УДК 94(47).072:32
ГРНТИ 03.23: История России
А.М. Семёнов
«Будничные дни» Комиссии прошений в годы правления Александра I
Статья посвящена процессу подачи и рассмотрения прошений в Комиссии прошений в период правления Александра I. На основании архивных документов фонда 1412 Российского государственного исторического архива и Полного свода законов Российской империи проанализированы изменения в процессе обращений подданных к императору; выявлена роль Комиссии прошений в судебной системе России в начале XIX в. и характер взаимоотношений Комиссии прошений с императором; изучен делопроизводственный процесс учреждения; рассмотрен сословный состав просителей. В отличие от предшествующих периодов, процесс написания, подачи и рассмотрения прошений становится более регламентированным и доступным для подданных Российской империи.
Ключевые слова: Комиссия прошений, государственное управление, прошения и жалобы, первая половина XIX в., Александр I.
A.M. Semenov
«Common days» of the Committee of Petitions during the reign of Alexander I
This article is devoted to the process of petitions and the way of their consideration by the Committee of Petitions during the reign of Alexander I. Changes in the process of petitions given to the Emperor were analyzed according to the archive documents of the fund 1412 of the Russian state historical archives and the complete set of laws of the Russian Empire; the role of the Committee of Petitions in judicial system of Russia at the beginning of XIX century and it's nature of the relationship with the Emperor was determined; the record keeping process of the institution was studied; the class content of petitioners was examined. The process of writing, submission and consideration of petitions becomes more regulated and accessible for the citizens of the Russian empire in contrast to the previous periods.
Key words: the Committee of Petitions, state management, petitions and complaints, first half of the XIX century, Alexander I.
Ведомство под названием «Комиссия прошений» юридически закрепилось в системе государственной власти 1 января 1810 г., но первые зачатки данного учреждения появились в XI в. [1]. Опыт,
© Семёнов А.М., 2017 © Semenov A.M., 2017
приобретенный за столь значительный промежуток времени, показал те принципы, на которых должна была строиться работа в этом ведомстве. Однако после принятия акта об учреждении Комиссии, работу по налаживанию четкого механизма пришлось начать практически с чистого листа. Опыт хоть и был учтен, но новые времена требовали новых правил.
Высочайшим указом от 1 января 1810 г. об «Образовании Государственного совета» при нём образовывалась Комиссия прошений [2, с. 1]. Учреждение Комиссии прошений нужно было «для заботы о каждом подданном императора» и для того, чтобы «установить беспрестанный надзор за отправлением суда, за соблюдением законов и справедливости в высших местах судебных и правительственных и жалобы просителей должны для сего служить указанием» [3, с. 29].
После вступления Александра I на престол продолжали действовать все узаконения и распоряжения, касающиеся подачи про-
V V п
шений, принятые в правление предыдущих государей. В этом законотворческом материале было очень сложно разобраться не только рядовому подданному, но даже чиновнику, призванному решать вопросы в данной области. Поэтому все бумаги, поступающие в Комиссию прошений, стали разделять на два вида: прошения и жалобы. В свою очередь прошения были «явочные, исковые, мировые и обыкновенные», а жалобы - «переносные или частные» [4, с. 4-5]. Явочные прошения подавались «о чем бы то ни было ... для своей очистки» [4, с. 11], это могли быть дела, связанные с разного рода убийствами, разбоями, кражами различных вещей, оскорбление чести или достоинства. Такие прошения подавалось для того, чтобы оправдать просителя. Исковые прошения заключались в том, что «просители ищут на ком-нибудь разных исков» [5] - это могло быть незаконное завладение земли, причинение обиды. Здесь описывались обстоятельства дела, которые могли бы помочь в его решении, но и также доказательства того, что проситель прав. Мировыми прошениями назывались те, «которые тяжущиеся, по любовному их согласию, мирятся в тяжбах своих на предложенных обоюдно условиях». Чаще всего они подавались сразу от двух сторон, чтобы прекратить судебное дело в связи с их примирением. Под определение «обыкновенные» попадали все остальные прошения, в которых просители «просят утвердить то за ними, или испрашивают себе чего-либо такого, на что они законное имеют право, и на что никакого и спору нет» [4, с. 13].
Градация жалоб была очень простой и понятной. Переносные жалобы - «суть те, которыми просители, жалуясь на несправедливость решения нижних судебных мест, просят о переносе решенных их дел из тех мест в высшие, и о пересмотре оных» [4, с. 14]. Част-
ные жалобы предполагали под собой обращения, когда «просители в высших судебных местах и правительствах жалуются на нижние присутственные места и лица, в разных причинённых им неудобствах по делам их, по коим решительного определения еще не последовало» [4, с. 14]. Последнего рода жалобы могли быть связаны с медленным ведением дела, несправедливым его решением или отказом рассмотрения дела.
