Научная статья на тему 'Реформы управления портами в СССР в 1931-1933 гг'

Реформы управления портами в СССР в 1931-1933 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКИЕ ТОРГОВЫЕ ПОРТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЧЕРНОМОРСКО-АЗОВСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваль А.В.

Статья посвящена изучению эволюции управления портами в Черноморско-Азовском регионе в начале 1930-х гг. Основу проведенной в этот период реформы составили такие нормативные акты как: «Положение о правах и обязанностях начальников морских торговых портов СССР» от 10 апреля 1931 г.; постановление СТО «О морском транспорте» от 14 апреля 1931 г., № 147; 27 января 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли «Положение о Народном комиссариате водного транспорта». Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1932 г. в системе Наркомвода образовано 3 самостоятельных объединения, в том числе и главное управление портового хозяйства. В соответствии с приведенным постановлением, в Черноморском бассейне с 1 января 1933 г. порты объявлялись самостоятельными хозрасчетными единицами с непосредственным подчинением ЦУПОРТУ в Москве. Этими решениями ведение морских торговых портов было передано из Народного комиссариата путей сообщения в новый комиссариат водного транспорта с созданием в нем специального органа для управления портами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы управления портами в СССР в 1931-1933 гг»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 1. - С. 52-59.

УДК 340.15:347.79

РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТАМИ В СССР В 1931-1933 ГГ.

Коваль А. В.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Статья посвящена изучению эволюции управления портами в Черноморско-Азовском регионе в начале 1930-х гг. Основу проведенной в этот период реформы составили такие нормативные акты как: «Положение о правах и обязанностях начальников морских торговых портов СССР» от 10 апреля 1931 г.; постановление СТО «О морском транспорте» от 14 апреля 1931 г., № 147; 27 января 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли «Положение о Народном комиссариате водного транспорта». Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1932 г. в системе Наркомвода образовано 3 самостоятельных объединения, в том числе и главное управление портового хозяйства. В соответствии с приведенным постановлением, в Черноморском бассейне с 1 января 1933 г. порты объявлялись самостоятельными хозрасчетными единицами с непосредственным подчинением ЦУПОРТУ в Москве. Этими решениями ведение морских торговых портов было передано из Народного комиссариата путей сообщения в новый комиссариат - водного транспорта - с созданием в нем специального органа для управления портами.

Ключевые слова: морские торговые порты, организация управления, Черноморско-Азовский регион.

Правовое регулирование деятельности транспортной инфраструктуры является одной из важнейших задач любого государства, для России, с ее огромной территорией, эта проблема особо актуальна. Огромную роль в транспортной инфраструктуре играет речной и морской транспорт, самостоятельное место в котором занимают морские порты. Управление деятельностью торговых портов прошло непростые эволюционные этапы, связанные в первую очередь с задачами, стоящими в то или иное время перед ними. Как известно, изучением проблем правового регулирования деятельности торговых портов в России занимались такие исследователи как Сидорченко В. Ф., Виноградов П. П., Кейлин А. Д., Егоров А. Ю., Смоленцев В. Д., Змерзлый Б. В., Горюнов Б. Ф., Шихнев Ф. М., Никеров П. С. и многие другие [1-11]. Тем не менее проблема эволюции правового регулирования деятельности торговых портов в советский период еще только требует своего изучения.

Создание новой структуры управления морским торговым транспортом вообще и торговыми портами Черноморско-Азовского региона в частности в 1930 г. требовало приведения в соответствие с ней нормативной базы, регулировавшей деятельность торговых портов. Очевидно, исходя из этого, 10 апреля 1931 г. за № 143 СТО СССР было принято «Положение о правах и обязанностях начальников морских торговых портов СССР», которое, кстати говоря, действовало до 1972 г. При этом положение об управлении морскими торговыми портами от 9 февраля 1927 г. отменялось.

