Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ В УСЛОВИЯХ ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ В УСЛОВИЯХ ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / РАЗВИТИЕ / НАУКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков Руслан Михайлович

Современная российская промышленная политика формировалась при администрации Путина. Усиление государственного контроля было главной чертой экономической политики. Упадок обрабатывающего сектора является основной структурной слабостью российской промышленности. С 2000 года промышленная реструктуризация российской экономики отчасти стала ярким результатом промышленной политики. Ожидаемые реструктуризация, модернизация и обновление среднего сектора не осуществились. Зависимость модели экономического развития от пути развития и чрезмерно управляемая государством. Промышленная политика являются основными причинами неэффективности промышленной политики. Кризис новой эпидемии усилил необходимость разработки более комплексной промышленной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC INDUSTRIES IN THE CONDITIONS OF A SUBSIDIATED REGION

Modern Russian industrial policy was formed during the Putin administration. Increasing state control has been a major feature of economic policy. The decline of the manufacturing sector is a major structural weakness in Russian industry. Since 2000, the industrial restructuring of the Russian economy has been partly a salient result of industrial policy. The expected restructuring, modernization and renewal of the middle sector did not materialize. Dependence of the economic development model on the path of development and overly controlled by the state. Industrial policy are the main reasons for the ineffectiveness of industrial policy. The crisis of the new epidemic has increased the need to develop a more comprehensive industrial system.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ В УСЛОВИЯХ ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА»

УДК 332

РО! 10.23672/и4972-4843-3808-е

Ушаков Руслан Михайлович

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Ushakov@mail.ru

Ruslan M. Ushakov

National Research University «Higher School of Economics» Ushakov@mail.ru

Организация наукоемких производств в условиях дотационного региона

Organization of scientific

industries in the conditions of a subsidiated region

Аннотация. Современная российская промышленная политика формировалась при администрации Путина. Усиление государственного контроля было главной чертой экономической политики. Упадок обрабатывающего сектора является основной структурной слабостью российской промышленности. С 2000 года промышленная реструктуризация российской экономики отчасти стала ярким результатом промышленной политики. Ожидаемые реструктуризация, модернизация и обновление среднего сектора не осуществились. Зависимость модели экономического развития от пути развития и чрезмерно управляемая государством. Промышленная политика являются основными причинами неэффективности промышленной политики. Кризис новой эпидемии усилил необходимость разработки более комплексной промышленной системы.

Ключевые слова: Россия, производство, развитие, наука.

Annotation. Modern Russian industrial policy was formed during the Putin administration. Increasing state control has been a major feature of economic policy. The decline of the manufacturing sector is a major structural weakness in Russian industry. Since 2000, the industrial restructuring of the Russian economy has been partly a salient result of industrial policy. The expected restructuring, modernization and renewal of the middle sector did not materialize. Dependence of the economic development model on the path of development and overly controlled by the state. Industrial policy are the main reasons for the ineffectiveness of industrial policy. The crisis of the new epidemic has increased the need to develop a more comprehensive industrial system.

Keywords: Russia, production, development, science.

Сточки зрения инструментов промышленной политики, существует три основных типа промышленной политики: прямое вмешательство, косвенная индукция и правовые нормы. Эволюция промышленной политики рассматривается как процесс корректировки границ и взаимных отношений между рынком и государством в процессе промышленного развития. По мере совершенствования рыночной экономики развитых стран и повышения конкурентоспособности предприятий многие элементы и формы промышленной политики стали рассредоточиваться и скрываться в таких направлениях государственной политики, как торговля, наука и технологии, налогообложение и государственные закупки. Первая категория - селективная промышленная политика, которая представляет собой традиционный смысл промышленной политики и соответствующую концепцию промышленной политики.

В основе новой стратегии лежит принцип максимального использования внутренних рынков при безусловном обеспечении национальной безопасности. Цель стратегии - создание отрасли с высоким экспортным потенциалом, способной конкурировать на мировом уровне и гарантировать достижение целей национального развития путем создания экспортно-ориентированного сектора в обрабатывающей промышленности с высокой производительностью, основанного на