В начале каждого раздела шло объяснение, какие прошения точно не будут приниматься. Без уважения оставались «все жалобы на места средние и лица подчиненные, приносимые мимо высшего их начальства». Такой же пункт был и в «прошениях о наградах подчиненных лиц, приносимых без ведома из начальства» и прошениях, «по которым уже был сделан отказ», «проекты, заключающие в себе очевидную несовместимость или недоразумение» [6]. Такое положение вещей противоречило функциям ведомства. Человек, следуя данным правилам, сталкивался с бюрократической волокитой, которая не пропускала дальше жалобу на самого себя. На практике люди не придавали этому правилу значения и подавали прошения напрямую к императору. Но снова все зависело от бюрократического аппарата, только уже в лице Комиссии прошений.
Все прошения и жалобы должны были быть написаны на гербовой бумаге [7], согласно представленному образцу. В начале каждого обращения обязательно значилась преамбула: «Всепресветлейший, державнейший, великий государь, император Александр Павлович, самодержец всероссийский, государь всемилостивейший» [8. Л. 5]. Дальше обязательно должно было следовать имя просителя с его чином или званием. В окончании прошения следовала еще одна обязательная надпись: «Всемилостивейший государь! Прошу вашего императорского величества о сем моем прошении (или жалобе) решение учинить» [9. Л. 10]. Помимо этого, важно было, чтобы «никаких погрешностей в величайшем титуле не было, и были бы оные писаны исправно» [10], «чтобы писать в них самую истину и прямое дел; а лишнего ничего не примешивать», «писать об одном деле с другими не смешивать», «показывать в оных ясные свидетельства и обидам и улики, и писать прямые, важные и справедливые причины и крепкие доказательства» [11], «в прошениях и жалобах никого не злословить, или укорять каким ни есть касающимся чести оклеветанием» [12]. Также отмечалось, что все прошения должны были быть написаны ясным языком, так как «грубый и нечистый слог отвращает внимание к доказательствам и содержанию самого дела» [4, с. 35].
Но одним из самых главных условий подачи любого прошения было соответствие его внешнего вида общепринятым нормам написания, и чтобы оно не противоречило законодательству. В случае
несоблюдения этих требований бумага не рассматривалась и на ней ставилась надпись «Отклонить» [13. Л. 34].
Возможность подачи прошения и жалобы предоставлялась любому человеку, а малограмотные подданные могли прибегнуть к помощи канцелярских служащих.
Способ подачи прошения или жалобы мог быть различный. «Лицо, которое подавать должно прошение, или жалобу, есть сам проситель» [4, с. 38]. Но такое не всегда было возможно, поэтому позже данное правило было расширено: «однако если по каким-либо препятствиям, или по отдаленности места, подать лично самим просителем будет невозможно, те прошения присылать можно через почту» [14]. Также, если группа просителей имела общее дело, то они могли выбрать доверенное лицо, которое подаст прошение, но «военным чинам позволялось каждому о себе и только о своих обидах военное свое начальство просить, а не общее» [4, с. 40].
Помимо всего, при подаче прошения или жалобы нужно было заплатить пошлину «с прошений явочных по 50 коп., исковых по 6 р., с мировых по гривне с человека, и с переносных жалоб по 12 р.» [4, с. 45].
Принимал прошения / жалобы статс-секретарь. Его функции заключались в непосредственном приеме всех поступающих бумаг, распределении их между членами, «кои рассмотрев их, вносят в Комиссию на общее рассуждение» и последующем докладе императору: «подносит чрез статс-секретаря на Высочайшее усмотрение» [6]. Статс-секретарь был главой учреждения, и от его деятельности и управления зависела вся работа ведомства. Должность статс-секретаря должен был занимать человек высокого интеллекта, сильного характера, а также он должен был пользоваться доверием императора. Столь высокие требования были продиктованы функциями комиссии. Человек на этой должности должен был следовать сам и прививать своим служащим нормы, согласно которым каждое дело должно было рассматриваться не только с точки зрения формальности закона, но и также житейской мудрости. Помимо этого, Комиссия прошения со статс-секретарем не должна была бояться вскрывать упущения своих коллег и, по сути дела, доносить на их противозаконные действия. Первым статс-секретарем Комиссии прошений был назначен П.С. Молчанов [15]. Ему пришлось выстраивать фундамент ведомства, на котором в последующем оно держалось более века.
