Научная статья на тему 'Организация обращений к высшей власти в царстве Польском в XIX веке'

Организация обращений к высшей власти в царстве Польском в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАЛОБЫ / КОМИССИЯ ПРОШЕНИЙ / ПРОШЕНИЯ / ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ / PETITIONS / APPEALS / APPEAL COMMISSION / KINGDOM OF POLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семёнов А. М.

Данная статья посвящена развитию института обращений жителей и уроженцев царства Польского к власти с 1815 года. Челобитные и прошения для русского населения были традиционной формой взаимосвязи с главой государства. Как жители могли отыскать справедливости у «подножия царского престола», так и правитель мог узнать о проблемах, происходящих в стране. После вхождения царства Польского в состав Российской империи данная практика взаимосвязи императора и подданных стала реализовываться и на данной территории. Рассматриваемое ведомство, носившее разные названия Комиссия прошения, министр статс-секретарь царства Польского, собственная Его Императорского Величества канцелярия по делам царства Польского, на протяжении XIX века реализовывало на практике систему приема и обработки прошений и жалоб, поступающих на имя императора. На основании делопроизводственных и статистических документов фонда 1412 Российского государственного исторического архива был проведен анализ состава просителей, самих прошений и их количества. Рассмотрение прошений требовало от ведомств, осуществляющих их обработку, дополнительных знаний языка и местных законов. Количество ежегодно поступающих ходатайств колебалось от 501 до 803 в год, и большая их часть была связана с финансовой помощью. Институт обращений граждан был важным элементом жизни жителей данного региона, который обеспечивал принцип верховенства монарха в империи. Кроме этого, унификация польского и русского законодательства во всех его аспектах имела важное значение для объединения страны и централизации власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPEALING TO THE TOP-ECHELON AUTHORITIES IN THE KINGDOM OF POLAND IN THE 19TH CENTURY

The article treats the evolution of Polish citizens’ appeals to the top-echelon authorities in 1815. Issuing petitions and appeals was a traditional form of communication between the population of the Russian Empire and the head of state. For Russian citizens this was a chance to seek justice, while for the Sovereign this was a means of finding out about the state of things in his empire. When the Kingdom of Poland became a part of the Russian Empire the tradition of issuing appeals to the emperor was adopted by its citizens as well. In the 19th century, appeals were filled and processed by a department called the Appeal Commission, the state secretary of the Kingdom of Poland, and His Russian Imperial Highness’ Chancellery on Poland. The analysis of statistical and business documents stored in fund 1412 of the Russian State Historical Archive enabled the researcher to investigate the nature of petitioners and their appeals. To process appeals, the officials were expected to know the local language, laws, and traditions. The number of appeals issued annually amounted to 501-803, the majority of appeals were financial. The Appeal Commission played an important role in local people’s lives and secured the Sovereign’s power. The unification of Polish and Russian legal systems was an important asset that enabled the unification of the Empire.

Текст научной работы на тему «Организация обращений к высшей власти в царстве Польском в XIX веке»

УДК 94(438)« 18» А.М. Семёнов

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ К ВЫСШЕЙ ВЛАСТИ В ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ В XIX ВЕКЕ

Данная статья посвящена развитию института обращений жителей и уроженцев царства Польского к власти с 1815 года. Челобитные и прошения для русского населения были традиционной формой взаимосвязи с главой государства. Как жители могли отыскать справедливости у «подножия царского престола», так и правитель мог узнать о проблемах, происходящих в стране. После вхождения царства Польского в состав Российской империи данная практика взаимосвязи императора и подданных стала реализовываться и на данной территории. Рассматриваемое ведомство, носившее разные названия -Комиссия прошения, министр статс-секретарь царства Польского, собственная Его Императорского Величества канцелярия по делам царства Польского, - на протяжении XIX века реализовывало на практике систему приема и обработки прошений и жалоб, поступающих на имя императора. На основании делопроизводственных и статистических документов фонда 1412 Российского государственного исторического архива был проведен анализ состава просителей, самих прошений и их количества. Рассмотрение прошений требовало от ведомств, осуществляющих их обработку, дополнительных знаний языка и местных законов. Количество ежегодно поступающих ходатайств колебалось от 501 до 803 в год, и большая их часть была связана с финансовой помощью. Институт обращений граждан был важным элементом жизни жителей данного региона, который обеспечивал принцип верховенства монарха в империи. Кроме этого, унификация польского и русского законодательства во всех его аспектах имела важное значение для объединения страны и централизации власти.

