по педагогике, психологии, уровень и аккуратность выполнения отчетной документации.

Таким образом, в период педагогиче-

ской практики интенсифицируется процесс профессионального становления и самоопределения будущих учителей, актуализируется база их теоретических знаний, развиваются и совершенствуются педагогические умения и навыки. «Формирование и развитие общепедагогических знаний, умений и навыков представляет собой целостный процесс, включающий в себя: осознание значимости знаний, умений и навыков в деятельности учителя; усвоение знаний, их применение на практике, знание системы умений и навыков, необходимых учителю современной школы; способов актуализации знаний, овладения умениями и навыками; выполнение системы заданий по актуализации знаний и овладению умениями и навыками; контроль и самоанализ уровня сформированности знаний, умений и навыков и корректировка дальнейшей работы» [1]. При этом, условиями эффективности формирования и развития общепедагогических знаний, умений и навыков является соотношение практики с изучением теоретических курсов, сочетание практической и научно-исследовательской деятельности студентов в период практики, осуществление индивидуального подхода к студентам-практикантам, сочетание педагогического управления и самоуправления, контроля и самоконтроля.

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - с. 40 - 141

2. Иванов А.В.Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. / А.В. Иванов. - М., 2005.

3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования./ Н.А. Морева. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.