4. МаслоуА. Мотивация и персонал. N. Y.: Ыагрег&Иош, 1970.
5. Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. А. М. Никитина. М.: ЮНИТИ, 1999.
УДК 378.1
С. Н. Кузьмина, А. П. Долгих
Организация обучающей среды образовательного комплекса на основе использования информационно-коммуникационных технологий
S. N. Kuzmina, А. P. Dolgikh. Organization of a learning environment at the training complex by employing information-communication technologies
Рассмотрены способы организации обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий современного образовательного комплекса. Описаны подходы к организации моделирования образовательной деятельности, а также основные принципы построения моделей. Особое внимание уделено определению компетенций инновационной деятельности преподавателя и особенностям взаимодействия участников образовательной деятельности при использовании элементов дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационная деятельность, инструменты электронного обучения, информационно-коммуникационные технологии, обучающая среда
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
The focus is on how to arrange learning by employing information-communication technologies at the modern training complex. Consideration is given to approaches to organization of educational activity modeling, while describing basic model construction principles. Special attention is given to definition of competences for teacher's innovative activity and specifics in interaction of participants in educational activity while using elements of distance learning.
Keywords: distance learning, innovative activity, e-learning tools, information and communication technologies, learning environment
Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovsky pr., 44, lit. A
Объективная необходимость в постоянном улучшении организации обучения различными способами, одним из которых является усиление самостоятельной работы студентов, обусловливает изменение приоритетов учебного процесса. Одними из основных факторов, определяющих его эффективность, являются информационно-методические обеспечение и поддержка учебного процесса посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Светлана Николаевна Кузьмина — директор института разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент.
Анна Павловна Долгих — заместитель директора института дистанционного образования Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук.
© С. Н. Кузьмина, А. П. Долгих, 2010
Стремительное развитие научно-технического прогресса является основой новаций, внедряемых в различные сферы деятельности. При этом казалось бы незыблемые традиционные системы также подвергаются переосмыслению и требуют внедрения этих достижений. В настоящее время выпускник-специалист учебного заведения должен обладать многими практическими навыками, а также знать и уметь получать необходимую информацию. Образование перестало быть «багажом знаний на всю жизнь». В современных условиях позиционируется «образование через всю жизнь»: чтобы быть успешным, нужно постоянно учиться. Поэтому лишь то учебное заведение будет конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, которое готовит востребованных специалистов.
Подобно гибким технологиям на производстве в вузовской практике должны найти применение «гибкие системы образования», целью которых является не формирование «завершенного специалиста», а развитие в нем способности к постоянному самостоятельному приобретению информации. Однако «гибкие системы образования» требуют и «гибкой педагогики» с такими ее гранями, как отсутствие культа императивных методов воспитания, ориентация на развитие личности, стимулирование творчества и, особенно, творческого мышления, установка на самообразование (тогда как традиционно на первом месте стоит обучение).
Преподаватель — это основное звено учебного процесса, проводник нового, транслятор инновационных знаний, от умений, навыков и способностей которого зависит, как будет организован процесс обучения по конкретной дисциплине, какие знания получат обучающиеся. Именно преподаватель осваивает все новое, «пропускает» это через себя, переосмысливает, чтобы потом донести до своих подопечных. Помочь ему в этом может использование в учебном процессе дистанционных, интерактивных и электронных методов обучения.
При применении дистанционных технологий необходимо знать основы дистанционного образования, которое стало возможным в результате развития информационных и коммуникационных технологий и создания глобальной сети Интернет.
В основе дистанционного образования находится организация обучения с переводом всего материала по дисциплине в электронный вид (лекции, практические занятия, курсовые работы и проекты и т. д.). Кроме того, важны консультации, вебинары, другие виды занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий. К основам дистанционного образования также относится умение составлять тесты, применяя различные системы тестирования. Составление тестов и заданий с использованием инструментов электронного обучения зависит от умений и навыков преподавателя. Если у преподавателя имеются материалы и наработки, то возможно создать интерактивный обучающий ресурс, провести вебинар, форум, т. е. организовать занятие на качественно новом, инновационном уровне.
