Научная статья на тему 'Организация научной деятельности кафедры в рамках выполнения требований государственной научно-образовательной политики'

Организация научной деятельности кафедры в рамках выполнения требований государственной научно-образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление кафедрой / приоритетные направления / научная деятельность / педагогический вуз / department management / priority areas / scientific activity / pedagogical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Юлия Александровна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме организации научной деятельности кафедры в условиях требований государственной политики. Основой для постановки проблемы совмещения увеличившихся в последние годы объемов научной работы, ужесточения требований к результатам научной деятельности и необходимости выполнения поставленных перед вузами государственных научных задач стала деятельность кафедры филологии и социгуманитарных дисциплин Шадринского государственного педагогического университета. На примере её деятельности описаны ключевые пути реализации государственной политики по научно-техническому развитию РФ, среди которых усиление участия в конкурсах научно-исследовательских работ, публикационной активности в верифицированных научных изданиях, выступлений с результатами научных исследований. Кроме того, в статье представлен опыт по работе над конструктивным взаимодействием профессорско-преподавательского состава как главное условие для осуществления научной деятельности кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the department’s scientific activity fulfilling the requirements of the state scientific and educational policy

The article is devoted to the organization of the department’s scientific activities in the context of state policy requirements. The activity of the Department of Philology and Socio-Humanitarian Disciplines of Shadrinsk State Pedagogical University became the basis for setting the problem of combining the increased volumes of scientific work in recent years, stricter requirements for the results of scientific activity and the need to fulfill the state scientific tasks assigned to universities. Using the example of its activities, the key ways of implementing the state policy on scientific and technical development of the Russian Federation are described, including increased participation in research competitions, publication activity in verified scientific publications, presentations with the results of scientific research. In addition, the article presents the experience of working on constructive interaction of the teaching staff as the main condition for the implementation of scientific activities of the department.

Текст научной работы на тему «Организация научной деятельности кафедры в рамках выполнения требований государственной научно-образовательной политики»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 18-26 --- ♦ ----

УДК 378.1 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_18

Юлия Александровна Семенова г. Шадринск

Организация научной деятельности кафедры в рамках выполнения требований государственной научно-образовательной политики

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме организации научной деятельности кафедры в условиях требований государственной политики. Основой для постановки проблемы совмещения увеличившихся в последние годы объемов научной работы, ужесточения требований к результатам научной деятельности и необходимости выполнения поставленных перед вузами государственных научных задач стала деятельность кафедры филологии и социгуманитарных дисциплин Шадринского государственного педагогического университета. На примере её деятельности описаны ключевые пути реализации государственной политики по научно-техническому развитию РФ, среди которых усиление участия в конкурсах научно-исследовательских работ, публикационной активности в верифицированных научных изданиях, выступлений с результатами научных исследований. Кроме того, в статье представлен опыт по работе над конструктивным взаимодействием профессорско-преподавательского состава как главное условие для осуществления научной деятельности кафедры. Ключевые слова: управление кафедрой, приоритетные направления, научная деятельность, педагогический

вуз.

Julia Aleksandrovna Semenova

Shadrinsk

Organization of the department's scientific activity fulfilling the requirements of the

state scientific and educational policy

The article is devoted to the organization of the department's scientific activities in the context of state policy requirements. The activity of the Department of Philology and Socio-Humanitarian Disciplines of Shadrinsk State Pedagogical University became the basis for setting the problem of combining the increased volumes of scientific work in recent years, stricter requirements for the results of scientific activity and the need to fulfill the state scientific tasks assigned to universities. Using the example of its activities, the key ways of implementing the state policy on scientific and technical development of the Russian Federation are described, including increased participation in research competitions, publication activity in verified scientific publications, presentations with the results of scientific research. In addition, the article presents the experience of working on constructive interaction of the teaching staff as the main condition for the implementation of scientific activities of the department.

Keywords: department management, priority areas, scientific activity, pedagogical university.

В 2020 году произошло знаковое для образовательной системы событие -педагогические вузы перешли в подчинение Министерству Просвещения Российской Федерации [3]. С этого момента начинается корректировка не только образовательного процесса, но и в том числе научной деятельности ключевых подразделений вуза - кафедр.

Выход в 20-е годы XXI века на государственном уровне Указов Президента Российской Федерации, касающихся научно -технического развития РФ, привел кафедры не только федеральных научно-исследовательских университетов, но и педагогических вузов к необходимости корректировки работы согласно требованиям нового времени, в частности «трансформации науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы» [6]. Как отметил заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Андрей Волков, «Не всем вузам суждено стать глобальными, однако

трансформироваться придется каждому» [2]. Тенденция к существенным изменениям деятельности и роли кафедр реализуется в сложных условиях, среди которых негативными становятся, по мнению М. Чошанова, соревновательность и засилье рейтингов, а также гонка за показателями [7.]. В сложившихся условиях «университетский менеджмент практически не исследован» [2]. Кроме того, указанные негативные последствия чаще всего описываются на вузах крупных городов. В этом плане показательным будет проследить на примере кафедры провинциального педагогического вуза реализацию основных направлений работы в контексте государственной научно-

образовательной политики за последние годы.