жалобы, Комиссия прошений, прошения, царство Польское.

Система государственного управления в России насчитывает многовековую историю. Главной ее особенностью является то, что на протяжении большей части времени она формировалась и функционировала в условиях монархической формы правления, что откладывало определенный отпечаток в сознание русского человека: «князь в народном сознании был воплощением справедливости и правды» 1. Подданные искали правды и решения своих насущных вопросов именно у него, в обход административной и законодательной системы.

Появление института обращений граждан в России происходило очень рано. На Руси письма, направленные к князю с какой-либо просьбой, назывались «жалобницы» 2. Позже данная форма обращения к главе государства стала «челобитной». При Иване Грозном в 1550 году был учрежден Челобитный приказ, который принимал все поступающие бумаги от просителей 3. При Петре I создали новую должность рекетмейстера, которая выполняла те же функции. Екатерина II для приема челобитчиков держала трех статс-секретарей. В последующем, уже при Павле, на здании Зимнего дворца появился специальный ящик, в который любой желающий мог опустить

4

свое прошение .

В начале XIX века М.М. Сперанским при подготовке Плана государственных преобразований было высказано предложение об учреждении в Государственном совете особой

1 Кабашов С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2010. С. 56.

2 Семёнов А.М. История формирования Комиссии прошений в России // XX юбилейные Царскосельские чтения : материалы Междунар. науч. конф., 20-21 апр. 2016 г. / под. общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. Т. 1. С. 91.

3 Писарев С.Н. Учреждение по принятию и направлению прошений и жалоб, приносимых на Высочайшее имя. 1810-1910 гг. : ист. очерк. СПб. : Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. С. 5.

4 Лобачева Г.В. Прошения «на высочайшее имя приносимые» как исторический источник изучения монархических настроений россиян // Дом Романовых в истории России : материалы к докл. конф., 19-22 июня 1995 г. / отв. ред. И.Я. Фроянов. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. С. 246.

© Семёнов А.М., 2018

комиссии для приема и рассмотрения прошений, «приносимых на Высочайшее Имя» 5. Спустя два года, 1 января 1810 года, в манифесте об образовании Государственного совета была утверждена новая структура, названная Комиссией прошений 6. Поступающие прошения принимал специальный статс-секретарь 7, внося в Комиссию и распределяя на три категории: 1) жалобы; 2) прошения каких-либо наград или милостей; 3) проекты. Данные архива ведомства показывают нам, что круг поступающих прошений был гораздо шире и включал следующие: об узаконении и усыновлении детей, о перемене и присвоении фамилий, о принятии в русское подданство и увольнении из него, об определении в учебные заведения, о пособиях на воспитание и образование детей, пособиях по случаю постигших бедствий 8.

Таким образом, любой подданный или иностранец мог лично обратиться к императору. Например, 27 января 1810 года иностранка Ева Вестфаль направила жалобу на адъюнкт-профессора Бонге, который, будучи за границей, обольстил ее и увез в Россию, обещая жениться на ней, но спустя несколько лет так и не выполнил своего обещания и отправил ее в «насильственное заключение». Комиссия пришла к заключению, что надо направить запрос московскому обер-полицмейстеру, чтоб он предоставил более подробные сведения о данном

9

случае .

В первое десятилетие работы ведомства ежегодно поступало порядка 6 000 прошений в год. Большую часть из них составляли просьбы о милостях и наградах, на втором месте были жалобы, а на третьем - проекты 10.

