Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ ЦЕНТРЫ "СИРИУС" / СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ЦЕНТРАХ "СИРИУС" / FEDERAL PROJECT "SUCCESS OF EVERY CHILD" OF THE NATIONAL PROJECT "EDUCATION" / REGIONAL NETWORK CENTERS "SIRIUS" / NETWORK FORMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS / IDENTIFCATION SUPPORT AND DEVELOPMENT OF ABILITIES AND TALENTS IN CHILDREN / TRAINING OF TEACHERS FOR WORK IN THE SIRIUS CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурсалимов Анвар Анасович

В статье описаны особенности деятельности региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Фонда «Талант и успех» образовательного центра «Сириус» (г. Сочи). Анализируются возможности трансфер-технологий для воспроизводства модели развития талантов у детей в регионах России по модели образовательного центра «Сириус». Раскрываются особенности организации образовательной деятельности на базе сетевых региональных ресурсных центров федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Также представлены проблемы правовых оснований создания региональных центров с учетом опыта образовательного фонда «Талант и успех». Анализируется организация деятельности региональных центров в полном проектном цикле: выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, мониторинг и создание инфраструктуры для дальнейшего развития образовательных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи. В статье описано сетевое партнерство с индустриальными и технологическими компаниями в регионах для развития образовательной инфраструктуры, охарактеризована структура управления сетевыми региональными центрами «Сириус», а также создание экспертного совета для поддержки региональных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN REGIONAL CENTRES FOR THE IDENTIFICATION, SUPPORT AND DEVELOPMENT OF TALENTS AND TALENTS OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE, AND OF NETWORK TRAINING OF TEACHERS

The features of the activities of regional centers for identifying, supporting and developing the abilities and talents of children and youth, which are created taking into account the experience of the Talent and Success Foundation of the Sirius Educational Center (Sochi), are analyzed. The possibilities of transfer technologies for reproducing the model of talent development in children in the regions of Russia are analyzed according to the model of the Sirius educational center. The features of the organization of educational activities on the basis of regional network of resource centers of the federal project «Success of every child» of the national project «Education» are revealed. The problems of the legal foundations of creating regional centers are analyzed taking into account the experience of the Talent and Success educational fund. The organization of the activities of regional centers in the full project cycle is analyzed - the identification, support and development of abilities and talents among children and youth, monitoring for further development and the creation of infrastructure for the further development of educational programs for children and youth who have shown outstanding abilities. The network partnership with industrial and technological companies in the regions for the development of educational infrastructure is analyzed. The management structure of the Sirius network of regional centers is characterized, as well as the creation of an expert council to support regional centers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2020. №3

организация образовательной деятельности в региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и особенности сетевой подготовки педагогов

А. А. Мурсалимов

(Институт стратегии развития образования РАО; e-mail: aam_77@mail.ru)

В статье описаны особенности деятельности региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Фонда «Талант и успех» образовательного центра «Сириус» (г. Сочи). Анализируются возможности трансфер-технологий для воспроизводства модели развития талантов у детей в регионах России по модели образовательного центра «Сириус». Раскрываются особенности организации образовательной деятельности на базе сетевых региональных ресурсных центров федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Также представлены проблемы правовых оснований создания региональных центров с учетом опыта образовательного фонда «Талант и успех». Анализируется организация деятельности региональных центров в полном проектном цикле: выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, мониторинг и создание инфраструктуры для дальнейшего развития образовательных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи. В статье описано сетевое партнерство с индустриальными и технологическими компаниями в регионах для развития образовательной инфраструктуры, охарактеризована структура управления сетевыми региональными центрами «Сириус», а также создание экспертного совета для поддержки региональных центров.

Ключевые слова: федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»; региональные сетевые центры «Сириус»; сетевые формы образовательных программ; выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей; подготовка педагогических кадров для работы в центрах «Сириус».

Введение. Формирование в Российской Федерации системы выявления и поддержки талантливых детей осуществляется на основе принципов Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации [7] и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г . , которая утверждена Правительством Российской Федерации [8]. В 2015 г. по инициативе Президента Российской Федерации на базе объектов Зимних Олимпийских игр дан старт уникальному по своей значимости проекту, миссией которого является развитие и поддержка одаренных детей из всех регионов России Проект

реализуется Образовательным центром «Сириус», созданным Образовательным Фондом «Талант и успех» .

