Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 2. - С. 42-47.
УДК 347.644/462
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАХОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ МОРЯКОВ В ПОРТАХ И ГОРОДАХ СССР В 1920-1930-Х ГГ.
Змерзлый Б. В.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
В работе указано, что урегулирование вопросов нахождения иностранных граждан на территории СССР для этой страны всегда было достаточно сложным по различным причинам, носящим идеологический, экономический, социальный и политический характер. Основными нормативными актами, регулирующими порядок нахождения иностранных моряков в СССР, стали: Декрет СНК РСФСР от 6 октября 1921 г. «О порядке проверки личного состава иностранных торговых судов и о пропусках и пребывании иностранных моряков в портовых городах РСФСР»; 27 февраля 1922 г. декрет СНК ; 23 ноября 1926 г. вышло постановление СНК СССР «Правила схода на берег и допущения к пребыванию на берегу лиц судового экипажа иностранных судов, кроме военных, во время стоянки их в портах Союза ССР», с дополнениями и изменениями Постановлениями СНК СССР от 28 июня 1935 г. № 1311 и Постановление Совета министров СССР от 28 января 1983 № 98.
Ключевые слова служащие иностранных торговых судов, порт, город, постановление, правила, декрет.
Урегулирование вопросов нахождения иностранных граждан на территории СССР для этой страны всегда было достаточно сложным по различным причинам, носящим идеологический, экономический, социальный и политический характер. Исходя из этого, советская власть всячески стремилась ограничить как количество иностранных граждан на территории своей страны, так и их контакты с местным населением. Совершенно закрыть границы для иностранцев было невозможно. Одной из категорий иностранцев, которые регулярно посещали пределы СССР, была категория служащих иностранных торговых судов.
С завершением основных этапов гражданской войны и интервенции, началом попыток наладить экономические отношения с прочим миром, советская власть сделала попытку урегулировать и вопросы, относящиеся к нахождению в ее портовых городах инострацев - членов экипажей торговых судов.
Первым шагом в этом вопросе стало принятие 6 октября 1921 г. декрета СНК РСФСР «О порядке проверки личного состава иностранных торговых судов и о пропусках и пребывании иностранных моряков в портовых городах РСФСР». Этим документом устанавливалось, что при прибытии капитан судна должен предъявить представителю местного морского пограничного пункта Особого Отдела Всероссийской ЧК (Морконтроля) судовую роль и согласованный с нею список (с двумя копиями) команды, прибывшей на судне. На каждое в отдельности лицо, поименованное в списке, следовало предъявлять удостоверение личности, выданное административными органами страны отправителя судна. Судовая роль, список и удостоверение личности визировались по прибытии представителем Морконтроля
42
по проверке их фактического соответствия личному составу и остаются у капитана. Упомянутые 2 копии списка прибывших оставались у представителя Морконтроля.
В случае же замены по пути следования судна кого-либо из команды другим лицом, в силу экстренной надобности, капитан судна при предъявлении судовой роли и списка должен был представить составленный при участии местных властей протокол о причинах, вызывающих необходимость такой замены, с приложением удостоверения личности обеих лиц как выбывшего, так и заменившего его.
В случае обнаружения на судне лиц без достаточно форменных оснований о них составляется особый акт и лица эти во все время пребывания данного судна в порту не имеют права сходить на берег. Копии акта препровождались в ближайшее Управление Уполномоченного комисариата по иностранным делам.
При отбытии судна капитан должен был предъявлять представителю Морконтроля судовую роль и визированый в прибытии список, оговаривая особой надписью на нем же все происшедшие за время пребывания судна в порту изменения в личном составе. Судовая роль, список и документы личного состава после проверки визировались представителем Морконтроля об отбытии. Без этой визы выход судна в море не допускался. Также устанавливалось, что лица, принимаемые на службу в портах РСФСР, при отбытии судна должны иметь установленные для выезда из пределов РСФСР документы.
Что касается пропуска на территорию портового города, пребывание на ней и возвращение на судно, то здесь устанавливалось следующее. Пропуском на территорию портового города служила виза Морконтроля о прибытии на надлежащем удостоверении личности. Тот же документ с визой являлся видом на пребывание в портовом городе вне судна, причем по истечении 24 ч. пребывания в городе была обязательна приписка в общем порядке. Во время пребывания на территории портового города иностранные моряки обязаны были подчинятся всем законам и правилам, установленным в РСФСР. В частности, невыполнение правил о приписке каралось обычным порядком. Визы Морконтроля выдавались сроком на время пребывания судна в порту.