Новым документом определялось, что начальник морского торгового порта СССР осуществляет административный надзор за соблюдением установленного порядка на территории порта, а также административный надзор за судами,

52

посещающими порт. Начальник порта назначался НКВТ (п. 1), при этом не него возлагалось:

а) наблюдение за исполнением действующих законов и распоряжений по торговому мореплаванию и портам, принятие мер к предупреждению и пресечению их нарушения и поддержание порядка на территории порта и в портовых водах;

б) регулирование взимания портовых сборов и платы за услуги, оказываемые в портах;

в) выдача судовых документов;

г) расследование аварий и происшествий на морском транспорте;

д) приписка и регистрация судов;

е) выдача разрешений на производство строительных работ на территории и в водах порта (п. 2).

Начальник порта получал право:

а) возбуждать преследование за нарушение законов и распоряжений по торговому мореплаванию и портам;

б) издавать обязательные постановления на основаниях, установленных законом;

в) налагать взыскания за нарушение действующих в порте обязательных постановлений;

г) в случае необходимости принимать меры к предотвращению опасности, грозящей жизни или здоровью людей, портовым сооружениям, судам, грузам и иному имуществу или свободному движению по водам порта, а также к исправлению происшедших повреждений и требовать от стоящих в порте судов, а также находящихся на его территории учреждений, предприятий и лиц немедленного предоставления имеющихся у них для подачи помощи средств, подвижного состава и т. п.;

д) требовать от владельцев приступа в определенный срок к подъему имущества, затонувшего в пределах портовых вод, на фарватерах или вблизи границ порта, если оно представляет препятствие для плавания, а в случае отказа в исполнении этого требования принимать, помимо владельцев, меры к удалению этого имущества;

е) требовать от владельца в определенный срок удаления имущества, находящегося на участках общего пользования, если оно препятствует свободному пользованию этими участками, и в случае неисполнения этого требования удалять это имущество за счет владельца;

ж) сноситься непосредственно с местными исполнительными комитетами и с местными органами всех ведомств (п. 3).

Кроме того, начальнику порта предоставлялось право задерживать суда:

а) впредь до устранения неисправностей, нарушающих правила о судовых документах, состоянии судов, их нагрузке, снабжении и комплектовании;

б) впредь до уплаты:

1) портовых сборов и платы за услуги, оказываемые судам в порту;

2) штрафов за нарушение обязательных постановлений;

з) возмещения за причиненные судами повреждения портовых устройств, сооружений и иного находящегося в порту имущества, а равно обстановки фарватеров;

в) в других случаях, специально указанных в законе (п. 4).

При этом расходы, связанные с задержанием судна (по осмотру, освидетельствованию судна и пр.), возлагались на судовладельца (п. 5). В случае представления соответствующего обеспечения в уплате суммы, причитающейся с судна, последнее подлежит немедленному освобождению от задержания (п. 6).

53

В случае задержки судна вследствие неуплаты возмещения за причиненное им повреждение (п. 3, лит. «б», ст. 4) распоряжение начальника порта о задержании судна было действительно в течение 3 дней. Если в течение этого срока не состоялось постановления суда о наложении на судно ареста, судно подлежало немедленному освобождению (ст. 7).

При задержке судна без законных к тому оснований государство возмещало судовладельцу установленные в судебном порядке убытки, происшедшие от незаконного задержания судна. Иск предъявлялся к начальнику порта, по распоряжению которого судно было задержано (п. 8).

Если начальник порта задержал судно по требованию какого-либо учреждения, предприятия или лица, а суд признал такое задержание незаконным и удовлетворял иск, предъявленный к начальнику порта, начальник порта имел право иска к учреждению, предприятию или лицу, по требованию которого судно было задержано.

Распоряжения начальника порта, отдаваемые в пределах предоставленных ему законом прав, были обязательны для всех учреждений, предприятий и лиц, осуществляющих свою деятельность в пределах порта. При этом порядок передвижения поездов и подвижного состава в пределах территории порта устанавливался подлежащими органами железнодорожного транспорта по соглашению с начальником порта (п. 9).

