УДК 371.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ
А.Н.Колпакова
ORGANIZATING THE SYSTEM OF ASSESSMENT OF TEENAGER'S PERSONAL QUALITIES DEVELOPMENT EXPERIMENTAL WORK AT SCHOOL
A.N.Kolpakova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
В статье рассматривается проблема формирования личности в контексте современной образовательной парадигмы. Дается ссылка на документы, регламентирующие организацию процесса развития личности учащегося. Даются основные компоненты опытно-экспериментальной программы для образовательного учреждения по оценке развития личностных качеств учащихся в образовательном пространстве.
Ключевые слова: самоактуализация, профессионализм, личность, закон, новые образовательные стандарты, мотивация, социальная компетентность, система, гуманизация
In this paper we describe the problem of personality's formation in the context of modern educational paradigm, give the reference to documents regulating the organization of the process of students' personality development and give the main components of an experimental program for estimating students' personal qualities in educational process.
Keywords: self-actualization, professionalism, personality, law, new educational standards, motivation, social competence, system, humanization
При изучении проблематики образовательных учреждений, выясняется, что в современных условиях обострилась проблема, связанная с формированием у школьников такого поведения, которое специалисты называют аддиктивным, зависимым, рискованным, часто приводящим к саморазрушению. Разрабатываются концепции, программы, занятия, связанные с профилактикой поведения высокой степени риска. Однако при анализе процесса и причин формирования такого поведения оказывается, что «борьба» ведется со следствием, а не с причиной, что существенно осложняет разрешение проблемы. Более того, данная проблематика затрагивает напрямую службу сопровождения образовательного учреждения. Рабочая группа в составе основных специалистов пишет программу сопровождения, разрабатывает занятия, подключает ПДН, КДН, нарколога, социальные службы, включает ребенка в тренинговые занятия. Это большая, серьезная работа, требующая и профессионализма, и времени. Система сопровождения не должна работать исключительно с последствиями несовершенной организации обучения и воспитания, с «педагогическим браком». Недостаточной является и работа с запросом субъектов образовательного процесса. На настоящий момент актуальным является принцип опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько - с самим образованием: его процессами и участниками. (А.И.Филатов). Предполагается, что при смене вектора приложения усилий от детей группы риска и решения их проблем к формированию самоактуализации личности на протяжении всего образовательного процесса и активному сопровождению развития данного феномена ситуация в образовательных учреждениях будет соответствовать тем требованиям и зако-
нодательным актам, которые регламентируют их работу.
В данный момент в России складывается такая ситуация, при которой кризис в экономической и социальной сферах сочетается с процессами демократизации общества и привлечения внимания к человеку как личности. Возрастание меры социальной свободы для активной творческой личности и раскрытие индивидуальности позволяет говорить о необходимости как личностного, так и профессионального развития современного человека в процессе его профессиональной деятельности. В современных условиях нестабильности найти себя как личность и профессионала может только самоактуализирующийся субъект, имеющий активную жизненную позицию как по отношению к внешним условиям жизни, так и к тем внутренним процессам, которые связаны с самосознанием, самопониманием, самоактуализацией и самореализацией.
Внедряемые образовательными учреждениями новые федеральные государственные образовательные стандарты также направлены на это. В частности:
- ориентация не только на знание, но и на опыт личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития,
- направленность на личностный результат, т.е. готовность к саморазвитию и личностному самоопределению,
- предметность и метапредметность результатов, включающих в себя наличие опыта решения проблем и творческой деятельности.
На вопрос рассмотрения личностного формирования обращали внимание ученые еще в середине прошлого века, разрабатывая научные подходы к пониманию развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев), рассматривая идеи твор-
ческого развития и саморазвития личности (Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Сухобская, Н.Ф.Талызина, и др.). В настоящее время, в период роста конкурентноспособности специалиста в любой сфере жизни, проблема становления целостной самоактуализирующейся личности выходит на первый план, что подчеркивается в научной литературе о высшем педагогическом образовании (Ф.Н.Гоноболин, А.А.Деркач, Е.Н.Дмитриева и др).