Поступающие прошения фиксировались в специальном журнале «Поступающих дел», по которому сегодня можно отследить деятельность Комиссии прошений за все время существования. За первые два месяца (январь - февраль 1810 г.) количество посту-
пивших дел по всем группам равнялось 576 [8], из них только десять содержали жалобы, в основном на разные департаменты Сената. И за это время на рассмотрение Александру I не было представлено ни одного дела, так как на всех прошениях значилась резолюция: «Истребовать копии с решений, последовавших от департамента Правительствующего Сената» [8].
Информация о существовании ведомства, в которое можно было подать прошение или жалобу, распространялась гораздо быстрее, чем правила их подачи. Ведомство для разъяснение всех этих вопросов 15 февраля 1810 г. в «Ведомостях» опубликовало специальную статью с выдержками из Свода законов Российской империи, которая разъясняла механизм подачи прошения.
Самое большое количество прошений поступало с просьбами о милостях и наградах. Такого рода прошения делились на две группы: от подданных, проживающих в Санкт-Петербурге, и от лиц, проживающих вне этого города. По просьбам от иногородних лиц составлялись «специальные ведомости, которые отправлялись в Министерство финансов для выделения означенной суммы» [6]. Прошения проходили утверждение в Санкт-Петербургском благотворительном обществе: «Комиссия прошений, выслушав нижеозначенные прошения разного звания людей, находящихся о вспоможение в бедности, заключила препроводить их в то общество, о котором в образование государственного совета упомянуто» [16. Л. 73], следовательно, этот процесс занимал более длительное время. А суммы, выделяемые просителям, были гораздо менее значительными. Создавалось определенное неравноправие между жителями столицы и всеми остальными подданными.
Просителями в основном являлись дворяне, которые привыкли жить на широкую ногу и, сталкиваясь с денежными трудностями, не могли себя в чем-то ограничить и пользовались любыми способами дополнительного финансирования. Так, Тернов, коллежский секретарь, просил «о вознаграждении его за сделанное им в 1811 г. в пользу Киевского арсенала пожертвование» [8. Л. 144], вдова дворянина Бурткевича - «не изыскивать с нее присужденной Эксдива-горским судом в пользу казны пошлины 444 р. серебром» [16. Л. 9], князь Понинский - возместить проценты за то, что «крестьяне были взяты к казенное ведомство, а деньги заплачены через 11 месяцев» [17. Л. 57].
Количество поступающих прошений от крестьянства было очень мало. Так за 1811 г. было обнаружено только два прошения [18].
Годовое поступление всеподданнейших прошений в течение царствования императора Александра I не превышало обыкновенно 6 000 дел. Бюджет выплат был строго регламентирован, и вследствие этого выплаты производились не в полном размере или со-
всем не производились. Поэтому большая часть просителей была недовольна данными решениями и винила во всём императора, хотя он даже не видел их дела. Судьба всех остальных прошений зависела во многом от состава Комиссии, четкости разъяснения обстоятельств дела в написании прошения и соответствия с требованиями буквы закона. Огромное количество прошений отсеивалось на заседаниях Комиссии и оставались только те, которые не показывали недостатки и упущения чиновников других ведомств. В итоге в журналах докладов в большей степени встречаются прошения, отражающие бытовые нужды населения, которые по своему большинству могли отражать действительное положение дел в государстве.
Таким образом, в годы правления Александра I были заложены основы ведомства. Главной из них было законодательное закрепление Комиссии по принятию прошений и создание штата сотрудников, призванных решать вопросы приема, обработки и доклада императору поступающих дел. Был наработан первый практический опыт работы ведомства, который позволил сделать выводы и наладить делопроизводственный процесс. Также был обозначен круг решаемых вопросов, который, несмотря на законодательные ограничения, был со временем расширен. Происходила популяризация ведомства среди населения страны.
Список литературы
1. Семёнов А.М. История формирования Комиссии прошений в России // XX юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 2021 апр. 2016 г. / под. общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - Т. 1. - С. 91-95.
2. Веременко В.А. Дворянские семьи второй половины XIX - начала XX вв. в поисках «монаршей милости» (по материалам канцелярии е. и. в. по принятию прошений) // Вестн. молодых ученых. Сер. Исторические науки. - 2004. -№ 2. - С. 32-43.
3. Писарев С.Н. Учреждение по принятию и направлению прошений и жалоб, приносимых на Высочайшее имя. 1810-1910 гг.: ист. очерк. - СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. - 221 с.
4. Плавильщиков А.А. Рассуждения о прошениях и жалобах, подаваемых в правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать оные должны. - СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1811. - 188 с.
5. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание первое. Т. XVI. 1764. № 12210. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.02.2015).
