редколлегий журналов «Теоретическая экономика» и «Мир новой экономики».
Имеет 300 публикаций общим объемом 2500 п. л.
Соруководителем данной научной школы выразил согласие быть академик РАН Н. Я. Петраков — известнейший в стране и за рубежом ученый-экономист, специалист в области экономико-математического моделирования, методов и механизмов ценообразования и рыночного регулирования, заведующий кафедрой экономической политики МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель диссертационного совета ИПР РАН, член редколлегий журналов «Экономика и математические методы», «Недвижимость и инвестиции. Правовые регулирование», «Проблемы прогнозирования» и др. В прошлом работал помощником Генерального секретаря ЦК КПСС по экономическим вопросам, помощником Президента СССР по экономике, избирался депутатом Государственной Думы Федерального собрания РФ первого созыва.
Имеет более 300 публикаций, многие из которых получили широкую международную известность.
Почетными членами научной школы являются акад. Л. И. Абалкин, акад. Р. С. Гринберг, акад. В. В. Ивантер, член-корр. РАН Р. И. Хасбулатов, ректор РЭА, д-р экон. наук В. И. Гришин, ректор ТГУ им. Г. Р. Державина, д-р экон. наук, проф. В. М. Юрьев.
Ядро кадрового состава научной школы составляют коллективы кафедр экономической теории (заведующий кафедрой, проф., д-р экон. наук Л. Г. Чередниченко) и кафедры истории экономической науки (заведующий кафедрой, проф., д-р экон. наук А. С. Квасов) РЭА им. Г. В. Плеханова.
Членами научной школы являются также ведущие специалисты по проблемам современной рыночной системы хозяйствования и формирования новой эко-
номики из различных отечественных вузов, в том | числе А. И. Добрынин (Санкт-Петербург), В. В. Сма- =□ гина (г. Тамбов), Н. Г. Кузнецов (Ростов-на-Дону), т М. В. Попов, В. А. Русановский, Н. В. Манохина (Са- ° ратов), В. И. Бархатов (Челябинск), А. Ш. Хасанова 5 (Казань), В. М. Багинова и В. С. Баженова (Улан-Удэ), ^
H. Н. Мильчакова (Тюмень), Э. И. Мантаева (Элиста), т А. А. Угрюмова (Коломна) и др. Изъявили желание ^ участвовать в работе научной школы и зарубежные и ученые Белоруссии, Польши, Узбекистана, Монголии 5 и других стран. °
В состав научной школы выходят более 30 аспи- ^Е рантов и студентов РЭА им. Г. В. Плеханова. Приветствуется участие аспирантов и студентов из других отечественных и зарубежных вузов.
Научная школа РЭА им. Г. В. Плеханова использует все формы традиционные и инновационные научно-исследовательской, научно-методической и научно-образовательной работы. Как известно, экономические школы призваны не только развернуть научные исследования по актуальным и новым направлениям теоретической и конкретной экономической мысли, но и быстро, а также своевременно публиковать результаты своей работы с тем, чтобы обеспечить их широкое распространение в РФ и, по возможности, за рубежом. Полагаем, что практические результаты и рекомендации чрезвычайно важно доводить до сведения заинтересованных органов и учреждений, а также бизнеса с целью их своевременного внедрения в практику.
Литература
I. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория
(микро-, макроэкономика). СПб.: Питер-Юг, 2010.
Управление качеством образовательного процесса на основе технологий e-learning
E-learning based educational process quality management
УДК 378.147
А. П. Долгих
заместитель директора Института разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр, д. 44, лит. А
A. P. Dolgikh
190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А
В статье проведен анализ возможностей и перспектив внедрения электронного обучения в образовательный процесс. Раскрыта роль e-learning в трансформации современного российского образования. Приведены основные направления повышения качества образовательных услуг на основе технологий e-leaming. Описан практический опыт использования современных ИКТ
в учебном процессе СПбАУЭ. Подробно рассмотрены программы подготовки студентов и преподавателей к работе в электронной среде.
The article presents an analysis of opportunities and perspectives of e-learning introduction into educational process. It explains the role of e-learning in transformation of present-day education in Russia. It describes basic directions of e-learning based education quality improvement. It provides information on practical implementation of modern ICT technologies in educational process in SPbAME. It reviews training programs for students' and teachers' preparation for work in electronic environment.
