Научная статья на тему 'Организация освидетельствования торговых судов в России в XIX - первой половине XX вв'

Организация освидетельствования торговых судов в России в XIX - первой половине XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / ТОРГОВЫЕ СУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИСТР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Змерзлый Б. В.

В работе указано, что одним из важнейших факторов обеспечения безопасности судоходства в ХѴШ-ХІХ вв. становится освидетельствование и классификация морских торговых судов. К дореволюционным нормативным актам в этом направлении были указы «Дополнительное постановление о торговом судостроении и мореходстве» от12 февраля 1830 г.; «Об отмене постановления относительно обязательного свидетельствования торговых мореходных судов» от 7 апреля 1858 г.; от 23 августа 1902 г. «Об освидетельствовании судов, плавающих на внутренних водных путях». С созданием в 1903 г. Главного управления торгового мореплавания и портов эту работу возложили на него. С конца 1917 г. система органов, занимавшихся этими вопросами, стала резко меняться. 3 апреля 1919 г. было распубликовано постановление «О передаче надзора по технике безопасности судов в ведение народного комиссариата труда». 22 сентября 1919 г. принят декрет СНК от «О приписке морских судов к порту». Наиболее же важным шагом в этом направлении стало издание 20 июня 1923 г. декрета ВЦИК и СНК РСФСР от «Об учреждении российского регистра». 2 октября 1923 г. Совет труда и обороны СССР утвердил «Положение о Российском регистре».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация освидетельствования торговых судов в России в XIX - первой половине XX вв»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67). № 4. - С. 46-51.

УДК 340.15:347.79

ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ТОРГОВЫХ СУДОВ В РОССИИ В XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВВ.

Змерзлый Б. В.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В работе указано, что одним из важнейших факторов обеспечения безопасности судоходства в XVШ-XIX вв. становится освидетельствование и классификация морских торговых судов. К дореволюционным нормативным актам в этом направлении были указы «Дополнительное постановление о торговом судостроении и мореходстве» от12 февраля 1830 г.; «Об отмене постановления относительно обязательного свидетельствована торговых мореходных судов» от 7 апреля 1858 г.; от 23 августа 1902 г. - «Об освидетельствовании судов, плавающих на внутренних водных путях». С созданием в 1903 г. Главного управления торгового мореплавания и портов эту работу возложили на него. С конца 1917 г. система органов, занимавшихся этими вопросами, стала резко меняться. 3 апреля 1919 г. было распубликовано постановление «О передаче надзора по технике безопасности судов в ведение народного комиссариата труда». 22 сентября 1919 г. принят декрет СНК от «О приписке морских судов к порту». Наиболее же важным шагом в этом направлении стало издание 20 июня 1923 г. декрета ВЦИК и СНК РСФСР от «Об учреждении российского регистра». 2 октября 1923 г. Совет труда и обороны СССР утвердил «Положение о Российском регистре».

Ключевые слова: освидетельствование, торговые суда, регулирование, регистр.

Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности судоходства в XVIII -XIX вв. становится освидетельствование и классификация морских торговых судов. Не была исключением в этом процессе и Российская империя.

Так, среди дореформенных законодательных актов первоочередной важности следует назвать принятое 12 февраля 1830 г. «Дополнительное постановление о торговом судостроении и мореходстве» (3485) [1, с. 149-159]. Его гл. 1 посвящена судостроению. В ней находим отд. 1 «О чертежах и сметах для судов, и о избрании корабельных мастеров», отд. 2 «О материалах», отд. 3 «О взимании футовой пошлины», отд. 4 «О судовой крепости и однопроцентной пошлине». В других главах отдельные подразделы посвящены вопросам освидетельствования судов и корабельным документам. Освидетельствование судов данным документом предоставлялось на волю судовладельцев и фрахтовщиков, через корабельных маклеров или избранных ими знатоков. Разрешалось это делать и через корабельного художника или мастера с выдачей от него удостоверения (п. 22-23) [1, с. 159].