Система общего и высшего образования в целом в настоящее время реформируется. Правительством РФ еще 3 сентября 2005 года утверждена «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» №1340-р, в обосновании которой подчеркивается особая роль образования в решении задач социально-экономического развития России. Кроме того, именно образование «создает условия для повышения конкурентоспособности личности, обеспечивает профессиональную и кадровую мобильность, формирование кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности» [1]. Как отмечается в литературе, «Поставить в центр личность, перейти к персональному или «штучному» образованию на основе развития эффективных систем. Решение этих и других стратегических задач образования, направленных, прежде всего, на обеспечение роста конкурентоспособности страны и повышение благосостояния ее граждан, связаны с адекватной реакцией системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики» [2].
Наличие реформ общеобразовательной школы, а также обновление содержания образования требуют принципиальных изменений во всей образовательной системе, перемещая актуальные проблемы педагогической психологии в плоскость индивидуально-личностного потенциала учащихся и педагогов. Реформа образования делает акцент на гуманизацию образования, т.е. на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночной экономики. Это в целом отвечает одному из первых требований к содержанию образования, отраженному в статье 14 «Закона об образовании Российской Федерации», - обеспечению самоопределения личности, созданию условий для ее самореализации. [3, с. 106] В принципах же государственной политики в области образования подчеркивается гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности. [3, с. 98] Личность становится активным субъектом профессионального развития и личностного роста.
В период подготовки к переходу ОУ к работе к ФГОС второго поколения тема оценки личностных результатов становится особенно актуальной.
Согласно ФГОС второго поколения, основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
- сформированность основ гражданской идентичности личности;
- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе - готовность к выбору направления профильного образования;
- сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта, достижение личностных результатов не выносится на итоговую аттестацию учащихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
В соответствии с ФГОС ООО, к результатам индивидуальных достижений учащихся, не подлежащим итоговой аттестации, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур.
Оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Как показывают исследования, проведенные Государственным образовательным учреждением «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», одной из основной причин потери интереса к учебе, и, как следствие, неуспешности в данном виде деятельности у школьников, является отсутствие возможности реализовать себя, свои способности и возможности. В худшем случае это приводит молодого человека к болезни, зависимости (искусственной стимуляции радости) или депрессии с последующим самоубийством. Кстати, та же статистика Центра ППМС г. Великого Новгорода констатирует наличие психологического риска депрессии у около 70% старшеклассников. Социально-экономическая картина усугубляет ситуацию: молодежь не только не умеет справляться с трудностями, которые неизбежно встречаются на пути развития личности, но и не имеет мотивации к их преодолению, не видит для себя более или менее определенного будущего. Психическое здоровье школьников подрывают и СМИ. Большинство демонстрируемых фильмов и передач связаны с грядущими катастрофами: потоп, вечная зима, глобальная жара, межпланетная война и т.д. Требуется большая психолого-педагогическая работа с ребенком с целью предотвращения сознания «катастрофы», ее ожидания и бессмысленности существования. Деятельность педагога должна быть направлена на актуализацию способностей и возможностей ребенка, понимание перспективы развития, а вместе с ними и формирование защитных (сохраняющих) механизмов личности.
Однако современная ситуация в образовательном учреждении обусловливает наличие в ней противоречия: акцентирование успешности ребенка через успеваемость, с одной стороны, и необходимость ста-
новления целостной личности, способной к преодолению жизненных трудностей и самореализации, с другой. Можно отметить также наличие мониторинговой системы в образовательном учреждении, которая направлена на выявление негативных сторон личности, определение потенциальных угроз, что, в свою очередь, поддерживает всестороннюю невротизацию участников образовательного процесса и не дает ответа ребенку о его потенциале и возможностях.
Разрешение данного противоречия возможно в том случае, если при сохранении необходимого содержания образовательного процесса и сопутствующих ему мониторинговых мероприятий, будет разработана система оценки качества личностного развития подростка, результаты которой послужат не только процессу оценки качества воспитательной работы ОУ, но и станут опорой подростку при личностной самооценке в процессе преодоления кризиса подросткового возраста, четко определяя его потенциал и поддерживая веру в себя.
Все вышеперечисленное требует решения следующих задач:
- рассмотреть условия личностного развития подростков в образовательном учреждении;
- разработать (создать модель) развития целостной структуры личности всех участников образовательного процесса;
- подобрать и апробировать эффективные методики оценки качества личностного развития подростков в образовательном учреждении;
- описать систему оценки качества личностного развития подростков в ОУ.