современных технологиях и высококвалифицированном персонале. Пять основных направлений поддержки - технологии, инвестиции, человеческие ресурсы, стимулирование спроса и внешняя торговля - в конечном итоге приведут к тому, что в период с 2023 по 2025 год ежегодные темпы роста отраслей, связанных с обрабатывающей промышленностью, составят не менее 45 %, а в период с 2031 по 2035 год - 3 %, при этом доля обрабатывающей промышленности в ВВП увеличится с нынешних 14 % до 17 % за 15 лет. Ожидается, что к 2024 году число компаний, занимающихся технологическими инновациями, увеличится до 50 процентов от общего числа и сохранит этот показатель к 2035 году, а затраты на ускорение распространения цифровых технологий в промышленности возрастут до 51 процента от новой добавленной стоимости, обеспечивая рост производительности труда на средних и крупных предприятиях в несырьевых базовых отраслях не менее чем на 5 процентов в год. Обеспечение доступности капитала и снижение кредитного бремени путем предоставления налоговых льгот (включая продление инвестиционных налоговых льгот и кредитов), заключения долгосрочных контрактов, снижения необоснованного административного надзора за инвесторами, расширения использования федеральных фондов развития промышленности, поддержки развития индустриальных парков, промышленных технопарков и промышленных кластеров.

Научно-исследовательская сфера Проведение и реализация фундаментальных и прикладных исследований, разработка научной продукции, научных идей, организация экспериментального производства и т.п.

Инновационная инфраструктура Доработка, проектирование и коммерциализация

наукоемких проектов, маркетинговые исследования, финансово-кредитное обеспечение, организация полупромышленного производства, трансфер технологий, защита интеллектуальной собственности разработчиков и т.п.

Наукоемкое производство Организация высокотехнологичных, конкурентоспособных наукоемких производств с высокой долей добавленной стоимости, использующих преимущественно наукоемкие технологии отечественных разработчиков, и т.п.

Рисунок 1 - Система взаимосвязей наукоемкого сектора России

К 2024 и 2035 годам доля инвестиций в основные фонды в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности увеличится с нынешних 19 % до 25 % и 27 % соответственно, чтобы завершить обновление и расширение промышленных основных фондов, увеличить производственные мощности и стабилизировать промышленный рост. Кадровая политика: направлена на обеспечение спроса на квалифицированные кадры через программы обучения для приоритетных секторов и подсекторов, диверсификацию промышленного потенциала в отдельных городах и поддержку мер по мобильности рабочей силы с целью повышения занятости и производительности труда в промышленности на 5 % и 3 % к 2024 и 2035 годам соответственно. Доля компаний, которые не испытывают проблем с поиском квалифицированных работников, достигает 50 % и 70 % соответственно. Доля российской продукции в реализации инфраструктурных проектов к 2035 году увеличится до 70 процентов, а в потреблении - до 75 процентов. Внешнеторговая политика: направлена на расширение зарубежного экспорта продукции отечественного производства, в последние годы в России создан ряд гибких финансовых инструментов, единая система механизмов продвижения экспорта, развитие выставочной деятельности для поддержки продвижения российской продукции на внешние рынки. Согласно целевым показателям, установленным национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», российский промышленный экспорт к 2024 и 2035 годам достигнет $205 млрд и $290 млрд соответственно, из которых $60 млрд и $95 млрд составит экспорт продукции машиностроения. Федеральные ассигнования на реализацию Комплексной стратегии составляют 3 триллиона рублей, из которых 22 триллиона рублей направлены на программы развития промышленности и повышения конкурентоспособности производства. С 2019 года Министерство промышленности и торговли обновляет предыдущую

стратегию развития этих секторов и планирует в течение следующих 15 лет заменить всю импортную продукцию продукцией отечественного производства в секторах транспортного машиностроения и строительных материалов. В отраслях нефтегазового машиностроения, химического и сельскохозяйственного машиностроения уровень импортозамещения возрастет до 80 %, а общая доля отечественной продукции на внутреннем рынке увеличится с нынешних 55 % до 70 %. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам предприятиям в рублях со сроком погашения более одного года превышает 5 % в реальном выражении. Энергетический сектор был основным источником валютных поступлений и доходов бюджета, однако модель его роста, чрезмерно зависящая от энергоносителей, неустойчива, что стало важной задачей за 20 лет правления Путина. В настоящее время на энергетический сектор приходится около 40 % инвестиций, 1/2 экспорта и 4 % занятости, при этом доля энергетического сектора в ВВП составляет в среднем 25 % и достигает 32 % в период с 2014 по 2019 год [1].

