Научная статья на тему 'Организация научного творчества студентов и молодых ученых как практика инновационной деятельности вуза (из опыта работы)'

Организация научного творчества студентов и молодых ученых как практика инновационной деятельности вуза (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ / УПРАВЛЕНИЕ "МОЛОДЕЖНОЙ" НАУКОЙ / MANAGEMENT OF A "YOUTH" SCIENCE / SYSTEM OF RESEARCH JOB OF STUDENTS / SCIENTIFIC CREATIVITY OF YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдоров Владимир Анатольевич, Ефанов Андрей Викторович, Зуева Анастасия Сергеевна

Управление научным творчеством молодых исследователей в вузе рассматривается через характеристику трех подпроцессов: организации и координации деятельности студентов и аспирантов, их мотивации и стимулирования и осуществление обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фёдоров Владимир Анатольевич, Ефанов Андрей Викторович, Зуева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organisation of scientific creativity of students and young scientists as practice of innovative activity of high school (from an operational experience)

Management of scientific creativity of young researchers in high school is considered through the characteristic of three subprocesses: the organisation and coordination of activity of students and post-graduate students, their motivation and stimulation and feedback realisation.

Текст научной работы на тему «Организация научного творчества студентов и молодых ученых как практика инновационной деятельности вуза (из опыта работы)»

вательной, коммуникативной, эстетической, познавательной и др.), творческими способностями, активностью и самостоятельностью, умениями решать проблемы и критически мыслить, в широком смысле проектировать и исследовать. По аналогии с постиндустриальным, технологическим обществом современное образование получило название «постиндустриальное или технологическое образование».

Технологическое образование определяет развитие науки и производства, возможность разработки инновационных технологий, уровень технологической культуры и технологической грамотности населения страны. Во многих странах с постиндустриальной экономикой технологическая подготовка реализуется как на уровне общего образования (пропедевтический уровень), так и на всех ступенях профессионального образования. Важность технологического (инженерного) образования отмечалась в резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке» саммита «Большой восьмерки», проведенного в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге.

Универсальными технологиями деятельности человека в современном мире, инвариантными предметной специфике профессиональной деятельности, служат проектирование, исследование и управление. Овладение данными технологиями — важная задача технологической подготовки, реализующаяся как в общем образовании, так и при получении любого уровня профессионального образования. Данные технологии получают свое воплощение и развитие в социально значимой практической деятельности, на личностном уровне —

от знания и умения выполнять отдельные операции и действия к комплексному пониманию технологии. Овладение универсальными технологиями создает предпосылки для формирования профессиональной компетентности специалиста по отраслевым технологиям, технологиям различных видов профессиональной деятельности и др.

Развитие в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития, требует серьезного изучения проблемы технологической подготовки специалиста в системе непрерывного образования начиная с дошкольного и школьного образования с учетом всех уровней профессионального образования, и заканчивая подготовкой научных и научно-педагогических кадров, а также системой повышения квалификации специалистов всех уровней и категорий. Формирование и развитие компонентов технологической подготовки личности с самого детства связано с приобщением детей к труду, знакомством их с миром профессий, техники и технологий, первоначального опыта взаимодействия с миром искусственного, в основе которого лежит безопасность, качество и моральноценностные отношения.

Список литературы

1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. — М.: Академия, 1999.

2. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учебное пособие для студентов вуза / В.Л. Иноземцев. — М.: Логос, 2000.

УДК 371.38

В.А. Фёдоров, доктор пед. наук, профессор А.В. Ефанов, канд. пед. наук, доцент А.С. Зуева, аспирантка

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ КАК ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Во второй половине ХХ века в документах ЮНЕСКО образовательная система в СССР характеризовалась как уникальная за ее приверженность принципам фундаментальности и научности. Пройдя через экономические потрясения 90-х годов XX в., потеряв в результате «утечки мозгов» часть научной когорты, отечественной высшей школе в целом все же удалось сохранить высокий научный потенциал. В настоящее время

26

перед научным сообществом встает новая проблема: как фундаментальные знания трансформировать в прикладные научные и научно-технические разработки, наукоемкие технологии, в высокотехнологичную продукцию? Как обеспечить выпуск из вузов не просто хорошо подготовленных специалистов, а людей, обладающих необходимой исследовательской компетенцией, готовых работать в условиях постоянных изменений, поиска, нова-

ций? Возникает необходимость в качественно ином образовании, позволяющем за счет мощной теоретической подготовки, использования новых обучающих технологий, продуктивно организованной производственной практики, а также создания в самом высшем учебном заведении «развивающегося профессионально-образовательного пространства» (Э.Ф. Зеер), сформировать у выпускников креативное, исследовательское мышление [1].

