4. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.
5. Lopatin V.V., Lopatina L.E. Russkij tolkovyj slovar'. Okolo 35000 slov. 70000 slovosochetanij. Moskva: Russkij yazyk, 1998.
6. Ignatova V.V., Baranovskaya L.A. Sodejstvie kak pedagogicheskaya strategiya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 14: 44 - 52.
7. Zimnyaya I.A. Strategiya vospitaniya: vozmozhnosti i real'nost'. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006; № 1: 67 - 74.
8. Lukovceva A.K. Psihologiya i pedagogika. Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: KDU, 2008.
9. Tomilina S.N. Koncepciya i strategiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2018.
Статья поступила в редакцию 20.11.19
УДК 372.881.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10066
Dubakov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Lyalin D.V., student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Shalabodova V.I., student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF INFORMAL FOREIGN LANGUAGE TEACHING. The article studies peculiarities and functions of informal foreign language teaching. Today, the implementation of innovative linguodidactic models is becoming increasingly important, due to the search for the effective tools of achieving the results of foreign language education. It is known that the starting point of learning a foreign language within the institutional system of education is a primary school. The effectiveness of teaching foreign languages in the future depends on the peculiarities of the organization of foreign language teaching at this stage. Informal learning of a foreign language has sufficient opportunities, including the initial stage and involves a departure from traditional patterns, the use of non-standard methods and aids. Informal teaching has the features that distinguish it from traditional learning. The article reveals the terminological and essential characteristics of informal foreign language teaching, identifies the positive and contradictory aspects of the approach. The authors describe the progress and results of the work on the purposeful organization of informal foreign language teaching at the initial stage, analyze the results, indicate the prospects of the research.
Key words: teaching foreign language, junior school age, informal foreign language teaching, edutainment, aids of informal language teaching.
A.В. Дубакое, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
Д.В. Лялин, студент, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
B.И. Шалабодоеа, студент, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена раскрытию особенностей и возможностей неформального обучения иностранному языку. Сегодня реализация инновационных лингводидактических моделей становится всё более актуальной, что обусловлено рядом трансформаций, непосредственно влияющих на поиск эффективных средств достижения результатов иноязычного образования. Известно, что отправной точкой изучения иностранного языка в условиях институциональной системы образования является начальная школа. От особенностей организации обучения иностранному языку на данной ступени зависят его результаты в дальнейшем. Неформальное обучение иностранному языку, хотя и является альтернативным, обладает достаточными возможностями, в том числе на начальном этапе, и предполагает уход от традиционных шаблонов, использование нестандартных методов и средств. Неформальному обучению присущи особенности, которые во многом отличают его от традиционного обучения. Неформальное обучение может выступать в качестве мотивационной развивающей среды, в рамках которой разрушаются коммуникативные барьеры, и формируется лингвопознавательный интерес. Смысловой основой неформального обучения иностранному языку является эдьютейнмент. Очевидно, что данный вид обучения может быть результативным при его рациональной организации. В статье раскрываются терминологические и сущностные характеристики неформального обучения иностранному языку, обозначаются положительные, а также противоречивые стороны направления. Авторы анализируют средства реализации неформального обучения, к которым относятся: нетрадиционные уроки иностранного языка, аутентичные игры, аудиовизуальные и информационно-коммуникационные технологии, внеклассные мероприятия, кружок иностранного языка. Описывается ход проведённой работы по целенаправленной организации неформального обучения иностранному языку на начальном этапе, анализируются полученные результаты, обозначаются перспективы исследования.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, младший школьный возраст, неформальное обучение иностранному языку, эдьютейнмент, средства неформального обучения иностранному языку.