Под результатом ОЭР мы понимаем теоретически и практически научно обоснованную и методически описанную систему работы, способствующую формированию психологически здоровой и успешной личности (в рамках школьного образовательного пространства).
Данная проблема и обусловила выбор темы опытно-экспериментальной работы «Система оценки качества личностного развития подростков в парадигме современной модели обучения».
Ее целью является внедрение и отслеживание эффективности системы оценки качества личностного развития подростков в парадигме современной модели обучения. Предметом мы определили процесс личностного развития подростков в парадигме современной модели обучения, а объектом - особенности оценки качества личностного развития подростка в процессе обучения в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность развития целостной здоровой личности в процессе обучения в ОУ зависит от качества системы оценки личностного развития школьника и своевременного понимания ее перспектив. Это может быть достигнуто путем реализации следующих направлений:
- рассмотрения проблемы оценки качества личностного развития подростка в свете требований новых образовательных стандартов, выдвигающих на первый план развитие личностных характеристик обучающихся;
- построения этой работы на основе системно-диагностического анализа качества образовательных результатов и эффективности их использования для повышения инновационно-субъектного и инновационно-методического потенциала школы;
- организации в школе системы ОЭР как инновационной формы диагностико-методической работы;
- планирования и проведения в школе системы тренинговых мероприятий как для педагогов, так и для учащихся с целью создания развивающей среды;
- выделения в организационной структуре методической работы специальной службы, осуществляющей мониторинг личностно-ориентированных достижений и оказывающей помощь в планировании и реализации личностно-ориентированной деятельности участников образовательного процесса;
- проведения системы семинаров для педагогов, направленных на модификацию учебных программ, в парадигме личностно-образующих (творческих) циклов.
В качестве задач опытно-экспериментальной работы мы определили следующие:
1. Анализ литературы по проблеме формирования целостной личности в образовательном пространстве школы и построение теоретической модели личностно-образующей работы в школе;
2. Создание теоретической модели оценки качества личностного развития подростков в образовательном учреждении;
3. Конкретизация теоретической модели с учетом результатов диагностического анализа, уточнение содержания, методов и организационных форм построения процессов личностно-образующей работы;
4. Апробация модели в практике;
5. Систематизация элементов модели для последующей оптимизации личностно-образующей работы в школе;
6. Исследование эффективности реализации представленной системы;
7. Обобщение итогов экспериментальной работы, подготовка материалов для научной и профессионально-общественной экспертизы.
В качестве методов исследования предполагается использовать: анкеты, опрос (интервью), тесты (самоактуализационный тест САМОАЛ и тест-опросник Уортмана, тест «Мотивация достижений», тест ценностных ориентаций Рокича, тест «Социально-психологический климат групп», тест «Ценностные ориентации в семье»), контент-анализ самоотчетов творческой деятельности, включенное и невклю-ченное наблюдение с фиксацией результатов в дневнике наблюдений, констатирующий и формирующий эксперименты, методы математической обработки полученных данных.
В результате реализации проекта мы предполагаем:
- решение проблемы оценки качества воспитательной работы путем использования адекватных методов диагностики;
- повышение мотивации к основной деятельности основных участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);
- отсутствие беспредметных и межличностных конфликтов, препятствующих пониманию учащихся и педагогов;
- снижение уровня эмоционального выгорания педагогов, препятствующего эффективной педагогической деятельности;
- развитие потенциальных способностей, как педагогов, так и учащихся;
- формирование психологически здоровой личности учащегося, готовой к преодолению трудностей и оптимистическому взгляду на жизнь;
- развитие конкурентоспособности школы.
1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Народное образование. 2006. №>1. С. 243-259.
2. Крупнов Ю. Модернизация образования в развитии страны // Народное образование. 2006. №№1. С. 19-20.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Приложение к журналу «Директор школы». 2002. №7. С.97-128.
Bibliography (Transliterated)
1. Koncepcija federal'noj celevoj programmy razvitija obra-zovanija na 2006-2010 gody // Narodnoe obrazovanie. 2006. №1. S. 243-259.
2. Krnpnov Ju. Modernizacija obrazovanija v razvitii strany 11 Narodnoe obrazovanie. 2006. №1. S. 19-20.
3. Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» // Prilozhenie k zhurnalu «Direktor shkoly». 2002. №7. S.97-128.