Александр I манифестом от 9 мая 1815 года внутригосударственным правовым актом объявил «о присоединении к Империи Российской обширнейшей части Герцогства Варшавского, под наименованием Польского Царства» 11. Несмотря на то, что 25 мая 1815 года Александр I предоставил населению царства Польского конституцию 12, местная система права опиралась на законодательство Герцогства Варшавского и представляла собой правовое пространство, максимально локализованное и практически совершенно изолированное от российской системы права 13. Но так как указом от 6 июня 1815 года было внесено изменение в титул российского императора «Божиею поспешествующею милостию Мы Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский: Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский...» 14, то с этого момента, жители царства Польского могли обращаться в Комиссию прошений уже как подданные, а не иностранцы.

Все подаваемые прошения должны были быть написаны на гербовой бумаге, и это правило было дополнительно отражено в «мнении Государственного Совета» от 6 июля 1834 года, где говорилось, что жители царства Польского должны присылать просьбы на установленной гербовой бумаге. Министру финансов было дано распоряжение снабдить все города царства Польского и Финляндии «достаточным количеством гербовой бумаги, в России употребляемой»

15

В 1835 году Комиссия прошений вышла из состава государственного совета и стала самостоятельным ведомством и находилась в непосредственном ведении государя 16. В утвержденном наставлении статс-секретарю от 18 января 1835 года отдельно говорилось, что прошения, зависящие от рассмотрения главного управления царства Польского, отсылать к

5 Семёнов А.М. История формирования Комиссии прошений в России ... С. 91.

6 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание первое. Т. XXXI. 1810. № 24064. URL : http://nlr.ru/e-res/law r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

7 Там же.

8 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1412.

9 Там же. Ф. 1412. Оп. 252. Д. 25. Л. 39.

10 Семёнов А.М. «Будничные дни» Комиссии прошений в годы правления Александра I // История повседневности. 2017. № 2. С. 26.

11 ПСЗ. Собрание первое. Т. XXXIII. 1815. № 25842. URL : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

12 Польша и Россия в первой трети XIX века. Из истории автономного Королевства Польского 1815-1830 / отв. ред. С.М. Фалькович. М. : Индрик, 2010. С. 77-92.

13 Кодан С.В., Февралёв С.А. Местное право царства Польского: формирование, источники, трансформации (18151917 гг.) // Социодинамика. 2013. № 3. С. 246-295. URL : http://e-notabene.ru/pr/article 468.html (дата обращения: 27.06.2018).

14 ПСЗ. Собрание первое. Т. XXXIII. 1815. № 25875. URL : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

15 ПСЗ. Собрание второе. Т. IX. 1834. № 7255. URL : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

16 Писарев С.Н. Учреждение по принятию и направлению прошений и жалоб ... С. 123.

министру статс-секретарю Царства 17. В конце было написано примечание: «Во всех сих случаях статс-секретарь докладывает Его Императорскому Величеству о таких только обстоятельствах, кои могут заслужить особенное высочайшее внимание» 18. Таким образом, с 1835 года все поступающие в Комиссию прошений от жителей царства Польского бумаги стали переадресовываться в профильный статс-секретариат, который в 1866 году был преобразован в собственную Его Императорского Величества канцелярию по делам царства Польского 19, и со временем жители стали сразу подавать прошения туда. Однажды разбирался такой случай: из департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел поступил запрос в Комиссию прошений по поводу одного прошения от иностранной подданной. А именно, прусская подданная Вероника Домбровская обратилась к императору с прошением о возвращении доходов, полученных с принадлежащего ей в Варшавской губернии имения, конфискованного около 1846 года и возвращенного просительнице. И департамент внутренних сношений указывал, что король прусский поручил своему министру иностранных дел разобраться. Последний ходатайствовал: «С особой заботливостью, пред нашим правительством в пользу помянутой иностранки, покорнейше просит канцелярию статс-секретаря у принятия прошений благоволить в возможной скорости, уведомить оную, поступило ли прошение Домбровской и какое решение последовало». Комиссия прошений дала ответ, что прошения, связанные с царством Польским, разбираются в собственной Его Императорского Величества канцелярии по делам царства Польского 20.