В условиях современной реальности важность владения хотя бы одним иностранным языком не подлежит сомнению. Границы профессионально-личностной сферы практического применения иностранных языков постоянно расширяются, определяя всё новые ориентиры. Тем не менее, несмотря на всю значимость изучения иностранных языков, реальный уровень сформированно-сти иноязычной коммуникативной компетенции выпускников общеобразовательной школы не всегда является достаточным. Как правило, учащиеся не умеют говорить на изучаемом языке, не могут осуществлять иноязычное общение, сталкиваясь с трудностями даже на элементарном языковом уровне. Обозначенные причины определяют необходимость совершенствования и обеспечения инновационности процесса обучения. В данном ключе в рамках современной лингводидактики осуществляется исследование и реализация различных моделей обучения иностранному языку, среди которых внимание следует обратить на неформальное обучение. В последнее время направление реализуется на практике как целостно, так и фрагментарно. Всё больше учителей говорят об эффективности средств неформального обучения иностранному языку, подчеркивают необходимость ухода от «рутины» традиционного урока. С другой стороны, некоторые специалисты критикуют неформальное обучение иностранному языку, заявляя об отсутствии какой-либо результативности. Противоречивость во взглядах и мнениях указывает на необходимость осмысления проблемы. В данной статье мы остановимся на комплексном анализе неформального обучения иностранному языку, обозначая его возможности, а также имеющиеся достоинства и недостатки.
В ходе исследования было выяснено, что неформальное обучение иностранному языку может быть реализовано на любом возрастном этапе - от дошкольного до обучения взрослых. Мы рассмотрели особенности неформального обучения в младшем школьном возрасте, в большей мере обозначая возможно-
сти направления именно на данном этапе. В исследовании было учтено положение, что неформальное обучение иностранному языку может осуществляться как целостно, так и фрагментарно. Систематическая организация неформального обучения иностранному (английскому) языку осуществлялась нами в рамках целенаправленно организованного кружка, фрагментарная реализация неформального обучения реализовывалась посредством отдельных методов и средств в рамках уроков и внеклассных мероприятий, проведенных в ходе педагогических стажировок и производственной практики в школах г Шадринска Курганской области. В опытно-поисковой работе принимали участие 80 обучающихся 2 - 4 классов, 3 учителя английского языка и 2 студента Шадринского государственного педагогического университета. Для выяснения возможностей неформального обучения иностранному языку использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, включенное наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности обучающихся.
В ходе теоретического осмысления проблемы мы пришли к выводу что неформальное обучение иностранному языку отражено в работах Т.Ф. Ермаковой [1], М.В. Кутьевой [2], ГВ. Сороковых, О.С. Кутеповой [3], О.А. Ивановой [4], О.В. Ройтбалт [5] и др. Отметим, что в современных исследованиях в основном рассматривается неформальное образование. На наш взгляд, данное понятие является более широким и полифункциональным, однако в большинстве работ не обозначены различия между неформальным образованием и обучением, они достаточно часто сопоставляются и взаимозаменяются. Неформальному образованию (обучению) присущ определённый терминологический плюрализм, который выражается посредством различных точек зрения.
Т.Ф. Ермакова указывает на тенденцию перманентного расширения границ современного образовательного процесса, появление инновационных комбинаций работы и обучения, усиленного применения свободного времени для
изучения иностранных языков. Согласно мнению исследователя, формальное обучение нужно рассматривать для формирования так называемой «общей базы». Неформальное обучение может служить средством целенаправленного развития данной базы, её дальнейшего систематического совершенствования [6]. Данная позиция находит своё отражение в организации неформального обучения в младшем школьном возрасте. Именно здесь важна правильная организация базиса дальнейшего обучения, успешность которого зависит от реализуемых подходов.
О.А. Иванова рассматривает неформальное образование и позиционирует его в качестве деятельности, осуществляемой вне рамок обязательной деятельности учебных заведений, как это происходит в условиях формального образования. В отличие от формального, неформальное образование может быть организовано самыми различными не только образовательными организациями, и не только профессиональными педагогами. Неформальное образование не всегда обладает чёткой структурой и не всегда завершается получением общепризнанными образовательными документами. Следует отметить, что данный вид образования выступает в качестве так называемого третьего сектора, магистральными социальными субъектами которого являются общественные некоммерческие организации. По мнению автора, именно данные организации больше всего занимаются неформальным образованием взрослых [7]. Тем не менее в последнее время появляется всё больше коммерческих образовательных организаций, которые организуют неформальное обучение иностранному языку. Как правило, в данном ключе внимание акцентируется на дошкольном и младшем школьном возрасте.