Дистанционное образование базируется на принципе организации учебного процесса с применением дистанционных (удаленных) технологий. Обучение происходит с использованием различных инструментов электронного общения с преподавателем, что не исключает, однако, и личного общения. Самостоятельное изучение курсов дистанционного образования, объективная оценка знаний с помощью дистанционного тестирования, своевременное выполнение контрольных работ и быстрый ответ преподавателя — все это находится в основе дистанционного образования. В данном процессе задействованы две заинтересованные стороны — преподаватель и студент, которые работают для достижения общих целей — приобретение полноценных знаний, освоение курса и, в итоге, получение высшего образования.
Для поддержания имиджа в современных условиях преподаватели вуза должны знать основы дистанционного образования, уметь использовать полученные знания в учебной деятельности и так же, как во всем мире, действовать по принципу «образование через всю жизнь». При этом важно отметить, что нужно использовать любые предоставляющиеся возможности для приобретения этих знаний, а именно: курсы повышения квалификации для преподавателей, электронные семинары (вебинары), «круглые столы» и семинары по проблемам использования дистанционных технологий и инструментов электронного обучения. Все это позволяет преподавателю получать необходимые практические навыки и быть востребованным.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, отдельных элементов электронного обучения, дистанционное обучение способствуют повышению качества образовательного процесса, выработке навыков работы с информацией и, в конечном итоге, удовлетворенности как обучающего, так и обучаемого.
На современном этапе экономического развития России на предприятиях и организациях наиболее востребованными являются специалисты, имеющие диплом о высшем образовании, а также обладающие дополнительными знаниями. Это продиктовано не только желанием руководства иметь в своем штате широкопрофильных специалистов, но и объективной необходимостью. Так, например, рядовой инженер обязан разбираться в строении и принципах работы оборудования, должен уметь искать возможности повышения эффективности его использования, рассчитывать затраты денежных средств, труда и времени при организации процесса обслуживания или ремонта основных производственных средств. Таким образом, кроме технического образования он должен иметь знания в области управления и экономики.
Обучение в высшей школе по нескольким специальностям одновременно может занять много времени, а сокращенная форма дополнительного образования в виде курсов повышения квалификации, программ переподготовки, получения второго высшего образования поможет ускорить процесс обучения.
Инновационные процессы, определяющие успешное развитие современного общества, в значительной степени влияют на отечественное профессиональное высшее образование. Образовательная сфера должна стать носителем идеологии обновления, создателем необходимых предпосылок инновационных процессов: развитого интеллектуального, творческого, ценностного потенциала общества. Высшая школа может реализовывать свою миссию в инновационном процессе только при условии собственного инновационного обновления, главным участником которого является преподаватель. Поэтому требуется развитие компетенций инновационной деятельности у преподавателя, а также использование инновационных образовательных технологий различных форм обучения в интерактивном режиме, мониторинг и апробация авторских инновационных проектов.
Наиболее важными для развития компетенций инновационной деятельности преподавателя, на наш взгляд, являются такие направления, как:
• актуализация и развитие знаний в области инноватики высшего профессионального образования;
• овладение инновационными педагогическими технологиями и навыками в области научно-исследовательской, научно-методической и управленческой деятельности в вузе;
• развитие профессиональных умений инновационного проектирования в образовании.
В результате реализации перечисленных видов деятельности преподаватель должен ориентироваться в основных направлениях инновационного развития высшей школы и инновационной педагогической деятельности, иметь представления о предпосылках и способах овладения педагогической инноватикой, успешно реализовывать инновационные подходы в научно-педагогической деятельности.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий должно рассматриваться в рамках определенной модели, посредством которой организовано взаимодействие участников образовательной деятельности. Рассмотрим возможные подходы к организации моделирования образовательной деятельности, а также основные принципы построения моделей.
Проблемой моделирования занимаются многие специалисты в различных областях деятельности. Моделирование (от фр. «образец») известно как метод научного исследования, заключающийся в построении и исследовании модели изучаемого объекта. Моделью при этом служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т. е. оригинала. В современной литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения. Моделирование образовательного процесса необходимо для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению его эффективности.
Моделирование выполняется несколькими способами.