В 1838 году министром статс-секретарем царства Польского был повторно поднят вопрос о правилах написания прошений. 18 августа 1838 года опубликовали указ, что прошения на имя министра статс-секретаря царства Польского и в статс-секретариат этого Царства были подаваемы на гербовой бумаге двухрублевого достоинства 21. Но уже в 1844 году был издан закон «О допущении приема прошений на простой бумаге от жителей Царства Польского, просящихся на службу в учебные войска». Это объяснялось отсутствием в царстве Польском гербовой бумаги

русского клейма, но вместе с тем говорилось, что требуется взыскивать цену гербовой бумаги при

22

подаче прошения .

Ежегодно с 1867-1875 годов от жителей царства Польского поступало в среднем 650 прошений. Самыми многочисленными были те, которые касались финансов: прошение о единовременных пособиях - 302 (дело 185); выдача пенсий - 78, представление средств к воспитанию - 13. Актуальны были: помилование политических преступников - 37; жалобы на распоряжения крестьянских и других местных властей - 107; увольнение из военной службы -20; по претензиям к казне - 17. Стоит отметить, что ежегодно количество подаваемых прошений уменьшалось: если в 1866 году эта цифра составляла 803, то в 1875 - 501 23.

Во время посещения Александром II царства Польского количество подаваемых прошений многократно возрастало. В 1867 году от жителей данной территории на его имя было подано 4 320 ходатайств, в 1868 - 2 026, в 1870 - 1 338, в 1871 - 1 228 24 Практика увеличения количества направляемых прошений к императору при его личном посещении того или иного города была традиционной для того времени 25.

Разнообразное содержание ходатайств требовало различного подхода к их решению: некоторая часть прошений и жалоб - дополнительных справок и сведений, другие же решались в ведомстве, а были и такие обращения, которые сразу попадали во всеподданнейшие доклады. Так, в 1875 году из 501 поступившей жалобы 137 было передано по принадлежности в подлежащие министерства и управления, 364 - разрешено в канцелярии, 206 были внесены во всеподданнейшие доклады 26. В среднем с 1867 по 1875 год по высочайшим докладам пособия предоставлялись 81 лицу ежегодно на общую сумму 12 046 рублей 27. Всего в распоряжении собственной Его Императорского

17 ПСЗ. Собрание второе. Т. X. 1835. № 7772. URL : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

18 Там же.

19 РГИА. Ф. 1412. Оп. 251. Д. 185. Л. 13.

20 Там же. Д. 156. Л. 32, 32 об., 35.

21 ПСЗ. Собрание второе. Т. XII. 1838. № 11477. URL : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

22 Там же. Т. XIX. 1844. № 17913. URL : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

23 РГИА. Ф. 1412. Оп. 251. Д. 185.

24 Там же. Л. 4.

25 Семёнов А.М. Роль Комиссии прошений в коронации Александра II // КЛИО. 2017. № 12 (132). С. 73-77.

26 РГИА. Ф. 1412. Оп. 251. Д. 185.

27 Там же.

Величества канцелярии по делам царства Польского было сосредоточено 150 000 рублей, из этой суммы производились следующие группы выплат: 1) постоянные выдачи в виде негласных пособий и пожизненных пенсий; 2) единовременные пособия по прошениям уроженцев Царства, временно и постоянно проживающих в Санкт-Петербурге; 3) постоянные и единовременные пособия для особых случаев или же по каким-либо чрезвычайным обстоятельствам 28.

