Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-learning
технологий Морозкова Н.А.
Морозкова Наталья Анатольевна /Morozkova Natalia Anatolyevna - кафедра педагогов профессионального обучения и
предметных методик, аспирант Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос применения электронного обучения в процессе подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности. Внедрение в образовательный процесс электронных технологий обучения позволяет подготовить будущих специалистов среднего звена средствами информационно-коммуникативных технологий к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности, обеспечить развитие личности студента. Abstract: this article deals with the issue of using e-learning technologies in the course of preparation of students of vocational educational institutions for independent research activity. Introduction of electronic technologies into the educational process allows to prepare future mid-level specialists for productive independent professional activity and to ensure personal development of students with the use of Information and Communication Technologies.
Ключевые слова: студент среднего профессионального образования, самостоятельная проектировочная деятельность, электронное обучение, система дистанционного обучения.
Keywords: student of secondary professional education, independent design activity, e-learning technologies, system of distance learning.
Современное российское производство испытывает острую нехватку специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, и конкурентно способных молодых людей. Э.Ф. Зеер считает, что в современную эпоху неограниченного ускорения социально-экономического прогресса успешным в построении жизнедеятельности может быть лишь человек, умеющий быстро адаптироваться к смене общественных технологий и условий развития общества. В основе такой адаптации лежит способность к непрерывному приращению знаний и их трансформации в новые, актуальные умения[2]. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года дает установку образовательным профессиональным организациям на подготовку высококвалифицированных специалистов современного уровня. Это предполагает не только разностороннее развитие личности, способной к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, самообразованию и самореализации, но и целый комплекс организационно-педагогических мероприятий. В частности, значительное внимание уделяется электронному обучению.
Правовые аспекты данного условия закреплены в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором говорится:
«Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих... взаимодействие участников образовательного процесса». И здесь же «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
В концепции развития единой информационной образовательной среды (ЕИОС) в Российской Федерации констатируется следующее состояние среднего профессионального образования в сфере информационных технологий: «недостаточное развитие информационно-коммуникационной среды, включая аспекты общего образования и профессионального обучения, приводит к тому, что выпускники не получают достаточной подготовки для работы в современных условиях производства и становятся невостребованными на рынке труда, слабо развиты ресурсы и сервисы информационной среды в целях социализации обучающихся. Предприятия вынуждены сразу же приступать к переобучению таких «специалистов».
Жесткость выводов говорит о серьезных недостатках в системе среднего профессионального образования в части подготовки квалифицированных кадров среднего звена. Это происходит в то время, когда повсеместное внедрение компьютерных технологий в различные сферы деятельности человека становится нормой. И если общеобразовательные учреждения в значительной мере преодолели накопившееся отставание в применении информационно-коммуникативных технологий, то профессиональным образовательным организациям еще только предстоит достижение необходимого уровня.
В концепции развития ЕИОС декларируются следующие пути решения данной проблемы - изменение сути профессионального образования:
- переход к применению и обслуживанию в промышленности, сфере услуг современного высокотехнологичного оборудования;
- активное применение компьютерного моделирования и стимулирования.
О.В. Мизарбекова считает, что данные решения требуют новых подходов к информационной образовательной среде профессионального обучения и профессиональной подготовке [4].
Интенсификация профессионального образования может быть результативной только при условии перехода от информационно-рецептивного усвоения теоретических знаний, узкоспециализированного формирования умений к обобщенному знанию о предметах, средствах, содержании, организации труда. Традиционные предметные и технические средства обучения необходимо использовать в оптимальном сочетании с электронными средствами обучения. Т.Н. Носкова пишет, что «специалист информационного века - это не прежний работник, подучившийся компьютерным технологиям, а специалист, мыслящий по-новому, в опоре на компьютерные средства и технологии, ставящий и решающий новые задачи своей профессиональной деятельности. Это специалист с видоизмененной системой ценностей и мотиваций...» [5].
Внедрение в образовательный процесс электронных технологий обучения позволяет реализовать социальный заказ, обусловленный информатизацией современного общества подготовить будущих специалистов средствами информационно-коммуникативных технологий к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности, обеспечить развитие личности студента. Это включает:
- развитие алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности:
- развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
- формирование информационной культуры студентов.
Постоянно меняющийся мир нуждается в быстрых и относительно дешевых способах генерации и передачи знаний. Электронное обучение - один из тех образовательных инструментов, которые в состоянии решить эту актуальную проблему. Сегодня, несмотря на отсутствие четких формулировок, под е-1еагшвд технологией понимается система электронного обучения, синоним таких понятий, как дистанционное обучение, сетевое обучение, использование информационно-коммуникативных технологий.