В необходимости описания процессов и условий внедрения изменений в деятельность кафедры педагогического вуза с целью отражения достижения требований государственной политики мы видим актуальность настоящего исследования.

Цель настоящего исследования - определить на примере кафедры гуманитарного профиля в педагогическом вузе основные направления

2024, no 3(63), pp. 18-26 ---- ♦ ---

научной работы в рамках реализации государственной политики по научно-техническому развитию РФ.

Материалом для написания работы послужили данные кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» за последние 5 лет.

Согласно «Положению о кафедре», утвержденному в ШГПУ 20 апреля 2016 года, одной из главных задач кафедры является «организация и осуществление на качественном уровне... научных исследований по профилю кафедры» [1]. Для достижения поставленной задачи профессорско-преподавательскому составу кафедры рекомендуется выполнять следующие виды работы: «проведение научно-исследовательской работы по тематике НИР кафедры в соответствии с утвержденными планами научно-исследовательской работы и внедрение их результатов в учебный процесс; ... участие в научно-методических и научно-практических конференциях; участие во внутренних и внешних грантах и научных конкурсах .; подготовка монографий и научных статей, в том числе рецензируемых (РИНЦ, Web of Science, Scopus), а также входящих в перечень рекомендованных ВАК, отзывов на авторефераты диссертаций и пр.» [1].

К началу 2020 года кафедра филологии и социогуманитарных дисциплин имела ряд достижений среди кафедр ШГПУ по результатам научной работы: 1 место за активную научно-исследовательскую работу кафедры в 2015 году (2016 г.),

3 место за активную научно-исследовательскую работу кафедры в 2016 году (2017 г.), 2 место за активную научно-исследовательскую работу кафедры в 2019 году (2020 г.), 3 место в номинации «Лучший молодой ученый 2018 г.» в ШГПУ (Максимовских А.Г.), 1 место в номинации «Ученый 2019 года в ШГПУ среди докторов наук» (Борисов С.Б.). С 2020 года кафедра филологии и социогуманитарных дисциплин продолжает удерживать лидирующие позиции при подведении итогов научной работы среди кафедр вуза: 1 место по результатам работы в 2020, 2021 году, 3 место по результатам работы в 2022 году, 2 место по результатам работы в 2023 году.

Оценка результативности кафедры в рамках одного вуза важна, поскольку дает возможность проследить динамику выполнения заданий в рамках ключевых направлений работы вуза. Ежегодно Управление научной и инновационной деятельности определяет научный минимум требований к профессорско-преподавательскому составу кафедры с учетом научного и творческого потенциала, показателей мониторинга и направлений университета.

Научная деятельность кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин с 2020 года

реализуется в рамках двух научных направлений университета «Факторы и механизмы межъязыкового взаимодействия в диахронном аспекте» и «Социально-гуманитарные знания в русле современных тенденций». С учетом этих направлений согласована тема фундаментальных исследований кафедры «Гуманитарное пространство России: история, современность, перспективы».

Среди ключевых путей реализации научных направлений и темы кафедры, отбираемых в строгом соответствии с прописанными в «Положении о кафедре» видами работ, стоит отметить следующие:

1. Участие в конкурсах научно -исследовательских работ:

- в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ неоднократно подавались заявки. Так в 2020 году были оформлены заявки по двум темам: междисциплинарной «Научно -методическая разработка системы оценки благополучия ребенка в Российской Федерации» и темой, созданной в рамках реализации образовательных программ кафедры («Русский язык», «Литература», «Русский язык как иностранный»), «Методика преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной организации с учетом реализации моделей смешанного обучения». Доработав концепцию последней темы с учетом накопленного эмпирическое материала, временный коллектив научного проекта в 2023 году успешно выполнил работу на тему «Система формирования целостного восприятия литературы в образовательных организациях общего и среднего (полного) образования». В кратчайшие сроки доктор культурологии, доцент, главный научный сотрудник Борисов С.Б., кандидат культурологии, доцент Ланцевская Н.Ю., кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Милованова Л.А., кандидат филологических наук, доцент Харлова Н.М., кандидат филологических наук, доцент Ястремская Ю.А. под руководством кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой филологии и социогуманитарных дисциплин Семеновой Ю.А. проанализирован опыт внедрения литературного образования как процесса и системы в образовательных организациях разного уровня, выявили и описали типичные ошибки нарушения связей предметно-понятийного аппарата и литературы как процесса и системы, причины появления этих ошибок у учащихся при освоении литературы на разных ступенях обучения, разработали методический инструментарий по формированию системы целостного

литературного образования для ступеней основного, среднего (полного) и высшего

образования. Результатом исследования стили 10 статей в журналах ВАК, монография, учебное пособие и 6 выступлений на конференциях различного уровня. В 2023 году другим временным коллективом под руководством кандидата педагогических наук, доцента, начальника отдела по международной деятельности Елизовой Е.И. была подана заявка на проведение научно-исследовательских работ планируемых к реализации подведомственными Министерству просвещения Российской Федерации организациями высшего образования на тему «Этноориентированная модель изучения языковой коммуникации населения с учетом теории и практики лингвистического аудита вне русскоязычной среды (Республика Мадагаскар, Республика Сейшельские Острова)».