1. Простое моделирование не требует больших специальных разработок и проводится путем сравнения тех или иных предметов, явлений с их наглядными аналогами. Как правило, сравнение производится с уже известными моделями.
2. Сложное моделирование требует специального построения на основе всестороннего изучения объекта и выделения признаков. В данной ситуации возможно проведение экспериментов для изучения свойств модели.
3. Схематическое моделирование ограничивается рассмотрением внешних общих признаков объекта изучения, их связей и отношений.
4. Детальное моделирование носит глубокий содержательный характер. Модели такого рода рассматривают все связи и отношения строения и функционирования выделяемых сторон объекта изучения.
Таким образом, под моделированием понимается процесс построения и исследования моделей. По мнению В. А. Штоффа, модель — это «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений» [8]. В. В. Краевский определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования« [9]. Таким образом, определение модели содержит четыре признака:
• модель — мысленно представленная или материально реализуемая система;
• модель отражает объект исследования;
• модель способна замещать объект;
• изучение модели дает новую информацию об объекте.
Построение модели организации образовательной деятельности по нашему мнению должно учитывать следующие условия:
• обеспечение эффективности трансляции и ретрансляции знаний;
• обеспечение организационной эффективности деятельности;
• обеспечение экономической эффективности процесса.
С позиций системного подхода проблема выбора оптимальной модели состоит в выяснении зависимости между методом обучения и структурными компонентами; субъектом и объектом педагогического воздействия; предметом их совместной деятельности и целью обучения. Система при этом представлена как совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Изменение одного из компонентов влечет за собой изменение всех остальных, и система разрушается. Для того чтобы задать систему, необходимо не только выявить ее элементы, но и определить совокупность связей между ними. В данном случае все структурные компоненты такой системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости.
Различные специалисты, изучающие данную проблематику, предлагают использовать в модели пять функциональных компонентов: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский; 5) коммуникативный.
1. Гностический компонент относится к сфере знаний педагога (знание своего предмета, способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также собственной личности и деятельности).
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближайших целей обучения и воспитания (занятие, цикл занятий).
4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент делается на взаимосвязи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических целей.
5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность обучающихся.
В. И. Гинецинский [10] также предлагает модель системного характера, в которой выделяет четыре функциональных компонента: 1) презентативный; 2) ин-сентивный; 3) корректирующий; 4) диагностический.
1. Презентативная функция состоит в изложении учащимися содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.
2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.
3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих обучающихся.
4. Диагностическая функция обеспечивает обратную связь.
Преобладание той или иной функции указывает на то, что реализуется определенный метод обучения. Например, ведущему положению инсентивной функции сопутствует применение проблемного метода.
Разработанная комплексная модель (система) образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий представляет собой структурную взаимосвязь целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов, а именно: обоснованные цели обучения; содержание обучающих программ (информационно-образовательный, деятельностный и оценочно-результативный модули); условия достижения целей; учебная деятельность преподавателя и обучающихся; результаты обучения (см. рис. 1).
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПбАУЭ
Аудиторные виды занятий
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОЬРАШВАНИЯ
"Учебно-методическое обеспечение
Лек I (пи
Практические занятия, семинары
Консультации
Админи- Оптимиза-
стриро- > ции
вание работы
учебного сдо
процесса 1 Г
Электронные курсы
Электронные мазер налы
Открытые ресурсы
Электронная среда
Центры дистанционного обучении
Рис. 1. Комплексная система дистанционного образования в СПбАУЭ
Синтезируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты обучения, целевой компонент данной модели можно определить следующим образом:
• развитие в процессе обучения способностей обучающихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде;
• формирование компонентов информационной культуры, а именно: развитие способностей выделять нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по ее компьютерной обработке и др.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе выполняет следующие функции:
• обучающая функция в рамках аудиторной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
• функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;
• организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения в аудитории и во внеаудиторной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;
• контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция преподавательского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени).
Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
• принцип систематичности обеспечивается использованием информационно-коммуникационных технологий на всех этапах обучения;
• принцип активности и самостоятельности обучающихся предполагает значительную активность студентов на занятиях с использованием информационно-коммуникационных технологий, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
• принцип дифференцированного подхода к обучающимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию и определяет методику работы с различными категориями обучающихся;
• принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебно-методической информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
• принцип авторского участия в учебном процессе заключается в создании и наполнении дисциплины материалами для обучения, презентациями, видеолекциями, авторскими электронными курсами;
• принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием участников образовательного процесса посредством использования, как инструментов электронного обучения, так и традиционных;
• принцип мультимедийного представления учебной информации проявляется в возможности использования таких ресурсов, как файл-сервер с размещенными видеолекциями, видеоконференции, смарт-доски.
Важная составляющая модели — содержание образования, которое в данном контексте понимается как обоснованная, логически упорядоченная научная информация о подлежащем изучению материале. Содержание образования является ядром, вокруг которого «нарастают» методы его освоения, формы организации учебной деятельности, технологии и весь процесс обучения. Включая в образовательный процесс новые технологии, методы, формы, контентное наполнение дисциплины, электронные средства обучения, преподаватель способствует формированию требуемых навыков у обучающихся.
Наличие учебной программы по дисциплине не исключает дальнейшей творческой работы преподавателя по отбору содержания учебных вопросов, изучаемых в данной теме. Этот отбор базируется на дидактических принципах, представленных выше, и включает следующие элементы:
• отбор по принципу генерализации, т. е. концентрация содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которой базируется учебная дисциплина;
• отбор по принципу научной целостности, который означает, что рассматриваемая тема является частью учебной дисциплины;
• отбор по принципу обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины;
• отбор, основанный на использовании современного научного содержания, новых научных достижений, теорий и фактов;
• отбор такого содержания, которое должно соответствовать общим целям подготовки специалистов;
• отбор содержания, доступного для усвоения.
Данный процесс должен идти непрерывно в ходе работы преподавателя над структурой учебной дисциплины. Кроме широко распространенных научно-библиографических изданий преподаватель для отбора содержания темы и его обновления может воспользоваться автоматизированной информационной системой или услугами сетей научно-технической информации (в том числе международных), а также электронными курсами библиотеки и другими открытыми ресурсами.
В основу структурирования содержания учебного материала следует положить системно-структурный подход к деятельности дидактической системы, основанный на достижении конечных целей обучения, т. е. способствующий прочному усвоению тех разделов и тем учебной программы, которые являются наиболее значимыми. Структура этой системы устойчива, так как связи между отдельными ее элементами довольно жестко определены логикой науки и психолого-педагогическими требованиями, предъявляемыми к учебному предмету и технологии обучения в целом.
Структурный анализ учебного материала позволяет выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы, выявить системообразующие связи, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом. Необходимо учитывать влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, на формирование интереса к учению и научного стиля мышления. Анализируя содержание обучения по данной дисциплине, необходимо выделить элементы структуры (разделы, темы, понятия), по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода к практическому применению.
Таким образом, при проектировании содержания образования в рамках разработанной модели были определены требования к его составу и организации, включающие специфические формы взаимодействия участников образовательного процесса.
Предложенная нами модель по своей природе является открытой, построенной с учетом таких понятий как «вариативность образования», «модульность», «индивидуальные подход». Учебная деятельность по инвариантной части содержания программы обеспечивает базовую подготовку, освоение основных, предусмотренных программой понятий. Результатом ее является готовность обучающихся к самостоятельному осуществлению отдельных элементов образовательной деятельности: умение определять учебную задачу и организовать действие по ее достижению, в результате чего учащиеся приобретают углубленные знания по предмету.
Вариативность — качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять обучающимся варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися потребностями и возможностями.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе значительно расширяет учебно-информационное пространство изучаемого предмета, вырабатывает навыки информационной культуры, позволяет активно пользоваться электронными ресурсами в процессе подготовки к занятиям.
Аудиторное занятие хотя и остается основной формой организации учебного процесса, но с учетом специфики информационно-коммуникационных технологий меняется его назначение. Образование должно быть ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, обеспечение максимальной свободы выбора и последующей мобильности личности. Такое образование должно предоставлять каждому обучающемуся возможность строить свою траекторию движения.