Ключевые слова: образовательный процесс, дистанционные образовательные технологии, смешанное обучение, инновационные методы обучения, электронное обучение, e-learning
Keywords: educational process, distant learning technologies, mixed education, innovative methods of learning, e-learning
<
со О
со <
<
« К
И
со
я 2 Ш
tQ ю О
Сравнительные объемы увеличения знаний в контексте развития ИКТ (новые проблемы в системе образования)
Удвоение знаний каждые 72 часа к 2010 г
Годы и дни
В настоящее время в России большая часть образовательного контента отстает от создаваемых и используемых технологий на 2-3 поколения. «Возраст» прикладных знаний, доступных студенту, — 10-15 лет
Российская система образования настроена на использование книг
Для работы с мультимедийным контентом нужны новые технологии
Рис. 1. Роль ИКТ в актуальности знаний
По мнению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, нынешнее состояние российского образования является переходным, поэтому одной из задач руководства России является создание современного образования [1], которое должно соответствовать общемировым тенденциям развития общества. Согласно исследованиям Современной гуманитарной академии, к таким тенденциям можно отнести следующие:
• ускорение старения знаний;
• рост числа специальностей/профессий;
• постоянное увеличение спроса на высшее образование со стороны его потребителей — студентов, работодателей, а также общества в целом;
• изменение характера труда: слияние в единое целое процессов труда, получение новых знаний для решения производственных задач и формирования новых знаний;
• экстремальная информатизация всех происходящих в обществе процессов;
• повышение доли человеческого капитала в национальном богатстве [2].
Мощнейшей платформой, которая позволит сделать стремительный скачок нынешнего образования на качественно новый уровень, могут выступать современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Электронное обучение (е-!еагп1пд) как продукт информационного общества и современных технологий, будучи широко распространенным в передовых зарубежных вузах, в Российской Федерации находится на стадии развития.
Внедрение технологий е-!еагп1пд в образовательный процесс позволит решить ряд проблем современного образования и в первую очередь проблему стремительного устаревания современных знаний (рис. 1). В отличие от бумажных и рукописных источников знаний, электронные ресурсы (ЭР) имеют несколько существенных преимуществ:
• более короткий срок создания;
• более быстрое донесение до клиента (студента);
• возможность моментальной актуализации;
• возможность совместного творчества (технологии Web 2.0).
Для создания качественного электронного курса должна быть проделана серьезная предварительная работа, а именно: определена целевая аудитория, параметрами которой будут выступать возраст, имеющееся образование, навыки и знания потенциальных студентов; сделаны выводы относительно того, в изучении каких предметов будет нуждаться обучающийся и каких результатов можно добиться к моменту завершения курса. Если автор электронного курса стремится создать интересный, качественный, востребованный продукт, то следует уделить особое внимание следующим факторам:
• создание интерактивного пространства, позволяющего наиболее эффективно работать с информацией;
• качественно налаженная обратная связь, с помощью которой можно определить прогресс в обучении;
• формирование условий, при которых возможно общение между студентами и преподавателями, а также между самими студентами;
• использование способов повышения мотивации студентов;
• рекомендации по достижению наилучших результатов;
• качественное художественное оформление, гармоничные цветовые решения, присутствие анимации, видео, звуков [3, с. 38-42].
Существует большое количество инструментов электронного обучения, наиболее распространенными из которых являются следующие:
• электронные курсы,
• электронные материалы,
• открытые ресурсы,
Web 1.0
В основном чтение в сети
Опубликованный контент
250 ООО сайтов
А Контент, созданный
пользователями
twl1
ifchÉ* ipp
45 млн пользователей 1996
Web 2.0
Создание содержания и чтение в сети
Совместное создание и коллективное творчество
80 ООО ООО сайтов
Опубликованный / \ контент / \
Контент,
созданный
пользователями
У
ЧТИ1 n4WnпIf fir II щ
Более 1 млрд пользователей 2006
<
Рис. 2. Отличия Web 2.0 от Web 1.0
• файл-сервер,
• тестирование,
• электронная почта,
• форум,
• чат,
• видеоконференции,
• вебинары.