Пронос лицами судовых экипажей в портовый город и обратно предметов личного потребления определялся особой инструкцией, издаваемой комиссариатом внешней торговли по соглашению с комисариатом продовольствия в 2-х недельный со дня издания этого постановления срок.
Что касается вопросов ареста и задержания лиц из состава судовой команды на территории портового города, то в случае ареста или задержания лиц из состава судовой команды соответствующими административными или судебными органами, это органы обязывались довести об этом в течение 24 ч. с момента задержания до сведения ближайшего управления комиссариата по иностранным делам, для согласования дальнейших распоряжений. При этом указывалось, что на судне арест ни в коем случае произведен быть не может.
Что касается вопросов невозвращения на судно к его отходу, то в этом случае закон предписывал Морконтролю совместно с капитаном судна или лицом, его заменяющим, составить список лиц из состава судовой команды, невозвратившихся к отходу судна. В течении 3-х дней по отбытии судна местный особый отдел ВЧК регистрировал по спискам являющихся лиц из состава судовой команды, принимал их в свое ведение и договаривался с подлежащим управлением уполномоченного
43
комисариата по иностранным делам об обратной отправке их по возможности на ближайшем отходящем судне по соглашению с капитаном судна. Счет расходов по содержанию отставших лиц и отправке их следовало передавать подлежащему управлению уполномоченного комисариата по иностранным делам для взыскания с соответствующего иностранного представительства. При отбытии капитаны судов, правительства которых не имели представительства в РСФСР, могли депортировать в надлежащем управлении уполномоченного НК по иностранным делам в обеспечение эти расходов денежную сумму в соответствии с количеством отставших, и в этом случае оставшиеся, после их розыскания, высылались согласно указаниям капитана.
В случае неявки какого-либо из лиц, поименованных в списке опоздавших, по истечении 3-х дней после отхода судов, Морконтроль должен был сделать распоряжения о розыске. Все лица и учреждения, которым было известно местонахождение запоздавших, обязывались, не ожидая запроса Морконтроля, доводить о том до его сведения. Лица, явившиеся по истечении 3-х дней или разысканные, отправлялись в Морконтроль, который, смотря по обстоятельствам дела, или направлял на иных судах домой, или оставлял их в своем ведении [1, с. 871-873].
Следует, очевидно, указать, что вышерассмотренный декрет был продублирован соовтествующим постановлением правительства УССР 18 января 1922 г. и получил название «Про морський контроль торговельних суден». Это постановление содержало те же основные части, что и декрет «1. Перевiрка особистого складу коли припливають i вщпливають судна. 2. Перепустки на територи портового мюта, перебування на нш i повернення на корабель. 3. Арешт i затримання ошб зi складу корабельно1 команди на територи портового мюта. 4. Неповернення на корабель до його вщходу» [2, с. 39-40].
Первые изменения в дело регулирования статуса и прав иностранных матросов произошли в 1922 г. Так, 27 февраля 1922 г. декретем СНК была измененена редакция примечания к п. 3. декрета «О порядке проверки личного состава иностранных торговых судов, пропуска и пребывания иностранных моряков в портовых городах РСФСР». Теперь она звучала так: «Надлежащие власти РСФСР имеют право производить на судах аресты преступников, когда они совершили преступления полностью или отчасти на берегу, или когда последствия этих преступлений могут вызывать серьезные положения на берегу» [3, с. 386].
21 мая 1922 г. вышло соответствующее постановление СНК УССР «Про змшу редакцп до п 3-го постанови РНК "Про порядок провiрки персонального складу чужоземних торговельних суден, перепуску, та перебування чужоземних морщв в портових мютах УСРР"». Им также было продублированно вышеуказанное постановление СНК РСФСР: «Належш влади УСРР мають право провадити на суднах арешти злочинщв, коли вони не березi вчинили в повнш мiрi проступок, або коли наслщки злочинства можуть викликати значш ускладнення на березЬ> [2]. После чего оно было распространено и на порты Украины.