Цели и задачи Образовательного центра «Сириус»:

- интегрировать, распространять лучшие практики по развитию таланта, выстроить системную работу с одаренными детьми в рамках страны;

- создать вдохновляющую образовательную среду для одаренных детей в области науки, искусства и спорта;

- развивать интенсивные программы обучения и сопровождения одаренных школьников и студентов;

- поддерживать выпускников, воспитывая в них ответственность за будущее страны и будущее мира [10].

Механизмом трансфер-технологий развития талантов детей по модели образовательного центра «Сириус» является создание Региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей (далее - Региональные центры) . Финансовое обеспечение создания и развития региональных центров осуществляется в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» за счет средств субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом бюджетам субъектов Российской Федерации

Вместе с тем, существующая система организационного, аналитического и методического сопровождения реализации региональных проектов по созданию и развитию Региональных центров сформирована в недостаточном объеме . Вопросы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью таких центров, остаются в большей степени открытыми . Вопросы подготовки педагогических кадров для региональных центров выявления, развития и поддержки талантливых детей также остаются актуальными . Поэтому считаем необходимым проанализировать организационно-педагогические условия развития региональных центров - сетевых партнеров образовательного центра «Сириус»

В соответствии с показателями реализации федерального проекта «успех каждого ребенка», включенного в национальный проект «Образование» [5], к 2024 г. Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» будут функционировать во всех субъектах Российской Федерации . Для этого необходимо создавать соответствующие организационно-педагогические условия

Обзор литературы. Проанализируем организационно-правовые и педагогические условия Региональные центры - сетевые партнеры «Сириуса», создаются в соответствии с поручением Президента

Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [6], в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации [11], а также в целях достижения результата 1 . 8 . «Созданы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»» федерального проекта «успех каждого ребенка», паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 г . № 3) [9].

Образовательная деятельность Региональных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с целью формирования национальной системы выявления и развития молодых талантов Российской Федерации, принципы которой определены: Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г № Пр-827; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р; Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 г. , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г № 326-р

Деятельность сетевых ресурсных региональных центров регулируется «Положением о Региональном центре «Сириус»» Основными целями создания и развития Региональных центров являются: 1) выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития; 2) координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физ-культурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений; 3) разработка и реализация образовательных программ для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности; 4) обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тью-торской и (или) тренерской поддержки; 5) формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных

организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности; 6) проведение исследований, способствующих формированию образовательной политики субъекта российской Федерации в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического, промышленного и пространственного развития субъекта Российской Федерации; 7) информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в субъекте Российской Федерации

Деятельность организуется на основе сетевого принципа и правовой нормы - статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4].

Основными задачами региональных центров «Сириус» на основе принципов сетевого партнерства являются: 1) консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организаторов мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития; 2) реализация мероприятий по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ; 3) разработка, согласование с ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование» и Образовательным Фондом «Талант и успех» и дальнейшая реализация образовательных программ, в том числе в формате интенсивных профильных образовательных программ, с использованием собственной (переданной в управление) инфраструктурой, программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, сетевых форм реализации образовательных программ; 4) взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации: организация на базе индустриальных партнеров стажировок, практик для детей, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования; 5) реализация дополнительных профессиональных программ педагогических и управленческих кадров для работы

с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью; 6) мониторинг лонгитюдного развития детей, данных о достижениях детей, сведения о которых включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, получателях грантов Президента, выпускниках Образовательного центра «Сириус»; 7) мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в субъекте Российской Федерации мер по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития

Организационно-правовые формы создания Регионального центра: 1) как новая организация, так и выделенное структурное подразделение существующей государственной автономной, бюджетной организации, автономной некоммерческой организации, учрежденной с участием субъекта Российской Федерации; 2) по распределенной модели, при которой инфраструктура регионального Центра распределена на несколько площадок, а функционирование осуществляется на основе договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме .

Коллегиальные органы управления Регионального центра включают:

- рабочую проектную группу по созданию и развитию регионального центра;

- попечительский совет регионального центра;

- экспертный совет регионального центра .