В зависимости от поставленных задач преподаватель может использовать в учебной деятельности тот или иной инструмент обучения (приведенный перечень не является исчерпывающим). Информационно-коммуникационные технологии стремительно развиваются, предоставляя практически каждый день новые технические возможности. При этом не следует пытаться использовать сразу все инструменты электронного обучения. Необходимо определить для конкретной программы обучения (дисциплины) наиболее эффективные и удобные студентам и преподавателю способы организации учебного процесса.
Одним из самых новых и быстро развивающихся инструментов электронного обучения является ве-бинар (от англ. web+seminar) — формат проведения семинаров, тренингов и других мероприятий посредством Интернета. Для участия в вебинаре студент заходит по ссылке, которую получает от преподавателя или сотрудника вуза. Далее в режиме on-line он может слушать преподавателя, смотреть электронные материалы (документы, презентации, файлы), участвовать в опросах, задавать вопросы или отвечать в чате. Вебинар может быть записан и просмотрен позже в любое удобное время.
Помимо известных и достаточно распространенных инструментов электронного обучения в последнее время в среде e-learning часто стали упоминаться технологии Web 2.0. Если раньше пользователь по своей сути являлся пассивным потребителем услуг (читал, смотрел, но сам ничего не создавал, не переделывал), то теперь с приходом технологий Web 2.0 он становится активным участником, «творцом»
создаваемого контента — содержания web-страниц (см. рис. 2).
Таким образом, подход, построенный на базе концепции Web 2.0, подразумевает более активную деятельность пользователей, ориентированных на участие в создании контента ресурса. В процессе развития сервиса учитывается опыт и мнение пользователей данного сервиса, что делает Web 2.0-ресурсы значительно более интерактивными, предоставляющими свободу самовыражения. Наиболее эффективными для учебного процесса инструментами Web 2.0 являются следующие:
1. Блог — веб-сайт, основным содержанием которого являются регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа (так называемый электронный дневник). Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой.
2. Вики — гипертекстовая среда для сбора и структурирования письменных сведений, т. е. on-line-плат-форма, которая позволяет коллективно работать над каким-либо материалом (пользователи могут добавлять, редактировать и обновлять страницы). Если пользователь видит, что в вики-статье что-то написано некорректно, то он может при наличии соответствующего разрешения изменить часть материала, добавить ссылки на ресурсы по теме или написать свои мысли в комментариях. По сути, вики — это веб-сайт с возможностью редактирования материалов пользователями, самым распространенным применением которой является известная в сети Википедия.
3. RSS — один из форматов, используемых для передачи информации по сети, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегатами. Таким образом, пользователю не придется по-
! сещать все необходимые сайты, чтобы посмотреть, i не появилось ли там что-нибудь новое, так как все m обновления будут собраны в одном месте. ° 4. Подкастинг — процесс создания и распростра-5 нения звуковых и видеопередач (т. е. подкастов) во q Всемирной сети. Как правило, подкасты имеют оп-m ределенную тематику и периодичность издания. Для s их прослушивания создано множество программных и продуктов. По сущности подкастинг подобен радио, S но вместо ведущего используется заранее записан° ный материал.
^Е 5. Видеохостинг — веб-сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере.
6. Социальные закладки являются продолжением и логическим развитием идеи закладок в браузере, служащих для сохранения ссылок на страницы, которые пользователь желает посещать впоследствии. Социальные закладки хранятся не на жестком диске машины клиента (как закладки в браузере), а на сервере Интернет.
7. Социальные сети — мощный инструментарий поиска нужных людей [4, с. 8-11].
Таким образом, можно утверждать, что с помощью рассмотренной технологии Web 2.0 преподаватели могут постоянно развивать и совершенствовать электронные курсы, а студенты — создавать и корректировать учебный материал. К основным преимущественным свойствам этих технологий относятся следующие:
• контент создается пользователями;
• ключевые слова присваиваются любому контенту (текст, фото, видео) для сортировки и группирования;
• контент можно получить сначала в виде потока заголовков, с помощью которых делается выбор;
• имеется возможность работы с сервисом с помощью мобильного телефона;
• использование технологий, позволяющих обновлять страницу в браузере не полностью, а только в той части, которую запрашивает пользователь. Интерфейсы, построенные на этой технологии, можно легко персонифицировать;
• для большинства операций пользователю нужен только браузер. Все нужные приложения работают в браузере, а данные хранятся в сети, т. е. не требуется установка дополнительного ПО.