Существующие технологии и средства е-1еатт^ технологии позволяют:
- проводить обучение в различных формах, организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- использовать современные средства обучения;
- организовать коллективную работу субъектов обучения.
Включение е-1еатт^ технологии в моделирование действительности обучения представляется нам важным средством в педагогическом процессе. Обучение в таком формате становится интерактивным, а учебный процесс превращается в перманентный.
Таким образом, технологии е-1еагт^ - это обучающая среда, с помощью которой можно индивидуализировать процесс обучения, выбрать темп обучения (при восприятии информации). Применение е-1еатт^ в процессе обучения студентов позволяет говорить о смешанном формате обучения (симбиоз очного и виртуального сценария). Студент может организовать свое самостоятельное обучение посредством персонального компьютера, ноутбука, сотового телефона. А увеличение объема самостоятельной работы студентов позволяет оптимизировать учебный процесс за счет электронных технологий.
По нашему мнению, технологии е-1еагт^ позволяют сделать образовательный процесс:
- удобным и комфортным с точки зрения создания условий для освоения материала;
- персонализированным в плане выбора уровня сложности, времени и объема освоения учебного материала;
- интерактивным, так как можно обучаться посредством синхронного и асинхронного взаимодействия с преподавателем и однокурсниками.
Также можно выделить методы, используемые в педагогическом процессе посредством е-1еатт^ технологий: виртуальная групповая работа - совместная работа обучающихся в группе над определенным заданием, которые самостоятельно или с помощью консультанта устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для ее достижения в виртуальной среде. Примером может послужить дискуссия в синхронном (заранее оговаривается определенное время) или асинхронном формате, проведение опросов, защита выполненных работ перед преподавателем и однокурсниками (посредством голосовой или чат-конференции). Данный метод обучения может стать достаточно адекватным дополнительным ресурсом для усовершенствования организации самостоятельной проектировочной деятельности студента.
Наиболее востребованной в профессиональных образовательных организациях является система дистанционного обучения МооШе, позволяющая повысить уровень освоения учебно-профессиональных дисциплин.
Мизарбекова О.В. считает, что под дистанционным обучением следует понимать обучение, осуществляющееся в условиях, когда не требуется посещение учебного заведения, в котором студент проходит подготовку к будущей профессиональной деятельности [4].
Одним из основных отличий дистанционного обучения от классического является отсутствие прямого контакта преподавателя со студентом. Это в значительной мере осложняет организацию процесса обучения, поскольку обучающийся должен самостоятельно изучать предложенные материалы. Кроме того, дистанционное обучение по практическим дисциплинам вызывает целый ряд вопросов, таких как реальная отработка практических приемов, производственных навыков, необходимых для получения среднего
профессионального образования. Е-1еагт^ (электронное обучение) позволяет решить данную проблему. Электронное обучение подразумевает значительную часть объема учебного плана выполнять в режиме самостоятельной деятельности, как и в дистанционном обучении, но имеет несколько важных преимуществ перед очной формой обучения:
- свободный доступ через сеть Интернета к любым образовательным ресурсам в удобном для студента месте;
-возможность студенту индивидуально составлять продолжительность и последовательность изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, что помогает адаптировать процесс обучения под собственные реальные возможности и образовательные потребности;
- возможность разбить процесс обучения на небольшие информационные блоки и сделать образовательный процесс более гибким;
- студент может определять критерии оценки полученных в процессе обучения знаний.
Для обеспечения индивидуализации обучения и развития у студентов профессиональных образовательных организаций самостоятельной деятельности наиболее подходящей является система дистанционного обучения МооШе. Уровень предоставляемых системой возможностей выдерживает конкуренцию с другими известными коммерческими системами дистанционного обучения. Выгодное, на наш взгляд, отличие системы в том, что она распространяется в открытом исходном коде, а это дает возможность приспособить систему под особенности любого образовательного проекта, при необходимости встроить в нее и новые модули. П.А. Дерягин пишет, что предложенная система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимися, но подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения [1].
Система МооШе предоставляет широкие возможности для коммуникации, она поддерживает обмен файлами любых форматов. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность обсуждать возникшие учебные проблемы как в общем составе, так и в составе отдельной группы. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Система позволяет оценивать сообщения как преподавателями, так и студентами. В чате возможна организация учебного обсуждения проблем в режиме онлайн. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» служат для индивидуальной связи преподавателя и студента: обсуждения индивидуальных учебных проблем, рецензирования учебных работ.