О.В. Ройтбалт полагает, что в обобщенном контексте неформальное образование характеризуется как систематизированностью, так и несистематизи-рованностью обучения или самообучения. В большей части случаев оно может быть сопоставлено даже со спонтанной деятельностью учащихся. Ведущим признаком неформального образования является удовлетворение возникающих образовательных потребностей субъектов, социальных или профессиональных групп и сообществ, социума. При определении неформального образования чаще акцент исследователей делается на различиях формального и неформального образования. Это указывает на недостаточность теоретико-методологической базы подобной образовательной модели [8].
О.А. Новосёлова считает, что неформальное образование отличается мобильностью, гибкостью, свободой использования организационных форм, программ. Оно результативно и несколько проще в организации. Всё это объясняет причины рассмотрения неформального образования как инструмента в условиях непрерывного образования. Под неформальным образованием исследователь понимает «любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в институциональные системы образования». Неформальное образование базируется на ряде положений, к которым относятся: учение в действии, учение во взаимодействии, умение учиться. Учение в действии предполагает получение умений и навыков в ходе практической деятельности. Учение во взаимодействии ориентировано на работу в команде, где учащиеся учатся принимать коллективные решения, уважать точку зрения участников группы, совместно приходить к необходимому результату. Умение учиться предполагает получение навыков поиска необходимой информации и её анализа в образовательных целях [9].
Опираясь на представленные выше точки зрения, можно сделать вывод, что неформальное обучение иностранному языку в самом обобщенном аспекте предполагает уход от традиционной организации процесса. Это означает, что для достижения результатов языкового образования используются нестандартные дидактические модели. В процессе неформального обучения реализуется дидактический инструментарий, по каким-то параметрам выходящий за рамки традиционного обучения, наблюдается вариативность и гибкость организационных форм. Смысловой основой неформального обучения иностранному языку является эдьютейнмент. По сути, понятия во многом синонимичны. Эдьютей-нмент трактуется в качестве обучения с элементами развлечения. В контексте неформального обучения элементы развлечения наблюдаются довольно часто.
Эдьютейнмент представляет собой комплексную образовательную концепцию. Вместе с темэдьютейнмент является технологией, объединяющей комплекс средств, которые не являются образовательными. Эдьютейнментнаправлен на создание эмоционального комфортного пространства, в рамках которого традиционные подходы сочетаются с неформальными, а развлечение рассматривается как одна из основ обучения. Реализация эдьютейнмента позволяет сделать урок иностранного языка более эмоционально окрашенным, преподнести трудные для восприятия темы в необычном формате, вызвать комплексный интерес к изучению различных языковых аспектов [10].
Обучение иностранному языку является процессом, в начале которого обучающиеся сталкиваются с самыми разнообразными трудностями. Прежде всего, они не осознают значимость и необходимость происходящего, воспринимают язык как чуждый элемент. Далеко не у всех возникает интерес к его дальнейшему постижению, хотя данный момент является без преувеличения важным. Именно от начального этапа зависит успешность или неудача в изучении иностранного языка. Кроме того, трудными для восприятия для многих младших школьников является новая звуковая система, непонятные грамматические правила, возни-
кают трудности при усвоении иноязычных лексических единиц. Средства неформального обучения в младшем школьном возрасте способны нивелировать возникающие трудности. Механизмы неформального обучения здесь кроются в том, что его организация позволяет уйти от «рутины» обычного урока, сделать объяснение новых правил более понятым и оригинальным, сформировать лингвопо-знавательный интерес. В данном ключе важным является анализ и реализация организационных форм и средств неформального обучения иностранным языкам. В контексте фрагментарного неформального обучения иностранному языку действенными могут быть нетрадиционные уроки и некоторые внеклассные мероприятия, игровой метод, аудиовизуальные и информационно-коммуникационные технологии, песенный материал и др. В качестве постоянных моделей неформального обучения выступают кружки иностранного языка, лингвистические студии и объединения.