После восстания в 1863-1864 годах в царстве Польском начались работы по преобразованию всех частей гражданского управления, со временем планировалось упразднить местные учреждения и подчинить различные части управления непосредственному ведению министерств 29. Одним из итогов этой деятельности стало закрытие 1 сентября 1876 года собственной Его Императорского Величества канцелярии по делам царства Польского с передачей полномочий по работе с обращениями жителей царства Польского в ведение Комиссии прошений

30

В 1876 году в Комиссии было организовано специальное отделение, которое рассматривало только прошения и жалобы от уроженцев и жителей губерний царства Польского. Это было необходимо сделать, так как изначально предполагалось, что теперь резко возрастет число дел, поступающих в ведомство от жителей данного региона. Вместе с тем было очевидно, что для рассмотрения данной группы дел потребуются служащие, которые владели бы польским языком и хорошо знали местные законы. Поэтому из упраздненной канцелярии по делам царства Польского были прикомандированы: один старший чиновник, действительный статский советник Очкин, с содержанием 3 000 рублей и один младший, коллежский асессор, с окладом в 1 000 рублей 31. Затем из-за увеличения поступающих дел было внесено в государственный совет представление об образовании особой экспедиции, но осуществление этого предложения было отложено.

Статс-секретарь Комиссии прошений руководствовался общероссийским порядком подачи прошений, но при этом все распоряжения о выдаче пособий поступали в первое отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, из фонда которой и происходили выплаты 32. С 1 сентября 1876 года по 1 сентября 1877 года таких прошений поступило 8 6 6 33. Помимо этого, 28 октября 1876 года по распоряжению императора при Комиссии был организован фонд малых и экстренных пособий в размере 300 рублей для помощи жителям и уроженцам Царства, которые, прибыв в Санкт-Петербург, попадали в экстремальную ситуацию или остро нуждались в пособии 34. Эти деньги могли высылаться незамедлительно просителям без согласования с другими органами и императором, а исключительно по резолюции статс -секретаря у принятия прошений. С 30 ноября 1876 года по 9 апреля 1878 года было выдано 27 денежных пособий 35. Так, например, 11 июля 1877 года вдове коллежского асессора Екатерине Лашкевич было выдано 50 рублей 36. За этот же период вдова отставного унтер-офицера Алексеева сумела получить пособие два раза: 23 декабря 1876 года и 14 марта 1878 года по 50 и 10 рублей соответственно 37.

В 1876 году был утвержден особый порядок разрешения бумаг, поступающих в канцелярию статс-секретаря у принятия прошений, на Высочайшее имя приносимых по вопросу майоратных земель. Так как таких ходатайств было большое количество и владельцы майоратных земель в губерниях Царства просили разрешения на различные отступления от закона о порядке пользования и наследование таких имений, то все эти прошения сначала отправлялись в министерство финансов, а потом уже на доклад к императору 38. В 1900 году последний разрешил только в 5 случаях отступить от закона о наследовании имущества 39.

28 Там же.

29 Там же. Л. 21.

30 Там же.

31 Там же. Л. 22.

32 Там же Л. 19.

33 РГИА. Ф. 1412. Оп. 251. Д. 186. Л. 1.

34 Там же.

35 Там же. Л. 5-10.

36 Там же. Л. 7.

37 Там же.

38 ПСЗ. Собрание второе. Т. К[. 1876. № 56320. URL : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

39 РГИА. Ф. 1412. Оп. 251. Д. 108. Л. 118.

Всего в промежутке с 1876 по 1881 год от уроженцев и жителей царства Польского поступило 4 041 прошение 40. Большая часть из них, а именно 1 479 ходатайств, касались назначения пенсий и постоянных пособий, из которых было одобрено 785 на сумму 69 390 рублей 41. В одном из таких прошений от 26 декабря 1880 года бывший архивариус упраздненного Апелляционного суда царства Польского Август Мясковский просил об увеличении производящейся ему эмеритальной пенсии. Заключение было следующее: «Комиссия не нашла основания к увеличению Мясковскому эмеритальной пенсии» 42. Были и другие случаи: вдова судьи Апелляционного суда царства Польского Элеонора Коперская просила о назначении ее дочери пожизненной пенсии и поясняла, что самой ей 80 лет, а на попечении у нее больная, не способная к труду дочь, при этом к делу было приложено положительное заключение Варшавского генерал-губернатора 43. В данном случае Комиссия приняла положительное решение и предоставила данную просьбу для доклада императору.