Начальник порта осуществлял лежащие на нем обязанности в приписных портах и пунктах через подчиненных ему, находящихся в этих портах и пунктах лиц портового надзора (п. 10). Начальнику порта полагалась также печать с изображением государственного герба (п. 11) [11].

Как видно из смысла данного положения, оно в основе своей было согласовано с КТМ 1929 г., а отдельные статьи практически идентичны. Начальник порта получил существенные права и полномочия по управлению вверенного ему предприятия, которые, однако, не были сразу конкретизированы. Конкретизация и детализация этих прав и обязанностей, очевидно, происходила в дальнейшем с помощью различных инструкций и циркуляров и прочих дополнений к действовавшему законодательству, что размывало и усложняло пользование всеми этими нормами, могли встречаться и разночтения.

Последующих нормативно-правовых актов высшей силы, вносивших те или иные изменения в регулирование деятельности портов в изучаемый период, было немного. Среди них следует упомянуть постановление СТО от 26 октября 1934 г. «О дополнении Положения о правах и обязанностях начальников морских торговых портов СССР», которым дополнялось рассмотренное выше положение (пункт «ж»): «2. На начальника порта возлагается: ж). управление лоцманской службой на подходах к порту и в пределах портовых вод» [12, с. 832].

Следующим шагом в деле реформирования управления торгового флота и портов стало принятие 14 апреля 1931 г. за № 147 постановления СТО «О морском транспорте». В нем нашли свое отражение и нормы, касающиеся деятельности морских торговых портов. Так, в частности, указывалось, что управление порта является хозяйственной единицей в составе соответствующего бассейна, имеет свой промфинплан и работает на основе хозяйственного расчета (п. 17).

На начальника порта возлагались эксплуатационные функции по порту и приписанным к нему судам Совторгфлота, руководство строительством, ремонтом и содержанием в исправности портовой территории, сооружений и судов. Административные функции начальника порта остались неизменными и определялись постановлением СТО от 10 апреля 1931 г.

54

Заместителем начальника порта по эксплуатационной части устанавливался морской агент, а помощниками начальника порта - главный инженер порта и капитан порта (п. 18).

Чтобы создать на территории порта единство управления НКВТ, поручалось в месячный срок разработать и представить на утверждение СТО проект организации и управления складским хозяйством, механизацией и погрузочно-разгрузочными работами (п. 19).

В свою очередь, управление бассейном объявлялось хозяйственной единицей, имеющей свой промфинплан и работающей на основе хозяйственного расчета. Оно непосредственно и оперативно руководило деятельностью линейного транзитного флота и осуществляло руководство эксплуатационной деятельностью портов (п. 20).

Утверждалось 6 управлений бассейнами: Черноморское, Каспийское, Балтийское, Тихоокеанское, Северное и Азовское (п. 21).

Признавая неудовлетворительность береговых жилищных условий работников морского транспорта и грузчиков, предписывалось отпустить НКВТ на жилищное строительство 1000000 руб. дополнительно к 9000000 руб., отпущенным по плану финансирования жилищного строительства на 1931 г. (п. 24).

Наркомздравам соответствующих республик и Центральному управлению социального страхования в месячный срок предлагалось разработать мероприятия по улучшению санитарного состояния портов и медицинской помощи на морском транспорте (п. 25) [13, л. 2].

27 января 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли «Положение о Народном комиссариате водного транспорта». На новый наркомат было возложено руководство речным и морским транспортом СССР. В его ведение перешли все судоходные пути СССР, порты и государственный торговый флот СССР.

К предметам ведения Народного комиссариата водного транспорта (далее -НКВТ) были отнесены, кроме прочего, сооружение, содержание и эксплуатация внутренних судоходных и морских путей, а также торговых портов; производство технические и экономические изыскания в целях устройства новых и развития существующих судоходных путей и торговых портов; регулирование водных перевозок и связанных с ними погрузочно-разгрузочных работ и т. д. (п. 2 положения)

Также НКВТ получил право издавать правила, инструкции и распоряжения, регулирующие все стороны управления водным транспортом и его эксплуатации; правила, регулирующие отношения между органами водного транспорта с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными лицами, пользующимися услугами, имуществом и землями водного транспорта - с другой (п. 3).