Доработанная заявка стала основой для выполнения уже в 2024 году государственного задания «Влияние культурно-цивилизационных особенностей на систему образования в Республике Сейшельские Острова» (кандидат педагогических наук, доцента начальник отдела по международной деятельности Елизова Е.И., кандидат культурологии, доцент Ланцевская Н.Ю. - исполнители).

- в рамках конкурсного отбора Министерства просвещения РФ на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий под руководством кандидата педагогических наук, доцента, начальника отдела по международной деятельности Елизовой Е.И. в 2020 году реализована тема «Открытие и деятельность центра открытого образования на основе учебно-познавательного клуба «Секреты русской филологии» на базе ФГБОУ ВО «ШГПУ»». В 2021 году под её же руководством выполнен проект «Лаборатория «Доктор Русич»». Коллектив проекта разработал и провел три крупных мероприятия образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования в рамках проведения в Российской Федерации Года науки и технологий. В 2023 году Елизова Е.И. и коллектив сотрудников реализовали тему «Открытие и функционирование Центров открытого образования в Республике Мадагаскар и Республике Сейшельские Острова» (2023). Руководитель проекта и его исполнители (кандидат культурологии, доцент

Ланцевская Н.Ю., кандидат филологических наук, доцент Сизова Т.В., кандидат педагогических наук, доцент Копырина М.В. и др.) провели колоссальную работу по сбору эмпирического материала, изучив и описав практику преподавания русского языка как иностранного в не русскоязычной среде. Накопленный опыт стал основой для публикации научных статей, докладов на пленарных и секционных заседаниях в международной научно-практической конференции «Россия-Африка 2023: парадигма

образования» (14-15 декабря 2023 г., г. Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского), на всероссийском семинаре, посвященном организации проведения и результативности мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе направленных на обеспечение полноценного функционирования и развития русского языка, проводимых при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2023 году (14 декабря 2023г., г. Москва, АКО ДПО «Институт гуманитарного образования и тестирования»).

- в рамках конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в 2020 году было подано 2 заявки по темам «Игры и забавы юных россиян в первой половине ХХ века» (руководитель - доктор культурологии, доцент, ведущий научный сотрудник Борисов С.Б.), «Международный педагогический семинар "Качество сопровождения образовательного процесса в России и за рубежом на современном этапе развития общества"» (руководитель -кандидат педагогических наук, доцента начальник отдела по международной деятельности Елизова Е.И.), в 2021 году - 3 заявки по темам «Повседневная жизнь подростков в СССР во второй трети ХХ века», «Повседневная жизнь в годы Великой Отечественной войны: историко-антропологический словарь», «Идейно-политическая борьба с мещанским мировоззрением в России в Х1Х-ХХ вв.». руководителем всех трех заявок выступил доктор культурологии, доцент, ведущий научный сотрудник Борисов С.Б. Темы заявок были обусловлены наметившейся после 2020 года переориентации работы кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин на продвижение и поддержку русского языка за рубежом с учетом требований государственной политики [4; 5], а также научными интересами ведущего научного сотрудника кафедры, занимающегося проблемами повседневности, доктора культурологии Борисова С.Б. При его активном участии в 2021 году проект по теме «Игры и забавы юных россиян в первой половине ХХ века» получил одобрение от РФФИ на издание лучших научно-популярных трудов 2021 года. Борисов С.Б. опубликовал монографию по одноименной с проектом теме, в которой представил ранее не рассматриваемые, но отраженные в многочисленных источниках исторические сведения о детских играх.

- в рамках конкурса на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности ШГПУ-ЮУрГГПУ, с 2024 года - ШГПУ-БГПУ им. М. Акмуллы. Особое место среди заявок и выполненных работ занимают междисциплинарные темы, которые предполагают участие в проекте

2024, no 3(63), pp. 18-26 ---- ♦ ---

сотрудников разных структурных подразделений. Чаще всего коллаборация происходит с преподавателями и студентами кафедры истории и права, как подразделения близкого к изучению истории повседневности - одной из центральных тем в исследованиях Борисова С.Б. Так, в 2020 году была подана совместная с отмеченной кафедрой заявка на тему «Преподаватели и студенты Шадринского пединститута в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», в 2022 году выполнен проект «Подготовка к осуществлению культурно-просветительской деятельности

будущих учителей истории и обществознания» (руководитель - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин Коморникова О.М., исполнители - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и права Подкорытова С.В., Потехин Е.И.), в 2023 года реализована тема «Краеведческий альманах «Шадринская старина» как феномен отечественной провинциальной культуры» (руководитель - доктор культурологии, доцент, главный научный сотрудник кафедры филологии и социогуманитраных дисциплин Борисов С.Б., исполнители - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и права Чипинова Н.Ф., Мехнина Е.Д.). Реже появляются темы, созданные преподавателями кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин и сотрудниками негуманитарных институтов и кафедр. Такого рода проект стал возможным, поскольку кафедра филологии и

социогуманитарных дисциплин обеспечивает в том числе и дисциплины «Социально-гуманитарного модуля». Среди таких работ можно отметить выполненный в 2020 году проект исполнителем в которой выступила кандидат социологических наук, доцент Коморникова О.М., а руководителем -кандидат экономических наук, доцент Попова Е.И. «Исследование процесса внедрения

дистанционного обучения: тенденции и перспективы».