В Комиссию обращались крестьяне, которые просили об отмене наложенных на них штрафов. Так, 5 января 1878 года крестьяне гмины Туросль Ломожинской губернии Антон Цизиорский, Иван Мальчик и Иван Шмонский ходатайствовали об освобождении от уплаты штрафа, наложенного на них за «порубку казенного леса и пастьбу в нем скота». Комиссия прошений пришла к выводу, что данная просьба не имеет оснований для удовлетворения 44.

Множество прошений было связано с просьбами о разрешении возвращения на родину, и просители хотели, чтобы с них были сняты штрафы или наказания за совершенные правонарушения. 8 сентября 1881 года поступило прошение уроженца Колецкой губернии Осипа Новаковского, который ходатайствовал о разрешении возвратиться ему в царство Польское с освобождением от ответственности за совершенные им проступки. Всегда по таким делам

45

следовали отказы .

Были случаи, когда чиновники через подачу прошений хотели продвинуться по карьерной лестнице и просили о присвоении нового чина или награды. Так, 14 июля 1881 года исправляющий должность судьи в бывшем варшавском уголовном суде Франц Квятковский просил о награждении его чином коллежского советника 46. Данные прошения не могли быть рассмотрены, так как они подавались без ведома вышестоящего начальства, а это противоречило правилам рассмотрения прошений. Поэтому люди вновь получали отказы 47.

Одной из важных тем прошений были вопросы помилования. 11 февраля 1882 года поступило письмо от жителя г. Варшавы Маркуса Нотеса и его детей, которые просили о помиловании их матери. Несмотря на трогательный текст прошения, ведомство было непреклонно и сделало заключение, что данное ходатайство стоит оставить без внимания, так как их матерь осуждена недавно. При этом стоит отметить, что определенных правил, которые регламентировали бы сроки, после которых прошение могло быть включено в доклад императору, не существовало и каждое прошение о помиловании осужденных лиц рассматривалось на усмотрение статс-секретаря . Помимо прочего, в журнале работы Комиссии были отражены прошения, связанные с религией. Крестьяне Хлопковского, Гносенского, Константиновского, Пратулинского и Кричевского приходов Седлецкой губернии просили о дозволении им исповедовать римско-католическую веру. Согласно правилам данная просьба была включена в доклад императору.

Таким образом, тематика прошений уроженцев и жителей царства Польского была практически идентична с прошениями, подаваемыми подданными, проживающими на территории всей Российской империи 49.

40 Там же. Д. 184. Л. 46.

41 Там же Л. 40 об.

42 Там же. Оп. 252. Д. 1148. Л. 2.

43 Там же Л. 29.

44 Там же Л. 2.

45 РГИА. Ф. 1412. Оп. 252. Л. 4.

46 Там же. Л. 22.

47 Там же Л. 44 об.

48 Там же Л. 73 об.

49 Веременко В.А. Дворянские семьи второй половины XIX - начала XX в. в поисках «монаршей милости» (по материалам канцелярии Е. И. В. по принятию прошений) // Вестник молодых ученых. Серия «Исторические науки». 2004. № 2. С. 32-43.

На протяжении всего XIX века уроженцам и жителям царства Польского предоставлялась возможность подавать ходатайства на имя императора сначала как иностранцам, а с 1815 года уже как подданным. С включением царства Польского в состав Российской империи ведомства, которые должны были обеспечить данную возможность, носили разные названия: Комиссия прошения, министр статс-секретарь царства Польского, собственная Его Императорского Величества канцелярия по делам царства Польского и затем вновь Комиссия прошений. Данные изменения были продиктованы особенностью законодательной системы на территории царства Польского. После того как в 1860-е годы было принято решение по унификации польского законодательства с российским, с 1876 года все прошения жителей царства Польского стали поступать в Комиссию прошений. Рассмотрение последних требовало от ведомств, осуществляющих их обработку, дополнительных знаний языка и местных законов. Количество ежегодно поступающих прошений колебалось от 501 до 803 в год, и большая их часть была связана с финансовой помощью. Институт обращения граждан - важный элемент жизни жителей данного региона, который обеспечивал принцип верховенства монарха в империи. Кроме этого, унификация польского и русского законодательства во всех его аспектах имела важное значение для объединения страны и централизации власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Веременко, В.А. Дворянские семьи второй половины XIX - начала XX в. в поисках «монаршей милости» (по материалам канцелярии Е. И. В. по принятию прошений) [Текст] // Вестник молодых ученых. Серия «Исторические науки». - 2004. - № 2. - С. 32-43.