Существенной особенностью МооШе является возможность системы создавать и хранить портфолио каждого студента: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя к этим работам, сообщения в форуме. Преподаватель в состоянии создавать и реализовать в рамках курса любую систему оценивания. Оценки студентов находятся в сводной ведомости. Таким образом, система МооШе представляется нам наиболее удобной в плане индивидуализации обучения для развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций.
Внедрение в образовательный процесс системы МооШе позволяет снять многие возникающие в процессе обучения познавательные трудности, вызвать интерес у студентов к физическим и математическим наукам, показать возможность их изучения новыми, нестандартными методами: решение сложных задач на компьютере, моделирование и наглядность отражения на экране дисплея физических и математических процессов, управления ими процессами.
Следует иметь в виду, что структура занятий с использованием ИКТ отличается от традиционных следующими особенностями:
- предельной четкостью, компактностью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала на каждом этапе занятия;
- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на занятии.
Кроме того, при помощи системы МооШе можно избавиться от многих изъянов и недочетов педагогической деятельности, а именно:
- затруднений, возникающих вследствие неразрешенности проблемных ситуаций из-за таких психических состояний, как стресс, усталость, раздражение, плохое самочувствие;
- недостатков, связанных с использованием однообразных форм проведения занятий, монотонностью общения;
- ошибок, являющихся следствием нарушения норм и правил профессиональной этики [3].
При всех положительных моментах проведения занятий с привлечением системы МооШе нельзя не обращать внимания на тот факт, что чрезмерное увлечение компьютерными технологиями приводит к тому, что студенты начинают стандартно мыслить, говорить штампами; на занятиях им сложно решать задачи без помощи алгоритмов, памяток, схем, а работа по шаблонам ведет к развитию только репродуктивной деятельности. Не надо забывать, что схемы и шаблоны - это только средства, а не панацея от безграмотности. Методы же классического обучения: поисковый, частично-поисковый, проектный - постепенно уходят на второй план. Кроме всего прочего, в случае выхода из строя компьютерной системы занятия просто-напросто теряют смысл.
При переходе на обучение с применением системы МооШе нельзя забывать и о том, что здоровье молодых людей страны далеко не идеально. Именно поэтому необходимо не оставлять без внимания тот факт, что нахождение по 6 - 8 часов за мониторами (причем не считая домашнего многочасового сидения за ПК) крайне
негативно сказывается на психике подрастающего поколения. Это приводит к неадекватному поведению на занятиях, постоянным головным болям, нервным срывам. Отсюда очевиден вывод: применение ИКТ должно быть дозированным, оптимально просчитанным, иметь личностно-ориентированную направленность в рамках учебного процесса.
Обобщая вышеизложенное, подчеркнем: в погоне за совершенствованием процесса обучения и понимая всю меру ответственности за подрастающее поколение, нельзя ни в коем случае игнорировать, а тем более ломать сложившуюся веками систему классического образования, надеясь только на автоматизированный подход и красочность мультимедийных презентаций. Бросаясь из одной крайности в другую, а именно: значительно увеличивая влияние информационных технологий на учебный процесс - необходимо соблюдать баланс между достижениями классического образования и технического прогресса, которыми по праву гордится человечество.
Для профессиональных образовательных организаций принципиально важным является электронно-техническое обеспечение как общеобразовательных, так и специальных дисциплин, обеспечивающих формирование ключевых и профессиональных знаний и навыков студентов. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс влечет за собой изменение в содержании, методах, организационных формах образования и создает возможность повышения качества образования.
Подводя итог сказанному, обобщим: инновационный опыт организации учебного процесса на основе рефлексивной технологии саморазвития человека в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с возможностью эффективного включения в образовательный процесс системы Moodle и, что особенно важно, -созданием условий непрерывного развития ключевых и профессиональных знаний и навыков преподавателей и студентов.
Литература
1. Дерягин П.А. Интернет ресурсы в педагогическом образовании./ Педагогическое образование: современное состояние и основные направления непрерывного педагогического образования: Материалы Международного конгресса, 5-6 октября 2011г. / ЧГПУ: Цицеро, 2012, 288 с.
2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005, 216 с.
3. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993, 192 с.
4. Мирзабекова О.В. Дистанционное обучение физике в системе подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности: дис....д-ра пед. наук. М., 2009, 340 с.
5. Носкова Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация: монография. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2011,178 с.