Однако основной массив заявок и реализованных тем связан с профильностью выпускающей кафедры (профили «Русский язык», «Литература» и «Русский язык как иностранный» направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)). В 2020 году временный научный коллектив выполнил проект «Исследование инновационных технологий обучения русскому языку» (руководитель -кандидат филологических наук, доцент Никаноров С.А., исполнители - кандидат филологических наук, доцент

Харлова Н.М., Акулова К.Д.).

В 2021 году была одобрена заявка на тему «Литературное образование: изучение классики через современность» (руководитель - кандидат филологических наук, доцент, заведующий

кафедрой Семенова Ю.А., исполнители -кандидат филологических наук, доцент Ястремская Ю.А., Немальцева Е.В.,

Никитина В.А.). Кроме того, была подана заявка по теме «Актуализация советской литературы для детей в современном образовательно процессе». В 2022 году этим же временным научным коллективом реализована тема «Массовая культура как инструмент литературного образования». Именно эти темы, их реализация и полученные результаты дадут старт для осуществления в рамках государственного задания масштабного проекта кафедры -«Система формирования целостного восприятия литературы в образовательных организациях общего и среднего (полного)

образования».

Все обозначенные грантовые проекты представлены в виде материальных продуктов -научных статьях, монографиях и учебных изданиях. Однако публикационная активность кафедры не ограничивается только грантами, субсидиями и госзаданиями.

2. Публикации результатов исследований являются вторым путем реализации научных направлений и темы кафедры. Лидером по изданию монографий, энциклопедий,

энциклопедических словарей является доктор культурологии, доцент, главный научный сотрудник, руководитель действующего на базе кафедры Центра культурно-антропологических исследований Борисов С.Б. Его монографические исследования можно разделить на несколько тематических групп, связанных со сферой интересов ученого:

a. История повседневности России и Шадринска («Экономическая, социальная, политическая и культурная жизнь Шадринска 1930-х годов», 2020, «Повседневная жизнь преподавателей Шадринского государственного педагогического университета в 1939-1989 гг.», 2020, «Развлекательно-игровые практики юных россиян в первой половине ХХ в.», 2020, «Школьная повседневность 1918-1968 гг.», 2021, «Краеведческий альманах «Шадринская старина» как феномен отечественной провинциальной культуры», 2023)

b. Литература Урала и Зауралья («Образы Шадринска в русской поэзии», 2021, «Литературный процесс на Южном Урале (19201960-е гг.)», 2022, «Литературный процесс в Курганской области в начале 1970-х гг. (по материалам газеты «Молодой ленинец»)», 2022, «Литературный процесс в Шадринске в 1950-е гг.», 2023, «Литературный процесс в Шадринске в первой половине ХХ века», 2023)

c. Советская литература («Образы девочек в русской советской литературе для детей», 2021, «Произведения китайской тематики для детей, изданные в Советском Союзе в 1950-1965 гг.», 2023, «Историко-культурный комментарий к

произведениям школьной программы первой половины ХХ века», 2023)

d. История Шадринска («Учебные заведения города Шадринска в годы Великой Отечественной войны», 2020, «Политическая жизнь Шадринска в первой четверти ХХ века». 2021, «Жизненный и творческий путь уральского краеведа и лексикографа В.П. Бирюкова» в 4 томах, 2023)

Эти темы отражены и в статьях ученого, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК, и сборниках материалов конференции, входящих в базу РИНЦ. Из наиболее знаковых статей можно отметить публикации Борисова С.Б. в журнале «Родина»: «"Мадама, играй, играй!" Как китайцы развлекали россиян в ХХ в.» (2020), «Мишка Чистов - истребитель сусликов» (2020), «Письмецо на передовую» (2021), «Дворянки, гимназистки, красавицы» (2021), «"Пять поленьев, три костра, серп и молот, и звезда!": малоизвестные пионерские ритуалы» (2021), «"Кинул невод - вынул неуд"» (2021), «"Я писала в тетрадях, сшитой мамой из обоев"» (2021), «"Мышеловка" Володи Ульянова» (2022), «"Гигантские шаги" Володи Ульянова» (2022), «Статус «первый ученик» - значит многого достиг!» (2023), «Только Гога весело скакал на одной ноге вокруг рояля» (2023). Все эти статьи опубликованы в рамках индивидуальной темы Борисова С.Б. «Культурно-

антропологические исследования повседневности ХХ века».

Исследования сотрудников кафедры, реализующих дисциплины «Социально-гуманитарного модуля» (кандидата философских наук, профессора Колесникова М.А., кандидата социологических наук, доцента

Коморниковой О.М. до 2023 года), соотносятся с профилем их специальностей. Главным публикационным достижением Колесникова М.А. в рассматриваемый период работы кафедры филологии и сцигуманитарных дисциплин можно считать статью коллектива авторов «The teacher's self-presentation in terms of students' assessments or the study of the teacher's self-presentation features» в научной периодике «Propósitos y Representaciones», индексируемой в системах цитирования Scopus или Web of Science. Кроме того, Колесников М.А. является единственным сотрудником кафедры, в копилке которого значатся публикации в зарубежных сборниках материалов конференции. Заслугой

Коморниковой О.М. была сконцентрированность на узкой теме социологических исследований и публикация в журналах ВАК с высоким импакт-фактором (например, журнал «Socio time / Социальное время»).