Для подтверждения представленных положений была организована опытно-поисковая работа по организации неформального обучения иностранному языку (английскому). Выше было указано, что в работе приняли участие 80 обучающихся 2 - 4 классов, 3 учителя иностранного языка и 2 студента-практиканта Шадринского государственного педагогического университета. Обучающиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В контрольной группе обучение иностранному (английскому) языку осуществлялось традиционным образом. В экспериментальных группах оно было организовано с интенсивным использованием средств неформального обучения как эпизодически, так постоянно.
В качестве фрагментарных средств неформального обучения проводились нетрадиционные уроки иностранного языка, был реализован игровой метод обучения, создавалось и применялось аудивизуальное сопровождение. Отдельное внимание уделялось созданию педагогической комфортной среды, где для каждого обучающегося создавались ситуации эмоционального подъема и успеха. Неформальное обучение само по себе ориентировано на создание условий, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся. Следует отметить, что при организации неформального обучения иностранному языку был во многом изменен подход к организации работы на уроке. В большей мере использовались парный и групповой режимы, меньше внимания уделялось фронтальной работе. Всё это помогало реализовать коммуникативный подход к обучению.
Нетрадиционные уроки были организованы по нескольким изучаемым темам. Было осуществлено проектирование нестандартных уроков, ориентированных на фонетические и грамматические аспекты. В данном случае приоритетное внимание было уделено проведению уроков-сказок. Они позволяли осуществить творческий подход при введении звуков или грамматического правила. В ходе проведения подобных уроков наблюдалось усиление познавательной активности младших школьников, интереса, концентрации внимания. Обучающиеся лучше поняли грамматические правила и особенности артикуляции английских звуков, в большей мере запомнили их и были готовы воспроизвести спустя какое-то время.
Особое место в контексте неформального обучения иностранному языку занимает игровой метод. В связи с развитием неформального обучения иностранному языку, эдьютейнмента границы использования лингвометодиче-ских игр расширяются всё больше. Благоприятным для геймификации, прежде всего, является младший школьный возраст. Использованию игры в обучении иностранным языкам посвящены работы З.М. Давыдовой, А.В. Конышевой, М.М. Мирзахановой, М.Ф. Стронина, П.А. Степичева, Е.Н. Солововой и др. В контексте зарубежных классификаций выделяют языковые и коммуникативные игры (languageand communication games) (A.Wright, D.Betteridge, M. Buckby). В отечественной методической традиции наиболее известной является классификация М.Ф. Стронина. Автор выделяет два раздела игр. В рамках первого обозначены грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры. Во втором разделе рассматриваются творческие игры. Языковые игры ориентированы на чёткое закрепление и отработку языкового материала, в то время как коммуникативные (творческие) игры являются менее регламентированными, они нацелены на развитие иноязычных коммуникативных умений [11].
В ходе опытно-поисковой работы особое место было уделено аутентичным играм. Реализация критерия аутентичности позволяет осуществлять обучение подлинному иностранному языку, усвоить те лексические единицы и грамматические образцы, которые нельзя найти в типовых школьных учебниках. Как правило, аутентичные игры являются настольными. Возможности, а также достоинства и недостатки аутентичных игр были исследованы нами как на уроках, так и в рамках кружка. В качестве аутентичных были использованы такие игры, как Taboo, Activity, Scrabble, Headbanz и Dobble (пометка "junior").
В ходе реализации неформального обучения также использовались аудиовизуальные и информационно-коммуникационные средства обучения. Отражая тенденции дигитализации образования, они позволяют по-новому построить и провести занятие, осуществить не только введение или закрепление нового материала, но и оценить степень его усвоения на промежуточном и финальном этапах. При реализации неформального обучения посредством аудиовизуальных и информационно-коммуникационных технологий не только осуществлялась трансляция языкового материала, но и были разработаны информационно-коммуникационные тренирующие задания, задания на формирование элементарной социокультурной осведомленности. Аудиовизуальные и информационно-комму-
никационные технологии помогали создать музыкальное сопровождение для некоторых занятий, придать им оригинальность.