НКВТ мог издавать обязательные постановления и налагать за их нарушение взыскания в административном порядке применительно к постановлению ЦИК и СНК СССР от 30 мая 1928 г. о порядке издания НКПС обязательных постановлений и о наложении за нарушение их взысканий в административном порядке (С. З. СССР, 1928, N 36, ст. 325) (ст. 4).

НКВТ также получил право с соблюдением установленного порядка организовывать объединения и предприятия, действующие на началах хозрасчета, и утверждать их уставы, согласуя вопрос о капиталах объединений и предприятий с Наркомфином СССР (п. 5).

Во главе НКВТ стоял народный комиссар, при котором состояла коллегия. В составе НКВТ образовывались управления, отделы, секторы и другие самостоятельные части. Внутренняя структура НКВТ в отношении числа, наименования и главнейших задач управлений и других самостоятельных частей

55

устанавливалась НКВТ по соглашению с народным комиссаром РКИ СССР. Положения об указанных управлениях, отделах и частях утверждались наркомом (п. 6).

При НКВТ могли состоять постоянные или временные междуведомственные совещания, комиссии, комитеты и другие органы междуведомственного состава, образуемые и действующие на основе специальных постановлений правительства СССР (п. 8). Организация же местных органов НКВТ определялась самим наркомом (п. 9).

При СНК в союзных республик НКВТ имел своих уполномоченных (п. 10). На них, кроме прочего, возлагался контроль работы всех органов водного транспорта на территории союзной республики, подчиненных НКВТ; право разрешать с последующим доведением до сведения НКВТ относящиеся к водному транспорту вопросы местного значения, согласно специальной инструкции Народного комиссариата водного транспорта (п. 11-12) [14].

С созданием НКВТ реформа управления портами в регионе не была окончена. Так, уже постановлением СНК СССР от 21 ноября 1932 г. в системе Наркомвода образовано 3 самостоятельных объединения: главное управление портового хозяйства, хозрасчетное объединения Внешнеторгового флота и хозрасчетное объединение Каботажного флота.

В соответствии с приведенным постановлением, Черноморский бассейн, объединявший все виды морского хозяйства на Черном море, с 1 января 1933 г. реорганизовывался на следующих началах:

- порты (согласно прилагаемому списку) с 1 января 1933 г. объявлялись самостоятельными хозрасчетными единицами с непосредственным подчинением ЦУПОРТУ в Москве;

- весь буксирно-баржевой флот, равно как и все парусно-моторные суда, числившиеся за Черноморским бассейном, с 1 января 1933 г. передавались соответствующим портам [15, л. 9-10].

Схема обслуживания судов Совторгфлота, Морфлота и Совтанкера в Черном море была выработана такой.

Одесса - агентство Морфлота и Главная инспекция по судоремонту всего флота Черного моря. Агентирование судов Совторгфлота и Совтанкера производилось агентством Морфлота на договорных началах.

В Николаеве размещалось агентство Совторгфлота.

В Херсоне обслуживание судов Совторгфлота, Морфлота и Совтанкера производилось агентством СТФ.

В Евпатории и Феодосии обслуживание судов производились портами, в Севастополе, Ялте, Сухуми и Новороссийске - местными агентствами Морфлота, в Туапсе, Поти, Батуми - агентствами Совторгфлота.

Во всех приписных рейдовых портах обслуживание судов производилось начальниками рейдов по договорам, которые заключались с начальником порта приписки данного приписного рейда. Для обслуживания иностранных судов в Азовском море учреждалось агентство в Керчи и Мариуполе [15, л. 11].