Сохранила приверженность многолетним исследованиям кандидат филологических наук, доцент Харлова Н.М., чьи научные труды посвящены вопросам русской диалектологии и методики обучения русскому языку. Среди

знаковых работ Харловой Н.М. можно отметить опубликованные в журналах ВАК статьи «Диалектные глаголы со значением речевого процесса в говорах Зауралья», 2021, «Особенности изучения грамматической категории времени в средней школе», 2022, «О грамматических свойствах глагольного компонента во фразеологизмах модели V + N4 / N2», 2022, Формирование навыка анализа

сложноподчиненных предложений у студентов-филологов», 2023, «Изучение сложных бессоюзных предложений студентами-филологами», 2023, «Развитие речи на уроках литературы в средней школе», 2023. В журналах ВАК опубликованы статьи методической направленности в соавторстве со студентами «Пути формирования читательской грамотности на уроках русского языка в средней школе», 2022.

Сконцентрировали свое внимание на реализации государственной программы по поддержке и продвижению русского языка за рубежом кандидат филологических наук, доцент Никаноров С.А., который с 2021 года является активным участником программы «Российский учитель за рубежом», кандидат педагогических наук, доцента начальник отдела по международной деятельности Елизова Е.И., кандидат культурологии, доцент Ланцевская Н.Ю. Опыт Никанорова С.А. стал основой для публикации статей в изданиях Узбекистана, в образовательных организациях которого работает преподаватель. Елизова Е.И. и Ланцевская Н.Ю. публикуют статьи по русскому языку в не русскоязычной среде не только в рамках грантовой деятельности, но и в рамках реализации темы кафедры и своих индивидуальных тем. Важным достижением можно считать издание статьи в журнале «Перспективы науки и образования», индексируемом в системах цитирования Scopus или Web of Science, «Структурно-функциональная модель развития культуры языковой коммуникации в условиях центра открытого образования».

Сфера интересов Семеновой Ю.А. и Ястермской Ю.А., отраженная в научных публикациях, представлена литературоведением, языкознанием, методикой обучения литературе. Стоит отметить, что преподаватели не один год работают совместно над представленными областями знания, поэтому ряд публикаций создан в соавторстве. Среди важных совместных публикаций можно отметить статьи в журналах ВАК: «Лексические особенности

функционирования языка социальных сетей в среде провинциальной молодежи», 2020, «Взаимодействие со школой как обязательное условие формирования профессиональных компетенций студентов», 2020, «Формирование интереса к русскому языку и культуре при изучении литературы в вузе», 2020. Наличие совместных публикаций не отменяет

2024, no 3(63), pp. 18-26 ---- ♦ ---

индивидуальной работы по отмеченным темам, а также статьей, изданных в соавторстве с другими преподавателями кафедры и студентами в научных журналах (Семенова Ю.А.

Формирование нравственных ориентиров у обучающихся на уроках литературы, 2023, Семенова Ю.А., Сизова Т.В. Развитие речевой деятельности при обучении русскому языку как иностранному посредством использования фольклорных текстов, 2022, Семенова Ю.А., Сизова Т.В. Технологии сотрудничества в рамках реализации программы поддержки и продвижения русского языка, 2022, Ястремская Ю.А., Никитина В.А. Воспитательная составляющая романов о Гарри Поттере при изучении литературы в основной школе, 2021, Семенова Ю.А., Братцева Е.А. Формирование авторского отношения к миру посредством окказиональной лексики в ранней лирике В.В. Маяковского, 2022 и др.).

За период с 2020 по начало 2024 года научно -педагогическими сотрудниками кафедры филологии и социгуманитарных дисциплин в общей совокупности было опубликовано 21 монография, 3 статьи в изданиях, индексируемых в системах цитирования Scopus или Web of Science, 39 статей в журналах, входящих в перечень ВАК, 87 статей в изданиях, включенных в базу РИНЦ, 7 статей в зарубежных изданиях, 6 энциклопедических словарей.

3. Представление результатов исследований на международных, всероссийских и региональных конференциях - одно из обязательных направлений научной деятельности кафедры. География конференций представлена не только вузами Курганской области (г. Шадринск, Шадринский государственный педагогический университет, г. Курган, Институт развития образования и социальных технологий), но и УрФО (г. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, Уральский Федеральный университет им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина), Приволжского ФО (г. Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет), г. Москва (Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Институт гуманитарного образования и тестирования), г. Сочи (Международный инновационный университет), г. Ярославль (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского), г. Тула (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого), г. Сургут (Сургутский государственный педагогический университет), г. Ставрополь (Северо-Кавказский федеральный университет), Республика Дагестан (Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова), Республика Коми (Коми республиканский институт развития образования), ДНР (Донецкий национальный университет), Республика Узбекистан, Республика

Казахстан (Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати) и др.