Проведенный в 2008-2009 гг. опрос более ста студентов старших курсов высших учебных заведений г. Екатеринбурга показал, что две трети из них не готовы к инновационной, творческой деятельности, так как не имеют сформированных исследовательских установок и навыков: готовности искать новое знание, умения решать творческие задачи и ориентироваться в нестандартных ситуациях, использования собственного опыта в процессе поиска, нахождения путей внедрения новшеств и др. (см. в таблице пункты 13-18).

Одним из компонентов современного образовательного пространства вуза должна быть действенная система формирования, стимулирования и развития научного творчества вузовской молодежи — студентов, аспирантов, молодых специалистов, включающая в себя как учебные (обязательные), так и внеучебные (необязательные) формы научно-исследовательской работы (соответственно УИРС и НИРС), специально нацеленные на выработку умений получать и присваивать новое знание, способствующие как личностному, так и профессиональному развитию будущего специалиста.

Под системой научного творчества молодежи высшего учебного заведения авторами понимается комплекс организационных условий и средств, обеспечивающих результативное участие студентов и молодых ученых в научноисследовательской, научнотехнической и творческой сферах деятельности [2]. Расширение традиционного, устоявшегося понятия «научно-исследовательская работа студентов» объясняется тем, что в последнее десятилетие в большинстве вузов образовательное пространство в значительной степени было диверсифицировано. Наряду с ранее существовавшими техническими и (или) гуманитарными специальностями (в зависимости от профиля вуза) были открыты новые направления — стали готовить специа-

листов творческой сферы (дизайнеры, режиссеры, аниматоры, музыканты и др.), для которых основным видом научно-исследовательского труда выступает не столько сугубо научная, сколько профессионально-творческая деятельность.

Для организации и управления системой научного творчества молодежи в российских вузах применяются две основные модели организации «молодежной» науки, одну из которых можно назвать автономной, другую — интегративной.

Первая модель исходит из того, что для студентов, с одной стороны, и аспирантов и молодых специалистов — с другой, имеющих разный научный потенциал и разнонаправленные задачи, создаются два обособленных научных сообщества: студенческое и для молодых ученых. Совместная деятельность двух научных обществ весьма ограничена или вовсе отсутствует. Как правило, «научные» контакты и организационное взаимодействие студентов и аспирантов осуществляется лишь на кафедральном уровне (в случае их общего участия в научных исследованиях преподавателей кафедры) или в кружковой работе.

Понятно, что в этом случае в содержательном плане проигрывают обе структуры. Студенческому научному обществу недостает профессионального, а иногда и простого жизненного опыта для решения текущих вопросов, поэтому фактическое

Сформированность исследовательских способностей у студентов старших курсов высших учебных заведений г. Екатеринбурга