6. ПСЗ. Собрание первое. Т. XXXI. 1810. № 24064. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.02.2015).
7. ПСЗ. Собрание первое. Т. XXIX. 1806. № 22076. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.02.2015).
8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1412. Оп. 252. Д. 25.
9. РГИА. Ф. 1412. Оп. 252. Д. 26.
10. ПСЗ. Собрание первое. Т. X. 1739. № 7934. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.02.2015).
11. ПСЗ. Собрание первое. Т. XIII. 1753. № 10155. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.02.2015).
12. ПСЗ. Собрание первое. Т. XVI. 1764. № 12240. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.02.2015).
13. РГИА. Ф. 1412. Оп. 252. Д. 27.
14. ПСЗ. Собрание первое. Т. XX. 1779. № 14862. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.02.2015).
15. Молчанов П.С. [Электронный ресурс]. URL: http://russian_xviii_centure.academic.ru/544/Молчанов_Петр_Степанович (дата обращения: 19.02.2015).
16. РГИА. Ф. 1412. Оп. 252. Д. 32.
17. РГИА. Ф. 1412. Оп. 252. Д. 33.
18. РГИА. Ф. 1412. Оп. 251. Д. 35-47.
References
1. Semenov A.M. Istoriya formirovaniya Komissii proshenii v Rossii [The history of the formation of the Commission of Petitions in Russia] // XX yubileinye Tsar-skosel'skie chteniya: materialy mezhdunar. nauch. konf., 20-21 apr. 2016 g. [XX anniversary of the Tsarskoye Selo readings. materials of the international scientific conference, 20-21 April 2016] / pod. obshch. red. prof. V.N. Skvortsova. St. Petersburg: LGU im. A.S. Pushkina, 2016. T. 1. P. 91-95.
2. Veremenko V.A. Dvoryanskie sem'i vtoroi poloviny XIX - nachala XX vv. v poiskakh «monarshei milosti» (po materialam kantselyarii e.i.v. po prinyatiyu proshenii) [Noble families of the second half of XIX century- beginning of XX century in search of "Royal favour" (according to the materials of the office of his Imperial Majesty for the adoption of petitions)] // Vestnik molodykh uchenykh. Seriya istoricheskie nauki. 2004. № 2. P. 32-43.
3. Pisarev S.N. Uchrezhdenie po prinyatiyu i napravleniyu proshenii i zhalob, prinosimykh na Vysochaishee imya. 1810-1910 gg.: istoricheskii ocherk [Institution for the adoption and direction of petitions and complaints brought to the Highest name. 1810-1910 yy.: historical sketch]. St. Petersburg: Tov-vo R. Golike i A. Vil'borg, 1909. 221 p.
4. Plavil'shchikov A.A. Rassuzhdeniya o prosheniyakh i zhalobakh, po-davaemykh v pravitel'stvennye i sudebnye mesta i k tem litsam, koi po zakonam prin-imat' onye dolzhny [The arguments of the petitions and complaints, brought to the state and judicial places and to those people, who must adopt by the laws those petitions and complaints]. St. Petersburg: tipografiya V. Plavil'shchikova, 1811. 188 p.
5. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii (PSZ) [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Sobranie pervoe. T. XVI. 1764. № 12210. [Elektronnyi resurs].URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (data obrashcheniya: 19.02.2015).
6. PSZ. Sobranie pervoe. T. XXXI. 1810. № 24064. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (data obrashcheniya: 19.02.2015).
7. PSZ. Sobranie pervoe. T. XXIX. 1806. № 22076. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (data obrashcheniya: 19.02.2015).
8. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian state historical archive]. F. 1412. Op. 252. D. 25.
9. RGIA. F. 1412. Op. 252. D. 26.
10. PSZ. Sobranie pervoe. T. X. 1739. № 7934. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (data obrashcheniya: 19.02.2015).
11. PSZ. Sobranie pervoe. T. XIII. 1753. № 10155. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (data obrashcheniya: 19.02.2015).
12. PSZ. Sobranie pervoe. T. XVI. 1764. № 12240. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (data obrashcheniya: 19.02.2015).
13. RGIA. F. 1412. Op. Op. 252. D. 27.
14. PSZ. Sobranie pervoe. T. XX. 1779. № 14862. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (data obrashcheniya: 19.02.2015).
15. Molchanov P.S. [Elektronnyi resurs]. URL: http://russian_xviii_centure.academic.ru/544/Molchanov_Petr_Stepanovich (data obrashcheniya: 19.02.2015).
16. RGIA. F. 1412. Op. 252. D. 32.
17. RGIA. F. 1412. Op. 252. D. 33.
18. RGIA. F. 1412. Op. 251. D. 35-47.