Преподаватели кафедры филологии и социгуманитарных дисциплин за практику берут тенденцию разведения публикаций и докладов, что расширяет возможности для отражения индивидуальных научных тем, тем грантов, государственных заданий и т.д. Содержание докладов в доработанном и углубленном варианте со временем может стать основой для публикации, новых тем для конкурсов научных работ и т.д. Безусловно, в течение учебного года могут возникнуть доклады по незакрепленным за преподавателем темам. Это связано с появлением видов работ, приуроченных к памятным датам, юбилеям писателей, ученых, вуза и т.д. Так, в 2020 году появляется серия докладов, приуроченных к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, в 2023 - к 200-летию со дня рождения А.Н. Островского. 2024 год - 85-летие ШГПУ, что обусловит появление докладов, приуроченных к этой дате.

4. Научный потенциал кафедры реализуется в процессе организации и проведения научных мероприятий. Традиционной конференцией, изначально проводимой совместно с кафедрой педагогики, а с 2023 года - со всеми кафедрами гуманитарного института стали Международные педагогические и гуманитарные чтения. В 2020 году прошли III по счету научные чтения, в 2023 году - IV Международные педагогические и гуманитарные чтения. Конференция проходила при участии иностранных вузов-партнеров: Гулистанский государственный университет (Республика Узбекистан), Ошский

государственный педагогический университет (Кыргызская Республика), Национальный центр обучения учителей новым методам (Республика Узбекистан), Термезский государственный педагогический институт (Республика

Узбекистан). В международных научных чтениях приняли участие педагоги вузов и школ, аспиранты, магистранты и студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Перми, Тюмени, Луганска, Губкинского (ХМАО), Елабуги, Каменска-Уральского, Далматово, Ковриги, Ош, Термеза, Гулистана, Нукуса. В 2023 году конференция объединила 115 участников, из них - 25 иностранных. В качестве слушателей присутствовали более 70 человек, из них - 40 слушателей из вузов-партнеров.

Кроме международной конференции, на базе кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин и кафедры педагогики проводила всероссийскую научно-практическую

конференцию «Педагогическая и гуманитарная сферы России: история и современность». В 2021 году была проведена

III по счету конференция, которая с 2023 года в силу схожести направлений работы по решению

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 18-26 ----. + .----

организаторов кафедры была объединена с германских языков. Рецензентом учебных изданий международными научными чтениями. уже указанной кафедры была и Елизова Е.И.

Ланцевская Н.Ю. в последние годы активно Подобный опыт дает возможность

сотрудничает с региональным отделением Международной Общественной Организации «Императорское Православное Палестинское Общество» в Курганской области. Взаимодействие с этой организацией выливается в продуктивную работу круглых столов. Только в 2023 году были проведены круглые столы «Святые женщины в истории России», «Урал. История. Церковь. Исповедничество», круглый стол, посвященный 120-летию со дня кончины основателя, почётного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово и др.).

Результатами проведения конференций всегда было издание сборников материалов, редакторами которых выступали в разные годы кандидат филологических наук, доцент Ястремская Ю.А., кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой Семенова Ю.А., кандидат культурологии, доцент Ланцевская Н.Ю. С 2020 года было издано 3 сборника материалов научно -практических конференций, проводимых кафедрой филологии и социогуманитарных дисциплин. Ястремская Ю.А. выступила редактором ещё двух сборников всероссийской молодежной научно-практической конференции «Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки» (2022, 2023), проводимой под эгидой Совета молодых ученых. Эта общественная работа была поручена Ястремской Ю.А. как члену Совета молодых ученых и одному из организаторов конференции.

5. Не менее важным направлением работы кафедры является участие научно-педагогических работников в проектах и программах, организованных при поддержке Министерства просвещения РФ. Одним из таких проектов является «Российский учитель за рубежом», бессменным участником которого с 2021 года является кандидат филологических наук, доцент Никаноров С.А. Не менее важную роль играет участие преподавателей кафедры в мероприятиях государственной просветительской организации «Общество "Знание"». Преподаватели кафедры читают просветительские лекции (Борисов С.Б., Ланцевская Н.Ю.), участвуют в конкурсе «Лига лекторов» (Ланцевская Н.Ю.)

6. Рецензирование научных работ. Сотрудники кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин регулярно выступают рецензентами научных статей журнала, входящего в перечень ВАК с 2022 года, «Вестник ШГПУ», научных и учебных изданий сотрудников своей кафедры и смежных кафедр. Так, Семенова Ю.А. и Ястремская Ю.А. не единожды выступали рецензентами монографий и изданий С.Б. Борисова, учебных изданий преподавателей кафедры теории и практики

преподавателям совершенствовать навыки критического анализа не только чужих научных и учебных работ, но и своих публикаций, менять подходы к структуре и содержанию научного издания.