2. Кабашов, С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России [Текст] : учеб. пособие. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 312 с.

3. Кодан, С.В. Местное право царства Польского: формирование, источники, трансформации (1815-1917 гг.) [Электронный ресурс] / С.В. Кодан, С.А. Февралёв // Социодинамика. - 2013. - № 3. - С. 246-295. - Режим доступа : http://e-notabene.ru/pr/article_468.html (дата обращения: 27.06.2018).

4. Лобачева, Г.В. Прошения «на высочайшее имя приносимые» как исторический источник изучения монархических настроений россиян [Текст] // Дом Романовых в истории России : материалы к докл. конф., 19-22 июня 1995 г. / отв. ред. И.Я. Фроянов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. - С. 245251.

5. Писарев, С.Н. Учреждение по принятию и направлению прошений и жалоб, приносимых на Высочайшее имя. 1810-1910 гг. [Текст] : ист. очерк. - СПб. : Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. - 221 с.

6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) [Электронный ресурс]. - Собрание первое. - Т. XXXI : 1810. - № 24064. - Режим доступа : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018) ; Т. XXXIII : 1815. - № 25875. - Режим доступа : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018) ; Собрание второе. - Т. IX : 1834. - № 7255. - Режим доступа : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018) ; Т. X : 1835. - № 7772. - Режим доступа : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018) ; Т. XII : 1838. - № 11477. - Режим доступа : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018) ; Т. XIX : 1844. - № 17913. - Режим доступа : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018) ; Т. LI : 1876. - № 56320. - Режим доступа : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 27.06.2018).

7. Польша и Россия в первой трети XIX века. Из истории автономного Королевства Польского 1815-1830 [Текст] / отв. ред. С.М. Фалькович. - М. : Индрик, 2010. - 584 с.

8. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 1412. - Оп. 251. -Д. 108, 156, 184, 185, 186 ; Оп. 252. - Д. 25, 1148.

9. Семёнов, А.М. «Будничные дни» Комиссии прошений в годы правления Александра I [Текст] // История повседневности. - 2017. - № 2. - С. 22-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Семёнов, А.М. История формирования Комиссии прошений в России [Текст] // XX юбилейные Царскосельские чтения : материалы Междунар. науч. конф., 20-21 апр. 2016 г. / под. общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - Т. 1. - С. 91-95.

11. Семёнов, А.М. Роль комиссии прошений в коронации Александра II [Текст] // КЛИО. - 2017. -№ 12 (132). - С. 73-77.

REFERENCES

1. Veremenko, V.A. Dvoryanskie sem'i vtoroj poloviny XIX - nachala XX v. v poiskah "monarshej milosti" (po materialam kancelyarii E. I. V. po prinyatiyu proshenij) [Text] // Vestnik molodyh uchenyh. Seriya "Istoricheskie nauki". - 2004. - N 2. - S. 32-43.

2. Kabashov, S.Yu. Organizaciya raboty s obrashcheniyami grazhdan v istorii Rossii [Text] : ucheb. posobie. - M. : Flinta : Nauka, 2010. - 312 s.

3. Kodan, S.V. Mestnoe pravo carstva Pol'skogo: formirovanie, istochniki, transformacii (1815-1917 gg.) [Electronic resource] / S.V. Kodan, S.A. Fevralyov // Sociodinamika. - 2013. - N 3. - S. 246-295. - Mode of access : http://e-notabene.ru/pr/article_468.html (date of access: 27.06.2018).

