Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов'

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS / НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / DIRECTIONS AND FORMS OF RESEARCH WORK OF THE TRAINED / RESEARCH WORK OF THE TRAINED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говорова А.М., Диденко Л.А.

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Говорова А.М., Диденко Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS WHICH ARE TRAINED IN THE CONDITIONS OF REALIZATION

In article some questions of the organization of research activity of the federal state educational standards which are trained in the conditions of realization are considered: contents, directions, work forms.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

УДК 373.51

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

А. М. Говорова Научный руководитель - Л. А. Диденко

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: didenko.56@mail.ru

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и формы работы.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа обучающихся; содержание, направления и формы научно-исследовательской работы обучающихся.

THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS WHICH ARE TRAINED IN THE CONDITIONS

OF REALIZATION

A. M. Govorov Scientific supervisor - L. A. Didenko

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedevа str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: didenko.56@mail.ru

In article some questions of the organization of research activity of the federal state educational standards which are trained in the conditions of realization are considered: contents, directions, work forms.

Keywords: research work of the trained; contents, directions and forms of research work of the trained.

Актуальность организации научно-исследовательской деятельности обучающихся обусловлена нормативно-правовыми документами Российской Федерации, в которых определено, что приоритетным является:

- содействие обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте и др. [9];

- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией является одним из критериев достижения обучающимися предметных результатов [8];

- формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта и др. [8];

- учебно-исследовательская и проектная деятельность является средством формирования универсальных учебных действий обучающихся [2, с. 64].

Вместе с тем, значительная часть педагогов общеобразовательных школ испытывает затруднения в организации форм урочной и внеурочной научно-исследовательской деятельности школьников: проведении экспериментов, исследований, научных проектов, исследовательских практик, образовательных экспедиций, ученических научных обществ и др. [2, с. 65].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Таким образом, возникает следующее противоречие:

- между необходимостью организации научно-исследовательской деятельности и неподготовленностью учителей к ее осуществлению;

- необходимостью развития научного мышления школьников и недостаточным применением приемов для его развития;

- необходимостью использования различных форм урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий и недостаточным применением их в образовательной практике.

На разрешение данного противоречия направлена цель нашего исследования: раскрыть теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в образовательной школе.

Предметом исследования является организация научно-исследовательской деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Мы предполагаем, что организация научно-исследовательской деятельности обучающихся будет эффективной, если будут:

- раскрыты теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности;

- определены направления научно-исследовательской деятельности обучающихся;

- проектирование и внеурочная деятельность обучающихся будет включать некоторые формы научных исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации федеральных образовательных стандартов основного общего образования в научной литературе рассматриваются недостаточно.

Обратимся к анализу понятий. Понятие «научно-исследовательская деятельность» изучено в науке достаточно подробно и понимается как деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [7]. Таким образом, вслед за авторами, мы понимаем научно-исследовательскую деятельность как творческий процесс решения исследовательских задач, направленный на развитие мыслительных процессов обучающихся.

В федеральном государственном образовательном стандарте предлагаются некоторые формы научно исследовательской деятельности, которые хорошо изучены в теоретических исследованиях. Так в многочисленных публикациях рассматриваются различные формы проектной деятельности школьников, как разновидность научно-исследовательской деятельности:

- в работах И. К. Баталиной, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, С. Е. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников;

- Е. А. Гилевой, Ю. С. Егоровым, Н. А. Мансуровым, Н. Ю. Пахомовой, И. С. Сергеевым охарактеризованы этапы учебного проекта и описана роль учителя на каждом из них;

- С. Лернер, К. Н. Поливановой, И. Д. Чечель разработаны научные подходы в оценивании проектной деятельности [3; 4; 6;].

По мнению Е. Ю. Ривкина, проектно-исследовательская деятельность создает благоприятные условия для развития опыта обучающегося: - самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; - общения в процессе личностно и социально значимой творческой деятельности - ведущих типов психологической деятельности подростков [5, с. 118].

Мы вслед за авторами исследований считаем, что наиболее эффективными формами организации научно исследовательской деятельности являются выполнение учениками учебного исследования или проекта в рамках урока-исследования, урока-лаборатории, урока - творческого отчета, урока изобретательства, урока - рассказа об ученых и др. [1].

Анализ литературы позволяет выявить основные направления научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Первое направление - индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий); работа с учащимися по индивидуальному учебному

плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта), которая возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;

Второе направление - групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление - массовая работа - встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад и др. [1].

Анализ образовательной практики показывает, что научно-исследовательскую деятельность школьников можно развивать через организацию внеурочной работы, сочетающую в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с учебно-исследовательскими обществами других школ и др. [2]. Проведение конференций, диспутов, квестов, брейн-рингов, позволяет школьникам решать нестандартные задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности. Например, перевод текстовой задачи в графическое изображение, составление синквейна, составление тематических сказок на заданную тему, составление кластера и др.

Проектирование в урочной и внеурочной деятельности является формой организации научной исследовательской деятельности (макеты, модели, рабочие установки, схемы, план - карта; документальные фильмы, мультфильмы; альбомы и др.). Участие школьников в проектировании развивает способность управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность способствует формированию и развитию их личностных результатов: включение во взаимодействие с одноклассниками и педагогами; формирование позитивной самооценки; определение собственных способов ведения исследования и постановки вопросов; возможность проникновения в учебные ситуации; самостоятельная организация получения и обработки информации; участие в творческих группах; решение возникающих проблем и др. Таким образом, создаются условия для развития и освоения компетенций личностного самосовершенствования обучающихся.

Библиографические ссылки

1. Диденко Л. А. Использование современных образовательных технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов : учеб. пособие ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2015. 162 с.

2. Диденко Л. А. Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования: средства формирования и оценка : учеб. пособие ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2015. 175 с.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М. : Аркти, 2009. 112 с.

4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2011. 192 с.

5. Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования // Теория и технология. 2014.

6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений. М. : Аркти, 2012. 80 с.

7. Соколовская Н. В. Научно-исследовательская деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html (дата обращения: 10.03.2015).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 дек. 2010 № 1897. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Говорова А. М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.