7. Научно-исследовательская работа

студентов. В практике осуществления НИРС на кафедрах наибольшая активность участия студентов наблюдается в момент написания ими курсовых и выпускных квалификационных работ, что выливается в серию докладов и публикаций студентов 4 и 5 курсов в студенческих конференциях и научных публикациях. Наибольшую весомость в этом плане приобретают те студенческие исследования, которые предвосхищают темы курсовых работ и ВКР или создаются вне границы тем данных видов проектов. Студенческой наукой руководят, прежде всего, те преподаватели кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, которые преподают дисциплины профилей «Русский язык», «Литература», «Русский язык как иностранный» (Елизова Е.И., Копырина М.В., Ланцевская Н.Ю., Семенова Ю.А., Харлова Н.М., Ястремская Ю.А.). Под их руководством студенты участвуют в выполнении грантовых работ (Акулова К.Д. - руководитель Харлова Н.М., Никитина В.А., Немальцева К.В., Братцева Е.А. -руководитель Семенова Ю.А.), публикациях статей в журналах ВАК (Немальцева К.В., Никитина В.А. - руководитель Семенова Ю.А.), победителями научных конкурсов

(Половникова А.С., Немальцева К.В.,

Никитина В.А. - руководитель Семенова Ю.А., Бутторс Ю.С. - руководитель Елизова Е.И., Фёдорова В.С., Баранова Н. - руководитель Харлова Н.М., Аннабай гызы О., Бердиева Т., Усманов Ж. - руководитель Копырина М.В., Братцева Е.А. - руководитель Ланцевская Н.Ю.).

Стоит отметить, что грамотный выбор путей реализации научных направлений и темы кафедры не является единственным способом достижения качественных результатов научной деятельности кафедры. Не менее важным становится грамотная организация совместной работы участников коллектива, в приоритете которых не только работа в рамках приоритетных направлений вуза и научной темы кафедры, но и продуктивная деятельность в русле индивидуальной научной темы, которая есть у каждого преподавателя и которая отражается в ежегодных отчетах по научной работе кафедры. Совмещение личных профессиональных интересов с коллективными не всегда комфортно для преподавателя, поэтому необходим поиск «золотой середины» в расстановке приоритетов и распределении совей научной и учебной нагрузки. Стремление сотрудников кафедры филологии и

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 3(63), pp. 18-26

социогуманитарных дисциплин к выработке комфортных условий сосуществования позволило определить ключевые ориентиры в работе:

1. Создание устойчивых рабочих групп, даже если речь идет о временных научных коллективах. На протяжении последних 8 лет в этом направлении шла активная работа, коллеги объединялись в подгруппы по общности тем, научных интересов, темпа совместной работы. Взаимный комфорт стал ключевым аспектом при выборе научных партнеров. Особенностью работы в подгруппе стало не простое разделение видов деятельности, а прежде всего, обсуждение единства концепции, направлений работы, совместная работа над материалами в рабочем порядке. Постоянные консультации, совещания и встречи привели к тому, что среди сотрудников кафедры вырос уровень доверия, понимание научного потенциала и возможностей каждого. В итоге сформировались два ключевых коллектива, которые участвуют в научных публикация и грантах. Постепенно устойчивые подгруппы выстраивают отношения с другой подгруппой и сотрудниками кафедры, не входящих на постоянной основе в состав подгрупп.

2. Коллективное обсуждение тем и научных идей. Слепое или дистанционное распределение обязанностей негативно сказывается на процессе сближения научно-педагогических работников кафедры. Сотрудники кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин достаточно рано отказались от такой формы взаимодействия, перейдя к постоянному выстраиванию конструктивного диалога. Общение и обсуждение стало приоритетом для достижения результата работы кафедры. Особенностью кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин является тот факт, что на сегодняшний день в её составе находятся сотрудники трех объединенных кафедр. Поэтому ощущение единого коллектива выстраивалось непросто, но ориентация на высказывание предложений, рекомендаций, а не исключительно критического подхода привела к тому, что коллеги научились слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение, вести продуктивные дискуссии. Отсюда берут истоки многочисленные заявки на конкурсы научных работ, конвергентность преподавателей кафедры, способность расширения ими сфер своих

интересов, общего кругозора, стремление к получению фундаментальных знаний даже в тех областях, которые не являются областью профессиональных исследований. Кроме того, важным достижением в рамках данной работы стало увеличение случаев привлечения коллег к редактуре и корректуре авторского научного продукта. Всё это позволило построить доверительные отношения в коллективе, когда взаимопомощь стала нормой научной работы кафедры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Несмотря на то, что многие вопросы решаются сообща, главная заслуга кафедры в том, что у каждого сотрудника есть своя научная, профессиональная ниша, которую закрывает только он. Это даёт определённую уверенность, формирует осознание значимости не только в своей профессиональной жизни, но и в коллективе, что в свою очередь приводит к направленности состоящего из самодостаточных ученых коллектива на результат кафедры, а не личные заслуги. Показателем такого подхода являются дипломы, грамоты и благодарственные письма, вручаемые ежегодно на Дне Науки в ШГПУ по итогам календарного научного года. Часто достаточно сложно выбрать форварда среди преподавателей, поскольку совместная работа, выстраиваемая с опорой на научный потенциал каждого, приводит к равномерности представления фамилий в отчёте кафедры.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин после серьезных изменений в образовательной и научно-технической государственной политике строится с учетом многовекторности современных требований по реализации проектов в рамках государственного заказа, приоритетных направлений ШГПУ, научной темы кафедры, индивидуальных научных тем научно-педагогического коллектива. Результативность работы кафедры провинциального

педагогического вуза и описанный опыт совместной работы может стать основанием для корректировки дальнейшего планирования научной деятельности описанной кафедры, а также материалом планирования работы других структурных подразделений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Положение о кафедре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» : принято Ученым советом ШГПУ 20.04.2016 г. / Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск, 2016. - 9 с. - URL: http://files.shgpi.edu.ru/files/official/2016/pologenie_o_kafedre_shgpu.pdf (дата обращения: 19.09.2024). - Текст : электронный.