№ п/п Исследовательские способности % ответивших положительно

1 Самостоятельно искать информацию 98,3

2 Выделять главное 84,5

3 Принимать решения 72,1

4 Рассуждать и оценивать 76,4

5 Работать с документами и их классифицировать 71,3

6 Анализировать проблемы ситуации, условия,

задачи 69,2

7 Самостоятельно заниматься своим обучением 67,2

8 Разрабатывать план действий 64,5

9 Грамотно и научно выражать свои мысли и идеи 62,6

10 Оценивать результат своего труда 60,3

11 Публично выступать 52,4

12 Организовывать взаимосвязь своих знаний с прак-

тикой 44,1

13 Решать творческие задачи 38,9

14 Ориентироваться в нестандартных ситуациях

и условиях 35,8

15 Находить новое знание 33,2

16 Находить возможности повышения эффективно-

сти проекта 21,1

17 Организовывать свои собственные приемы

в исследовании 19,4

18 Находить пути внедрения исследовательского про-

екта 13,4

управление сосредоточивается в руках более опытного преподавателя-куратора. Обществу аспирантов и молодых специалистов, большинство из которых ведут трудовую деятельность, и не только в сфере образования, свойственны невысокая научная мобильность, слабая исполнительная дисциплина (эффективность аспирантуры в среднем по России менее 30 %, в то время как вузы оканчивают более 80 % от числа поступивших абитуриентов), нацеленность на «узкокорпоративные» интересы. Возникает своего рода эффект кастовой обособленности и замкнутости, между студентами и молодыми учеными имеется слабое взаимодействие, нет преемственности, отсутствует синергетический эффект в решении научных и организационных вопросов.

Вторая модель предполагает, что «научные» интересы студентов и молодых ученых органично взаимодополняют друг друга: общие цель, ряд задач, единые исследовательские формы, методы и средства, взаимообогащение опытом, традициями, ценностями и т. д. Использование такой модели предполагает создание в вузе для студентов и молодых ученых общей научной организации. Оперативное управление таким объединением и его подразделениями (при общем руководстве со стороны проректора по научной работе) осуществляется представителями из числа аспирантов или молодых специалистов (реже более опытными преподавателями). Студенты, как правило, занимают «посты» заместителей, ученых секретарей или помощников, проходя, таким образом, хорошую школу управления в области научного менеджмента.

Анализ образовательной деятельности вузов г. Екатеринбурга показал, что из 16 обследованных высших ученых заведений в 11 применяется «автономная» модель устройства «молодежной» науки, в 5 вузах — «интегрированная». В частности, в Российском государственном профессиональнопедагогическом университете (РГППУ) уже более 20 лет функционирует совет научного творчества молодежи университета (совет НТМ), объединяющий в одну научную структуру студентов и молодых ученых.

Управление системой научного творчества молодежи в РГППУ носит административнообщественный характер, так как помимо традиционного административного канала управления «ректор — проректор по научной работе — директор института — заведующий кафедрой — преподаватель — студент» широко используется интеллектуальный ресурс научных обществ, органично встроенных в учебно-воспитательный процесс в вузе. Научные общества имеют собственные подходы к организации исследовательской работы со студентами и аспирантами, учитывающие образовательную специализацию подразделения. Собственно об-

28

щевузовская система управления научным творчеством включает в себя три подсистемы:

• организация и координация научного творчества молодежи;

• мотивация и стимулирование студентов, аспирантов и их научных руководителей;

• сбор и анализ результатов деятельности молодых исследователей и осуществления обратной связи.

Подсистема организации и координации научного творчества молодежи представлена тремя уровнями управления: совет НТМ (университетский уровень); советы научных обществ молодых ученых и студентов подразделений (институтский, факультетский уровень); студенческие научные объединения (кафедральный уровень) (рис. 1).

Первый уровень структуры управления, совет НТМ, представляет собой коллегиальный орган, осуществляющий организационное и методическое руководство научно-исследовательской деятельностью студентов и молодых ученых университета. В состав совета НТМ входят председатели и ученые секретари научных обществ, созданных во всех учебных подразделениях — институтах, отделениях, колледжах. К функциям совета НТМ относятся:

• ведение пропаганды роли и значения для молодежи научной деятельности; сбор и предоставление студентам и молодым ученым информации о проводимых научных конференциях, конкурсах, семинарах, олимпиадах и других мероприятиях научно-познавательной и научноисследовательской направленности;

• организация проведения ежегодных общеуниверситетских «Дней научного творчества молодежи», Всероссийского студенческого конкурса научно-исследовательских работ и Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Профессиональное обучение», проведение ежегодных конкурсов «Лучший студент университета по научно-исследовательской работе» и «Лучшее подразделение университета по научно-исследовательской работе со студентами» и др.