Следует указать, что в этот период не все иностранные моряки имели одинаковые права на территории СССР. Так, согласно инструкции, управлениям морских торговых портов по выполнению договора между СССР и Германией от 12 октября 1925 г. в части, касающейся мореплавания, указывалось, что «в отношении
44
схода на берег лиц судового экипажа германских судов должен собюдаться тот же порядок, который у нас в этом отношении существует для норвежских и итальянских судов» [4, л. 16-17].
Таким образом, СССР устанавливал режимы наибольшего благоприятствования для моряков стран, заключивших с ним экономические договора.
23 ноября 1926 г. вышло постановление СНК СССР «Правила схода на берег и допущения к пребыванию на берегу лиц судового экипажа иностранных судов, кроме военных, во время стоянки их в портах Союза ССР». Данный документ интересен тем, что продолжал действовать, с определенными изменениями и дополнениями, вплоть до развала СССР. Изменения в него вносились дважды, в 1935 г. [6] и один раз в 1983 г.1
Правилами устанавливалось, что лица судового экипажа иностранных судов, кроме военных, имеют право сходить на берег и пребывать на территории порта и портового города во время стоянки судна в порту СССР по особым пропускам, выдаваемым контрольно-пропускными пунктами, с одновременным предъявлением национального документа (мореходной книжки), который должен был иметь фотографию владельца документа (п. 1).
При этом лицами судового экипажа признавались лица, внесенные в судовую роль.
Пропуски следовало выписывать на судне на основании указанных в ст. 1 национальных документов (мореходных книжек) лиц судового экипажа и выдавать капитану для раздачи под расписку одновременно с возвращением ему национальных документов, представленных по прибытии судна в порт (п. 2).
В случае пребывания лиц судового экипажа иностранных судов на территории портового города в течение более 24 ч., как и ранее, полагалась обязательная прописка их в общем порядке. Саму же прописку следовало производить на основании упомянутых выше пропусков (п. 3).
Снос на берег лицами судового экипажа предметов личного потребления и пронос таких же предметов на судно регулировался Таможенным Уставом СССР и заключенными СССР международными договорами (п. 4).
Во время пребывания на берегу лица судового экипажа иностранного судна, безусловно, обязывались подчиняться всем законам и распоряжениям, действующим на территории СССР (п. 5).
Также устанавливалось, что контрольно-пропускные пункты могли воспрещать дальнейшее пребывание на берегу лицам судового экипажа иностранных судов, получившим пропуска, в случае нарушения этими лицами законов или административных распоряжений.
Перед отходом судна капитан обязан был возвратить контрольно-пропускному пункту все выданные лицам судового экипажа данного судна пропуска. За каждый невозвращенный пропуск капитан, за исключением случаев непредставления пропуска вследствие самовольной неявки лица судового экипажа, должен был уплачивать штраф в размере 10 рублей (п. 5).
1 См. Постановление СНК СССР от 28.06.1935 № 1311 - СЗ СССР, 1935, № 34, ст. 303; Постановление Совмина СССР от 28.01.1983 N 98 - СП СССР, 1983, N 6, ст. 28)
45
О неявке на судно ко времени его отхода лиц судового экипажа, не принадлежащих к числу граждан СССР, капитан обязан был совместно с представителем контрольно-пропускного пункта составить особый акт (п. 7).
Упомянутых в ст. 7 лиц судового экипажа, явившихся в течение трех суток со дня отхода судна, в случае наличия в данном порту консульского представителя государства флага судна или государства, гражданином которого является опоздавший, соответствующие административные органы должны были немедленно направлять к консульскому представителю для принятия мер к отправке этих лиц.
В случае отсутствия в данном порту указанных выше консульских представителей, соответствующими административными органами давался опоздавшим лицам судового экипажа определенный срок для оставления территории СССР.
При явке или обнаружении опоздавшего по истечении трех суток со дня отхода судна, к опоздавшему уже применялись общие правила, касающиеся лиц, прибывающих на территорию СССР без соблюдения установленного для этого порядка (п. 8). Однако правила этой статьи не применялись к лицам экипажа судов под флагом государств, в договорах которых с СССР содержатся постановления, регулирующие изложенные в данной статье случаи [5; 6, с. 564].