Организация образовательных программ для детей происходит а) непосредственно на территории «Сириуса» в очной форме, б) в форме электронного обучения через цифровые электронные сервисы «Сириуса» (Sirius ID), в) в форме выездных проектных сессий дополнительного образования по стандартам «Сириуса» в регионах

Для реализации программ предполагается разработать, утвердить и ввести в действие Стандарт образовательных практик «Сириуса», концептуально, методически раскрывающий основные принципы сетевых программ «Сириуса» . Также предусмотрена организация программ дополнительного образования детей в рамках профильных смен (каникулярные зимние, весенние и летние смены)

Продвижение программ дополнительного образования детей в электронной форме связано с развитием новых технологий: 3-D электронных лабораторий, интерактивных тренажеров, разработкой электронного контента программ дополнительного образования по приоритетным направлениям развития науки и техники . Таким образом, научно-технологическое развитие становится источником обновления содержания образования [1]. Аттестация результатов освоения программ дополнительного образования детей завершается фестивалем образовательных

достижений и подтверждается выдачей сертификата, учитываемого в системе Электронного портфолио компетенций - «Sirius ID» .

Виды реализуемых в региональных центрах «Сириус» образовательных программ:

1) экспериментальные и лабораторные программы в естественных науках (физика, химия, биология, математика, астрономия);

2) инженерно-техническое творчество (аддитивные технологии, электроника, прототипирование, робототехника, космические системы, промышленный дизайн);

3) информационные технологии (программирование на наиболее востребованных языках, Big Data, искусственный интеллект, VR\AR);

4) олимпиадные программы и решение задач повышенной сложности (математика, физика);

5) программы в сфере художественного творчества (архитектура, урбанистика, графический дизайн, декоративная живопись, художественная керамика)

Дети имеют возможность выбирать несколько программ, реализуя свои междисциплинарные интересы, создавая междисициплинар-ные проектные команды и проявляя конвергентное лидерство . Таким образом, подрастающее поколение развивается не только в инженерных естественно-научных технологиях, но и в технологиях управления, технологиях развития человека и общества, финансовых технологиях и технологическом предпринимательстве . При реализации программ используются возможности лабораторий и полигонов Парка науки и искусства «Сириус», а также цифровые сервисы «Сириуса» и 3^-ла-боратории

Результаты освоения программ публично представляются участниками программ на ежегодной Всероссийской конференции «Путь к успеху» [2], на Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов [3], на итоговом научном фестивале, а также результаты будут систематизироваться на платформе ID-Sirius и представляться в электронном портфолио участников программ

В ближайшей временной перспективе в связи с развитием инфраструктуры Имеретинской долины и системы социального партнерства с технологическими партнерами можно реализовывать проектно-ис-следовательские и проектно-предпринимательские программы дополнительного образования школьников и студентов по направлениям Национальной технологической инициативы (НТИ) (Технет, Нейронет, Хелснет, Маринет, Энерджинет, Аэронет, Автонет в рамках реализации дорожных карт направлений НТИ) с использованием потенциала НТЦ «Сириуса» и технико-внедренческой зоны Имеретинской долины

Платформа «Sirius-ID» является, с одной стороны: навигатором по программам дополнительного образования региональных центров

Сириуса, с другой стороны - <^т^-ГО» будет являться личным электронным паспортом компетенций, электронным портфолио детей [12] Именно по результатам программ конструируется электронный паспорт компетенций в личном кабинете участника региональных программ - ГО^т^ . Мягкая сила мотивации к выбору новых просветительских программ и программ дополнительного образования через систему рассылок календаря ГО^т^ способствует «Hfe-long-learmng» детей-участников программ, мотивируя их к выбору интересующей программы и её компетентностных результатов . Постоянное дополнение компетентностных результатов в электронный паспорт способствует развитию наиболее полного профиля компетенций участника Sirius-ГО .

Результаты исследования . Система профессионального развития педагогов региональных центров «Сириус» основана на принципах внутрикорпоративной системы профессионального роста: 1) принцип взаимного обучения сетевых организаций, 2) принцип внутриорганизаци-онных проектно-экспертных обучающих семинаров для региональных педагогических команд, 3) принцип аттестации квалификаций (квалификационный экзамен) Стандарты профессионализма «Сириуса» и Кодекс научной и педагогической этики помогают определять ценностные рамки деятельности и развивать культуру профессионализма педагогов региональных центров Внутренняя мотивация причастности к сообществу с ценностями развития (прогресса) и высоких стандартов имеет не меньшую силу, чем материальная мотивация, основанная на показателях эффективности деятельности

Программы профессионального развития педагогов реализуются в новых организационных формах стажировок, проектных сессий и кейсов-интеракториумов [13]. Кейсы-интеракториумы, стажировки и проектные сессии позволяют развивать у педагогов весь спектр компетенций: методических, проектных, психолого-педагогических, аналитических (организация образовательных программ на основании данных оценки качества)

Модель организации программ дополнительного образования включает:

- социально-политический контур: переговоры и подписание соглашений о сотрудничестве с региональными органами управления, научно-образовательными организациями, технологическими компаниями;

- аналитический-систематизирующий контур: сбор, аналитика и систематизация запросов на программы дополнительного и дополнительного профессионального образования;

- проектировочно-методический и организационно-реализационный контур: разработка программ дополнительного образования

в соответствии с требованиями к структуре, содержанию, результатам и запросам заказчиков программ, реализация программ;

- электронно-сервисный контур: сопровождение электронной регистрации на образовательные программы и просветительские проекты через сервис Sirius ID и электронной фиксации «цифрового следа» участника в форме электронного сертификата по принципу электронного портфолио (См . рис . ) [12].