Пункты приписки к основным портам устанавливались такие: Херсон -Скадовск, Хорлы, Станислав; Николаеве - Очаков; Желаторжа - Акмечеть, Бакал, Сарыбулат, Ярылгач; Одесса - Новоселовка, Сычевка; Ялта - Алушта, Алупка, Симеиз, Гурзуф, Мисхор; Феодосия - Судак; Новороссийск - Анапа, Геленджик, Береговая, Архипоосайовка; Туапсе - Даубга, Ново-Михайловка, Сочи, Адлер; Сухуми - Пиденково, Гагры, Гудауты, Очемчиры, Псырцка; Поти - Анакрия [15, л. 12].

56

Что касается берегового буксирного флота, то в одесский порт прикреплялись: буксиры «Сарыч», «Дельфин», «Симеиз», «Гарпун», «Алупка», «Ульянов» и «Лисичанск» (последний переходил после выхода пассажирского катера «Курортный»), баржи № 57, 55, 60, 71, 77, 78, 83, 88, 87, 120, 317, 318, 319, и 21, кроме ранее переданных.

В Новороссийский порт передавались: баржи «И» и «К».

По парусно-моторному флоту к порту Херсона прикреплялись: П/М. С. «Кр. Призрак», «Кодош» № 10, «Идокопаа» № 9, «Кр. Козак», П/М. С. «Джарлипаг» (№ 18).

К порту Одессы прикреплялись: П\М. С. «Кинбурн» (№ 11), «Чауда» (№ 9), «Березань», «Расенет». К порту Евпатории - П/М.С. «Мисхор», (№13), «Ай-Тодор» (№ 16). К порту Севастополя - П/М. С. «Мальвина», «Кучук-Узень» (после закрытия операций передавались Феодосии). К порту Ялты - П/М. С. «Фиолент» и «Кодор». К порту Феодосии - П/М. С. «Л. Хинчук», «Ростов-Дон», «Калмакрия», «Меганом». К порту Сухуми - П/М. С. «Тарханкут», «Херсонес», «Пицунда», «Соук-Су», «Какурия». К порту Поти - П/М. С. «Анакрия» [15, л. 16].

Следует указать, что важную роль в реорганизации управлением портами, как и самих портов, сыграли именно начальники портов. Так, в 1932 г. начальник порта Ялты докладывал заместителю наркома по водному транспорту, что, в связи с разделением имущества Цумпорта и СТФ, по Ялтинскому порту имелось 2 варианта: первый - оставить порт самостоятельным, с подчинением непосредственно Цумпорту, передав все работы в порту, как то: агентирование судов (на договорных началах); складские операции, погрузочно-разгрузочные работы и проч., т. е. оставить порт как есть; со стороны Совторфлота иметь одного представителя контролера в лице старшего диспетчера.

Второй вариант предусматривал ликвидировать управление ялтинского порта, создав в Ялте морское агентство СТФ, приписав Ялту к Феодосийскому порту. Созданная для рассмотрения этого вопроса комиссия (нач. портов Феодосии и Севастополя и др.) остановилась на первом варианте из-за роста пассажирских перевозок порта Ялты (в 1931 г. - 960000 чел., в 1932 г. - более 1 млн чел. и т. д.). По пассажирскому потоку Ялта оказалась четвертым портом в регионе после Ростова, Херсона и Николаева, но по эти портам было учтено и движение по рекам, а не только по морю [15, л. 22].

Меньше вопросов возникало с крупными портами. Так, приказом № 36 по управлению морфлота Черного моря от 15 января 1933 г. одесское морагенство Морского торгового флота по внутреннему плаванию (Морфлота) считалось закончившим организационно-подготовительную работу и открывшим с 16 января 1933 г. свои действия по всем операциям в отношении обслуживания судов Морфлота, Совторгфлота и Совтанкера [16, л. 32].