Второй уровень структуры управления научным творчеством молодежи представляют советы научных обществ молодых ученых и студентов, функционирующих в учебных подразделениях. Функции научного общества молодых ученых и студентов следующие:

• создание необходимых условий для выявления и реализации научно-исследовательских интересов и наклонностей студентов, содействие студентам и аспирантам в участии во внешних научных мероприятиях;

координация деятельности студенческих научных объединений, организация и проведение на-

Рис. 1. Организационно-управленческая структура «молодежной» науки в РГППУ

учных мероприятий для студентов и аспирантов в рамках ежегодных институтских дней научного творчества молодежи и в соответствии с планами научно-исследовательских работ подразделения и кафедр и др.

Третий уровень структуры управления молодежной наукой представлен студенческими научными объединениями, работающими при кафедрах (научные кружки; проблемные, научные и творческие группы; научно-исследовательские лаборатории; художественные студии; творческие клубы; спортивнотехнические секции; учебнопроизводственные центры и т. д.).

Подсистема мотивации и стимулирования студентов, аспирантов и их научных руководителей опирается на разработанные советом НТМ положения: «О проведении Дней научного творчества молодежи», «О порядке поощрения научных руководителей студентов», «О конкурсе на звание «Лучший студент университета по научно-исследовательской работе»» и «О конкурсе на звание «Лучшее подразделение по научноисследовательской работе со студентами»».

День научного творчества молодежи (День НТМ) является в вузе наиболее массовым научным событием, ежегодно происходящим уже не первое десятилетие. Одно только перечисление видов проводимых мероприятий показывает разнообразие их форм и содержания: научные и читательские конференции, «круглые столы», научные семинары, защита проектов, олимпиады, интеллектуальные брейн-ринги, творческие конкурсы и конкурсы профессионального мастерства, конкурсы-дефиле, фотокроссы, выставки, деловые игры, презентации творческих работ, театральные вечера, спортивные состязания, мастер-классы, публичные лекции и т. д.

Существенную роль в вопросах мотивации и стимулирования студентов вуза к научно-исследовательской работе играет конкурс «Лучший студент университета по научно-исследовательской работе», который проходит в два тура: первый тур — в подразделениях, второй — общеуниверситетский. С 2009 г. конкурс стал проводиться в интерактивной форме, в режиме on-line. Информация о конкурсе: положение, показатели оценки работы студента и персональная конкурсная таблица каждого студен-

та размещены на официальном сайте университета РГППУ (электронный адрес — www.rsvpu.ru).

Также в университете не первый год проводится конкурс «Лучшее подразделение по научноисследовательской работе со студентами», который направлен на поддержку и стимулирование деятельности профессорско-преподавательского состава университета по руководству научноисследовательской работой студентов. Конкурс проводится в форме подведения итогов работы кафедр за календарный год по трем номинациям: лучшая выпускающая кафедра по НИРС, лучшая невыпускающая кафедра по НИРС и лучшее научное общество молодых ученых и студентов.

Кроме того, в РГППУ широко используются и другие формы стимулирования научноисследовательской работы молодежи, к таковым, например, относятся:

• моральное поощрение студентов и аспирантов, успешно занимающихся научно-исследовательской работой (награждение благодарственными письмами, почетными грамотами, занесение сведений на Доску почета, размещение на информационных досках, сайте вуза, в университетской многотиражке и т. д.);

29

• направление лучших исследований студентов и молодых ученых на внешние конкурсы научно-исследовательских работ и публикация результатов исследований в научных изданиях, командирование студентов и аспирантов для участия в различных научных форумах, для продолжения обучения или стажировки за рубежом;

• материальное стимулирование студентов, аспирантов, успешно занимающихся научноисследовательской работой (награждение ценными подарками, премиями и др.), выдвижение студентов, аспирантов на присуждение именных стипендий разного уровня и предоставление студентам рекомендации для обучения в аспирантуре, представление к награждению отраслевыми наградами и др.

Создание подсистемы сбора и анализа результатов деятельности молодых исследователей университета и осуществление обратной связи задается, с одной стороны, необходимостью предоставления вузом в федеральные органы образования ежегодных отчетов по разделам «Организация научноисследовательской деятельности студентов» и «Результативность научно-исследовательской деятельности студентов». С другой стороны, руководству вуза и его структурным подразделениям также необходима информация для оценки результатов работы и осуществления перспективного планирования.