Учитывая, что появление членов экипажей иностранных торговых судов в городах СССР было маложелательным для советской власти, 5 апреля 1936 г. было принято постановление об организации в системе Нарковнуторга СССР государственной конторы по торговле в портах «Союзпортторг». В частности, им предписывалось разрешить комисариату внутренней торговли СССР организовать Всесоюзную государственную контору по мелко-оптовой и розничной торговле в портах СССР товарами, необходимыми для советских и иностранных судов и для портовых рабочих» («Союзпортторг»). Одновременно был утвержден и устав данного предприятия [7, с. 325].
Теперь иностранцы могли сделать необходимые покупки не выходя за пределы порта.
Список использованных источников и литературы:
1. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. - М., 1944. - С. 1198.
2. Збiрник постанов i розпоряджень Робiтничо-Селянського Уряду Украши. Ч. 2. 18-20 ачня 1922 року.Укр. 1922
3. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1922 г. - М., 1950. - 1932 с.
4. Государственный архив Одесской области. Фонд Р-1965, оп. 6, д. 36. Постановления, приказы и циркуляры СНК СССР, наркомата труда и рабоче-крестьянской инспекции и путей сообщения. 1926.
5. Постановление СНК СССР от 23 ноября 1926 г. «Правила схода на берег и допущения к пребыванию на берегу лиц судового экипажа иностранных судов, кроме военных, во время стоянки их в портах Союза ССР». URL: http://istmat.info/node/22832 (дата обращения 26.11.2017).
6. Собрание Законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик за 1935 г. - М., 1947. Юридическое издательство НКЮ СССР. - 1033 с.
7. Собрание Законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик за 1936 г. - М., 1946 г. Юридическое издательство НКЮ СССР. - 879 с.
Zmerzly B. Adjusting of being of foreign seamen in ports and cities the USSR in 1920-1930th // Scientific notes of V. I. Vemadsky crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 2. - Р. 43-48.
46
It is in-process indicated that settlement of questions of being of foreign citizens on territory of the USSR for this country always was difficult enough for diverse reasons carrying ideological, economic, social and political character. By basic normative acts, regulative the order of being of foreign seamen in the USSR became: Decree of СНК of RSFSR from October, 6 1921 "About a checking of personnel of foreign trade courts sequence and about admissions and stay of foreign seamen in seaports RSFSR"; on February, 27 1922 of декретем СНК ; on November, 23 1926 the decision of СНК of the USSR of "Rule of tails went out ashore and admitting to the stay ashore persons of ship crew of foreign courts, except soldiery, during the stand of them in ports of Union of SSR", with additions and changes by Decisions of СНК of the USSR from June, 28 1935 № 1311 and is Decision of Council of ministers of the USSR from January, 28 1983 № 98.
Keywords: office workers of foreign trade courts, port, city, decision, rules, decree.
Spisok ispolzovannyih istochnikov i literaturyi:
1.Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy pravitelstva za 1921 g. - M., 1944. - s. 1198.
2. Zblrnik postanov I rozporyadzhen Robltnicho-Selyanskogo Uryadu UkraYini. Ch. 2. 18-20 sIchnya 1922 roku.Ukr. 1922
3. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy pravitelstva za 1922 g. - M., 1950. - 1932 s.
4.Gosudarstvennyiy arhiv Odesskoy oblasti. Fond R-1965, op. 6, d. 36. Postanovleniya, prikazyi i tsirkulyaryi SNK SSSR, narkomata truda i raboche-krestyanskoy inspektsii i putey soobscheniya. 1926.
5.Postanovlenie SNK SSSR ot 23 noyabrya 1926 g. «Pravila shoda na bereg i dopuscheniya k prebyivaniyu na beregu lits sudovogo ekipazha inostrannyih sudov, krome voennyih, vo vremya stoyanki ih v portah Soyuza SSR». URL: http://istmat.info/node/22832 (data obrascheniya 26.11.2017).
6. Sobranie Zakonov i rasporyazheniy Raboche-Krestyanskogo Pravitelstva Soyuza Sovetskih Sotsialisticheskih Respublik za 1935 g. - M., 1947. Yuridicheskoe izdatelstvo NKYu SSSR. - 1033 s.
7. Sobranie Zakonov i rasporyazheniy Raboche-Krestyanskogo Pravitelstva Soyuza Sovetskih Sotsialisticheskih Respublik za 1936 g. - M., 1946 g. Yuridicheskoe izdatelstvo NKYu SSSR. - 879 s.
47