7 апреля 1858 г. вышел указ «Об отмене постановления относительно обязательного свидетельствования торговых мореходных судов» (32965). Как известно, до принятия данного указа без освидетельствования в безопасности суда в море не выпускали. Теперь же было оставлено лишь положение, по которому хозяин судна, им управляющий, нанимающие судно под груз, могли требовать освидетельствование по своему желанию [2, с. 423].

46

Лишь с середины 1860-х гг. можно отметить начало применения комплексного подхода в этом направлении, практически полного отказа от прежних норм, и основы его заложил указ от 23 июня 1865 г. «Правила о порядке выдачи патентов на Русский флаг» (42238). Им для внесения судна в портовый список, кроме прочих документов, требовалось и удостоверение об освидетельствовании судна с обозначением его рода [3, с. 678].

При этом весьма долго в России почти не существовало правил освидетельствования торговых судов. Изменило ситуацию лишь принятие указа от 23 августа 1902 г. «Об освидетельствовании судов, плавающих на внутренних водных путях», им этот процесс возлагался на специальные комиссиях из должностных лиц ведомства путей сообщения с представителями судовладельцев и страховых обществ (21969). Создавались они временно, до издания общих правил [4, с. 830]. Основная же работа по выработке правил освидетельствования судов возложена на комиссию при главноуправляющем ТМиП.

10 июня 1903 г. было принято положение о Главном управлении торгового мореплавания и портов (ГУТМиП) (23119). В нем указывалось, что правила устройства, установки, содержания, употребления и освидетельствования паровых котлов на морских судах торгового флота издавались главноуправляющим ГУТМиП [5, с. 719-729].

3-го июля 1903 г. главноуправляющим ТМиП утверждены правила освидетельствования судов. Вырабатывая правила для пассажирских судов, остановились на правилах, имеющих общее мировое значение, и такими признали правила английского совета торговли Boardoftradе, а испытание корпусов, котлов и механизмов решили производить по правилам Ллойда (с цель доверия со стороны иностранцев). По установлении правил технического осмотра судов решили применять их на практике «с осмотрительной постепенностью», а именно: для тех судов, что только собирались строить, - со дня обновления правил требовать применения их в полном объеме; для судов, находящихся в момент издания правил в постройке, - допускать облегчения; для судов, уже плавающих, - вводить требования по мере совершающихся на них перемен и ремонтов.

Введение правил решили произвести так: проект отпечатать и разослать начальникам портов и представителям мореплавания и судостроения с предложением предоставить в 2 месяца свои замечания. После этого, приняв во внимание представленные замечания, правила ввести в действие при сопровождении их инструкцией по постепенности их применения. До признания взаимности свидетельствованных судов и установления российской классификации административным распоряжением портовым управлениям и лицам, производящим освидетельствование, следовало принимать свидетельства: английского Ллойда; германского Ллойда; норвежского Ллойда; бюро Веритас. Освидетельствование, произведенное в одном порту, было обязательно для других. Все суда следовало освидетельствовать в одном из портов с выдачей свидетельств.

Освидетельствование следовало производить с возможно меньшими затруднениями и без задержек судна в его отход, и только в случае явной опасности плавания для судна оно могло быть задержано для основательного осмотра. Дабы не задерживать судно, освидетельствование его могло проводиться частями в одном

47

или разных портах, и тогда выдавалось удостоверение о неполном осмотре, подлежащее постепенному дополнению.

Освидетельствование судов следовало производить портовыми техниками или лицами под наблюдением начальника порта в присутствии судовладельца или лица им уполномоченного, каким мог быть капитан судна или механик. Выдаваемые начальником порта временные удостоверения об осмотре по заполнении всех сведений имели силу для совершения плавания впредь до замены их свидетельствами, выдаваемыми инспекцией ГУТИиП.

Инспекция могла рассматривать доставляемые начальниками портов копии удостоверений лишь в смысле контроля за единством требований в портах и для разбора протестов судовладельцев на освидетельствования, когда такие претензии поступали [6, л. 371-372 об.].