21 января 1933 г. было утверждено Положение об агентах Морфлота в портах, которым для обслуживания судов Морфлота управления бассейнов Морфлота организовывало свои агентства в портах. Эти агентства стали представителем Морфлота и обязаны были защищать его интересы перед портом и другими организациями [15, л. 39-40]. Вместе с этим был издан и приказ НКВТ № 20 (тоже 21 января 1933 г.) «Об организации агентств Морфлота». Им в связи с организацией Всесоюзного объединения «Совторгфлот» и «Морфлот» и выделением Центрального управления портами для обслуживания судов местным управлениям (бассейнам) Морфлота разрешалось организовать агентства в следующих портах региона: Черморское управление - Одесса, Херсон, Севастополь, Ялта, Феодосия, Новороссийск, Сухуми, Батуми, Азовское управление - Ростов, Таганрог, Бердянск, Керчь [15, л. 60].

57

Таким образом, реформы управления портами 1931-1933 гг. практически перечеркнули все сделанное в 1930 г. и ранее, совершенно изменив подчиненность портов, урегулировав статус управления и порта и его начальника. Вершиной системы управления портов теперь вместо НКПС стал НКВТ. Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1932 г. в системе Наркомвода образовано 3 самостоятельных объединения, в том числе и главное управление портового хозяйства. В соответствии с приведенным постановлением, в Черноморском бассейне с 1 января 1933 г. порты объявлялись самостоятельными хозрасчетными единицами с непосредственным подчинением ЦУПОРТУ в Москве.

Список литературы

1. Под флагом Родины. Очерки Черноморского морского пароходства. - Одесса: Маяк, 1967. -456 с.

2. Сидорченко В. Ф. Капитан морского судна. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. - 307 с.

3. Виноградов П. П., Кейлин А. Д. Морское право. - М.: Водный траспорт, 1939. - 248 с.

4. Кейлин А. Советское морское право. - М.: Водтрансиздат. - 1954.

5. Егоров А. Ю., Смоленцев В. Д. Херсон - первый порт на Черном море: Исторические хроники 1778-2008 годов. - Херсон: Надднипряночка, 2008. - 230 с.

6. Змерзлый Б. В. Правовое регулирование торгового судоходства в Черноморско-Азовском регионе в конце XVIII - начале ХХ в. / Б. В. Змерзлый. - Симферополь: ЧП «Предприятие Феникс», 2014. - 512 с.

7. Горюнов Б. Ф., Шихнев Ф. М., Никеров П. С. Морские порты. - М.: Транспорт, 1970, 448 с.

8. Горюнов Б. Ф. Специализированные пирсы: Учебное пособие. - М.: МИСИ, 1983, 92 с.

9. Горюнов Б.Ф. Специализированные причалы морских портов.- 1968. - 312 с.

10. Горюнов Б. Ф. Специализированные причалы морских портов.- М.: «Транспорт», 1968. -312 с.

11. Шихиев Ф. М., Горюнов Б. Ф. Устройство морских портов. - М., «Транспорт», 1976. - 272 с. 12. Костылев Г. А. Сборник нормативных актов по морскому транспорту. - М.: Транспорт, 1968. -448 с.

13. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистический республик за 1934 г. - М.: «Совесткое законодательство», 1948. -983 с.

14. Областной архив Николаевской области, ф. Р-945, оп. 2, д. 31. Протоколы заседаний бригады по обследованию экспортных организаций Советского торгового флота о подготовленности их к экспертной кампании. 3.06. - 10.06.1931 г. 32 л.

15. С. З. СССР, 1932, № 8, ст. 43а.

16. Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф. Р-1599, оп. 1, д. 134. Приказы и циркуляры Управления Совторгфлота Черного моря. 5.01.1932-3.12.1932 г. 64 л.

17. Там же, ф. Р-1599, оп. 1, д. 145. Приказы НКВТ. Протокол совещания при Управлении Совторгфлота Черного моря о разделении Совторгфлота и Морфлота. 1.01.1933-8.02.1933 г. 79 л.