Для выполнения этих задач советом НТМ была разработана и внедрена в практику комплексная методика оценки результатов научноисследовательской деятельности студентов и всей системы организации и управления научным творчеством молодежи в вузе. В данной методике в качестве базовых оценок результативности были использованы показатели, отражающие количество и качество участия студентов в различных научных

мероприятиях: [количество внешних студенческих научных мероприятий, организованных подразделениями вуза (конференции, олимпиады, конкурсы и выставки); опубликованных студенческих статей и тезисов; научно-исследовательских и творческих работ студентов, отправленных на внешние конкурсы и выставки; студентов-участников внешних олимпиад и профессиональных конкурсов; наград, полученных студентами на внешних конференциях, конкурсах, олимпиадах и выставках и др. (под внешним мероприятием подразумевается межвузовское, городское, областное, региональное, межрегиональное, всероссийское, международное)].

Каждому показателю научно-исследовательской работы был задан определенный ранговый вес (количество баллов). Например, организация одного внешнего студенческого мероприятия оценивается в 40 баллов; одна студенческая печатная работа — в 1 балл; награда, полученная студентами за участие в конференции, — в 2 балла; работа, направленная на Всероссийский открытый конкурс студенческих научно-исследовательских работ, — в 4 балла и т. д.

Советом НТМ были собраны обозначенные результаты за все годы существования вуза, что позволило проследить процесс развития и показатели результативности и эффективности системы научного творчества в динамике за 28 лет (рис. 2, 3). При этом показатели эффективности рассчитывались путем деления показателя результативности на количество студентов дневной формы обучения.

Анализ диаграмм показывает, что студенческая наука в РГППУ (как и по стране в целом) к середине 90-х годов XX в. переживала существенный спад, ее рост обозначился только во второй половине 90-х годов прошлого века. Следует отметить, что изменения, происходящие сегодня в университетской системе научного творчества молодежи, носят каче-

Баллы

Рис. 2. Динамика результативности научно-исследовательской работы студентов университета за 1982-2009 гг.

30 ------------------------------------ ВестникФГ0УВП0МГАУ№3'20'10 -----------------------------------------

Баллы

<NCN<NCN<NCN<NCN<NCN

Рис. 3. Динамика эффективности системы научно-исследовательской работы студентов университета

за 1982-2009 гг.

ственный характер. В последние годы вуз активно выходит на внешний научно-образовательный «рынок». Например, еще десять лет назад в вузе не проводилось ни одного внешнего студенческого научного мероприятия, а за первую половину 2010 г. таковых было более шестидесяти. Сегодня в РГППУ постепенно выстраивается прогнозируемая система научного творчества молодежи. Происходящие в ней количественные и качественные изменения, формирование положительного имиджа науки, совершенствование системы мотивации показывают,

что руководством вуза был выбран правильный вектор инновационного развития.

Список литературы

1. Психология развивающегося профессиональнообразовательного пространства человека: монография /

Э.Ф. Зеер [и др.]; науч. ред. Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф-пед. ун-т», 2008.

2. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе: учеб.-метод. пособие / А.В. Ефанов [и др.]; науч. ред. В.А. Федоров. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009.

УДК 378.147:811

Т.Ю. Полякова, канд. пед. наук, профессор

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процессы глобализации, интернационализации экономики, интеграции России в мировое сообщество стимулируют развитие международных контактов не только в сфере дипломатии и внешней торговли, но и инженерного труда, что приводит, в частности, к появлению в сфере отечественной экономики временных и постоянных международных коллективов, поэтому возрастает роль профессиональной иноязычной коммуникации в деятельности инженеров.

Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция становится более значимым и весомым компонентом профессиональной компетентности инженера. Как следствие, возрастают требования к уровню владения иностранным язы-

ком специалистами технического профиля. Так, по мнению работодателей транспортного сектора России, владение иностранным языком занимает второе место среди требований, предъявляемых ими к выпускнику технического вуза, уступая только профессиональным знаниям и умениям и опережая компьютерную грамотность [1]. Владение одним и двумя иностранными языками существенно повышает конкурентоспособность выпускников технических вузов на современном рынке труда.

При этом особенностью современного этапа развития является многообразие условий применения иностранного языка в профессиональной деятельности инженеров. Все шире иностранный язык используется и в сфере инженерного образования,

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.