Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов на филологическом факультете'

Организация научно-исследовательской работы студентов на филологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михновец Надежда Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов на филологическом факультете»

Н. Г. Михновец,

доцент кафедры русской литературы

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Научно-исследовательская работа студентов филологического факультета является обязательной составляющей образовательной программы подготовки бакалавра и магистра. Программы научно-исследовательской работы, составленные кафедрами факультета, охватывают всех студентов. Бакалавры включаются в научно-исследовательскую работу уже с I курса. Студент самостоятельно выбирает кафедру, затем получает от преподавателя кафедры либо индивидуальное, либо коллективное задание, а в течение года работает над его выполнением. Для большинства бакалавров 1-11 курсов этот вид деятельности носит учебно-исследовательский характер. О своих результатах студент может доложить на заседании кружка или на одной из секций факультетской студенческой научной конференции. Так, настоящим открытием этого года стала работа первокурсницы Д. Жоган «Русинский: язык или диалект?». На секционном заседании студентка заняла первое место, была рекомендована к участию в университетской конференции, а сейчас уже подготовила тезисы своего доклада к публикации. Многие бакалаврские работы, которые студенты защищают, заканчивая IV курс, постепенно вырастают из научноисследовательской деятельности, проходят апробацию на студенческих научных конференциях и становятся достойным итогом нескольких лет работы.

Столь интенсивное вовлечение студентов факультета в научно-исследовательскую работу, несомненно, сопровождается

большими трудностями: значительно увеличивается нагрузка как студентов, так и преподавателей, далеко не все студенты заинтересованы в такой работе, далеко не всем бакалаврам она по силам. Немало преподавателей, студентов разных курсов относятся к этому виду деятельности формально. Время от времени на факультете остро встает и вопрос о целесообразности нововведения. Однако однозначный ответ на него вряд ли возможен. Обратимся к итогам студенческой научной работы за 2007/2008 учебный год.

Студенты филологического факультета в этом году добились значительных успехов. Филфаковцы выступили с докладами на международных и российских научных и научно-практических конференциях: в Таллине и Нарве (Эстония), в Москве и Санкт-Петербурге. Доклады наших студентов прозвучали в Институте славянских языков и культур Таллинского университета, в МГУ им. М. В. Ломоносова, в Государственном музее Булата Окуджавы, в Северо-Западном институте печати. Молодые филологи включились в работу самых разных по своей тематике конференций: «Булат Окуджава: проблемы жизни и творчества», «Соло-губовские чтения», «Ломоносовские чтения», «Детство как литературный дискурс», «Русистика и современность», «Слово.

Словарь. Словесность: Петербургский контекст русистики начала XXI века».

Студенты поддерживают не только университетские традиции, активно участвуя в работе ежегодной межвузовской конферен-

ции «Студент — исследователь — учитель», но и собственно филфаковские. Несколько лет назад магистранты нашего факультета стали инициаторами проведения российской конференции «Магистр — науке и образованию», а затем сложилась традиция ее ежегодного проведения. Специфическая особенность этой конференции состоит в том, что разноуровневые задачи по ее организации и проведению как ставят, так и решают сами магистранты. Задействован каждый, при этом магистрант самостоятельно выбирает форму своего участия: он может заняться разработкой информационной поддержки конференции, отвечать за прием гостей и культурную программу для них, за работу секционных заседаний и за проведение круглых столов. Большинство магистрантов, обобщив результаты своей работы, выступают с докладами, предлагая разные формы презентации научной информации.

За истекший год студентами филфака опубликована 21 работа. Статьи наших студентов помещены в такие сборники научных работ, как «Б1иё1а Бкуюа VIII», «Русская словесность: проблемы эволюции и поэтики», «Русистика и современность» (т. 2), «Формирование толерантной среды в Санкт-Петербурге», «Современное состояние и перспективы обучения русскому языку в вузе». Активно публикуются И. Зайковская, Е. Полякова, Д. Рашидова, М. Виноградова, Т. Андреева, в этом учебном году у каждой из них вышло в свет по две работы.

Несколько лет тому назад на базе нашего факультета было организовано Лесковское общество, с каждым годом расширяется его аудитория. В этом году гостями заседаний научного общества стали студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели РГПУ им. А. И. Герцена и СПбГУ, исследователи творчества Н. С. Лескова, специалисты других областей научного знания. Сейчас несколько магистрантов принимают участие в разработке страницы для сайта Н. С. Лескова.