Форма обучения — его организационная сторона, предусматривающая структуру построения занятия, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. К традиционным формам обучения относятся: лекция, практическое занятие, групповое обсуждение, семинар и т. п. При использовании информационно-коммуникационных технологий формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и электронных инструментов и средств. Формы становятся более многогранными и ориентируются, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности обучаемых. Им становятся присущи такие свойства как мотивированность, про-блемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: лекция-коллоквиум, лекция-консультация с использованием слайдов и видеороликов, вебинар, форум-семинар, форум-практикум, деловая игра в распределенной аудитории, телеконференция и другие.
Выбор методов обучения, форм работы в аудитории или в электронной среде определяется целями и задачами урока, способностями, навыками и умениями обучающихся, их активностью и самостоятельностью. Среди известных в дидактике методов обучения в данной модели особое место занимают продуктивные методы: дискуссионные группы, форум проектных групп и т. д. Эти методы могут эффективно применяться для распределенных во времени и пространстве групп обучающихся (в так называемых виртуальных классах). Основой этих методов являются телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения. В табл. 1 представлено, как трансформируются и дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Таблица 1
Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных
средств
Традиционные методы обучения Традиционные средства и их дидактические возможности Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИКТ
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия). Ведущее средство — живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют быстро найти нужную информацию
Наглядные: демонстрация макета, приема или операции Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, лабораторная работа, тренинг Учебные задания для практической работы. Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации. Проверка хода и результатов усвоения теоретического и практического учебного материала Компьютерный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов
Таким образом, согласно разработанной модели, организация образовательного процесса представляется как совокупность целенаправленного взаимодействия всех участников процесса, контентного содержания обучения, оснащения и его организации. Занятия конструируются самими преподавателями для отдельной дисциплины для конкретного состава обучающихся с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс обучения.
Перед учебным заведением в настоящее время стоит сложная задача создания открытого, информационного, коммуникативного образовательного пространства, стимулирующего у обучающихся потребность и развивающего способность к самостоятельному овладению знаниями с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Литература:
1. Коньшева А. В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России, 2009. № 11.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.
3. Жураковский В. М., Сазонова З. С. Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм // Высшее образование в России. 2010. № 2.
4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. М.; Рига, 2008.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
6. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / Под ред. В. А. Сла-стенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
7. Управление инновациями в организации: Учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередни-кова, В. А. Якимович. М.: Омега-Л, 2006.
8. Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978.
9. Краевский В. В. Комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. ИДО ТГУ, 2004-2010 (http://ido.tsu.ru).
10. Современные образовательные технологии: Учебное пособие (ГРИФ) / Гинецинский В. И., Головей Л. А. М.: КноРус, 2010.
11. Яковлев Г. В. Условия развития профессиональной компетентности педагога инновационного образовательного учреждения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 4 (4).
УДК 159.2
Т. Г. Кукулите
Методологические принципы изучения психологии развития и возрастной психологии
Т. G. Kukulite. Methodological principles of study of developmental psychology
and age psychology
В статье исследуются методологические основы и принципы психологии для рассмотрения развития личности в онтогенезе, рассматривается теоретическая модель личности с точки зрения активной включенности в общественные отношения системное качество их субъекта (индивида), имеющее трехзвенную структуру (интра-, интер- и ме-таиндивидную его репрезентации), развивающуюся в общении и совместной деятельности и ею опосредствованную.
Ключевые слова: детерминизм, деятельность, методология, личность, научные принципы, развитие, теория
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; e-mail: [email protected]
The paper studies methodological foundations and principles of psychology to examine development of personality in terms of ontogenesis. A theoretical model of personality is viewed from the perspective of active involvement in social relations, a system quality of their subject (individual), which has a three-tier structure (intra-, inter- and meta-individual representation), developing during communication and joint activity while being mediated by the latter.
Keywords: determinism, activity, methodology, personality, scientific principles, development, theory
Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovsky pr., 44, lit. A; e-mail: [email protected]
Татьяна Геннадьевна Кукулите — доцент Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат психологических наук. © Т. Г. Кукулите, 2010