Научная статья на тему 'Организация нового высокотехнологичного производства мембранного водоочистного оборудования'

Организация нового высокотехнологичного производства мембранного водоочистного оборудования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / КЕРАМИЧЕСКИЕ МЕМБРАНЫ / ФИЛЬТРЫ ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ / TECHNOLOGY TRANSFER / INNOVATION / INTELLECTUAL PROPERTY / TECHNOLOGY COMMERCIALIZATION / CERAMIC MEMBRANES / FILTERS FOR WATER PURIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миннибаева Аклима Римовна, Аверина Юлия Михайловна

Данная работа содержит подробное описание организации нового высокотехнологического производства мембранного оборудования. Приводится обоснование выбора объекта трансфера а именно технологии производства керамических мембран для очистки воды. Рассчитана себестоимость и стоимость мембранного аппарата. Так же оценены капитальные затраты для наладки производства и основные экономические показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миннибаева Аклима Римовна, Аверина Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF A NEW HIGHT-TECH PRODUCTION OF MTMBRANE WATER PURIFICATION EQUIPMENT

This paper provides a detailed description of the organization of the new high-tech production of membrane equipment. There is an explanation of the choice of the transfer`s object: the choice of ceramic membrane technology for water purification. There was calculated the primecost and and the cost of the membrane device. There was estimated the capital costs for setting up of production and main economic estimates.

Текст научной работы на тему «Организация нового высокотехнологичного производства мембранного водоочистного оборудования»

УДК 658.512.4

А.Р. Миннибаева, Ю.М. Аверина*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125047, Москва, Миусская площадь, дом 9 * e-mail: averinajm@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НОВОГО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА МЕМБРАННОГО ВОДООЧИСТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Данная работа содержит подробное описание организации нового высокотехнологического производства мембранного оборудования. Приводится обоснование выбора объекта трансфера а именно технологии производства керамических мембран для очистки воды. Рассчитана себестоимость и стоимость мембранного аппарата. Так же оценены капитальные затраты для наладки производства и основные экономические показатели.

Ключевые слова: инновация, трансфер технологий, интеллектуальная собственность, коммерциализация технологий, керамические мембраны, фильтры для очистки воды.

По распоряжению Правительства Российской Федерации 8 декабря 2011 года была утверждена Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В рамках Стратегии и ФЗ №254 государство оказывает поддержку предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью, с целью модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров. Учитывая вышесказанное, мы считаем актуальным в условиях нынешней российской экономики является организация нового высокотехнологического производства мембранного водоочистного оборудования [1].

Выбор пал на производство мембранного водоочистного оборудования не случайно. Потребность человечества в пресной воде, которая и сейчас не всем доступна, как ожидается, в будущем увеличится. Основным источником воды для нужд человека в современном мире служит вода из системы городского водоснабжения. Но, к сожалению, водопроводные сооружения зачастую не обеспечивают потребителей водой должного качества. К качеству питьевой воды предъявляются особые высокие требования, потому необходимы более совершенные технологии очистки, которые будут гарантировать сохранение в ней необходимых для человека солей и минералов.

Федеральный Закон от 21 июля 2011 г. №254 определил понятие «инновации» как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Трансфер технологий является важной и неотъемлемой частью инновационного процесса. Трансфер технологий выступает основной формой продвижения инноваций от этапа разработки до коммерческой реализации. В это понятие входят

всевозможные способы превращения идеи в коммерческий продукт: передача различных форм интеллектуальной собственности, защищенных законодательством.

Инновации как конечный результат творческого труда, получивший реализацию в новой продукции или технологии, т.е. как творения человеческого разума, его интеллекта, являются объектами интеллектуальной собственности.

Понятие "коммерциализация технологий" предполагает обязательное коммерческое использование технологии, т. е. использование с обязательным извлечением выгоды.