Проведение круглых столов способствует более интенсивному вхождению студентов в современное научное, научно-педаго-

гическое сообщество. В заседании «Зарубежное образование глазами преподавателей и студентов филфака» приняли участие зав. кафедрой изучения славянских языков и литературы, профессор Женевского университета Ж.-Ф. Жаккар, факультетские преподаватели, работавшие в Германии, США, Южной Корее, Китае, а также студенты, обучавшиеся и обучающиеся в университетах Западной Европы. Большую аудиторию собрало заседание «Судьба филолога в современном мире». Студенты засыпали вопросами выпускников факультета 1990-2000 гг. Свою аудиторию собрал круглый стол «Проблемы профессиональной адаптации учителя-словесника». На заседание круглого стола «“Словесная икона” в творчестве Н. С. Лескова» были приглашены ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея И. А. Шалина, профессор СПбГУ И. В. Столярова, иконописцы Ф. А. Давыдов, В. А. Бендеров.

Особенно богатой гостями была «Неделя СНО». На факультет были приглашены ученые, переводчики, педагоги, издательские редакторы, режиссеры, драматурги. На пленарном заседании прочел лекцию Ж.-Ф. Жаккар (Швейцария). Переводчик А. А. Гонсалес (Аргентина) рассказал о специфике перевода трудов Л. С. Выготского на испанский язык. Современные издательские стратегии проанализировала редактор издательства «Азбука» А. С. Страхова. О проблемах современного театра рассказал драматург А. М. Зинчук, член Союза писателей Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей. На вопросы студентов ответил режиссер театра «Ювента» В. И. Николаев. Состоялась встреча с членом клуба любителей миниатюрной книги Б. В. Сухомлиновым на тему «Язык дружбы — язык мира и добра!» («Спасибо» на 100 языках мира). О проекте «новой школы» рассказала Е. Н. Алексеева.

Во время «Недели СНО» прошло заседание девяти секций. Студентами (97 авторов) было прочитано 94 доклада. По количеству секций и прочитанных докладов лидирова-

СТУДЕНЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО: НАУКА И ИСКУССТВО

ли кафедры русской литературы, русского языка, межкультурной коммуникации. Разнообразие тематики докладов, актуальность и новизна студенческих исследований не были бы возможны без заинтересованного внимания к научной работе студентов бакалавриата и магистратуры со стороны преподавателей всех кафедр филологического факультета.

На факультете большое внимание преподавателей в работе со студентами уделяется разработке новых способов презентации научной информации. Именно в «Неделю СНО» у студентов появляется возможность апробации своих находок. В этом году большой интерес вызвала популярная лекция с показом видеоклипов «Современная поэзия после постмодерна. Дмитрий Воденников как новый Блок, Маяковский и Алла Пугачева», подготовленная доцентом М. А. Левченко и студенткой М. Михновец.

Заблаговременная и планомерная организационная работы актива СНО предопределила успешное проведение многочисленных и разнообразных мероприятий «Недели СНО». Объявления о заседаниях были заранее размещены на стендах факультета и представлены в Интернете. В «Контакте» зарегистрировано «Студенческое научное общество филологического факультета». 119 человек — число участников этого виртуального сообщества. В интернет-сети еже-

дневно обновлялась страница «Новости СНО», было организовано обсуждение и голосование по всем мероприятиям научной недели, освещены итоги работы всех секций, выложены фотоальбомы и видеозаписи. Одновременно было предложено несколько тем для обсуждения («Судьба филолога в современном мире», «НИРС и СНО на филологическом факультете» и др.). В плане СНО на будущий год намечено создание электронного журнала творческих работ студентов, подготовка видеоконференции.

С одной стороны, именно всеохватная научно-исследовательская деятельность

студентов филологического факультета является залогом самого активного участия значительного количества студентов в мероприятиях СНО. С другой стороны, очевидно, что необходимо решить вопрос о стимулировании преподавателей. Все виды работы: планирование научной работы студентов разных курсов и разных уровней подготовки, индивидуальные консультации, проведение заседаний, подготовка студенческих работ к публикации и многое, многое другое — должны стать составной частью научно-исследовательской и учебной нагрузки преподавателей. Вряд ли стоит отказываться от научно-исследователь-ской работы, предполагающей участие всех студентов, вместе с тем, необходимо и решение назревших проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.