Проект, обеспечивающий ¡t<conpD вождение электронной навигации программ дополнительного образования и просветительских программ, формирования электронного портфолио компетенций участников программ дополнительного образования СИРИУСА (электронный паспорт компетенций)

_ __In. Ал

Электронный

паспорт

компетенций

Рис. Электронно-сервисный контур реализации образовательных программ региональных центров «Сириус» на платформе Siгius-ID

Целевая категория реализации программ дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования:

- дети и педагоги региональных центров Сириуса, участники сетевых программ дополнительного образования;

- студенты университетов России и мира, участники программ дополнительного образования в форме стажировок (в рамках программы «Развитие кадрового потенциала в сфере науки и технологий» нацпро-екта «Наука» (для российских участников), в рамках Программы экспорта образовательных услуг (для иностранных участников);

- педагоги российских образовательных организаций, повышающие квалификацию в рамках курсов повышения квалификации по освоению эффективных образовательных практик (нацпроект «Образование»);

- начинающие технологические предприниматели, социальные предприниматели в рамках программ дополнительного образования в форме Акселерационных программ, тренинговых программ;

- специалисты и производственные коллективы компаний-резидентов и технологических партнеров в рамках НИ-программ, тренингов развития, модульных программ развития приоритетных компетенций

Обсуждение и заключение. Таким образом, региональные центры становятся новыми субъектами системы образования Российской

Федерации . Вместе с тем вопросы их создания и развития регулируются действующим законодательством Российской Федерации и реализуются на основе принципов организационно-ценностной модели развития региональных центров «Сириус» Перспективы исследования видятся в изучении организационно-педагогических аспектов ведения образовательной деятельности Региональных центров, а также оценки эффективности их деятельности

Литература

1. Басюк В. С., Фиофанова О. А. Научно-технологическое развитие как источник обновления содержания образования . / Вестник Московского университета . Серия 20 . Педагогическое образование . 2017 . № 2. С. 11-19 .

2. Всероссийская конференция «Путь к успеху» . [Электронный ресурс] URL: https://siriusconf. ru (дата обращения: 20. 04.2019).

3 . Всероссийский конкурс научно-технологических проектов . [Электронный ресурс] URL: https://konkurs. sochisirius . ru (дата обращения: 20 04 2019)

4. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по реализации сетевых форм реализации образовательных программ / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г . № АК-2563/05.

5. Национальный проект «Образование» . [Электронный ресурс] URL: https://edu. gov. ru/national-project (дата обращения: 20. 04. 2019).

6. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации . [Электронный ресурс] URL: http://www. kremlin, ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20. 04. 2019).

7 Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию . [Электронный ресурс] URL: http://www. kremlin . ru/acts/ assignments/orders/53425 (дата обращения: 20 04 2019)

8 Президент утвердил Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс] URL: http:// www kremlin ru/events/president/news/14907 (дата обращения: 20 04 2019)

9 Протокол заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроек-там . [Электронный ресурс] URL: http://www. kremlin . ru/acts/assignments/ orders/59037 (дата обращения: 20 04 2019)

10 . Сириус. Образовательный центр . [Электронный ресурс] URL: https://

sochisirius. ru/o-siriuse/obschaja-informatsija (дата обращения: 20 04 2019)

11 . Указ Президента Российской Федерации от 01 . 12. 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» . [Электронный ресурс] URL: http://www. kremlin . ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20. 04. 2019).

12. Фиофанова О. А. Концептуальное мышление о развитии - вызов XXI века управленцу образования . // Ценности и смыслы . 2019 . № 4 (62).

13. Фиофанова О. А. Повышение квалификации педагогов и руководителей: новые модели . // Профессиональное образование . Столица . 2014, № 7 . С. 40-42.