В октябре 1903 г. разработан проект правил осмотра барж, лихтеров и др. плавучих средств, не имеющих двигателей или парусов [7, л. 24-24 об.]. Что до классификационного осмотра, то по желанию владельцев баржи и другие плавучие средства могли осматриваться назначенными для этого лицами ГУТМиП с целью удостоверить сохранность и безопасность перевозки различных грузов на них, для отзыва о состоянии различных устройств и приспособлений и «вообще, с целью выяснить техническую сторону того или другого вопроса о наилучшей их эксплуатации» (п. 13) [7, л. 35].

Приказом ГУТМиП от 5 сентября 1903 г. постепенная классификация торговых судов возложена на старшего инспектора торгового мореплавания и судов, а в торговых портах - на местные комиссии [8, л. 212-213], а законом от 31 октября 1909 г. «Об изменении и дополнении действующих постановления о морской торговле» (32674) были приняты и правила освидетельствования судов [9, с. 902904].

С началом революционных событий 1917 г. система органов, занимавшихся этими вопросами, стала резко меняться, а первые годы советской власти характеризуются разработкой и принятием, скорее, чрезвычайного законодательства в этом вопросе, нежели осознанным созданием логической единой системы. Так, как известно, 3 апреля 1919 г. было распубликовано постановление народного комиссара труда «О передаче надзора по технике безопасности судов в ведение народного комиссариата труда». Им предлагалось, что находящиеся в составе главного управления водного транспорта (Главвода) а) отдел по испытанию паровых котлов на судах и б) учреждение портовых техников переходят с момента опубликования этого постановления со всем имуществом, делами, приборами и инструментами в отдел социального обеспечения и охраны труда комиссариата труда, образуя в его составе «Инспекцию судоустройства».

Личный состав отдела по испытанию паровых котлов на судах и учреждения портовых техников как в центре, так и на местах, переходил в ведение комиссариата труда в мере действительной надобности названого личного состава для успешной работы в «Инспекции судоустройства». Взаимоотношения между «Инспекцией судоустройства» комиссариата труда и центральными и местными органами Главвода предлагалось установить особой инструкцией, изданной комиссариатом труда по соглашению с Главводом. Главвод также обязывался сдать архивы, дела, имущество, приборы и инструменты отдела по испытанию паровых котлов на судах

48

и учреждения портовых техников в двухнедельный срок со дня опубликования постановления в комиссариат труда [10, с. 284-285].

Что же касается измерения вместимости торговых судов, то данному вопросу было посвящено принятое специальным декретом положение от 16 мая 1921 г. Согласно данному документу, измерение вместимости судов торгового флота РСФСР следовало производить по системе Мурсома (Могеот).

Многие из этих нормативных актов были изданы во исполнение, развитие и изменение более ранних, к примеру, декрета СНК от 22 сентября 1919 г. «О приписке морских судов к порту» [10, с. 660].

Тенденция к дальнейшей коррекции вопросов, связанных с припиской и регистрацией судов, сохранилась и в декрете СНК РСФСР от 20 мая 1921 г. «О приписке морских судов к порту и о внесении их в судовой реестр».

Стремясь использовать этот опыт, по тем временам весьма прогрессивный, для осуществления надзора за состоянием и классификацией судов, плавающих под русским торговым флагом, 24 марта 1923 г. СТО РСФСР принял постановление «Об отчетности по перевозкам и работе флота на внутренних водных путях сообщения и о регистрации частновладельческих судов». Им на НКПС возлагалось производство регистрации всех частновладельческих судов (п. 2).

Наиболее же важным шагом в этом направлении стало издание 20 июня 1923 г. декрета ВЦИК и СНК РСФСР от «Об учреждении российского регистра» [11].

2 октября 1923 г. Совет труда и обороны СССР утвердил «Положение о Российском регистре» [12]. Возвращаясь к регламентации деятельности Российского регистра, следует упомянуть и о том, что в 1924 г. он был переименован в Регистр СССР. В этом же году он начал основную свою деятельность, в частности, по регистрации судов данного государства.