2. Резник, С.Д. Участие преподавателей в управлении кафедрой: анализ вузовских практик / С.Д. Резни, О.А. Сазыкина. - Текст : электронный // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - № 3 (115). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-prepodavateley-v-upravlenii-kafedroy-analiz-vuzovskih-praktik (дата обращения: 21.09.2024).

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 18-26 ----. + .----

3. Российская Федерация. Правительство. Изменения, которые вносятся в перечень государственных программ Российской Федерации : распоряжение от 6 апреля 2020 года № 907-р. - Текст : электронный // Официальное опубликование правовых актов. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202106240008?pageSize= 100&index= 1 (дата обращения: 20.09.2024).

4. Российская Федерация. Правительство. Изменения, которые вносятся в перечень государственных программ Российской Федерации : распоряжение от 22.06.2021 № 1689-р. - Текст : электронный // Официальное опубликование правовых актов. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202106240008?pageSize= 100&index= 1 (дата обращения: 20.09.2024).

5. Российская Федерация. Президент (2015 - ; В.В. Путин). Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом : утв. 3 нояб. 2015 г. - Текст : непосредственный // Гарант.ру : информ.-правовой портал. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71145978/ (дата обращения: 20.09.2024).

6. Российская Федерация. Президент (2024 - ; В.В. Путин). О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : указ от 28 февр. 2024 № 145. - Текст : электронный // Официальное опубликование правовых актов. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402280003 (дата обращения: 20.09.2024).

7. Чошанов, М. Внимание, тревога! Корпоративная модель в высшем образовании вызывает вопросы / М. Чошанов. - Текст : непосредственный // Поиск : еженедел. газ. науч. сообщества. - 2018. - № 20.

REFERENCES

1. Polozhenie o kafedre federal'nogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija «Shadrinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet»: prinjato Uchenym sovetom ShGPU 20.04.2016 g. [Regulations on the department of the Federal State budgetary educational institution of higher education "Shadrinsky State Pedagogical University"]. Shadrinsk, 2016. 9 p. URL: http://files.shgpi.edu.ru/files/official/2016/pologenie_o_kafedre_shgpu.pdf (Accessed 19.09.2024).

2. Reznik S.D., Sazykina O.A. Uchastie prepodavatelej v upravlenii kafedroj: analiz vuzovskih praktik [Participation of teachers in the management of the department: analysis of university practices]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2018, no. 3 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-prepodavateley-v-upravlenii-kafedroy-analiz-vuzovskih-praktik (Accessed 21.09.2024).

3. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo. Izmenenija, kotorye vnosjatsja v perechen' gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii: rasporjazhenie ot 6 aprelja 2020 goda № 907-r. [Changes that are being made to the list of state programs of the Russian Federation]. Oficial'noe opublikovanie pravovyh aktov [Official publication of legal acts]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202106240008?pageSize= 100&index= 1 (Accessed 20.09.2024).

4. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo. Izmenenija, kotorye vnosjatsja v perechen' gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii: rasporjazhenie ot 22.06.2021 № 1689-r [Changes that are being made to the list of state programs of the Russian Federation]. Oficial'noe opublikovanie pravovyh aktov [Official publication of legal acts]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202106240008?pageSize= 100&index= 1 (Accessed 20.09.2024).

5. Rossijskaja Federacija. Prezident (2015 - ; V.V. Putin). Koncepcija gosudarstvennoj podderzhki i prodvizhenija russkogo jazyka za rubezhom: utv. 3 nojab. 2015 g. [The concept of state support and promotion of the Russian language abroad]. Garant.ru: inform.-pravovoj portal [Garant.ru]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71145978/ (Accessed 20.09.2024).

6. Rossijskaja Federacija. Prezident (2024 - ; V.V. Putin). O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii: ukaz ot 28 fevr. 2024 № 145 [On the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation]. Oficial'noe opublikovanie pravovyh aktov [Official publication of legal acts]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402280003 (Accessed 20.09.2024).

7. Choshanov M. Vnimanie, trevoga! Korporativnaja model' v vysshem obrazovanii vyzyvaet voprosy [Attention, alarm! The corporate model in higher education raises questions]. Poisk: ezhenedel. gaz. nauch. soobshhestva [Search], 2018, no. 20.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.А. Семенова, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: 5ok@bk.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Ju.A. Semenova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department Chair, Department of Philology and Socio-Humanitarian Disciplines, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: 5ok@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.