В Санкт-Петербургской академии управления и экономики (СПбАУЭ) продолжается внедрение в учебный процесс таких инструментов электронного обучения, как блоги, вики, социальные закладки. В качестве сервиса интернет-закладок и хранения файлов выбрана платформа «МоеМесто». Внесены ссылки на электронные ресурсы по менеджменту, экономике, финансам, иностранным языкам и т. д. Большой популярностью пользуется вебинар как функциональный, удобный и легкий в использовании инструмент. Кроме того, в СПбАУЭ установлен и успешно функционирует файл-сервер, который предназначен для обмена файлами между преподавателем и студентами. На файл-сервере преподаватель может разместить любые электронные материалы по своей дисциплине, а студенты в любое время могут ими воспользоваться.
Внедрение e-learning в учебный процесс влечет за собой появление новых задач: участники образовательного процесса должны знать о новых возможностях и уметь ими пользоваться. Для этого необходимо разработать и внедрить целостную систему подготовки студентов, преподавателей и сотрудников вуза к
работе в электронной среде. 78
Так, в СПбАУЭ с сентября 2010 г. стартовал новый проект — «Студент в среде е-!еат1пд». Руководство Академии, учитывая возможности и преимущества электронного обучения, оценив все перспективы его развития, приняло решение о необходимости обучения студентов основам е-1еагптд. В связи с этим студенты I курса должны проходить данное обучение, основной целью которого является получение студентами практических знаний о методах и способах смешанного обучения, а также навыков по использованию системы дистанционного обучения (СДО) «НурегМе^оС» как платформы электронного обучения в СПбАУЭ. Приобретенные умения и навыки предоставят широкие возможности для организации эффективной самостоятельной работы студентов.
В рамках дисциплины «Введение в специальность» запланированы две очные встречи студентов с сотрудниками Института разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения. Первая встреча представляет собой установочный тьюториал, в процессе которого студентам рассказывают о возможностях и преимуществах электронного обучения, демонстрируют СДО «НурегМеШоС» и другие инструменты е-1еагптд. Далее в течение месяца студенты должны обучаться самостоятельно посредством СДО «НурегМеШоС». Учебный план по курсу «Студент в среде е-!еат1пд» предполагает изучение соответствующего электронного курса, сдачу тестов (промежуточных и контрольного), выполнение практикумов для получения навыков работы в электронной среде. Преподаватель курса курирует обучение студентов, контролирует выполнение заданий, консультирует по техническим и информационным вопросам. На втором итоговом очном тьюториале подводятся итоги обучения по курсу, и студентам, успешно освоившим программу, вручаются сертификаты.
Концепцией модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности [5].
Для достижения данной цели необходимо повышать роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, а также усиливать ответственность преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации традиционной модели обучения, формирования учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала. Организация эффективной самостоятельной работы студентов, совершенствование процесса обучения и повышение качества подготовки специалистов возможно лишь в условиях функционирования в вузе единой образовательной среды (ЕОС) [6, с. 72-77].
В учебный план любой дисциплины всегда включается время на самостоятельную работу студента, однако на практике оно зачастую используется неэффективно. Именно внедрение элементов электронного обучения в традиционный образовательный процесс (так называемое смешанное обучение) позволяет качественнее организовать самостоятельную
работу студента, более полно используя потенциал данного вида работы. Задача преподавателя при этом заключается в том, чтобы научить студента учиться, активно пользоваться бумажными и электронными источниками, находить и использовать нужную информацию, работать самостоятельно. В современном быстроменяющемся мире знания быстро теряют свою актуальность, поэтому необходимо научить студента эти знания добывать.
Модель смешанного обучения очень востребована современными студентами, большинство из которых стремится устроиться на старших курсах на работу и не имеет возможности посещать все аудиторные занятия. Подобным образом они могут сами запланировать время изучения электронных материалов, посмотреть записи вебинаров и получить необходимые индивидуальные консультации преподавателя.
В СПбАУЭ с 2010/2011 учебного года реализовы-вается проект «Самостоятельная работа студента»: все студенты I курса получили допуск в систему дистанционного обучения «НурегМе^оС», к электронным курсам и тестам, разработанным в Академии. В ближайшее время планируется обеспечить доступ в систему студентов последующих курсов, а также студентов Академии в регионах. Кроме того, будут организованы постоянно действующие электронные консультации студентов посредством форумов СДО «НурегМе^оС».