С целью преодоления различных и возможных разночтений, а также кодификации торгового морского законодательства в 1929 г. был принят Кодекс торгового мореплавания. Его глава II называлась «О судне», а п. «Б» был посвящен регулированию вопросов приписки судов к порту и внесению их в судовой реестр [13, л. 109].

В последующие годы деятельность Регистра СССР была налажена настолько, что в 1935 г. произошло его признание международными классификационными обществами.

В завершение работы следует также указать, что в этом направлении Россия лишь использовала общемировой опыт. Как известно, развитие морского судоходства вызвало необходимость оценки связанного с ним риска и снижения его до минимума. Одним из средств достижения этой цели была признана разработка технических нормативов, которым должно соответствовать судно, его механизмы, оборудование, и контроль за их выполнением в процессе проектирования, постройки и эксплуатации судна. Поэтому в ХУШ-ХК вв. во многих морских державах мира стали появляться классификационные общества (организации), которые стали разрабатывать свои собственные правила классификации морских судов и ввели систему непрерывного контроля за их соблюдением на классифицированных судах. Наибольший авторитет и известность среди них получили Регистр судоходства Ллойда - LR (Англия), Бюро Веритас - ВУ (Франция), Норвежский Веритас - DNV (Норвегия), Германский Ллойд - GL

49

(Германия), Американское бюро судоходства - ABS (США), Итальянский морской регистр - RINA (Италия) [14].

В современном мире вопросы классификации судов и безопасности судовождения регулируются также и нормами международного права [15].

Список литературы

1.Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. V. Отделение первое. 1830. - СПб., 1831. - 594 с.

2.Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXXIII. Отделение первое. 1858. - Спб., 1860. - 802 с.

3.Полоное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XL. Отделение первое. 1865. - СПб., 1867. - 991 с.

4.Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXII. 1902 г. Отделение первое. - СПб, 1904. - 1030 с.

5.Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXIII. 1903 г. Отделение первое. - СПб, 1905. - 1167 с.

6.Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф. 158, оп. 1, д. 2. Протоколы заседаний комитета по портовым делам. Копии. 1901 г. 302 л.

7.Там же, ф. 158, оп. 1, д. 4 а. Циркуляры и приказы Главного управления торгового мореплавания и портов о содержании железнодорожных путей и зданий на территории порта, с составлением описания портов, о перемещении по службе служащих порта. 30.12.1903-31.12.1904 г. 372 л.

8.Там же, ф. 158, оп. 1, д. 4 б. Предписания и распоряжения Главного управления торгового мореплавания и портов о правилах оценки повреждении судов, сроках стоянки судов для погрузки и выгрузки, по личному составу. 17.01.1903-31.12.1903 г. 286 л.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXIX. 1909 г. Отделение первое. - СПб, 1912. - 1006 с.

10. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. - М., 1943. - 886 с.

11. Собр. Узак., 1923, N 57, ст. 562.

12. Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923, N 7, ст. 218 и Собр. Зак. СССР, 1924, N 25, ст. 218.

13. ГАРК, ф. Р-1599, оп. 1, д. 110. Протоколы совещаний работников управления Крымским районом Совторгфлота Черного моря, Феодосийского, Севастопольского, Евпаторийского, Сочинского торговых портов и переписка с управлением Крымским районом Совторгфлота Черного моря, Управлением советским торговым флотом Черноморского бассейна по хозяйству порта. Ведомости на плавсредства порта. 8.05.1930-27.12.1930 г. 499 л.

14. Классификация морских судов и плавучих сооружений // USEA INFO. - URL: http://usea.info/?Klassifikaciya sudov (дата обращения: 22.03.2016).

15. Андреева А. Е. Историко-правовые аспекты классификации объектов портового контроля безопасности международного мореплавания // Международное публичное и частное право. - 2010. -№ 4.

Zmerzly B. Organization survey of merchant ships in Russia in XIX - first half of XX century //

Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - Т. 1 (67). № 1. - Р. 46-51.