Сведения об авторе

Мурсалимов Анвар Анасович - аспирант Института стратегии развития образования Российской академии образования, руководитель межрегиональных проектов Образовательного центра «Сириус». E-mail: aam_77@mail.ru

organization of educational activities in regional centres for the identification, support and development of talents and talents of children and young people, and of network training of teachers

A . A . Mursalimov

The features of the activities of regional centers for identifying, supporting and developing the abilities and talents of children and youth, which are created taking into account the experience of the Talent and Success Foundation of the Sirius Educational Center (Sochi), are analyzed. The possibilities of transfer technologies for reproducing the model of talent development in children in the regions of Russia are analyzed according to the model of the Sirius educational center. The features of the organization of educational activities on the basis of regional network of resource centers of the federal project «Success of every child» of the national project «Education» are revealed. The problems of the legal foundations of creating regional centers are analyzed taking into account the experience of the Talent and Success educational fund. The organization of the activities of regional centers in the full project cycle is analyzed - the identification, support and development of abilities and talents among children and youth, monitoring for further development and the creation of infrastructure for the further development of educational programs for children and youth who have shown outstanding abilities. The network partnership with industrial and technological companies in the regions for the development of educational infrastructure is analyzed. The management structure of the Sirius network of regional centers is characterized, as well as the creation of an expert council to support regional centers.

Key words: federal project «Success of every child» of the national project «Education»; regional network centers «Sirius»; network forms of educational programs; identification, support and development of abilities and talents in children; training of teachers for work in the Sirius centers.

References

I . Basyuk V . S . , Fiofanova O. A . Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie kak

istochnik obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya [Scientific and technological development as a source of updating of educational content], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20 . Pedagogicheskoe obrazovanie [Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education], 2017. № 2. pp. 11-19.

2. Vserossijskaya konferenciya «Put' k uspekhu» [All-russian Conference «The Way to Success»]. URL: https://siriusconf. ru (Accessed 20.04. 2019)

3. Vserossijskij konkurs nauchno-tekhnologicheskih proektov [All-russian competition on scientific and technological projects], URL: https://konkurs . sochisirius.ru (Accessed 20. 04. 2019)

4. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti po realizacii setevyh form realizacii obrazovatel'nyh program. Prilozhenie k pis'mu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii l' 28. 08.2015 № AK-2563/05. [Methodological recommendations on the organization of educational activities for the implementation of the web-based forms of educational programmes. Annex to the letter dated 28 August 2015 from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation AK-2563/05]

5. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [National education project], URL: https://edu. gov . ru/national-project (Accessed 20. 04. 2019).

6. O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii . [Strategies for the scientific and technological development of the Russian Federation] URL: http://www. kremlin . ru/acts/bank/41449 (Accessed 20 04 2019)

7 Perechen' poruchenij po realizacii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [List of instructions for the implementation of the President's message to the Federal Assembly] URL: http://www kremlin ru/acts/ assignments/orders/53425 (Accessed 20. 04. 2019).

8. Prezident utverdil Koncepciyu obshchenacional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodyh talantov. [The President approved the Concept of a National System for the Identification and Development of Young Talent] URL: http://www . kremlin . ru/events/president/news/14907 (Accessed 20 04 2019)

9 Protokol zasedaniya Soveta po strategicheskomu razvitiyu i nacproektam [Minutes of the Strategic Development and National Projects Board meeting] URL: http://www. kremlin . ru/acts/assignments/orders/59037 (Accessed 20 04 2019)

10 . Sirius . Obrazovatel'nyj centr. [Sirius . Educational Centre] URL: https://

sochisirius ru/o-siriuse/obschaja-informatsija (Accessed 20 04 2019)

II Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01 12 2016 g № 642 «O strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii» . [Decree of the President of the Russian Federation of 01. 12. 2016. 642 «On the strategy of scientific and technological development of the Russian Federation»] URL: http://www. kremlin . ru/acts/bank/41449 (Accessed 20.04. 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Fiofanova O. A . Konceptual'noe myshlenie o razvitii - vyzov XXI veka upravlencu obrazovaniya [Conceptual thinking on development - the challenge of the twenty-first century to education managers], Cennosti i smysly [Values and meanings], 2019 . № 4 (62). 13 . Fiofanova O . A . Povyshenie kvalifikacii pedagogov i rukovoditelej: novye modeli [Development of teachers and managers: new models], Professional'noe obrazovanie. Stolica [Professional Education. Sity]. 2014, № 7. pp.40-42.

About the Author

Mursalimov A. A. - postgraduate student of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Head of Interregional Projects of the «Sirius» Educational Center. E-mail: aam_77@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.