В качестве постоянной формы неформального обучения иностранному языку был организован кружок "Enjoy English". Кружок проводился для обучающихся 2 - 4 классов один раз в неделю в течение учебного года. Занятия кружка строились на магистральных положениях неформального обучения иностранному языку. Здесь систематически и интенсивно внедрялись указанные выше фрагментарные средства неформального обучения. Кружок иностранного языка позволяет реализовать принцип дополнительности, осуществлять закрепление ранее сформированных навыков. Был сделан вывод, что занятия в кружке, которые строятся на основе неформального обучения, в большей мере направлены на формирование навыков говорения, что не всегда достижимо в рамках обычного урока. В условиях лингводидактического кружка у школьников разрушаются коммуникативные барьеры, они не боятся совершить ошибку и лучше используют ранее выученные речевые образцы и усваивают новые. Кружок, который строится на положениях неформального обучения, представляет собой развивающую обучающую среду. Проектирование данной среды может осуществляться в контексте любого урока иностранного языка, однако особой ценностью здесь обладают специальные занятия. Наиболее часто данные занятия проводятся в рамках языковых курсов, творческих мастерских, кружков и т.д.
На промежуточном и финальном этапах опытно-поисковой работы было организовано включенное наблюдение, проводились контрольные срезы. Предпринятые диагностические меры помогли сделать выводы не только о
Библиографический список
достоинствах, но и недостатках неформального обучения иностранному языку. В качестве достоинств неформального обучения иностранному языку целесообразно выделить следующие: возможности введения и трансляции языкового материала в необычной, оригинальной форме; большие возможности в создании развивающей педагогически комфортной среды; разрушение коммуникативных барьеров; ориентированность на более интенсивное формирование иноязычных коммуникативных навыков. Вместе с тем следует отметить, что неформальное обучение иностранному языку обладает рядом недостатков. Прежде всего, постоянное использование неформальных средств может достаточно снизить результаты обучения. Обучающиеся станут воспринимать неформальный процесс с меньшей серьезностью, следовательно, не уделять должного внимания подготовке к занятиям. Постоянный формальный контроль также мотивирует обучающихся на достижение результатов, постоянную работу. В рамках неформального обучения данный контроль может быть ослаблен. Выявление данных недостатков позволило сделать вывод о необходимости соблюдения баланса между неформальным и формальным обучением. Не нужно игнорировать средства неформального обучения, их рациональная интеграция в процесс обучения способна во многих отношениях улучшить его результаты. В ходе исследования были определены возможные ориентиры дальнейшего исследования, которые, прежде всего, состоят в конструировании системы неформального обучения иностранному языку. Кроме того, целесообразна работа по созданию комплекса компьютерных средств неформального обучения иностранному языку.
1. Ермакова Т.Ф. Принципы неформального образования при обучении иностранным языкам. Среднее профессиональное образование. 2012; № 2: 39 - 40.
2. Кутьева М.В. Как превратить изучение иностранного языка в праздник: идеи испанских методистов. Иностранные языки в школе. 2015; № 1 (32): 71 - 78.
3. Сороковых Г.В., Кутепова О.С. Вызовы XXI века: неформальное иноязычное образование и стратегии его реализации. Язык и культура. 2018; № 42: 214 - 225.
4. Иванова О.А. Использование неформального образования в системе дополнительного профессионального образования взрослых. Академия профессионального образования. 2015; № 11: 25 - 28.
5. Ройтблат О.В. Потенциал неформального образования как ответ на вызовы системных изменений современному образованию. Современное научное знание в условиях системных изменений: материалы I Национальной научно-практической конференции, Омск. 2016: 90 - 93.
6. Ермакова Т.Ф. Принципы неформального образования при обучении иностранным языкам. Среднее профессиональное образование. 2012; № 2: 39 - 40.
7. Иванова О.А. Использование неформального образования в системе дополнительного профессионального образования взрослых. Академия профессионального образования. 2015; № 11: 25 - 28.
8. Ройтблат О.В. Неформальное образование - современный тренд в обеспечении непрерывного образования. Специфика педагогического образования в регионах России. 2016; № 1 (9): 35 - 36.