4. Lobacheva, G.V. Prosheniya "na vysochajshee imya prinosimye" kak istoricheskij istochnik izucheniya monarhicheskih nastroenij rossiyan [Text] // Dom Romanovyh v istorii Rossii : materialy k dokl. konf., 19-22 iyunya 1995 g. / otv. red. I.Ya. Froyanov. - SPb. : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1995. - S. 245-251.

5. Pisarev, S.N. Uchrezhdenie po prinyatiyu i napravleniyu proshenij i zhalob, prinosimyh na Vysochajshee imya. 1810-1910 gg. [Text] : ist. ocherk. - SPb. : Tov-vo R. Golike i A. Vil'borg, 1909. - 221 s.

6. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii (PSZ) [Electronic resource]. - Sobranie pervoe. - T. XXXI : 1810. - N 24064. - Mode of access : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (date of access: 27.06.2018) ; T. XXXIII : 1815. - N 25875. - Mode of access : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (date of access: 27.06.2018) ; Sobranie vtoroe. - T. IX : 1834. - N 7255. - Mode of access : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (date of access: 27.06.2018) ; T. X : 1835. - N 7772. - Mode of access : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (date of access: 27.06.2018) ; T. XII : 1838. - N 11477. - Mode of access : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (date of access: 27.06.2018) ; T. XIX : 1844. - N 17913. - Mode of access : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (date of access: 27.06.2018) ; T. LI : 1876.

N 56320. - Mode of access : http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (date of access: 27.06.2018).

7. Pol'sha i Rossiya v pervoj treti XIX veka. Iz istorii avtonomnogo Korolevstva Pol'skogo 1815-1830 [Text] / otv. red. S.M. Fal'kovich. - M. : Indrik, 2010. - 584 s.

8. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). - F. 1412. - Op. 251. - D. 108, 156, 184, 185, 186 ; Op. 252. - D. 25, 1148.

9. Semyonov, A.M. "Budnichnye dni" Komissii proshenij v gody pravleniya Aleksandra I [Text] // Istoriya povsednevnosti. - 2017. - N 2. - S. 22-29.

10. Semyonov, A.M. Istoriya formirovaniya Komissii proshenij v Rossii [Text] // XX yubilejnye Carskosel'skie chteniya : materialy Mezhdunar. nauch. konf., 20-21 apr. 2016 g. / pod. obshch. red. prof. V.N. Skvorcova. - SPb. : LGU im. A.S. Pushkina, 2016. - T. 1. - S. 91-95.

11. Semyonov, A.M. Rol' komissii proshenij v koronacii Aleksandra II [Text] // KLIO. - 2017. - N 12 (132). - S. 73-77.

A.M. Semenov

APPEALING TO THE TOP-ECHELON AUTHORITIES IN THE KINGDOM OF POLAND IN THE 19TH CENTURY

The article treats the evolution of Polish citizens' appeals to the top -echelon authorities in 1815. Issuing petitions and appeals was a traditional form of communication between the population of the Russian Empire and the head of state. For Russian citizens this was a chance to seek justice, while for the Sovereign this was a means of finding out about the state of things in his empire. When the Kingdom of Poland became a part of the Russian Empire the tradition of issuing appeals to the emperor was adopted by its citizens as well. In the 19th century, appeals were filled and processed by a department called the Appeal Commission, the state secretary of the Kingdom of Poland, and His Russian Imperial Highness' Chancellery on Poland. The analysis of stati stical and business documents stored in fund 1412 of the Russian State Historical Archive enabled the researcher to investigate the nature of petitioners and their appeals. To process appeals, the officials were expected to know the local language, laws, and traditions. The number of appeals issued annually amounted to 501 -803, the majority of appeals were financial. The Appeal Commission played an important role in local people's lives and secured the Sovereign's power. The unification of Polish and Russia n legal systems was an important asset that enabled the unification of the Empire.

petitions, appeals, Appeal Commission, Kingdom of Poland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.