Сотрудниками Института разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения СПбАУЭ неоднократно проводился мониторинг мнения студентов и преподавателей, работающих в режиме смешанного обучения. В результате было выяснено, что большинство студентов готовы к такого рода обучению, довольны его качеством и поддерживают активное использование инструментов электронного обучения в образовательном процессе. Преподаватели отмечают положительные результаты от использования смешанного обучения, выделяют его неоспоримые преимущества, осознают, что современный вуз не может существовать без е-1еагптд.
При использовании смешанного обучения коренным образом меняется роль современного преподавателя, который становится не только традиционным преподавателем, обладающим компетенциями для очного обучения, но и человеком, знающим образовательный сегмент Интернета, ориентирующимся в педагогических сетевых сообществах, имеющим навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающим педагогические технологии дистанционного обучения, умеющим преподавать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения [7, с. 1-5].
Необходимые современному преподавателю компетенции можно разделить на три основные группы:
• педагогические (педагогические технологии электронного обучения);
• психологические (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения);
• информационные (свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием).
Для обучения преподавателей Академии помимо индивидуальных консультаций сотрудников Института разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения организовано обучение по программам повышения квалификации: «Инновацион-
ная деятельность преподавателя в условиях модерни- | зации российского образования» и «Инновационные =□ методы обучения и технологии e-learning». Программы m обучения предполагают изучение теоретических воп- ° росов, а также получение практических умений и навы- 5 ков по работе в электронной образовательной среде. q Обязательным условием при этом является успешное m внедрение преподавателем элементов электронного s обучения в текущий образовательный процесс. и
Наиболее важными для преподавателя преимущест- S вами при организации учебного процесса с исполь- ° зованием дистанционных образовательных технологии ^Е (ДОТ) являются:
• уменьшение «горловой нагрузки»;
• гибкость в планировании изучения материала и контроля обучения;
• статус «прогрессивного» преподавателя среди студентов и коллег [8].
При организации учебного процесса с использованием ДОТ у преподавателя появляются дополнительные виды работ:
• на этапе проектирования дистанционного обучения: оцифровка учебных материалов, разработка электронных курсов и т. д.;
• на этапе реализации дистанционного обучения: проверка работ (ввод комментариев с клавиатуры), индивидуальное консультирование и т. д [9, с. 16-23].
Если администрация вуза не учитывает данные работы, то это приводит к перегрузке педагога и отсутствию времени на создание качественных ресурсов. Кроме того, возникает проблема недооценки руководством трудозатрат педагогов при использовании ДОТ в учебном процессе и нежелания стимулировать их материальными и нематериальными средствами.
Таким образом, электронное обучение не должно быть самоцелью, новомодной тенденцией, а должно быть гармонично встроено в основную деятельность организации. В Санкт-Петербургской академии управления и экономики электронное обучение уже является неотъемлемой частью учебного процесса. Несмотря на существующие проблемы, при грамотном планировании и серьезной поддержке высшего руководства e-learning позволит Академии сохранить имидж современного инновационного вуза, ориентированного на образование европейского уровня.
Литература
1. Беседа с ведущим программы «Вести недели» телеканала «Россия» Евгением Ревенко накануне 1 сентября 2009 г. URL: http://www.rutv.ru.
2. Карпенко М. П. Когномика. М.: Изд-во СГУ, 2009.
3. Возможности электронного обучения сегодня // E-learning Россия. 2010. № 1 (25).
4. Завдовьева Ю., Поляков О. Обзор Web 2.0-технологий для обучения // Электронный журнал: e-LearningPRO. 2009. № 10.
5. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 1455-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
6. Крюков Д., Васильева И. Автоматизированная система управления учебным процессом вуза // Высшее образование в России. 2008. № 12.
7. Никуличева Н. В. Какими компетенциями должен обладать преподаватель дистанционного обучения и как их сформировать? // Электронный журнал: e-LearningPRO. 2009. № 11.
8. Локтева Е. Мотивация в e-learning // URL: http://www. elearningpro.ru.
9. Никуличева Н. В. Дистанционное обучение — проблемы и решения // E-learning Россия. 2010. № 1 (25).