Объектом трансфера выбрана технология изготовления керамического мембранного фильтра «АкваКон», которая обладает значительными преимуществами по сравнению с полимерными мембранными фильтрами и аналогами. Керамические мембраны это пористые керамические фильтры тонкой очистки, изготовленные спеканием металлокерамических материалов, как природных, так и техногенных при сверхвысоких температурах.

Прежде чем заняться операцией трансфера технологии и последующей коммерциализацией необходимо выявить на ранней стадии проекта коммерческий потенциал продукта или, наоборот, его коммерческую бесперспективность. Для оценки коммерческого потенциала продукта важно рассмотреть наиболее значимые вопросы.

1) Характеристики потенциального рынка и основные конкуренты.

Для успешной коммерциализации технологии очень важно для начала детально изучить мембранный рынок. Знакомство с зарубежным рынком даёт понять, что спрос на мембранный способ очистки жидкостей стремительно возрастает. Для примера рассмотрим темпы роста американского рынка ультрафильтрационных мембран по сферам применения (Табл. 1) [2].

Таблица 1. Темпы роста американского рынка ультрафильтрационных мембран по сферам применения, $млн.

Применение/Application 2000 2005 2009 2010 2015 Темпы годового роста/CAGR % 2010-2015

Гемодиализ/Hemodialysis 217 334 461 485 626 5.2

Применение в технологии 73 100 119 124 157 4.8

производства/Industrial processes

Производство еды и напитков/Food 48 65 77 81 102 4.7

and beverage

Питьевая вода/Potable water 34 84 100 106 139 5.6

Биофармацевтика/Biopharmaceuticals 29 49 72 80 130 10.2

Сточные воды/Wastewater 27 40 53 56 76 6.3

Итого/Total 428 672 882 932 1,230 5.7

Таблица 2. Преимущества при покупке зарубежных и отечественных мембранных фильтров

Преимущества российских производителей Преимущества зарубежных производителей

- Более низкая цена продукции за счет использования более дешевых ресурсов (сырье, комплектующие, заработная плата), а также более низкой нормы прибыли. - Отсутствие таможенных процедур и таможенных сборов. - Более низкие логистические издержки. - Возможность пользоваться протекционистской позицией государства. - Возможность использовать патриотические настроения пользователей. - Долгосрочные партнерские и личные связи. - Известность на рынке, гарантирующая качество продукции. - Сформировавшиеся за последние годы партнерские отношения. - Значительные финансовые ресурсы.

Несмотря на то что Россия отстает от общемировых тенденций в использовании мембран в водоподготовке, водоочистке и разделении смесей эти сведения можно проектировать на российские реалии, так как при успешном росте уровня промышленности в нашей стране, необходима будут технологии высокого уровня, а у мембранных методов очистки нет конкурентов по эффективности и стоимости.

Конкурентами среди керамических мембран являются поставщики зарубежной продукции. Приведу сравнительную оценку преимуществ зарубежных и отечественных производителей (Табл. 2) [21.

По результатам исследования, был сделан вывод, что рынок керамических мембран в России занят такими зарубежными компаниями как: CeraMem (США), Drager Medics (Германия), TAMI (Франция), но их продукция становится «не по карману» российскому покупателю, в связи с резким падением курса рубля. В настоящее время единственным отечественным конкурентом, производящим керамические фильтры, является компания НПО «Керамикфильтр». Однако продукция данной компании по многим показателям уступает по качеству фильтру «АкваКон» и основная специализация компании это выпуск мембран для промышленных фильтрационных установок.

2) Преимущества при использовании

керамического мембранного фильтра «АкваКон» для потребителей.