Koval A. Management reforms by ports in the USSR in 1931-1933 // Scientific notes of V. I. Ver-nadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 1 (67). № 1. - P. 52-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is sanctified to the study of management evolution by ports in the region Black and Azov of seas at the beginning of 1930th Basis conducted in this period of reform made such normative acts as: "Statute about rights and duties of chiefs of marine trade ports of the USSR" from April, 10 1931; on April, 14

1931 for № 147 decisions of Advice of Labour and Defensive "About a marine transport"; on January, 27

1932 Advice of Folk Commissars of the USSR accepted "Statute about the Folk commissariat of water-carriage". By the decision from November, 21 1932 in the system Narcowater 3 independent associations, including main administration of port economy, form. In accordance with the brought decision over, in the black Sea pool from January, 1 1933 ports were declared independent self-supporting units with the direct submission of ZyPORT in Moscow.The conduct of marine trade ports was passed these decisions from the Folk commissariat of ways of report in a new commissariat - water-carriage with creation in him the special organ for a management by ports.

Keywords: marine trade ports, organization of management, region Black and Azov of seas.

Spisok literatury:

58

Koeanb A. B.

1. Pod flagom rodiny. Ocherki chernomorskogo morskogo paroxodstva. - izdatelstvo "Mayak", Odessa, 1967. - 456 s.

2. Sidorchenko V.F. Kapitan morskogo sudna. - Spb.: yurid. centr press, 2001. - 307 s.

3. Vinogradov P.P., Kejlin A.D., pod red.: Solodilov A.P.: Morskoe pravo. izdatelstvo vodnyj trasport. - M., 1939. - 248 s.

4. Aleksandr kejlin. Sovetskoe morskoe pravo. -iz-vo: Vodtransizdat. - 1954 g.

5. Egorov A.YU., Smolencev V.D. Xerson - pervyj port na chernom more: istoricheskie xroniki 1778-2008 godov. - Xerson: Naddnipryanochka, 2008. - 230 s.

6. Zmerzlyj B.V. Pravovoe regulirovanie torgovogo sudoxodstva v chernomorsko-azovskom regione v konce xviii - nachale xx v. - Simferopol: chp «predpriyatie feniks», 2014. - 512 s.

7. Goryunov B. F., Shixnev F. M., Nikerov P. S. Morskie porty. - M.: transport, 1970, 448 s.

8. Goryunov B. F. Specializirovannye pirsy: uchebnoe posobie. - M.: misi, 1983, 92 s.

9. Goryunov B.F. Specializirovannye prichaly morskix portov.- 1968. - 312 s.

10. Specializirovannye prichaly morskix portov. Goryunov B. F. - M., izd-vo «transport», 1968 g. 312 s. Shixiev F. M., Goryunov B. F. Ustrojstvo morskix portov. - M., «transport», 1976. - 272 s.

11. G. A. Kostylev. Sbornik normativnyh aktov po morskomu transportu. - M. : Transport, 1968. - 448 c.

12. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij raboche-krestyanskogo pravitelstva soyuza sovetskix socialisticheskij respublik za 1934 g. m.: «sovestkoe zakonodatelstvo», 1948 g. - 983 s.

13. Oblastnoj arxiv Nikolaevskoj oblasti, f. r-945, op. 2, d. 31. Protokoly zasedanij brigady po obsledovaniyu eksportnyx organizacij sovetskogo torgovogo flota o podgotovlennosti ix k ekspertnoj kampanii. 3.06.10.06.1931 g. 32 l.

14. S.Z. SSSR, 1932, № 8, st. 43a

15. Gosudarstvennyj arxiv Respubliki Krym (GARK), f. r-1599, op. 1, d. 134. Prikazy i cirkulyary upravleniya Sovtorgflota chernogo morya. 5.01.1932-3.12.1932 g. 64 l.

16. Tam zhe, f. r-1599, op. 1, d. 145. prikazy nkvt. protokol soveshhaniya pri upravlenii sovtorgflota chernogo morya o razdelenii sovtorgflota i morflota. 1.01.1933-8.02.1933 g. 79 l.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.