Ibe paper pointed out that one of the most important factors in ensuring the safety of navigation in the XVIII - XIX centuries. become examination and classification of marine trading vessels. To pre-revolutionary regulations in this area were the decrees February 12, 1830 "The additional decision about the commercial shipbuilding and Navigation"; "On the cancellation of the decision on compulsory testimony commercial seagoing vessels" of April 7, 1858 .; on August 23, 1902 "On inspection of vessels navigating on inland waterways". With the creation in 1903 of the Main Department of Merchant Shipping and Ports of the work entrusted to it. Since the end of 1917 the system of bodies dealing with these issues, has become dramatically changed. April 3, 1919 was issued a decree "On transfer of supervision on the safety of vessels under the jurisdiction of the People's Commissariat of Labour." September 22, 1919 adopted a decree of the SNK "On an addition of ships to the port." Most as an important step in this direction was the publication of June 20, 1923 decree of the Central Executive Committee and SNK of the RSFSR "On the establishment of the Russian Reg-

50

3Mep3nuu E. B.

ister". October 2, 1923 Labor and Defense of the USSR Council approved the "Regulations on the Russian Register".

Keywords: inspection, merchant vessels, regulation, Register.

Spisok literatury:

1.Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie vtoroe. T. V. Otdelenie pervoe. 1830. - SPb., 1831. - 594 s.

2.Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie vtoroe. T. XXHUL Otdelenie pervoe. 1858. -Spb., 1860. - 802 s.

3.Polonoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie vtoroe. T. XL. Otdelenie pervoe. 1865. - SPb., 1867. - 991 s.

4.Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie tret'e. T. XXII. 1902 g. Otdelenie 1. - SPb,

1904. - 1030 s.

5.Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie tret'e. T. XXIII. 1903 g. Otdelenie 1. - SPb,

1905. - 1167 s.

6.Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym (GARK), f. 158, op. 1, d. 2. Protokoly zasedanij komiteta po portovym delam. Kopii. 1901 g. 302 l.

7.Tam zhe, f. 158, op. 1, d. 4 a. Cirkuljary i prikazy Glavnogo upravlenija torgovogo moreplavanija i portov o soderzhanii zheleznodorozhnyh putej i zdanij na territorii porta, sostavleniem opisanija portov, o peremeshhenii po sluzhbe sluzhashhih porta. 30.12.1903-31.12.1904 g. 372 l.

8.Tam zhe, f. 158, op. 1, d. 4 b. Predpisanija i rasporjazhenija Glavnogo upravlenija torgovogo moreplavanija i portov o pravilah ocenki povrezhdenii sudov, srokah stojanki sudov dlja pogruzki i vygruzki, po lichnomu sostavu. 17.01.1903-31.12.1903 g. 286 l.

9. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie tret'e. T. XXIH. 1909 g. Otdelenie 1. - SPb, 1912. - 1006 s.

10. Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij pravitel'stva za 1919 g. - M., 1943. - 886 s.

11. Sobr. Uzak., 1923, N 57, st. 562.

12. Vestnik CIK, SNK i STO, 1923, N 7, st. 218 i Sobr. Zak. SSSR, 1924, N 25, st. 218.

13. GARK, f. R-1599, op. 1, d. 110. Protokoly soveshhanij rabotnikov upravlenija Krymskim rajonom Sovtorgflota Chernogo morja, Feodosijskogo, Sevastopol'skogo, Evpatorijskogo, Sochinskogo torgovyh portov i perepiska s upravleniem Krymskim rajonom Sovtorgflota Chernogo Morja, Upravleniem sovetskim tor-govym flotom Chernomorskogo bassejna po hozjajstvu porta. Vedomosti na plavsredstva porta. 8.05.193027.12.1930 g. 499 l.

14. Klassifikacija morskih sudov i plavuchih sooruzhenij // USEA INFO. - URL: http://usea.info/?Klassifikaciya_sudov (data obrashhenija: 22.03.2016).

15. Andreeva A. E. Istoriko-pravovye aspekty klassifikacii obektov portovogo kontrolja bezopasnosti mezhdunarodnogo moreplavanija // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. - 2010. - № 4.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.