Керамические мембранные фильтры «АкваКон» предназначены для очистки воды от железа, механических примесей, тяжелых металлов, бактерий путем микроультрафильтрации через керамические мембраны. В ходе изучения теоретического и практического материала были выделены конкурентные преимущества

использования керамических мембран для получения питьевой воды в бытовых условиях по сравнению с полимерными несмотря на высокую цену: более высокая степень очистки, значительный срок эксплуатации (около 10 лет), возможность проведения самостоятельно

регенерации, удобство в обслуживании и хранении [3]. При расчёте стоимости воды, исходя из капитальных и эксплуатационных затрат, данный фильтр окупается примерно через 7 лет в зависимости от условий эксплуатации, тогда как полимерные мембраны требуют поквартальной замены мембранного элемента.

3) Защита интеллектуальной собственности, как обязательное условие успешной

коммерциализации идеи.

Именно наличие интеллектуальной

собственности в коммерциализируемых

инновационных продуктах играет определяющую роль в увеличении их конкурентоспособности. Поэтому актуальным становится вопрос эффективности реализации и использования новых технологий. Защита инноваций препятствует использованию результатов интеллектуальной деятельности конкурентами. Мембранный

керамический фильтр «АкваКон» защищен патентом на полезную модель, лицензионными договорами на НОУ-ХАУ и товарный знак.

4) Определение себестоимости и стоимости мембранного аппарата.

Зная точную цену каждого аппарата, появится возможность более точно управлять стоимостью готовых изделий. Для определения себестоимости была составлена калькуляция - отчёт, включающий суммарные статьи расходов на производство и сопутствующие нужды. Рассчитанная стоимость мембранного аппарата составила 9095руб.

5) Оценка капитальных затрат на организацию производства и определение основных экономических показателей.

Проведен технико-экономический анализ:

• оценены капитальные затраты на организацию производства: 3194350 рублей.

• определены основные экономические показатели:

- количество персонала: 3 человека -

производственный персонал, 2-

административно-управленческий персонал;

- эксплуатационные затраты- 438500 рублей/год,

- норма прибыли -20%,

- заданный срок окупаемости-3 года,

Источник финансирования всех затрат— собственные средства компании.

Для наладки производства было закуплено оборудование, сырье, комплектующие изделия, определено производственное помещение и нанят производственный персонал. Производственное помещение располагает на территории РХТУ им. Д.И. Менделеева. Продукция выпускается компанией «БИНАКОР-ХТ», одним из учредителей которого является Российский Химико-Технологический Университет им. Д.И. Менделеева (доля более 33%), а так же физические лица.

С целью реализации готовой продукции выстраивается дилерская сеть. Головным дилером выступает компания ООО «Болас-В». Для реализации и стимулирования продаж дилеру предоставляется так называемая дилерская скидка. Её размер составляет 30-45% при условии ежемесячной выборки заданного количества аппаратов. Результатом нашей работы является налаженное производство по выпуску керамического мембранного фильтра «АкваКон» и успешная реализация готового изделия.

Миннибаева Аклима Римовна, студентка 4-го курса, кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Аверина Юлия Михайловна к.т.н., ассистент кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Приказ Минкомсвязи России «О мерах по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. № 2227» [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3820/ (Дата обращения: 25.05.2016).

2. Мировой и российский мембранный рынок. [Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/1298942-pall.html (Дата обращения: 2.10.2015).

3. Катраева, И.В. Применение погружных керамических модулей для биомембранных аппаратов/ И.В. Катраева //Известия КГАСУ. - 2012.-№ 3 (21). -С. 127-132.

Minnibaeva Aklima Rimovna, Averina JuliaMikhailovna*

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

* e-mail: averinaj m@mail.ru

ORGANIZATION OF A NEW HIGHT-TECH PRODUCTION OF MTMBRANE WATER PURIFICATION EQUIPMENT

Abstract

This paper provides a detailed description of the organization of the new high-tech production of membrane equipment. There is an explanation of the choice of the transfer's object: the choice of ceramic membrane technology for water purification. There was calculated the primecost and and the cost of the membrane device. There was estimated the capital costs for setting up of production and main economic estimates.

Key words: technology transfer, innovation, intellectual property, technology commercialization, ceramic membranes, filters for water purification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.