С 2020 года продолжающееся распространение эпидемии неоконов и резкое падение мировых цен на нефть вновь поставили на повестку дня в России вопрос об управлении государством через промышленную политику и снижении зависимости от энергетической экономики. По мнению Бориса Титова и его Института экономического роста имени Столыпина, золотой век нефтяного р ы н к а закончился, и необходимо найти новые драйверы экономического роста. Более агрессивное развитие обрабатывающих производств станет двигателем роста после окончания эры углеводородов [2]. Именно в этом контексте российское правительство запустило комплексную стратегию развития обрабатывающего сектора до 2035 года. Это поможет промышленному сектору минимизировать ущерб, нанесенный новой пандемией коронавируса, и быстро восстановить

рост[3]. Содействие развитию обрабатывающей промышленности станет важной частью государственной политики восстановления экономики, а ускоренное развитие обрабатывающей промышленности поможет экономике восстановиться и

заложит основу для ускоренной экономической трансформации и средне- и долгосрочного экономического развития в постпандемическую эпоху [4].

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рисунок 2 - Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте (данные по ОКВЭД 2)

Новый эпидемический кризис усилил потребность России в развитии более полной промышленной системы для поддержания статуса крупной державы, а также необходимость и срочность ускорения перехода экономики к цифровизации, причем оба эти процесса неизбежны. Обзор эволюции промышленной политики России при Путине показывает, что в российском обществе уже давно существует консенсус в отношении изменения способа экономического роста и диверсификации экономики. Средне- и долгосрочная стратегия социально-экономического развития на период до 2020 года в очередной раз определила ориентиры и основные принципы перехода от энергоэкспортной к инновационной экономике. Экономическая структура и модель роста России определяются обеспеченностью ресурсами, а зависимость от экспорта энергоносителей является частью экономической структуры страны еще с брежневских времен, когда Россия (Советский Союз) получала дивиденды во время обоих нефтяных кризисов [5].

С 2000 года сверхдоходы от огромного номинального роста экспорта, вызванного многократным повышением цен на сырую нефть, поддерживали российские инвестиции и конечное потребление, направляя все внутренние факторы в

ресурсодобывающие отрасли. Это привело к росту внутреннего спроса на продукцию обрабатывающей промышленности, однако недостаточная конкурентоспособность российской обрабатывающей промышленности привела к импорту промышленных товаров, что усиливает порочный круг экспорта ресурсов в обмен на иностранную валюту и импорта промышленных товаров из-за рубежа, что еще больше сужает пространство для внутреннего производства. С одной стороны, российская экономика разработала модель развития, основанную на ее огромном преимуществе в виде энергетических ресурсов. С другой стороны, богатые запасы природных ресурсов являются сравнительным и конкурентным преимуществом России при участии в международном разделении труда, и поиск новых источников экономического роста не означает, что Россия должна отказаться от своего энергетического преимущества, и российская экономика еще долгое время будет оставаться в значительной степени энергозависимой. Российское правительство больше привыкло использовать традиционную селективную политику для дифференциации различных отраслей и избирательного предпочтения конкретных отраслей, в то время как инструменты функциональной политики используются недостаточно.

Литература:

1. Полянин А.В. Формирование стратегии наукоемкого производства / А.В. Полянин, Р.А. Марков // Вестник Академии знаний. 2020. № 4(39). С. 292298.

2. Ключарев Г.А. Наукоемкие производства для инновационной экономики: мнения экспертов / Г.А. Ключарев, А.В. Чурсина // Вестник Российского

Literature:

1. Polyanin A.V. Formation of the strategy of high technology production / A.V. Polyanin, R.A. Markov // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. № 4(39). P. 292-298.

2. Klyucharev G.A. Science-intensive production for an innovative economy: expert opinions / G.A. Klyucharev, A.V. Chursina // Bulletin of the

университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 1.

3. Федорова Л.А. Наукоемкие производства и кластеры. 2018.

4. Корчагова Л.А. Влияние наукоемкости и инноваций на развитие экономики в России / Л.А. Корчагова, С.А. Корчагов // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. № 3(13). С. 64-76.

5. Сагиева Р.К. Особенности наукоемких производств и специфика их финансирования / Р.К. Сагиева, А.С. Жупарова, Д.Т. Калмакова // Статистика, учет и аудит. 2019. № 3(74). С. 207.

Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. 2021. Vol. 21. № 1.

3. Fedorova L.A. Science-intensive production and clusters. 2018.

4. Korchagova L.A. Influence of science intensity and innovations on the development of the economy in Russia / L.A. Korchagova, S.A. Korchagov // Vest-nik RGGU. Series «Economics. Control. Right». 2018. № 3(13). P. 64-76.

5. Sagieva R.K. Features of high-tech industries and the specifics of their financing / R.K. Sagieva, A.S. Zhuparova, D.T. Kalmakova // Statistics, accounting and audit. 2019. № 3(74). P. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.