9. Новосёлова O.A. Использование элементов неформального образования в деятельности учреждения дополнительного образования детей. Наука, образование и культура. 2017; № 6 (21): 55 - 58.
10. Дубаков А.В. Реализация технологии эдьютейнмент в обучении иностранному языку. Глобальный научный потенциал. 2019; № 1 (94): 8 - 11.
11. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. Москва: Просвещение, 1984.
References
1. Ermakova T.F. Principy neformal'nogo obrazovaniya pri obuchenii inostrannym yazykam. Srednee professional'noe obrazovanie. 2012; № 2: 39 - 40.
2. Kut'eva M.V. Kak prevratit' izuchenie inostrannogo yazyka v prazdnik: idei ispanskih metodistov. Inostrannye yazyki v shkole. 2015; № 1 (32): 71 - 78.
3. Sorokovyh G.V., Kutepova O.S. Vyzovy XXI veka: neformal'noe inoyazychnoe obrazovanie i strategii ego realizacii. Yazykikul'tura. 2018; № 42: 214 - 225.
4. Ivanova O.A. Ispol'zovanie neformal'nogo obrazovaniya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya vzroslyh. Akademiya professional'nogo obrazovaniya. 2015; № 11: 25 - 28.
5. Rojtblat O.V. Potencial neformal'nogo obrazovaniya kak otvet na vyzovy sistemnyh izmenenij sovremennomu obrazovaniyu. Sovremennoe nauchnoe znanie v usloviyah sistemnyh izmenenij: materialy I Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk. 2016: 90 - 93.
6. Ermakova T.F. Principy neformal'nogo obrazovaniya pri obuchenii inostrannym yazykam. Srednee professional'noe obrazovanie. 2012; № 2: 39 - 40.
7. Ivanova O.A. Ispol'zovanie neformal'nogo obrazovaniya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya vzroslyh. Akademiya professional'nogo obrazovaniya. 2015; № 11: 25 - 28.
8. Rojtblat O.V. Neformal'noe obrazovanie - sovremennyj trend v obespechenii nepreryvnogo obrazovaniya. Specifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionah Rossii. 2016; № 1 (9): 35 - 36.
9. Novoselova O.A. Ispol'zovanie 'elementov neformal'nogo obrazovaniya v deyatel'nosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2017; № 6 (21): 55 - 58.
10. Dubakov A.V. Realizaciya tehnologii 'ed'yutejnment v obuchenii inostrannomu yazyku. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2019; № 1 (94): 8 - 11.
11. Stronin M.F. Obuchayuschie igry na urokeanglijskogoyazyka. Moskva: Prosveschenie, 1984.
Статья поступила в редакцию 20.11.19
УДК 376.74 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10067
Li Hongjuan, senior teacher, Heihe University (China), E-mail: [email protected]
RESEARCH OF THE DEVELOPMENT OF THE LANGUAGE AND WRITING OF THE EVENK IN THE FAR EAST. The article analyzes the emergence of the language and script of the small peoples of the Far East. The stages of the formation of writing and historical data on the study of the Evenki language are considered. There are very few sources describing the appearance of the Evenki language, and the appearance of writing has been better studied. The author cites the information found. Studying the problems of a small nation with the collapse of the USSR is fading. A parallel is drawn with the current state of affairs. The younger generation is no longer able to fully talk about the traditions of their ancestors due to merging with the modern world. In China, the situation is better, and small nations are not so susceptible to the loss of the traditional way of life, work is ongoing to preserve their identity. Russian researchers can learn from the experience and make every effort to capture the history of language and writing. Proposals are being made to create conditions for the preservation of the traditional language and writing of Evenki. Studying conservation issues should be a national affair. If you don't make an effort now, then after a few decades, with the ear-house of the old generation, many small languages, including Evenki, will mix with the realities of the modern world and disappear.
Key words: Evenki, Evenki script, Evenki language, Tungus-Manchu languages, Tungus, small peoples of the North, Far East.
Х. Ли, ст. преп., Хэйхэскийуниверситет, КНР, E-mail: [email protected]